Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Происхождение канонического образа Иисуса Христа




Основные иконографические типы

 

Церковное Предание и исторические документы свидетельствуют о существовании некоторых изображений Иисуса Христа уже в апостольские времена. С открытием для исследователей Туринской плащаницы ее анализ привел их к убеждению в том, что лик Спасителя на канонических иконах византийского и русского письма и лик человека с плащаницы очень похожи. Еще в 1939 году французский исследователь Поль Винон заметил в изображении лица с Туринской плащаницы и древней византийской иконографии 20 общих особенностей. В 1982 году американский ученый Алан Вэнджэр с помощью методики наложения изображений в поляризованном свете обнаружил 46 совпадений между чертами лица с Туринской плащаницы и ликом Христа на древнейшей мозаике VI в. в монастыре св. Екатерины на Синае. Используя ту же методику, он нашел 63 совпадения между отпечатками лица на ткани плащаницы и образом Христа на золотой монете, чеканившейся в VII в. в Византии (солид императора Юстиниана, датируемый 692-695 гг.). В монастыре св. Екатерина на Синае есть также икона начала IX в. с отображением Спаса Неруковорного. Анализируя пропорции образа на иконе, Вэнджэр доказал, что плат, изображенный на иконе, соответствует размерам Туринской плащаницы, свернутой в восемь раз, чтобы был виден только лик. Появление этого образа церковное Предание связывает с земным бытием Иисуса Христа. Основной богословский смысл иконы Спас Нерукотворный – воплощение Сына Божия для спасения страждущего человечества.

В начале новой эры в западной части Месопотамии, за рекой Евфрат, на юго-востоке от Палестины находилось небольшое государство Озроэна со столицей Эдессой, которым в 8 – 45 гг. правил царь Авгарь V Черный, страдающий «черной» проказой – самой тяжелой формой этой болезни. Как свидетельствует предание, узнав от подданных, которые по торговым делам бывали в Иерусалиме, о необыкновенном Человеке и Его поразительных чудесах, царь Эдессы послал своего придворного живописца Ананию в Палестину с письмом, в котором просил Иисуса Христа о помощи и предлагал Ему приехать к нему, чтобы укрыться от преследований в Палестине. Анания несколько раз безуспешно пытался передать это письмо, а также сделать рисунок лика Иисуса, но наконец был приглашен к Нему через апостола Фому. Христос сказал, что Он останется в Иерусалиме, чтобы совершить то, что должен совершить, а в помощь Авгарю направит Свой образ. Умывшись, Он отер Свое лицо убрусом (полотенцем), на котором непостижимым образом вода, пропитавшая ткань, превратилась в краски.

Получив эту реликвию, правитель Эдессы чудесно исцелился от своей страшной болезни и привел к христианству своих подданных. Сам Нерукотворный Образ был прибит на «доску негниющую» и помещен над городскими воротами. Один из последующих правителей вернулся к язычеству, тогда христиане скрыли (замуровали) Образ в городской стене, и место это, вначале тщательно оберегаемое, через четыре столетия было забыто. В 545 году во время осады Эдессы персидскими войсками эдесскому епископу Евлалию было дано откровение о местонахождении Нерукотворного Образа. Разобрав в указанном месте кирпичную кладку, жители увидели не только прекрасно сохранившийся Святой Убрус, но и отпечаток на керамиде – глиняной доске, закрывавшей его. После этого чудесного обретения и общегородского молебна перед иконой, войска неприятеля неожиданно сняли осаду и спешно покинули пределы страны. До X в. Нерукотворный Образ был главной святыней города. Затем 16/29 августа 944 года его торжественно перенесли в Константинополь. Этот день до сих пор празднуется Церковью, а в народе называется также Спасом третьим или Спасом на холсте. Согласно церковному преданию, в 1204 году во время захвата Константинополя крестоносцами Нерукотворный Образ был похищен венецианским дожем. Однако в Венецию он не попал: на Мраморном море разыгралась буря, и корабль, на котором находилась святыня, утонул вместе с ней.

В православной иконописной традиции прослеживается два основных вида изображения Нерукотворного Образа – Спас на убрусе (или Убрус) и Спас на чрепии (или Чрепие). В обоих случаях это оглавные изображения. На иконах типа Спас на Убрусе лик Иисуса Христа изображен на фоне плата, верхние концы которого завязаны узлами, подчеркнуты складки ткани, а по его нижнему краю пущена кайма. Это лик Человека средних лет с тонкими одухотворенными чертами, с бородой, разделенной надвое, с длинными, вьющимися на концах волосами и с прямым пробором. Вокруг головы – нимб золотого или близкого к нему по гамме желтого (охристого) цвета. В отличие от нимбов святых, на любых иконах Спасителя он имеет вписанный крест. В византийских изображениях крест украшался драгоценными камнями, по краям нимба ставились буквы α и ω), позднее его стали изображать состоящим из девяти линеек (по числу девяти ангельских чинов) и вписывать буквы o ω v, что значит «сущий». По обе стороны от нимба помещается сокращенное наименование Спасителя – IС ХС. Иногда на иконах «Спас на убрусе» изображают фигуры ангелов, которые поддерживают края плата. На иконах Спас на чрепии нет изображения плата, фон ровный, а в некоторых случаях имитирует фактуру черепицы или каменной кладки.

Традиционно на Руси изображения Нерукотворного Образа Спасителя помещали над городскими воротами. Есть несколько разновидностей (изводов) этого изображения. Среди наиболее известных образов – Спас Златые Власы. Золотые волосы Христа (признак бессмертия богов еще со времен античности) подчеркивают божественность Иисуса, его отрешенность от всего земного. Был и другой вариант Нерукотворного Спаса неумолимого и сурового – новгородский Спас Ярое Око. Его часто помещали на знаменах воинских частей. Олицетворением гармонии Божественной мудрости и земной доброты является Звенигородский Спас.

Господь Вседержитель (Пантократор) (от греч. pantokrator – всевластитель). Характерной особенностью этого иконографического типа является изображение благословляющей правой руки Иисуса Христа и раскрытой или закрытой книги в левой руке. Фигура Спасителя поясная или в полный рост. Он облачен в типичные для Его земной жизни одежды – хитон (в виде рубахи) и гиматий (род плаща), на правом плече изображен клавий (клав) – нашитая вертикальная полоса (знак различия римских граждан). В иконографии Спасителя клав – символ чистоты и совершенства человеческой природы Христа, а также знак посланничества, признак особой мессианской роли Спасителя. Такую нашивку можно увидеть и на иконах Апостолов. Традиционно хитон Спасителя имеет оттенки красного (символ царского достоинства и мученичества), а гиматий – синего (символ чистоты и непорочности) цветов, а их сочетание олицетворяет соединение в Нем человеческой и Божественной природы (тайна Боговоплощения). Вокруг головы Спасителя – нимб со вписанным в него крестом. Книга, которую Он держит в левой руке, может быть изображена как в привычном для нас виде, так и в виде свитка. Эта книга – не просто напоминание о Благой Вести, она – и Книга жизни, в которую вписаны имена спасенных, и Книга, запечатанная семью печатями, как свидетельствуют Ветхий и Новый Завет (см.; Исх., 32, 32 – 33; Откр., 5, 1 – 8). Раскрытая книга обязательно содержит цитату из Священного Писания. Характер текста зависит от богословского содержания, которое подчеркивает каждый извод. Однако в любом случае это образ Промыслителя о мире, Вершителя судеб этого мира, поэтому особенно часто фрески или мозаики с изображением Спаса Вседержителя помещаются в центральной, купольной части храма.

Одно из наиболее ранних изображений Христа Пантократора – синайская икона VI в., исполненная в технике энкаустики (от греч. enkaio – выжигаю). На этой иконе Лик Христа ассиметричен – одна бровь выше другой, глаза разной формы, уста несколько искривлены. Образ написан в стиле, не характерном для более поздней иконописи – с неожиданной реалистичностью, сочными густыми мазками, но тот иконографический тип, который использован в этой иконе, сохранился на многие века, вплоть до настоящего времени.

Господь на престоле, или Царь царем. На этой иконе, как и в иконографии Христа Пантократора, Спаситель изображен с благословляющей правой рукой и книгой в левой руке, но Он всегда восседает на престоле в полный рост. Престол – не просто символ царской власти, а скорее, символ вселенной, всего видимого и невидимого мира: «Господь на небесах поставил престол Свой, и царство Его всем обладает» (Пс., 102, 19). Фигура Иисуса Христа может быть одиночной или с предстоящими (ангелами и святыми). Он облачен в традиционный красный хитон и синий гиматий. Иисус представлен как символ высшей справедливости, как образ верховной власти над теми, кому дана самая большая земная власть над людьми.

Существуют многочисленные варианты этой иконы, где Христос, как глава Церкви, изображен в архиерейском облачении – саккосе, омофоре и митре. Такой извод называется Великий (Небесный) Архиерей, окончательно оформившийся в законченный иконографический тип в греческой иконописи в ХII – ХIII вв., а в русской иконографии в XVI – XVII вв. На некоторых изводах этой иконы Спаситель изображен с книгой в правой руке и с архиерейским жезлом в левой.

Спас в силах. Эта икона показывает Иисуса Христа во всей полноте Его силы и славы, как Владыку всего видимого и невидимого мира, таким, каким Он явится в конце времен. Икона непосредственно связана с эсхатологической темой – вторым пришествием Спасителя, Страшным Судом, концом времен и грядущим преображением вселенной.

Спас Эммануил. На этой иконе Христос изображен в виде Младенца или Отрока отдельно или с предстоящими перед Ним (тип икон, где младенец находится на руках Матери, относится к иконографии Богоматери). Обычно образ поясной или оплечный. «Эммануил» в переводе с еврейского «с нами Бог». Это имя впервые появилось в пророчестве Исайи о грядущем Боговоплощении: «Итак Сам Господь даст вам знаменье: се, Дева во чреве приимет, и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил» (Ис., 7, 14). Как и на всех иконах Спасителя, здесь также присутствуют и крестчатый нимб, и сокращенное наименование – IС ХС, и традиционные для иконографии Иисуса одежды. Лик юного Христа соотносится с возрастом, упоминаемым в Евангелии от Луки: «И когда Он был двенадцати лет, пришли они также по обычаю в Иерусалим на праздник» (Лк., 2,42). Несмотря на то, что уже в мозаиках Равенны VI в. появляются подобные образы, все же иконография Божественного Отрока не получила столь широкого развития, как предыдущие иконографические типы. Однако она может входить в состав сложных композиций, таких как «Недреманное Око», «Преполовение» («Беседа с книжниками»), «Собор Архангелов».

Иконография Богородицы разнообразна. Она изображается на иконах Богородичных праздников, а также с Божественным Младенцем на руках или без Него. Однако Ее одежда, как правило, традиционна. Голову покрывает большой четырехугольный плат, преимущественно темно-красных оттенков, который окутывает всю фигуру, – мафорий (или омофор от греч. omophorio – букв. носимое на плечах покрывало). По краям плат украшен каймой и бахромой. Звезды на нем имеют два значения: символ непорочности Приснодевы «до рождества, в рождестве и по рождестве», а также символ Святой Троицы. На многих иконах фигура Богомладенца закрывает собой одну из звезд, тем самым символизируя воплощение второй Ипостаси Троицы (Бога Сына). Нимб Богоматери не содержит вписанный крест, в отличие от нимба Младенца, но на иконах обязательно присутствует именование – сокращенное начертание слов «Матерь Бога» (MP ØV),

Иконография Богородицы с Младенцем обычно делится на три типа.

Умиление (или Милующая) русский вариант перевода греческого слова eleousa (милостивая). Этот тип иконографии сложился в Византии в XI в. на основе иконографического типа «Одигитрия», в котором Божия Матерь как бы склоняется к Сыну, ища у Него милости для человечества, и Он, обращаясь к Ней, отвечает Ей и миру благословением. Эти иконы, как правило, поясные. В иконографии представлено соединение земного и небесного, выраженное сопряжением нимбов и взаимоприкосновением двух ликов (Богоматери и Младенца). Это символическое изображение Христа и Церкви Христовой, которую олицетворяет Богородица. К этому типу относятся образы «Владимирская», «Донская», «Феодоровскаяя», «Ярославская», «Взыграние Младенца», «Взыскание погибших», «Достойно есть», «Касперовская», «Корсунская», «Почаевская», «Толгская» и т. д. (Правильное название Владимирская икона Божией Матери или икона Божией Матери Владимирская, но не Богоматерь Владимирская, так как Божия Матерь только одна – Приснодева Мария. – Прим. автора)

Путеводительница (Одигитрия) (от греч. odigitriуа – указующая путь). Путь истинный – путь к Христу. Об этом говорит жест правой руки Богородицы, которая указывает на Богомладенца, восседающего на левой руке и опирающегося на свиток (закон). Христос, как Законодатель, благословляет всех идущих путем совершенствования, о чем свидетельствует жест Его правой руки. Большинство икон этого типа представляет Богоматерь с Богомладенцем, изображенным на Ее правой руке, но есть и изводы, где Младенец помещен на левой. Изображения Богоматери «Одигитрия», как правило, поясные, но есть и оплечные (например, «Казанская») и в полный рост. К этим типам икон относятся образы «Влахернская», «Грузинская», «Иверская», «Иерусалимская», «Избавительница», «Троеручица», «Скоропослушница», «Споручница грешных», «Казанская», «Смоленская», «Тихвинская», «Утоли мои печали», «Ченстоховская» и т. д.

Молящаяся (Оранта) (от лат. orans – молящийся). Это изображение Богоматери с воздетыми в молении руками как с Младенцем на лоне, так и без Него. Такие изображения в полный рост по древней традиции помещают в конхе – верхней части алтаря как символическое единство Церкви земной и Церкви Небесной. «Великая Панагия» (от греч. panagia – всесвятая). На этих иконах Божия Матерь изображается в полный рост и с Младенцем на лоне. Такие изображения на Руси стали называться «Знамение». Одно из значений славянского слова «знамение» – чудо, поэтому такое изображение символизирует величайшее чудо, когда Безначальный и Невместимый Бог вместился в человеческое тело. Так иконография «Знамение» перекликается с иконами Божией Матери «Умиление». Слово «знамение» родственно также славянскому глаголу «знаменаю» – созываю, призываю к богослужению. Это раскрывает второй глубинный символ данной иконографии: воздетые руки Богоматери как символ молитвы; Младенец Христос в круге как символ Евхаристии; поручи на руках Богоматери – символ служения всей Церкви Богу. К иконам «Знамение» относятся следующие образы: «Знамение», «Новогородская, «Нерушимая стена», «Неупиваемая чаша», «Курско-Коренная», «Мирожская», «Никейская», «Царскосельская» и т. д.

Деление Богородичной иконографии, равно как и иконографии Спасителя, на три основных типа весьма условно. Можно еще выделить изображения Царицы Небесной на престоле («Державная», «Всецарица» и т. д.). Иконы «Умиление» Серафимо-Дивеевская, «Огневидная» и другие представляют собой «портретный» вид иконографии Богоматери, а «Неопалимая купина», «Живоносный источник», «Нечаянная Радость» и другие, как особые композиции, в которых прослеживаются некоторые типологические признаки.

 

Вопросы для контроля владения компетенциями:

 

1. Какое влияние на священные изображения ранних христиан оказало античное искусство?

2. Какие группы катакомбных изображений выделяют исследователи?

3. Икону часто называют богословием в красках, а иконопись – видимым языком Церкви. Согласны ли Вы с этим утверждениями? Ответ обоснуйте.

4. Что являет икона? Почему Отцы Церкви называли икону Евангелием для неграмотных?

5. На конкретных примерах выделите наиболее характерные отличия иконы от картины на библейский сюжет, раскройте понимание обратной перспективы и аксиологического (ценностного) характера изображения.

6. Имеет ли икона воспитательные значения для нравственных качеств личности? Ответ обоснуйте.

7. На конкретных примерах покажите в чем проявляется символичность цветовой гаммы иконографических изображений.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 981; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.02 сек.