Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

В чем состоит революционность марксистской диалектики?




Каким образом марксизм исследует социальные процессы?

 

Критика предшествующей философии и особенно радикальных последователей Гегеля (младогегельянцев) приводит Маркса
и Энгельса к мысли о том, что нельзя изменить мир посредством изменения сознания, посредством идей, выдвигаемых младогегельянскими «критически мыслящими личностями», поскольку интересы людей порождаются реальными условиями их жизни, их бытием.

Производительные силы развиваются непрерывно и периодически вступают в противоречие со сложившимися производственными отношениями, перерастают их рамки. Тогда происходит ломка устаревших производственных отношений, возникает новый способ производства, который будет существовать до тех пор, пока сохранится соответствие между уровнем развития производительных сил и соответствующим им характером производственных отношений. Таков экономический механизм исторического развития. Это развитие предстает как смена способов производства. Смена общественного строя происходит путем революций, которые, как правило, приобретают насильственные формы.

Разработав материалистическое понимание истории, марксизм показал, что новое общество теоретически выводится не из противоречия между сущностью и существованием человека, не
из общего хода истории, в которой человек утрачивает свою сущность. Оно выводится из противоречий самого общества на данном этапе его развития и, прежде всего, из противоречия между производительными силами и производственными отношениями. Созданные буржуазией гигантские производительные силы переросли узкие рамки буржуазных производственных отношений, буржуазной частной собственности. Они все больше приобретают общественный характер и поэтому требуют общественной собственности.

 

Важным гносеологическим инструментом для разработки материалистического понимания истории для Маркса стал диалектический метод (диалектика), который он заимствовал у Гегеля. Однако «у Гегеля диалектика стоит на голове, надо ее поставить на ноги, чтобы вскрыть под мистической оболочкой рациональное зерно» (Маркс К. Капитал. Т. 1 // Маркс К. и Энгельс Ф. Соч. Т. 23. С. 22).

Рациональность диалектики заключалась в необходимости ее превращения из идеалистической в материалистическую, ибо диалектика «в своем рациональном виде» включает в позитивное понимание существующего также и «понимание его отрицания, его необходимой гибели, каждую осуществленную форму она рассматривает в движении, следовательно, также и с ее преходящей стороны она ни перед чем не преклоняется и по самому существу своему критична и революционна» (Маркс К. Капитал. Т. 1. Там же).

Поэтому именно диалектика для современной науки является «наиболее важной формой мышления, ибо только она представляет аналог и тем самым метод объяснения для происходящих в природе процессов развития, для всеобщих связей природы, для переходов от одной области исследования к другой» (Энгельс Ф. Диалектика природы // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 20. С. 367).

Таким образом марксизм, разработавший диалектику как метод познания и революционного действия и материалистического понимания истории, стал формой идеологического обоснования необходимости и неизбежности социальных преобразований в процессе формирования подлинной истории человечества. Именно марксизм стал идейным содержанием борьбы рабочего класса за освобождение от капиталистической эксплуатации и идеологией, подготовившей образование социалистических государств.

Особое влияние марксистская философия оказала на лидеров русского революционного движения, прежде всего на В.И. Ленина – основателя первого в мире социалистического государства. В результате социалистического строительства мир раскололся на две враждующие, противоположные общественно-политические системы, марксизм из научной теории превратился в государственную идеологию.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 574; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.