Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

История спасения, запечатленная в Ветхом Завете 11 страница




Глава восемнадцатая ПРОРОК АВЕСТЫ И ПРОРОК БИБЛИИ 1. Первооткрывателем Авесты был французский лингвист Анкетиль Дюперрон,опубликовавший в 1771 г. перевод этого памятника. После него, в связи спрогрессом иранской филологии, Авеста не раз переводилась на европейскиеязыки, и изучению ее было посвящено много трудов. Классический английскийперевод был опубликован в 5, 18, 24, 37 и 47-м томах "Sacred Books of East"(London, 1860-1897). Полный немецкий перевод: Еr. Wоlff. Аvestа. Strasburg,1910. Истории "открытия" и изучения Авесты, а также полемике, возникшейвокруг нее, посвящена работа А. Маковелъского "Авеста" (Баку, 1960).Согласно персидскому преданию, Авеста заключала в себе 21 книгу, но большаячасть их была уничтожена при Александре Македонском. В настоящее время онасодержит следующие книги: 1) Вендидад-ритуальные предписания парсов идревние мифы, зафиксированные, однако, много позже их возникновения, нарубеже н.э.; 2) Ясна наиболее древняя часть Авесты, содержащая гимны, изкоторых самыми ранними признаны 28-34, 43-51, 53, именуемые Гатами, а такжестаринную заратустрийскую "присягу" или "символ веры"; 3) Висперед сборникизречений и молитв, 4) Яшты- включает очень древние мифы и предписания и,наконец, 5) Бундехиш -самая поздняя книга Авесты, написанная уже не надревнеперсидском, а на пехлевийском языке. Она относится к эпохе Сасанидов(раннее средневековье) и содержит изложение вероучения позднего маздеизма.Полного русского перевода Авесты не существует, есть лишь отдельныефрагменты. ХДВ, с. 367-370; К. Коссович. Зендавеста. СПб., 1861; Е.Бертельс. Отрывки из Авесты. "Восток", 1924, кн. 4; К.Залеман Очерк историидревнеперсидской литературы.- "Всеобщая история литературы" В.Корша, т. I,с. 156. 2. См.: "Магизм и Единобожие", гл. XI. Об индо-иранских мифах см.: 3.Рагозина. История Индии, с. 65 cл.; М.Dresdeп. Муthologу оf Аncient Irаn.-6кн. S.N. Кramer (еd.), Мuthologies of the Ancient World, 1961, р. 345, ff.;J. Duchesne-Guillemin. Zoroastre. Раris, 1948, р. 30, ss. 3. О культе огня в Хорезме, ставшем впоследствии одним из центровзарату-стризма, см.: С. Толстов. По следам древнехорезмийской цивилизации.М., 1948. Почитание огня существовало и у индийцев (бог Агни), и уобитателей Малой Азии (см: В.Иванов. Культ огня у хеттов. Сб. "Древниймир", М., 1962, с. 268). Миф о мировом пожаре см.: Эдда, М, 1917, т. I, с104. Аналогичное учение было и в Вавилоне (см: Г. Винклер. Вавилон Егоистория и культура. СПб., 1913, с. 116). 4. О преемственной связи образов Дьяуша Асуры, Варуны (Асуры Вишваведы)и Мазды Агуры (Агурамазды) см.: А. Введенский. Религиозное сознаниеязычества. М., 1902, т.1, с. 281; Rаdke. Dyaus Asura, Ahura Mazda undAsuras, 1885; О. Кliта. Zaratustrа. Рrаhа, 1964, l, s. 78;J.Duchesne-Guillemin. Ор. сit., р. 104. Пластическое изображение Агурамаздына персидских памятниках в виде мужской фигуры, вписанной в крылатый диск,генетически связано с изображением ассирийского бога Ашура. 5. О дальнейших судьбах учений, порожденных иранской религией, см.. Ю.Николаев (Данзас). В поисках за Божеством. Очерки истории гностицизма. СПб., 1913; Г. Ли. История инквизиции, т. I; Л. Карсавин. Очерки религиознойжизни в Италии в XIII в., СПб., 1912; Д.Ангелов. Богомильство в Болгарии.М., 1954; Н. Казакова и Я. Лурье. Антифеодальные еретические движения наРуси. М., 1955; S. Реrетепt. Lе Dualisme des theosophes et des religions. 6. Гаты написаны на языке, который отличает их от остальных частейАвесты. Это связано не только с тем, что они были записаны ранее другихкниг, но и с архаическим, возвышенным стилем, свойственным их автору (см. Е.Неrzfeld. Zoroaster and his world, 1947, v. I, р. 238). Первоначально Гаты,вероятно, заучивались наизусть и пелись во время богослужений (см.:А.Маковельский. Авеста, с.30). В основу цитируемых нами отрывков положенперевод Маультона (J.N. Мои1tоп. Еаrlу Zоrоаstrianism, 1912), исправленныйпо переводу Дюшена-Гийемена (J.Duchesne-Guillemin. Тhе Нymns оf Zaratustra.London, 1952). 7. В настоящее время теория о мифичности Заратустры почти всемиисториками оставлена. Советские авторы даже готовы считать его существованиеболее достоверным, чем существование Христа (!), хотя историческая ценностьисточников, повествующих об основателях маздеизма и христианства, поистиненесравнима. Евангелия относятся к 1-му поколению после Христа, авестийскиеже тексты записаны столетия спустя после смерти Заратустры. См. примертакого пристрастного суждения: И. Дьяконов. История Мидии. М., 1956, с. 385.Эдуард Майер называет Заратустру "одной из самых значительных фигур во всейвсемирной истории" (Е.Меyеr. Ursprung und Anfange des Christentums, 1921, В.I.,S. 58). Большинство современных авестологов Герпфельд, Струве, Альтгейм,Маковельский и др. - относят Заратустру к VП-VI вв. до н. э. (см.В. Струве.Родина зороастризма. - "Советское востоковедение", 1948, т. V, с. 13; Е.Неrzfeld. Zoroaster and his world, v. I, р. 24; J. Vаrеппе. Zaratustra et latradition mazdeenne. Bourges, 1966, р. 39). Аргументы в пользу традиционнойдаты (за 258 лет до Александра) приведены у А. Маковельского (Время жизниЗаратуштры.-"Дoклады АН Азербайджанской ССР", т. VII, 1951, Э4, с. 187), Р.Аltheiт (Das Jahr Zarathustras. - "Supplementum Aramaicum", S. 21). Античныесвидетельства о Заратустре собраны в работе Е.Вепveniste "Тhе РеrsianReligion according to the chief greek texts" (London, 1929) 8. Легендарная биография Заратустры, помимо отдельных эпизодов вАвесте, изложена в средневековой поэме "Заратушт-нама", пер. Ф.Розенберга(F. Rosenberg. Lе livre de Zarathustra (Zaratussht-Nama). СПб., 1904). 9. На высоком духовном достоинстве религии Заратустры настаивают А.Хомяков в своих "Записках о всемирной истории" (Соч., т. V) и епископХрисанф (Религия древнего мира в сравнении с христианством, т. I, 1873, с.519). 10. В Гатах Виштаспа назван "кави", что обычно переводят как князь,владетель (см.: Е.Неrzfeld. Zoroaster and his world, v. I, р. 100). Былипопытки отождествить его с отцом царя Дария Гистаспом и поместить еговладения в Западном Иране или Азербайджане. Но в настоящее времяобщепринятой считается точка зрения, согласно которой Виштаспа правил вБактрии (Балхе), и именно там находился первый центр заратустризма и былисложены Гаты (см.: И. Оранский. Введение в иранскую филологию. М., 1960, с.90; W. В. Ноппig. Zoroaster. Роlitican or Witch-Doctor, 1951). КромеВиштаспы, последователями Заратустры в Авесте названы вельможи Бактры:Замаспа, Фрашоаштра и Джамаспа (Ясна 12, 7). Возможно, именно в БактрииСпитама принял титул "Заратустры". Выдвигается предположение, что в СреднейАзии еще раньше Спитамы существовал культ мифического героя Заратустры,сказания о котором смешались с рассказами о реальном пророке (см.: А.Маковельский. Авеста памятник древней религии народов Ближнего и СреднегоВостока.- "Ежегодник музея истории религии и атеизма", т. VI, 1962, с. 356). 11. См.: И. Дьяконов. История Мидии, с. 389. 12. Ряд авторов настаивает на подлинном монотеизме учения Заратустры(см., например: еп.Хрисанф. Религия древности, с. 520; А. Маковельский.Авеста памятник древней религий, с. 358; Е.Леман. Персы.-П.Шантепи де лаСоссей. Иллюстрированная история религий, т. 2, с. 140; J.Н. Моиltоп. ЕаrlyZoroastrianism, рр. 55, 128. Другие же, напротив, считают дуализмнеотъемлемой частью религии Спитамы (Л. Мильс. Зороастрианизм.- Сб."Религиозные верования", пер. В. Тимирязева, СПб., 1900, с. 196; И.Дьяконов. История Мидии, с. 287; 3.Рагозина. История Мидии, с. 120). В обоихслучаях не учитывается сложная специфика раннего заратустризма. Врелигиозно-эмоциональном плане Спитама, несомненно, был монотеистом, носпекулятивная сторона его учения-дуалистична (см: Р. Фрай. Наследие Ирана. М, 1972, с. 56-57). В период окончательного формирования маздеизмадуалистический элемент полностью одержал верх над монотеистическим. Плутархв таких словах излагает иранское богословие времен создания первых книгАвесты: "Ормаз, происшедший из чистейшего света, и Ариманий- от мракаборются между собой. Первый создал шесть богов... а второй равное числобогов противоположного характера" (Плутарх. Об Исиде и Осирисе, 47).Современные парсы под влиянием ислама и других монотеистических религийстали исповедниками единого Бога. (см.: Дадабхая Наорджи. Религия парсов.Сб. "Религиозные верования", с. 198). 13. См.: ХДВ, с. 376; Е.Неrzfeld. Zоrоаster аnd his world, v. II, р.402. 14. О том, что в Гатах Саошиант первоначально означал самогоЗаратустру, см.: J.Н. Моиltоп. Еаrly Zoroastrianism, р. 158. 15. Геродот. История, I, 53. 16. О возможности знакомства Второисайи с идеями Заратустры см.: Л.Каценелъсон. Авеста и Библия.-"Еврейская энциклопедия", т.1, с 229. 17. Текст Исайи 27, 1 не включен в сборник речей Второисайи, но постилю и характеру он должен быть отнесен к нему. Подробнее о значении этогобиблейского символа (борьбы дракона Хаоса с Богом) см.: А. Мень, "Магизм иЕдинобожие", приложение "Библия и учение о грехопадении". 18. По словам Иосифа Флавия (Археология, XI, 1,1), Киру была доставленаКнига пророка Исайи. Достоверность этого сообщения сомнительна, но следуетотметить, что в те времена было принято прислушиваться к чужеземныморакулам. Так, Крез Лидийский посылал в Дельфы вопрошать греческих боговнезадолго до войны с Киром. Поэтому нет ничего невероятного в том, что Кирмог благосклонно принять иудейское пророчество, сулившее ему победу. 19. J.Duchesne-Guillemin.. Zoroastre, р. 116. Глава девятнадцатая КОНЕЦ НЕВОЛИ Вавилон, 546-538 гг. Благослови, душа моя Господа! И не забывай всех благодеяний Его! Псалом 102,2 Первая попытка Кира завладеть Вавилонией была предпринята с востока, изЭлама. О ней почти ничего неизвестно; возможно, то была лишь проба сил,предварявшая сокрушительное наступление. Все это время вавилонский царь Набонид жил на юге, в Тейме, занимаясьреставрацией старинных храмов. Он вполне полагался на фортификации,возведенные Навуходоносором: "Мидийская стена" надежно защищала Халдею ссевера. Отношения между царем и жрецами с каждым годом все ухудшались. Из-заотсутствия Набонида в столице новогодний праздник Акиту не справлялся втечение ряда лет. Военные действия персов вызвали волнение. Все ждали грозы, котораявот-вот должна была разразиться при столкновении двух держав. В народераспространялись зловещие слухи и предсказания. Иудеи со страхом читали приписываемые Иеремии пророчества, которые вмрачных красках рисовали гибель Вавилона. Битва за халдейскую столицу будетнеслыханно жестокой, и всем, "спасшимся от меча", останется лишь однанадежда: вырваться из этого ада. "Бегите из Вавилона, выходите из землиХалдейской!"-взывало пророчество. Но это было легче сказать, чем сделать.Когда налетит шторм, как сможет уцелеть Израиль среди всеобщего крушения?Положение было сходно с тем, как если бы пожар угрожал темнице: вместе с нейогню обречены и узники. Иные же, напротив, были уверены, что Вавилоннепобедим и что, следовательно, плен продлится еше необозримо долгие годы. Влюбом случае будущее не предвещало ничего доброго. Но великий пророк Израиля был недоступен всем этим страхам; он несомневался, что судьбы народа Божия-в руках Предвечного. Как бы ни былисвирепы волны исторического моря, посланники Бога Живого выйдут из негоневредимыми; так сказал Ягве, а слово Его - закон: Весь род людской - трава*, и вся слава его - как цветок полевой; Трава засыхает, цветок увядает, когда дуновение Ягве повеет на них. Трава засыхает, цветок увядает, но слово Бога нашего пребывает навеки! (Ис 40, 6-8) ------------------------------------------------------------ * Буквально: "Всякая плоть - трава". "Плоть" (басар) - обычный в Библиисиноним человеческого рода. То, что малодушным представляется ужасом и концом, принесет, напротив,мир и спасение. Голос пророка крепнет, он преисполнен священного восторга впредчувствии близкого избавления: Утешайте, утешайте народ Мой! - говорит Бог ваш, Скажите сердцу Иерусалима и возвестите ему, что окончено иго, что воздаяние за грех сделано... (Ис 40, 1-2) Чего стоят вся мудрость и сила человеческая перед лицом СоздателяВселенной, Создателя Израиля, Бога-Спасителя? Звезды и реки, племена и цариидут своими стезями, но над ними - их единственный Властелин - Ягве, Бог силнебесных. Так говорит Ягве, Искупитель твой, образовавший тебя от утробы матери. Я - Сущий, создавший все и один небеса распростерший! Когда Я сам отделил землю, кто был со Мною? Я Тот, Кто низверг знамения лжепророков,Кто чародеев сделал безумными, Разум разумных посрамил и мудрость их сделал скудоумием, Кто утверждает слово Слуги Своего и исполняет речения вестников Своих, Кто Иерусалиму говорит: "ты заселишься!" и городам иудейским: "вы отстроитесь, из руин подниму Я вас!", Кто Бездне говорит: "ты иссохнешь, и потоки твои иссушу Я", Кто Киру говорит "Пастырь Мой", он исполнит волю Мою, Скажет Иерусалиму "ты возродишься" и храму "ты воссоздашься". (Ис 44, 24-28) Эти строки нарастают как каскад, несущийся с горных ледников мирозданияв долину исторических событий. И всюду действует лишь одна сила: СловоБожие. Оно создало природу. Оно создало человека. Оно создало людей,носителей Откровения, Оно же руководит путями народов и царств. Однако те, кто хотел бы видеть во Вседержителе деспота, которыймеханически управляет каждым движением людей-автоматов, не могли бы найтиподдержки у пророка. Для него характер деяний Бога в истории сходен с тем,как Бог проявляет Себя в космогенезе. Согласно Шестодневу Книги Бытия, с которым Второисайя был, несомненно,знаком, Творец приводит стихии в действие, но впоследствии природавозрастает уже сама: вода и земля порождают живые существа. Непосредственноже особые творческие акты Бог совершает лишь на узловых этапах развития мира(творение "неба и земли", Жизни, Человека). Точно так же и в истории. Бог, как изображал Его ИсайяИерусалимский,-"Виноградарь"; и это вовсе не значит, что Он Своими рукамивытягивает растение из семени и листья из ветвей; Бог внимательно следит заростом растения. Он присутствует при всех его процессах, прямое же участие вних Он принимает лишь в нужные моменты. Это не холодный Бог деистов,равнодушный к творению, и не Божество пантеистов, растворенное в самомвидимом бытии, но Бог, действующий свободно и дарующий свободу твари (1). Вспомним о том, как часто ветхозаветный человек взывал к Богу, Которыйпорой казался ему молчащим и бездействующим. Человек ждал Его творческого"вмешательства", звал Его, уповал на Его "приход". В этом сутьэсхатологических надежд пророков. События истории для них во многомопределялись волею людей, но в любой момент эти события могли оказатьсяименно тем преобразующим воздействием Ягве на мир, которое даст ему новоенаправление. Именно поэтому появление Кира стало для Второисайи промыслительнымфактом. Не гибель принесет приход нового повелителя Азии, но утровозрождения и свободы. Господь, покинувший за грехи Израиля Свое сионскоесвятилище, вновь вернется в землю Авраама, чтобы утвердить Царство, ибо Онпредуказал Сион как место Своего явления, как гору, откуда прозвучит всемумиру Его голос. Ягве приведет туда изгнанников, потому что это входит в Еговсемирный план спасения. Пророк как бы уже видит триумфальную процессию, подобную шествиюКовчега через пустьню в Страну Обетованную: Голос глашатая: Приготовьте в пустыне путь Ягве, выровняйте в степи дорогу Богу нашему! Каждый дол да возвысится, каждая гора и холм да понизятся И явится тогда Слава Ягве, и увидит ее вся Вселенная. (Ис 40, 3-5) Пасхальным благовестом звучит это пророчество, дух которого можновыразить краткой формулой Исайи Иерусалимского: "Иману-Эль" ("С нами Бог"). Под влиянием этих ободряющих речей провидца многие люди укреплялись всвоей надежде, но немало все же оставалось и таких, которые трепетали примысли о надвигающейся буре. Их опасения были естественны, ибо они знали, чтов годину общественных кризисов чаще всего страдают беззащитные иноземцы,чужаки и изгои. Так прошло семь относительно спокойных лет, в течение которых иудейскаяОбщина в Вавилоне колебалась между верой и приступами страха.Между тем все эти годы атмосфера в Халдейском царстве сгущалась. Народоткрыто выражал недовольство царем, лишавшим его любимых праздников. ЖрецыМардука, служители храма Эсагилы, все больше тяготились царскими поборами.Войско роптало, не чувствуя в Набониде человека, способного отстоять страну.Его наделили презрительной кличкой "Слабый". Кир же сосредоточил за это время в своих руках власть почти над всейПередней Азией. Теперь Халдея была со всех сторон сдавлена персами. В 540 году Кир начал новое наступление. Набонид внял наконец уговорам и прибыл в Вавилон. Вместе с царевичемВалтасаром он принял командование армией. По обычаю справили праздник Акиту,чтобы ублаготворить народ. Вероятно, надеясь поднять дух населения, царьвелел привезти в Вавилон изваяния богов из всех главных городов Халдеи.Процессия истуканов, которых несли на плечах и везли на повозках, былаобставлена с большой пышностью. Иудейский пророк высмеял ее в своей поэме опадении Вавилона: Пал Бел, низвергся Набу! Идолы их на зверях и скотах - ноша вьючных животных. (Ис 46, 1) Но Набонид обманулся в своих расчетах лишившиеся богов города пришли всмятение, а вавилонская знать увидела в новой акции посягательство напрестиж Бела-Мардука. Таким образом, оппозиция Набониду еще большеусилилась. В сентябре 539 года персы прорвали "Мидийскую стену" и нанесливавилонянам ряд поражений. Город Сиппар, одна из ключевых крепостей,добровольно открыл ворота Киру. Персидский царь к этому времени уже знал,что и Вавилон не окажет сопротивления... Сведения о дальнейших событиях сбивчивы и неполны, но в целом картинадостаточно ясна (2). 12 октября, через два дня после капитуляции Сиппара, персидскийкомандующий Гобрий Мидянин уже вступил в Вавилон, Набонид сдался на милостьпобедителя. Порядок в оккупированной столице был образцовый Кир приказал строгоследить за тем, чтобы не было грабежей, храмовые здания Эсагилы оцепиливойсками, чтобы уберечь их от посягательств. А через несколько дней был устроен парад, и Кир торжественно въехал встолицу мира. Толпы народа встречали его как освободителя, улицы былиустланы ветвями. Персидский царь даровал городу неприкосновенность и в своемманифесте объявил себя почитателем Мардука, чем окончательно покорил жрецов,и без того ставших на его сторону. "Когда я мирно вошел в Вавилон,-говорилось в манифесте,-и приликованиях и веселии во дворце царей занял царское жилище, Мардук, великийвладыка, склонил ко мне благородное сердце жителей Вавилона за то, что яежедневно помышлял о его почитании" (3). Это была победа, непохожая на все,которые прежде знала история: взятие Вавилона не сопровождалось ниразрушениями, ни расправами. Даже царь Набонид был пощажен и отправлен впочетную ссылку. Лишь одно событие явилось исключением на общем спокойномфоне. Согласно вавилонской хронике, через восемь дней после въезда Кира встолицу Гобрий ночью "умертвил сына царя". В Книге Даниила несколькоподробнее говорится об этом. Она повествует о том, как Валтасар пировал водворце и при этом святотатственно наливал вино в ритуальные сосудыИерусалимского храма. Внезапно на стене явились загадочные знаки. ПророкДаниил прочел их и истолковал как предсказание гибели Халдейского царства. Вту же ночь Валтасар был убит (Дан 5). Некоторые историки полагают, что Валтасар не пожелал признать властьКира и заперся в расположенной в северной части города цитадели Имгур-Бел,которую Гобрий взял приступом. Но ни хроника, ни Библия ничего не говорят осражении. Более вероятно, что Гобрий убил Валтасара, узнав о том, что онготовит заговор против Кира (4). Как бы то ни было, смерть царевича - единственное, что омрачилопребывание в Вавилоне "царя стран". Иудейский пророк мог торжествовать: людитеперь воочию убедились, что "муж Правды", чей приход он приветствовал,действительно был осводителем, а не тираном. Но с другой стороны, манифестКира двусмысленно показал, что никакой надежды на его обращение к Богу нет.Человек, который принес жертвы Мардуку, вернул городам их идолов и сблизилсяс жрецами Эсагилы, вряд ли собирался отказываться от язычества. Это былобольшим разочарованием для пророка, крушением затаенных его надежд. ОрудиеПровидения оказалось всего лишь орудием. После взятия Вавилона Второисайябольше нигде не говорит о Кире и даже не намекает на него. Перс сделал своедело, сломал запоры темницы Израиля, но на этом его миссия в историиСпасения заканчивается... Впрочем, было бы несправедливым по отношению к Киру сказать, что онзабыл о пленниках, которые так ждали его... Вскоре же после своей победы надНабонидом он принимает иудейскую делегацию, а весной 538 года уже вЭктабанах издает эдикт, касающийся евреев. В указе объявляется, что всеиудеи, если того пожелают, могут вернуться на родину предков. Этим он,вероятно, не только хотел поддержать свою славу "царя-освободителя", но иоказать милость народу, бывшему на его стороне еще до падения Вавилона. Более того, воздав должное Мардуку и другим богам Халдеи, Кир не желалоставлять без внимания и "Бога, Который в Иерусалиме", поэтому предписалначать восстановление Сионского "Дома Божия". Дорогую храмовую утварь,вывезенную в качестве трофея Навуходоносором, приказано было вручитьеврейским старейшинам, а наместнику возрожденной Иудеи выдать средства дляпостройки храма. Даже размеры его были предусмотрены в указе, дабывпоследствии избежать любых недоразумений (5). Наместником был назначен некто Шешбацар, вероятно, сын царя Ехонии,вскоре отбывший в Палестину в сопровождении неизвестного числа лиц. Итак, после полувека, протекшего с крушения Сиона, ворота неволи стоялираспахнутыми (6). Но тут возникло препятствие, которого и следовало ожидать. К этомувремени многих переселенцев с их второй родиной связали тесные узы. Иные изних владели землями, имуществом, домами, другие вступили в родственныеотношения с вавилонскими семьями. Выросло новое поколение, не знавшее землиотцов и наполовину забывшее родной язык; подрастало уже и третье. Пока Исход был невозможен, о нем часто говорили и платонически мечталио свободе. Но вот он стал реальностью, и страх, колебания, сомнениязавладели многими: как уходить из богатой цивилизованной страны, где теперьпод эгидой Кира жизнь должна течь мирно и спокойно? Как идти в эту пустуюзаброшенную Иудею, где нет ничего, кроме развалин? Здесь, в Вавилоне, куслугам каждого все плоды высокоразвитой культуры, там - глухая провинция,одичавшая за десятки лет запустения. Если для тех, кто в ней родился,воспоминания еще что-то говорили, то для "детей изгнания" земля отцов - лишьмиф. Особенно трудно было принять идею Исхода тем, чьи предки прибыли изПалестины еще в 700 году, при Синахерибе. Но людям, поставившим на первое место религиозное призвание народаБожия, все колебания казались непростительной трусостью. Энтузиастыэнергично взялись за подготовку исхода. Проповедники Исайевой школы принялив ней горячее участие. На субботних собраниях Второисайя выступал с речами, которые мы теперьназвали бы сионистскими. Но, в отличие от политического сионизма, в центреего проповеди стояло не просто национальное возрождение. Пусть свободалюбого народа есть цель всегда достойная, но пророка воодушевляло нечтогораздо большее, перерастающее племенные рамки. Для него Исход былрелигиозным подвигом общечеловеческого масштаба. С точки зрения чистовнешней восстановление карликового государства между Средиземным и Мертвымморями едва ли могло иметь значение для судеб мира. Но Второисайя, стоя вышемелкого национализма, он не воспринимал Израиль как обычную нацию. Егоубеждение можно было бы кратко выразить так: единый Бог всего человечествапредназначил израильтянам роль Его благовестников в мире. Господь говорит: Я образовал для Себя этот народ, он будет возвещать славу Мою. (Ис 43, 21) Для выполнения этой задачи Израилю нужен духовный центр, ось илистержень, вокруг которого он бы сплотился. Иерусалиму издревле былопредначертано стать им; так говорили все прежние пророки. Сион явится опоройне только для сынов Иакова, рассеянных по земле, но и для каждого, кто"станет прибегать к имени Господа". От Меня изойдет Учение, и Правда Моя будет светом для народов! Правда Моя близка, спасение Мое явлено, руки Мои дадут справедливость народам, на Меня будут уповать Острова! (Ис 51, 4-5) "Островами" в Ветхом Завете называли Греческийархипелаг, и, следовательно, пророк предвидел то время, когда весть оедином Боге будет возвещена и в далеком западном мире. Пророк призывал во имя дела Божия побороть робость, оставить житейскуюосмотрительность, пренебречь тяготами и лишениями. Разве не "кротких" и"неимущих" возлюбил Ягве? Большую поддержку дело Исхода получило среди духовенства. Длясвященников и левитов жизнь на чужбине была фактически лишена смысла. Не впример своим собратьям в Египте, они строго держались предписаний Торы и несовершали жертвоприношений вне Иерусалимского храма. В то же время состоятельные люди не хотели и слышать о том, чтобыпокинуть Вавилон. Для них это означало разорение. Самые патриотичные из нихограничивались тем, что вносили пожертвования на оснащение каравана. Что мог возразить пророк на логичные доводы рассудительных людей,считавших Исход безумной затеей? Он мог лишь ссылаться на то, что дело Божиене может оказаться тщетным. Все преграды рассеются как дым перед силойГосподней. У Ягве - Свои замыслы, и Он знает, каким способом их осуществить: Мои мысли - не ваши мысли, и пути ваши не таковы, как пути Мои, Но как небо выше земли, так и пути Мои выше путей ваших. (Ис 55, 8-9) Не сам ли Бог дал "дочери Сиона" испить чашу гнева и не сам ли Он береттеперь эту чашу из рук раскаявшейся грешницы? Он увел Израиль в далекуюземлю, чтобы тот осознал свое падение и очистился в испытаниях. Пустьмаловерные вспомнят об Аврааме, который с малым числом людей пришел вХанаан. Как от него родился Израиль, так и от изгнанников, сколько бы их нибыло, произойдет новый народ Божий. Путь Авраама привел его к Богопознанию;Исход из Египта завершился синайским Откровением; столь же велики будут ипоследствия нового, третьего Исхода: Так говорит Ягве, проложивший путь в море и дорогу - среди бурных волн. Но вы не вспоминаете о прежнем и не думаете о делах минувших. Вот Я творю новое, а вы не хотите знать этого! В пустыне Я проложу путь и в степи - реки. (Ис 43, 16, 18-19) В эти лихорадочные дни мыслями Второисайи целиком завладевает древнеесказание об Исходе; он живет им, в его глазах оба события - старое и новое -как бы сливаются воедино. Времена Моисея переносятся в эпоху Кира. Пророкизображает странствие Израиля в Землю Обетованную в чудесном виде: горыскачут, как овцы, пустыня расцветает, как сад, превращаясь в Эдем: Ягве пойдет впереди вас, и Бог Израилев будет стражею позади вас. (Ис 52, 12) Это не было лишь поэтической гиперболой, свойственной всем восточнымпоэтам; пророк хотел в красочных образах показать огромную духовнуюзначимость Исхода, цель которого - новое Откровение. Вступление на святую гору ознаменуется еще большими чудесами, чем путьчерез пустыню: Возвратятся искупленные Ягве и придут на Сион с ликованием. Увенчанные радостью вечной, обретут они торжество и веселие, а печаль истенанье исчезнут. Я, Я Сам-Утешитель ваш! (Ис 51, 11-12) Таким образом, на земле Божией откроется Царство Бога - Творца,Искупителя и Спасителя. Тьма и несовершенство человеческой жизни рассеются влучах зари Пришествия Господня. Люди наконец познают, что такое истиннаяжизнь в лоне Предвечного. Видение Нового Иерусалима у Второисайи, как и у Иезекииля, перерастаетрамки истории. Он рисует апокалиптический город, сложенный из драгоценныхкамней, сверкающих, как солнце. Его осенит Слава Нового Завета, вестникомкоторого будет Сын Давидов: И заключу с вами Завет вечный по милостивому и непреложному обещаниюДавиду, Вот Я поставил его свидетелем для народов, вождем и властителем дляплемен. Вот ты призовешь народ, которого не знаешь, и народы, которые не знаюттебя, прибегнут к тебе ради Ягве, Бога твоего. (Ис 55, 3-5) Пророческое вдохновение отверзает глаза провидца: за картинами Исхода ивозрождения Сиона он прозревает Богочеловечество и евангельское Слово,обращенное ко всему миру. В качестве символа высочайшего Откровения онпользуется своим излюбленным образом живой воды: Новый Завет будетисточником, который утолит духовную жажду человека. Бедные и неимущие тщетно ищут воды, иссох от жажды язык их, Я, Ягве, отвечу им, Бог Израилев, не оставлю Я их! На голых холмах открою Я реки и источники в долинах; Я обращу пустыню в водоемы и сухую землю-в источник влаги, Я возращу в пустыне кедр и акацию, мирт и оливу, сосна и бук поднимутсяв степи, Чтобы видели все и познали, убедились и поняли, Что рука Ягве сделала все это, что Святой Израилев сотворил это. (Ис 41, 17-20) Здесь уже нечто идущее даже далее евангельских времен. Это воссозданиеновой твари, "жизнь будущего века". Бог творит новое мироздание, прежний мирс его злом и неустроенностью уходит в невозвратное прошлое: Небеса исчезнут, как дым и земля истлеет как плащ, и обитатели ее также умрут. Но вовек пребудет Спасение Мое, и правда моя не истребится. (Ис 51, 6) Зачарованный этим неземным видением, пророк сумел заразить своимичувствами равнодушных, убедить сомневающихся, укрепить слабых. Подвоздействием его речей иудеи все больше проникались мыслью о необходимостиотправляться в путь. Сборы проходили в возбуждении, хлопотах, спорах и молитвах. Старейшинысоставляли списки отъезжающих, люди продавали дома и скот, который не смогбы выдержать долгого пути, оставляли лишь вьючных животных. По-видимому, в это время пришло известие о смерти Шешбацара, инаместником был назначен другой иудейский князь, по имени Зерубабель.Вероятно, он был племянником Шешбацара и родился в изгнании, о чемсвидетельствует его имя, означающее "дитя Вавилона". Вместе с верховнымсвященником Иошуей он возглавил караван, который к весне был готов выступитьв путь.

ПРИМЕЧАНИЯ




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 365; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.