Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Отбор продуктивной и рецептивной лексики




 

Отбор1 лексики связан с решением двух вопросов: а) определе­ние единиц и принципов отбора; б) определение процедуры и ис­точников отбора. Наиболее обоснованной и практически целесо­образной единицей отбора лексического минимума является сло­во-значение.

 

Под принципами отбора принято понимать измерительные признаки и показатели, на основе которых производится оценка лексики. По характеру признаков и показателей все принципы можно разделить на три взаимосвязанные группы: I группа - ста­тистические принципы; II группа - лингвистические принципы; III группа - методические принципы.

 

Первая группа объединяет принципы, действующие на основе статистических признаков и показателей. Они дают возможность определить количественные характеристики лексики и выделить слова, чаще всего

 

1 Мы не касаемся в данном параграфе истории отбора, богатой именами и многочисленными словарями, одни из которых носят учебный характер, другие свя­заны с исследованием словарного фонда языков. Этой проблеме посвящен ряд дис­сертационных исследований и пособий. Краткий обзор истории отбора см.: Мелкумян Э.Н., 1988,

с. 11-28.

встречающиеся в конкретном языковом материале.

 

Основными принципами отбора, которые входят в эту группу, являются частотность и распространенность. Под частотностью принято понимать суммарное количество употреблений того или иного слова в отдельном источнике или совокупности источников. Под распространенностью понимается количество источников, в которых данное слово встречалось хотя бы один раз.

 

Принцип частотности имеет два недостатка. Во-первых, он дает достоверные показания в рамках первой тысячи наиболее частот­ных слов. За пределами этих узких количественных параметров он теряет свое значение, поскольку в дальнейшем повторяемость слов является весьма незначительной (см.: Фрумкина Р.М., 1961, с. 122). Во-вторых, некоторые слова встречаются одинаково часто во всех источниках, другие же, показывая высокую частотность в одном ис­точнике, совсем не появляются в других.

 

Принцип распространенности имеет также ограниченные измерительные возможности, поскольку он указывает на регулярность появления слова, а не на его удельный вес в совокупности исследу­емых источников. Поэтому для отбора слов необходимо комплекс­ное использование показателей частотности и распространенности. Математический аппарат, которым располагает современная лингвостатистика, дает возможность использовать эти два критерия особым образом - не как отдельные или дополняющие друг друга показатели, а как один общий исходный показатель ценности слова. Таким образом, исходным показателем является употребитель­ность слова, под которой надо понимать свойство слова встречать­ся в каком-то количестве источников с определенной частотой. Употребительность слова включает в себя частоту и распространен­ность как два равноценных компонента одного показателя и подсчитывается с помощью специальной формулы, так называемого коэффициента стабильности, который является мерой употреби­тельности слова. Именно употребительность слова дает необходи­мые характеристики, на которые должна ориентироваться методи­ка преподавания иностранных языков.

 

Коэффициент стабильности не является единственной мерой употребительности слов. Определенными возможностями в этом отношении (в качестве дополнительного) обладает принцип налич­ности (de disponibilite)1. Сущность этого принципа состоит в выделе­нии наиболее

 

1 Этот принцип был использован впервые М. Уэстом при отборе минимума лек­сики для устной речи. В 1950-х гг. он получил дальнейшую разработку и иное назва­ние у основателей аудиовизуального метода (см.: Мишеа Р., 1967; Гугенейм Г., 1967).

употребительных слов на основе их наличия в созна­нии говорящего, в постоянной их готовности к проявлению в речи. Обратимся теперь ко второй группе принципов.

 

В отечественной методике лингвистические принципы отбо­ра были разработаны в 1948 г. под руководством Л.В. Щербы и И.В. Рахманова для средней школы. В 1960 г. на основе тех же прин­ципов были созданы словари наиболее употребительных слов анг­лийского, немецкого и французского языков, каждый из которых включал около 4500 слов и словосочетаний. Словари были состав­лены с учетом семи принципов, три из которых являлись основны­ми, остальные (4-7) - дополнительными:

1) принцип сочетаемости, согласно которому ценность лекси­ки определяется в зависимости от ее способности сочетаться с дру­гими словами;

2) принцип стилистической неограниченности (что означает отбор слов, не связанных узкой сферой употребления);

3) принцип семантической ценности, т.е. включение в словарь лексических единиц, обозначающих понятия и явления, наиболее часто встречающиеся в художественной и общественно-политичес­кой литературе;

4) принцип словообразовательной ценности (т.е. способность слов образовывать производные единицы и создавать предпосыл­ки для лексической догадки и самостоятельной семантизации);

5) принцип многозначности слов;

6) принцип строевой способности (подчеркивающий ведущую роль строевых элементов языка для высказывания и смыслового восприятия);

7) принцип частотности.

 

Кроме того, для рецептивной лексики были разработаны отрицательные критерии, в соответствии с которыми в словарь не включались те слова, которые имеют общие корни в родном и ино­странном языках, а также потенциальный словарь - сложные и производные слова, составляющие элементы которых знакомы учащимся.

 

Эти принципы отбора используются до сих пор, хотя последний из них - «частотность» - не лишен серьезных недостатков. Вто­рой недостаток отечественных словарей-минимумов заключается в источниках отбора продуктивной лексики. Известно, что уже в середине XX в. отбор слов для успешного общения осуществлялся на основе звучащей речи. Ч. Фриз, например, для этой цели исполь­зовал и статистически обработал материал телефонных разговоров объемом 3500 часов звучания. Группа французских лингвистов, раз­рабатывавших в 1950-х гг. аудиовизуальный метод, также исполь­зовала телефонные разговоры и диалогическую речь информантов из многих регионов Франции с учетом разных социальных и воз­растных групп. Использовав при обработке материала коэффици­ент стабильности и упоминавшийся выше принцип наличности, французские исследователи создали фундаментальный словарь, включающий около 1500 слов.

 

Отечественные словари-минимумы отбирались на основе пись­менных (печатных) текстов, и в этом их определенная уязвимость, если иметь в виду продуктивную лексику.

 

Третья группа принципов ориентируется на тип школы, цели обучения и соответственно на принадлежность слов к темам, за­фиксированным в программах. Причем учитывается не только со­ответствие лексики изучаемой тематике, но и учет важности поня­тий, которые она отражает. В эту группу входит также принцип опи­сания понятий.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 3169; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.074 сек.