КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Роль и место грамматики при обучении иностранным языкам
ОБУЧЕНИЕ ГРАММАТИКЕ
Под грамматическим уровнем языка понимаются синтаксические закономерности организации текстов из слов, синтагм и предложений, а также правила слово- и формообразования.
Грамматика имеет первостепенное практическое значение, так как с ее помощью обеспечивается формирование умений устного и письменного общения.
История преподавания иностранных языков свидетельствует о том, что отношение к грамматике определяло специфику того или иного метода, принципы и приемы обучения. Роль грамматической теории при этом либо преувеличивалась, как это имело место в переводных методах, либо недооценивалась или вовсе исключалась (в прямых и непрямых методах).
В коммуникативно-функциональном подходе наблюдалась аналогичная картина. Первоначально превалировала точка зрения, согласно которой грамматическая компетенция формируется сама по себе, независимо от того, будет ли осуществляться специальное обучение грамматике. Другая точка зрения сводилась к тому, что при обучении иностранным языкам следует создавать прочную структурную базу, на основе которой формируются грамматические навыки. В первом случае предпочтение отдавалось беглости речи, во втором - точности и правильности высказывания.
Выбор приемов обучения зависит от характера грамматического явления. При объяснении, например, сложных конструкций, когда соотношение между формой и функцией не совсем ясно, важно, чтобы учащиеся, опираясь на теорию, поняли коммуникативную значимость и формальные свойства грамматического явления. При изучении простых конструкций теоретические пояснения необязательны, так как с помощью упражнений можно раскрыть значение грамматической формы и ее использование в речевом общении. Беглость речи развивается в данном случае одновременно с языковой и стратегической компетенцией (см.: Sheils J., 1994, pp. 269-272).
Базовый минимум грамматических средств изучается в школе концентрически. Ряд явлений и конструкций может на младшем и среднем этапах усваиваться как рецептивные, а на старшем и профильно-ориентированном - как продуктивные.
Систематизация грамматических средств проводится с учетом основных коммуникативно-функциональных признаков: · средства описания понятий, явлений, предметов; · средства выражения количества; · средства сравнения; · средства выражения действий повествования при порождении текста; · средства выражения временных, причинно-следственных, логических и других отношений; · средства выражения образа действия, характеристики действий; · средства выражения модальности; · средства выражения логико-смысловой связи; · средства выражения пространственных и условных отношений; · средства выражения просьбы, предложения, совета и др.; · средства выражения цели действия.
За курс обучения в школе учащиеся должны овладеть: а) продуктивными навыками грамматического оформления порождаемого текста при говорении и письме: · образовывать грамматические формы и конструкции; · выбирать и употреблять грамматические конструкции в зависимости от ситуации общения; · уметь варьировать грамматическое оформление высказывания при изменении коммуникативного намерения; · владеть способами интерпретации значений и перевода основных грамматических категорий на родной язык; · формулировать грамматическое правило с опорой на схему или таблицу; · различать грамматическое оформление устных и письменных текстов;
б) рецептивными грамматическими навыками (аудирование, чтение):
· узнавать/вычленять из речевого потока грамматические конструкции и соотносить их с определенным смысловым значением · дифференцировать и идентифицировать грамматические явления (по формальным признакам и строевым словам); · соотносить значение грамматических форм/конструкций с смыслом контекста; · различать сходные по форме грамматические явления; · прогнозировать грамматические формы слова/конструкции; · устанавливать группы членов предложения (подлежащего, сказуемого, обстоятельства); · определять структуру простого предложения (по строевым элементам, порядку слов и др.); · определять структуру сложного предложения, границу придаточных предложений и оборотов (инфинитивных, причастных, герундиальных, определительных, обстоятельственных и т.д.); · устанавливать логические, временные, причинно-следственные, сочинительные и подчинительные отношения и связи между элементами предложений; · устанавливать связи между предложениями внутри абзаца или сложного синтаксического целого в опоре на связующие средства языка (см.: Программа обучения иностранным языкам..., 2000, с. 14, 15).
Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 2552; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |