Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

II. Употребление Ь для обозначения грамматических форм





I. Употребление разделительных Ь и Ъ. Употребление Ь для обозначения мягкости на письме

1. Разделительный Ъ пишется перед гласными Е, Ё, Ю, Я после русских или иноязычных приставок, оканчивающихся на согласный, или в сложных словах, где первая часть – двух, трёх-, четырёх-, а вторая часть начинается на Е, Ё, Ю, Я: въедливый, субъективный, двухъярусный. Запомните: фельдъегерь. 2. Разделительный Ь пишется перед гласными Е, Ё, Ю, Я внутри слова. В иноязычных словах встречается Ь перед О: вьюга, платье, батальон. 3. Ь употребляется для обозначения мягкости на конце слова: тень, камень; после Л перед другими согласными (кроме Л): бальзам, стекольщик; после мягкого согласного, стоящего перед твердым: письмо, нянька; в числительных (обозначающих десятки и сотни) от 50 до 80 и от 500 до 900: восемьсот, семьдесят. Запомните: Ь не пишется в сочетаниях Ч и Щ с другими согласными, в сочетаниях букв НН, ЗН, СН, НТ, СТ, ЗД: нянчить, ночной, обезьянничать. ИСКЛЮЧЕНИЯ: январский, день-деньской, тайваньский, тянь-шаньский. 4. Ь употребляется для обозначения грамматических форм: а) на конце существительных 30го склонения: мышь, рожь; б) на конце наречий, оканчивающихся на шипящий: сплошь, навзничь, вскачь, наотмашь. ИСКЛЮЧЕНИЯ: уж, замуж, невтерпеж. в) в неопределенной форме глагола: умываться, любить; г) во 2-ом лице ед. числа настоящего и будущего времени: поешь, пишешь; д) в творительном падеже: детьми, восьмью; е) в частицах: лишь. Ь НЕ употребляется: - в форме родительного падежа существительных во множественном числе: из училищ, пять тысяч, нет встреч; - в кратких формах прилагательных: блестящ, могуч, горюч.

Задание 1. Вставьте, где нужно, пропущенные буквы.

1. Суб…ективный подход, служебная суб…ордннация, об...емная модель, об..основанное суждение, ад…ютантский мундир, меж..игровая тренировка, меж...ярусное оформление, принять контр..меры, л…ющаяся вода, новейший комп...ютер, рыночная кои…юнктура, сверх…естественная жара, сверх…активное ве…щество

2. Пред…явить обвинение, об...единить усилия, транс...американская магистраль, интер…ер вестибюля, внутривенная ин…екция, двух…ярусный подлесок, транс…европейский маршрут, арктическое побереж..е, с…емный инструмент, своевременное раз…яснение, разрешение на в…езд, в. .ющиеся волосы.

3. С…ежившаяся ткань, б…ющаяся бабочка, п..янящий аромат, полная об…ективность, дружеские об..ятия, ненужная в…едливость, ар..ергардные бои, в…южная ночь, раз..яснившееся недоразумение, неудавшаяся контр..атака, правительственный кур...ер, песчаный кар…ер, об..ездить полсвета.

4. Международный ал.янс, тарифные бар..еры, стрелковый батал…он, куриный бул…он, вол…ер(а) для молодняка, опубликованное интерв…ю, глубокий кан…он, золотой медал..он, выставочный павил..он, пан…европейские проблемы, разложенный пас..янс, театральная прем…ера, саф..яновые сапоги, жесткошерстный тер..ер, фел..етонный стиль, быстрый фельд..егерь.



 

 

Буква Ь пишется: 1) в неопределенной форме глагола: беречь – беречься, развлечь – развлечься; 2) в окончании 2-го лица ед. ч.: умываешь – умываешься; 3) в повелительном наклонении после согласных: брось – бросься – бросьте – бросьтесь; 4) в возвратном суффиксе, стоящем после гласного звука: вернись, вернитесь, вернулись.

 

Задание 2. Вставьте пропущенные буквы Е или И, Ь.

1. Хочеш... – остан...ш...ся век мужиком, сможеш.... – под небо взовьеш...ся орлом (Н.). 2. Войдеш.... в дом и прежде всего услышиш... запах яблок, а потом уже другие: старой мебели красного дерева, сушеного липового цвета (Бун.). 3. Сделай милость, покл...нись, потеш... старика! Ведь ты мне какую обиду сделал! А поклон...ш...ся, все мне легче буд...т (А. Остр.). 4. И когда читаеш... очерки их путешествий, удивля...ш....ся, как мало люди вид...ли и как плохо вид....ли (М.Г.). 5. Чтобы отвлеч...ся от ненавистных мыслей, Корчагин стал слушать шепот своих соседок (Н.О.). 6. Учит...ся никогда не поздно (посл.). 7. Представ...те себе сына-белогвардейца (М.Г.). 8. Матрена Терентьевна, будь такая ласковая, нареж... товарищам хлеба и колбасы (Кат). 9. Постав... перед собой простой вопрос. 10. Буд...те добры, буд...те счастливы и здоровы и вер...те друг другу (М.Г.). 11. Предостав...те ему полную свободу мечтать (М.Г.).1 2. Состав...те описание вашей воскресной экскурсии в виде очерка. 13. Я ничего не хочу. Остав...те меня в покое (Гладк.).

 

Задание3. Вставьте пропущенные буквы Т или ТЬ. Устно проверяйте себя вопросами: что делать? что сделать? что делает? что сделает?

1. Каждый труди....ся должен труди....ся. 2. Мы решили учи....ся, и каждый из нас старательно учи....ся. 3. Товарищ думает подготови....ся к экзаменам в университет и, наверное, подготови....ся. 4. Отстающие бригады обещали подтяну....ся и, конечно, подтяну....ся. 5. Механизаторы обещали верну....ся сегодня, только вряд ли смогут верну....ся до начала собрания. 6. Наши атлеты гордя....ся своими достижениями и действительно имеют право горди....ся. 7. Цех должен включи....ся в выполнение задания и, конечно, включи....ся. 8. Товарищ должен отправи....ся в командировку и завтра же отправи....ся. 9. Отряды уже готовы двину....ся в путь, и завтра они двину....ся. 10. Трудностей боя....ся не следует, да наши люди и не боя....ся их.

 

Задание 4. Вставьте Ь или Ъ.

 

I. В....едливый, из....явить, из....ять, бел....этаж, фортеп....яно, ад....ютант, н....юанс, девят....ю, зав....южить, интерв....юер, ос....миног, п....едестал, кинос....емка, тепло....емкий, транс....европейский, трет....егодний, трех....ярусный, четырех....этажный, пас....янс, шампин....он.

II. Без....ядерный, вар....ирование, кабал....еро, в....явь, ин....екция, из....ян, почтал....он, мыш....яковый, фел....етон, меж....языковой, раз....единённый, с....ёмочный, фельд....егерь, четырёх....ярусный, кан....он, ман....чжурский, зареч....е, об....ятия, кон....юнктура, раз....езжать.

III. Ал....труист, необходимо бросит....ся), ведёш...., гореч...., горяч...., ералаш...., жеч....ся, замуж...., зареж...., июн....ский, январ....кий, клян....чить, кулич...., мелоч...., наотмаш...., настеж...., острич...., сплош...., тон....ше, явиш....ся.

IV. Вскач...., говориш...., вояж...., залеч...., изречёш...., любуеш....ся, мятеж...., назнач...., пейзаж...., проч...., нет стрельбищ...., свар....щик, бетон....щик, тягуч...., тянеш....ся, держиш....ся, несколько крыш...., отсроч....ка, отсроч....те, с....ешьте.

 

III. Знаки препинания в предложениях с обособленными определениями[см. с. 115].

Задание 5.Расставьте нужные знаки препинания. Объясните устно.

 

I. 1. Науки чуждые музыке были постылы мне (П.). 2. У крыльца стояло несколько повозок запряженных гуськом (Акс.). 3. Стройный тонкий стан и широкие плечи Печорина доказывали крепкое сложение способное переносить все трудности кочевой жизни (Л.). 4. Небольшой новый армячок надетый внакидку чуть держался на узеньких плечах мальчика (Т.). 5. На солнце ярко сверкнули занесенные снегом избушки (Григ.). 6. Даже березы и рябины стояли сонные в окружавшей их знойной истоме (М.-Сиб.). 7. Это была улыбка необыкновенно добрая широкая и мягкая, как у разбуженного ребенка (Ч.). 8. Шепот ветвей раздавался отчетливо и близко ничем не отдаленный и не прикрытый (Кор.). 9. Листва из-под ног выходит плотно слежалая серая (Пришв.). 10. Стихи стоят свинцово-тяжелы готовые и к смерти и к бессмертной славе (Маяк.). 11. И мгновенно где-то за лесом стоящие зенитки начинают обстреливать вражеский самолет (Вс. Ив.). 12. Дорога вилась по влажным косогорам густо заросшим дубняком и кленом еще хранившими багряную листву (Фад.). 13. Многие деревья стояли уже обнаженные и черные, как поздней осенью (Пауст.). 14. Вспоминается что-то сохранившееся в памяти еще с детских лет. 15. Все отобранные для выставки картины скоро будут экспонироваться.

II. 1. Окрестность исчезла во мгле мутной и желтоватой (П.). 2. Обвитое виноградником место было похоже на крытую уютную беседку темную и прохладную (Л. Т.). 3. Меня давит эта жизнь нищая скучная (М. Г.). 4. Водил смычком по скрипке старый цыган поджарый и седой (марш.). 5. По дорожке чистой гладкой я прошел не наследил (Ес.). 6. Клокочет голос меди трудовой в осенний полдень сумрачный и мглистый (Багр.). 7. небо раскрылось в вышине прозрачно льдистое и голубое (Фад.).

III. 1. На крик его явился смотритель заспанный (Т.). 2. Две барышни взволнованные подбегают к ней [Любочке] (Ч.). 3. Люди же изумленные стали как камни (М. Г.). 4. Софья одетая лежала на кровати в своей комнате в состоянии страшного никогда не испытанного с такой силой смятения (Марк.).

 

Задание 6.Расставьте нужные знаки препинания и обоснуйте свой выбор.

I. 1. Уверенный в привязанности своей дочери Троекуров никогда не мог добиться от нее доверенности (П.). 2. Привлеченные светом бабочки прилетели и кружились около фонарей (Акс.). 3. Взъерошенный, немытый, Нежданов имел вид дикий и странный (Т). 4. Ошеломленная мать неотрывно смотрела на Рыбина (М. Г.).

II. 1. Глаза смыкались и полузакрытые тоже улыбались (Т.). 2. К концу января овеянные первой оттепелью хорошо пахнут вишневые сады (Шол.). 3. Несколько раз таинственный и одинокий появлялся броненосец «Потемкин» на горизонте в виду бессарабских берегов (Кат.).

III. 1. Пораженный страхом я иду за матушкой в спальню (П.). 2. Меня мокрого до последней нитки сняли с лошади почти без памяти (Акс.). 3. Они бросились за ним очарованные (М. Г.). 4. Как бедной мне не горевать! (Кр.).

 


Задание 7. Расставьте недостающие знаки препинания. Объясните постановку знаков препинания.

1. Но ребятам интересно было послушать об Илье, их увлекала эта биография, такая молодая и такая бурная полная дерзости и перемен, они примеряли эту судьбу на себя (Пан.). 2. Шумела огромная необузданная повсюду, куда ни кинь, катилась вода. 3. На вид она оставалась все той же девочкой веселой легкомысленной и немного озорной но на самом деле она была уже иная. 4. Между бревнами зиял зеленый коврик мха и листвы коварной и обманчивой. 5. Другой парень светлоголовый коротко остриженный гладил себя ладонью по голове и смотрел в пол (М. Г.). 6. Ее потрясло слово «мать» сказанное им с горячей силой и это пожатие руки новое и странное (М. Г.). 7. Приходила Наташа иззябшая усталая но всегда неисчерпаемо веселая и живая (М. Г.). 8. Мать протолкалась вперед и смотрела на сына сверху вниз полная радости (М. Г.). 9. Торговка как всегда замасленная и шумная встретила ее сочувственно (М. Г.). 10. Наконец запыхавшийся мальчонка схватил курицу и красный потный торжественно вручил владелице. 11. Ночь шла быстрая полная звуков шорохов и голосов. 12. Широкое овальное лицо изрезанное морщинами и одутловатое освещалось темными глазами тревожно-грустными, как у большинства женщин в Слободке (М. Г.). 13. И вдруг ее поразил новый звук, он доносился откуда-то издалека гулкий мерный повторяющийся. 14. Стаи домашних уток хлюпались у того берега проворные ловкие совсем похожие на своих диких сестер. 15. Первые лучи солнца низкие косые упали на болото насыщая туман тонким золотом. 16. Равнина дремала во мгле похожая на застывшее море. 17. Он лежал у копны и смотрел в небо высокое необъятное горящее звездами. 18. Был рассвет их дружбы еще ничем не омраченной доверчивой (Пан.).

 

Упражнение 8. Выделите обособленные определения. Объясните постановку знаков препинания.

1. Распластанные на траве сушились заслуженные рубахи и штаны выгоревшие в заплатах (Пан.). 2. А на столе сверкали собранные когда-то Ивановым и маленькой Маркушкой камешки из десяти сбереженных Аграфеной мешочков голубые и молочно-сизые дымчатые и черные красно-бурые и зеленые полосатые и золотистые они переливались радугой вспыхивали в пальцах красноармейцев и будили желание быть такими же крепкими радующими непобедимыми (Лишко). 3. Развертывались тугие розы красные белые розовые (Гладк.). 4. Эти люди шли в церковь и несли фонарики розовые желтые полосатые (Пан.). 5. Нос у него [ямщика] был несколько набекрень бороденка выгорела от солнца но глаза синие и глубокие глядели живо умно и несколько мечтательно (Кор.). 6. Сильные потрясения горький опыт подрезали корень и цветок еще благоуханный склонялся вянул (Герц.). 7. Берега стояли во мгле неясные таинственные как будто прислушиваясь к немолчному шороху все прибывающей реки (Кор.). 8. Он был чрезвычайно доволен своим назначением живо побежал собираться и одетый пришел помогать Володе (Л. Т.).

Занятие 9.Орфография:Правописание окончаний и суффиксов имен существительных – 1 ч

Пунктуация:Знаки препинания в предложениях с обособленными приложениями – 1 ч

Цели: 1) повторить и закрепить правописание окончаний существительных 1, 2, 3 склонения; окончаний существительных с основой на –И-; окончаний существительных в родительном падеже множественного числа; правописании суффиксов имен существительных;

2) повторить и закрепить правила обособления одиночных и распространенных приложений.

 

ЛИТЕРАТУРА

 

1. Розенталь, Д.Э. Практическое пособие по русскому языку. Для поступающих в вузы. [Текст] / Д.Э. Розенталь.– М.: Просвещение, 1990. - С. 51-58; 186-189

2. Розенталь, Д.Э. Справочник по правописанию и литературной правке. [Текст] / Д.Э. Розенталь; под ред. И.Б. Голуб. – 11-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2006. – С. 35-38;113-118.

3. Штоль, А.А. Русский язык в таблицах (большой формат). [Текст] / А.А. Штоль. – 8-е изд., перераб. – Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2006. – С. 17; 41.





Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 1462; Нарушение авторских прав?


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Рекомендуемые страницы:

Читайте также:
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2020) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление
Генерация страницы за: 0.005 сек.