Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общие положения. К выполнению задания по дисциплине




ЭКОЛОГИЯ

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

к выполнению задания по дисциплине

для студентов заочной формы обучения

 

 

Херсон 2013


 

Методические указания к выполнению практических работ по дисциплине «Экология»

Составил ст. преподаватель Кузнецов С.И., количество страниц 29.

 

 

Рецензент:

 

Утверждено на заседании кафедры Химии и экологии протокол №17 от 05.06.13 г.

Зав. каф. Мищенко А.В.

 


 

Подготовка специалистов для различных отраслей народного хозяйства предусматривает приобретение студентами во время обучения в университете знаний, формирующих их профессиональную подготовку и общественное мировоззрение.

Особое место при этом уделяется приобретению экологических знаний. Каждый студент за время обучения в университете должен не только получить минимум экологических знаний, но и уметь применить их на практике при выполнении дипломного проекта и в своей производственной деятельности.

Концепция подготовки кадров в высших учебных заведениях Украины предусматривает организацию непрерывного экологического образования и воспитания студентов в течение всего периода обучения. У каждого выпускника вуза за период обучения должно быть сформировано экологическое мышление.

Специалист, в распоряжении которого сегодня находится мощная современная техника, не владеющий экологическими знаниями, не только не принесёт пользу производству и обществу, но, наоборот, своими неправильными действиями может нанести ущерб природе и среде обитания человека. Более того, экологические знания нужны современному человеку как элемент общего гуманитарного и эстетического образования. Человек, лишенный идеалов нравственных начал, оказывается неспособным принимать правильные экологические решения, что зачастую может привести к трагическим последствиям. Его мало волнуют все те негативные изменения в природе, которые явились прямым следствием неправильных действий человека. Он действует с позиций сиюминутной выгоды, не заботясь о том, что достанется грядущим поколениям. Не поэтому ли в последние годы допущено много крупных и мелких экологических просчетов, в результате чего нанесен непоправимый ущерб природе в региональных и глобальных масштабах.

Известно, что из-за несовершенства технологии в окружающую среду ежегодно выбрасываются миллионы тонн жидких, твердых и газообразных отходов, наносящих вред окружающей среде. По подсчетам специалистов из-за нерациональной деятельности человека на Земле уже потеряно свыше полмиллиарда гектаров пашни, две трети лесов, более 250 видов животных и птиц. Еще 600 видов животных занесены в Красную книгу, так как они находятся на грани полного исчезновения.

Ежегодно от коррозии теряются миллионы тонн металла и других материалов. Под действием загрязненной окружающей среды происходит разрушение природных ландшафтов, закисление почв, отравление и гибель растительности, животных, рыб и птиц, химическое разрушение зданий и сооружений, памятников архитектуры, изменяется климат, разрушается озоновый щит Земли, защищающий нашу планету от губительной солнечной радиации.

Количество кислорода, расходуемого человеком для технических нужд, стало сопоставимым с его воспроизводством на нашей планете. А промышленность таких стран как США и Япония, в настоящее время уже потребляют кислорода на 40% больше, чем воспроизводится естественным путем зеленой растительностью на территории этих стран. Такое развитие технологии в конечном итоге может привести к снижению концентрации кислорода в атмосферном воздухе, что чревато катастрофическими последствиями. Экономический ущерб народному хозяйству от загрязнения окружающей среды в нашей стране исчисляется миллиардами гривен в год. Главное же состоит в том, что загрязнение окружающей среды наносит непоправимый вред здоровью человека.

Загрязнение окружающей среды оказывает отрицательное воздействие не только на ныне живущих людей, но и наносит вред будущим поколениям. Среди множества загрязняющих природную среду веществ имеются активные мутагенные агенты, которые, попадая в организм человека, приводят к изменению наследственного материала на хромосомном и генном уровнях, что в конечном итоге приводит к росту генетических аномалий (врожденных пороков) среди новорожденных.

Отношения человека с природой не ограничиваются лишь материальной и производственной областью. Постоянный рост культурного уровня человека все больше превращает природу в источник удовлетворения духовных потребностей, фактор благотворного психофизиологического воздействия. В связи с этим решение экологических задач следует рассматривать одновременно и как решение первоочередных социальных проблем.

В тоже время следует учитывать, что прогресс человечества невозможен без воздействия на природу, без использования ее ресурсов. Для осуществления программ экономического и социального развития страны, необходимо увеличить производство электроэнергии, добычу нефти, газа, угля, выплавку чугуна, стали, производства цветных металлов, искусственных волокон, красителей, средств защиты растений, продуктов сельского хозяйства, товаров народного потребления и других видов продукции.

Реализация таких программ требует вовлечение в производство огромных сырьевых, топливно-энергетических и других природных ресурсов, что неизбежно приведет к загрязнению окружающей природной среды. Задача состоит в том, чтобы одновременно с ростом промышленного производства сохранить и улучшить качество окружающей среды. Эта задача может быть успешно решена при рациональном использовании природных ресурсов с применением эффективных мер защиты окружающей среды. Поэтому любое производство, любая продукция, любой технологический процесс, поточная линия или отдельный агрегат должны оцениваться не только критериями технического совершенства и экономическими показателями в отношении конечного целевого продукта, но, прежде всего экологическим воздействием производства на окружающую природную среду. Подлинно совершенными в современном понимании этих слов, могут быть признаны только такие технологии и такое оборудование, которые имеют высокие технико-экономические показатели и не оказывают отрицательного, вредного воздействия на окружающую среду.

Проблема загрязнения окружающей среды возникла в связи с углублением противоречия между возрастающей созидательной деятельностью человека и возможностью естественного самовосстановления природы. Человек достиг высочайшего уровня развития, опираясь на живительную силу природы, используя ее законы и ресурсы. В современных условиях, когда масштабы использования природных ресурсов достигли огромных размеров, зависимость человека от природы еще больше возросла.

В то же время и природа зависит от человека. Было бы в высшей степени противоестественно, если бы разум человека, который, кстати, также является величайшим творением природы, был использован против природы. Настало время, когда человек должен сам стать не только потребителем природы, но и ее покровителем. В противном случае ставится под угрозу само существование человека (Homo sapiens) на Земле. При этом следует учитывать, что ни многие миллионные капиталовложения, ни самая современная техника не смогут предотвратить катастрофу, если действовать вопреки объективным законам природы.

В связи с выше изложенным, а также в соответствии с директивными документами Министерства образования Украины задание для студентов заочной формы обучения состоит из двух частей:




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 292; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.