Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Использование правил юридической техники. 3 страница




├──────────────────────────────────────────┴───┐ │ │

│//////////////////////////////////////////////│42,6 │ │

├──────────────────────────────────────────────┘ │ │

│ │ │ │ │ │ │

Бывает, что принимают законы, ├──────────────────────────────────────────────────┐ │ │

которые нарушают конситуцион- │\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\│47,2 │

ные права граждан ├───────────────────────────────────────┬──────────┘ │ │

│///////////////////////////////////////│35,1 │ │

├───────────────────────────────────────┘ │ │ │

│ │ │ │ │ │

│ │ │ │ │ │ │

Любой закон и нормативный акт, ├───────────────────────────────┐ │ │ │ │

исходящие от государства, │\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\│26,7 │ │ │

являются правовыми ├───────────────────────────────┘ │ │ │

├───────────────────────────────────┐ │ │ │

│///////////////////////////////////│30,4 │ │ │

├───────────────────────────────────┘ │ │ │

│ │ │ │ │ │ │

Любой закон является частью права, ├────────────────────────────┐ │ │ │ │

поэтому неправовых законов не │\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\│ 22,4 │ │ │ │

бывает ├────────────────────────────┴───┐ │ │ │

│////////////////////////////////│28,3 │ │ │

├────────────────────────────────┘ │ │ │ │

│ │ │ │ │ │ │

Верна древнеримская пословица: ├─────────────────────────┐ │ │ │ │

"Пусть рушится мир, но │\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\│21,3 │ │ │ │

торжествует правосудие" ├────────────────────┬────┘ │ │ │ │

│////////////////////│ 21,9 │ │ │ │

├────────────────────┘ │ │ │ │

│ │ │ │ │ │ │

При чрезвычайном положении ├──────────────────┐ │ │ │ │ │

можно выносить решения о │\\\\\\\\\\\\\\\\\\│16,1 │ │ │ │

наказании преступников без ├──────────────────┴───┐ │ │ │ │

суда │//////////////////////│ 19,5 │ │ │ │

├──────────────────────┘ │ │ │ │

│ │ │ │ │ │ │

Закон может быть несправедливым, ├───────────┐ │ │ │ │ │

если того требуют интересы │///////////│ 13,0 │ │ │ │ │

государства ├───────────┴───┐ │ │ │ │ │

│\\\\\\\\\\\\\\\│ 18,9 │ │ │ │ │

├───────────────┘ │ │ │ │ │

│ │ │ │ │ │ │

Не существует прав человека вообще, ├──────┐ │ │ │ │ │

есть только права граждан │\\\\\\│ 9,0 │ │ │ │ │

├──────┴────┐ │ │ │ │ │

│///////////│ 13,5 │ │ │ │ │

├───────────┘ │ │ │ │ │

└───────┴──────────────┴────────────┴───────┴────────┴──────────┘

0 10 20 30 40 50 60

┌──┐

│//│ - граждане

└──┘

 

┌──┐

│\\│ - бизнес

└──┘


 

Многолетние наблюдения показывают, сколь разнообразны виды оценок граждан и общественных институтов в фокусе законов и иных правовых актов. Неодинаковая "включенность" в процессы правотворчества и правоприменения, степень которой меняется в зависимости от исторических и конкретных ситуаций, отражена в следующих формах:

а) отношение к праву - оценочное либо в образах ("повелитель", "защитник", "арбитр");

б) пассивное и безучастное отношение;

в) критическое и нигилистическое отношение;

г) отношение к институтам государства и общества, "творящим" право;

д) эпизодическое участие в обсуждении проектов правовых актов;

е) фактическое исполнительское участие в реализации правовых актов;

ж) оценка меры регулирующего воздействия ("жесткое", "мягкое", "прямое", "косвенное" и т.п.);

з) ситуационные оценки положений тематических правовых актов.

Соотношение между этими формами очень подвижное, хотя и может быть относительно устойчивым.

По нашему мнению, ввиду невысокого качества правовых норм и необходимости их "точного" влияния на правовое поведение целесообразно разработать типологию юридических формул. В предварительном порядке можно выделить следующие виды правоположений:

1) принцип права - нормативно-целевой ориентир;

2) норма "в соответствии с законом" - компетенционные рамки субъекта;

3) норма "во исполнение закона" - правореализация нормы-отсылки;

4) норма "на основе закона" - правореализация с набором средств;

5) норма "принимает решения" - определенный выбор;

6) норма "вправе", "имеет право" - выбор правовых альтернатив;

7) норма "обязан" - императивность исполнения;

8) норма "в пределах полномочий" - возможность усмотрения;

9) норма "должен" - длительное обязывание;

10) норма "в случаях и в пределах";

11) норма "может" - альтернативность действий;

12) норма "в соответствии с порядком" - повторяемость решений;

13) норма "саморегулирования" - свобода выбора и действий;

14) норма "запреты" - правовое предостережение;

15) норма "санкции" - мера ответственности;

16) норма "поручения" - предписания;

17) норма "дефиниция";

18) норма "признания" - статус, состояние;

19) норма "самообязательства (договорного)";

20) норма "стандарты" - количественный образец (действия).

Использование названных юридических формул способствует повышению уровня правомерного поведения и предотвращает ошибки, порождающие неправомерное поведение. "Адресаты" норм должны правильно их воспринимать, оценивать и совершать поведенческие акты. Пока же этого нет.

А вот некоторые устойчивые оценочные показатели, отражающие реальные правовые взгляды и действия. В 1991 г. на вопрос "Можно ли обойти закон в обмен на деньги и дефицитные товары?" утвердительный ответ дали 73% опрошенных. В 2009 г. на вопрос "Можно ли обойти закон с помощью денег?" утвердительный ответ дали 78% <1>.

--------------------------------

<1> Социология власти. М.: РАГС, 2010. N 4. С. 39.

 

Как видно, существует разрыв между типом правопонимания, анализируемым в общем плане, и правосознанием конкретного человека в конкретных обстоятельствах. Та или иная оценка закона предшествует и порождает позитивный или негативный тип поведения. Для обеспечения этой корреляции необходимо формирование устойчивых правовых установок как способов достижения высоких конечных результатов. Пусть афоризм "выгодно поступать по закону" станет элементом уклада жизни.

 

Глава 7. ЕСТЬ ИТОГИ И ОЦЕНКИ. НУЖНЫ ПРАВОВЫЕ КОРРЕКЦИИ

 

Проведенное исследование убеждает как в полезности таких устойчивых понятий, как соблюдение, исполнение, реализация права, так и в их односторонности. До сих пор не удается связать механизм действия закона с его результатами и последствиями. В ранее опубликованной монографии "Правоприменение: теория и практика" (2008 г.) авторы сделали упор на обеспечение действия закона. Следующий шаг - поиск новой меры измерения эффективности правового воздействия в условиях подвижной общественной среды.

Проведенные операции информационно-аналитического и юридического характера не означают финиш в реализации правовых актов. Нами уже исследовались циклы правового развития, в пределах которых сохраняется как правовая преемственность, так и правовая инновационность. Забвение этого принципа весьма пагубно и неизбежно приводит к снижению эффективности правового регулирования в локальном и общем масштабах. Функционирующий институт правового мониторинга позволяет избежать этих недостатков.

Причем следует ввести его результаты в постоянно действующий механизм правового регулирования. Тут целесообразны три основных направления деятельности всех субъектов права.

Во-первых, проведение и условное завершение анализа последствий реализации правовых актов должны быть выражены в определенном юридическом режиме. Это означает, что оценки и выводы должны быть оформлены в конкретных формах - отчетах, докладах, оперативной информации, справках. Соответствующие органы публичной власти и организации, учреждения обязаны реагировать на эти материалы. Сказанное относится и к институтам гражданского общества.

Во-вторых, после оценки последствий правовых актов необходимо осуществить систему корректирующих действий: а) изменить содержание действующих правовых актов (например, соотношение частноправовых и публично-правовых регуляторов в той или иной сфере); б) укрепить их ресурсный потенциал; в) скорректировать деятельность органов исполнительной и муниципальной ветвей власти; г) повысить квалификацию и качество работы государственных и муниципальных служащих; д) повысить уровень юридической работы бизнес-структур, имея в виду недооценку ими системной реализации законов; е) обеспечить более широкую общественную поддержку и добиться эффективного применения судебных и досудебных процедур; ж) подготовить и принять новые правовые акты.

В-третьих, выбор акцентированных средств зависит от конкретных ситуаций и решаемых задач.

Недооценивается системный аспект правового регулирования, когда готовятся и принимаются акты вне связи друг с другом, когда неравномерно развиваются отрасли законодательства. Не преодолена практика поспешной подготовки правовых актов без серьезных обоснований, расчетов и прогнозных оценок. Отсюда вытекает беспрерывный поток поправок, изменений и дополнений, который ставит правоприменителя в трудное положение.

Учитывая сложность воздействия на общественные процессы, на поведение и деятельность людей, мы определяем принципы, соблюдение которых служит моделью для практики правового регулирования.

Во-первых, принцип достоверного и опережающего отражения действительности, который позволяет правильно использовать аспекты познавательного процесса и обнаруживать явления и события, требующие правового регулирования. Тут важна мера правового опосредования, определяемая только с помощью аналитической, статистической и иной информации, прогнозных разработок, путем использования результатов научных исследований и публичных обсуждений.

Во-вторых, принцип объективного отражения в правовом регулировании всего спектра социальных интересов. Интересы выступают движущей силой правовых действий и решений и их учет одухотворяет механизм регулирования и связывает его с вышеназванным принципом достоверности. Причем в праве должны отражаться разнообразные интересы, находящиеся между собой в подвижных соотношениях, - всеобщие мировые интересы, национальные интересы, государственные, региональные, корпоративные, профессиональные и частные (личные) интересы. Право по-разному придает им "весы значений", обеспечивает и охраняет <1>.

--------------------------------

<1> См., например: Правовое обеспечение национальных интересов. М., 2005.

 

В-третьих, принцип непрерывного развития права, выражающийся в обеспечении правопреемственности нынешнего и последующего этапов. Тем самым сохранятся устойчивые свойства правовых регуляторов. Это и стабильные регуляторы, и устойчивые процедуры, и "юридико-интеллектуальные накопления", и юридические традиции, и национально-правовой менталитет.

Речь идет о цикличности развития права в рамках триады "правопонимание - правотворчество - правоприменение", которую нельзя разрывать. В рамках этого макси-цикла возможны мини-циклы, отражающие либо "застылость" правовых актов, либо обновление отрасли законодательства, либо кодификацию, либо введение новых правозащитных процедур. Меняется и отношение общества, граждан к праву - от поддержки до нигилизма и полного отторжения. Программы и планы в правовой сфере - оправданны.

В-четвертых, принцип системности правового регулирования, который означает: а) согласованное или одновременное развитие разных отраслей и институтов законодательства либо принятие крупных системообразующих актов для решения стратегических задач; б) комплексное сочетание различных способов правового воздействия (норм, процедур, органов); в) обеспечение баланса публичного и частного права и соответствующих методов императивно-властного и договорно-дозволительного регулирования.

В-пятых, принцип обоснованного выбора правовых регуляторов как своего рода юридических формул поведения и деятельности. Их точное определение и облечение в юридически корректную форму, с одной стороны, поиск и нахождение наиболее целесообразного сочетания, с другой, придают правовому регулированию значение программного, регламентирующего, корректирующего, контрольного воздействия на общественные отношения. Соответственно, различаются формы воздействия и способы реагирования на них.

В-шестых, принцип процедурно-регламентного правового регулирования вводит сложную и многообразную деятельность по анализу ситуаций, выбору предметов регулирования, определению форм правовых актов и видов, обеспечивающих институтов. Имеются в виду права и обязанности органов, служащих и граждан, последовательность и режимы их действий, этапы совершения операций и т.п. Такая формализация придает правовому регулированию строго функционально-целевой характер и обеспечивает ориентацию всех его средств на достижение конечных результатов.

Строгое соблюдение принципов правового регулирования позволяет переходить к определению обоснованной меры правового регулирования - меры, необходимой для решения задачи, меры достаточной, меры не вполне достаточной, избыточной меры. Поиск ее означает полное и достоверное знание существующего уровня правового регулирования (с помощью той или иной меры оценки). Новое целеполагание и задачи по изменению правовой ситуации и формированию на их основе новых правовых состояний следует осуществлять с учетом изложенного выше Положения о порядке подготовки заключений об оценке регулирующего воздействия.

Вводимое новое правовое регулирование включает в себя анализ и оценку: а) предметов регулирования и возможностей использования других правовых актов, а также информационных, организационных и социальных средств; б) изменений в статусе субъектов права в части их функций, прав и обязанностей, ответственности; в) изменений в статусе субъектов предпринимательской и иной деятельности и их взаимоотношений с органами публичной власти; г) прогнозных сценариев оценки будущих правовых ситуаций и возможные риски реализации правовых актов в юридической сфере, также в политической, экономической и социальной сферах; д) механизмов ресурсного обеспечения будущего правового акта.

Подобные аналитические разработки полезно проводить постоянно в рамках механизма правового мониторинга. Они оправданны в виде самостоятельных исследований и составных частей комплексных разработок, о чем говорилось выше. Все более насущной становится перспективная разработка правового обеспечения сфер, отраслей <1> и институтов путем сочетания международного и национального права.

--------------------------------

<1> Правовое обеспечение промышленности: Научно-практическое пособие / Отв. ред. Ю.А. Тихомиров. М.: Юриспруденция, 2010.

 

Уже сделаны первые шаги такого рода применительно к Таможенному Союзу, на очереди - правовое обеспечение зоны свободной торговли. Путь открыт.

Проведенное исследование итогов правового воздействия позволяет обнаружить различные последствия. Они различаются по степени соизмерения с целями и задачами и средствами регулирования. И их оценка, естественно, будет неодинаковой. Весьма условно выделим типичные последствия нормативных правовых актов: а) планируемые; б) расчетные; в) предвидимые; г) допускаемые; д) неожиданные.

Сопоставление правовых результатов и фактических результатов показывает, что между ними не бывает прямой связи - хорошие результаты могут быть достигнуты при слабом правовом воздействии, и наоборот. Объяснением служат другие регуляторы и действия объективных и субъективных факторов. Радиус фактических последствий актов бывает намного шире юридических последствий (например, в сфере экологии, где плохая реализация Климатической доктрины, Лесного, Водного и других кодексов привела летом 2010 г., кроме прямого ущерба, к огромным нарушениям и сбоям в сфере действия административного, трудового, предпринимательского, медицинского законодательств.

Объективная оценка последствий актов не может быть финалом, поскольку она должна получить продолжение в юридических действиях и решениях. Это могут быть коррекции, о чем говорилось выше, а также меры ответственности для виновных лиц. Должностные лица и служащие несут ответственность по административному, трудовому, гражданскому и уголовному законодательству. Тут важно рассматривать именно невыполнение или плохое выполнение правовых актов основанием для привлечения работников к ответственности.

Например, удаление главы муниципального образования в отставку может инициировать треть депутатов местного собрания или глава субъекта Федерации. Основанием для этого являются решения, действия (бездействие) главы муниципального образования, повлекшие (повлекшее) наступление неблагоприятных последствий; неисполнение в течение трех и более месяцев обязанностей по решению вопросов местного значения; неудовлетворительная оценка деятельности главы муниципального образования представительным органом муниципального образования по результатам его ежегодного отчета перед представительным органом муниципального образования, данная два раза подряд.

Не менее полезно освоить и использовать механизм поощрения за достижение позитивных показателей реализации законов и иных актов. Шкала стимулирования-поощрения должна быть точной и применяться объективно.

Итак, последствия действия правовых актов... Это и финиш, и старт новым циклам правового регулирования.

 

 

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 312; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.055 сек.