Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 5.2. Методологические основы исследования




Основные и дополнительные источники по теме

Практические занятия

Практическая работа № 12.

Тема: Моделирование исследования: ранжирование компонентов исследования.

ЦЕЛЬ: Формирование способности ранжировать структурные компоненты исследования, соотносить этапы исследования и содержание работы исследователя.

Вопросы для самоконтроля по теме:

1. Соотнесите этапы исследования и компоненты исследования

Основные:

1. Бережнова Е.В., Краевский В.В. Основы учебно-исследовательской деятельности студента. – М,, 2005.

Дополнительные:

1. Загвязинский В.И. Методология и методы психолого-педагогического исследования. – М., 2007.

2. Куликова Т.А. Методология и методики психолого-педагогических исследований. – М., 2008.

 

Основные понятия и термины по теме:

Методология - это система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе.

Методологические принципы представляют собой основные философские мировоззренческие положения, с позиции которых ведется научное исследование, определяется стратегия подходов в исследовании, выбор методов и интерпретация его результатов.

Принцип - способ достижения социально-значимых целей на основе учета объективных закономерностей.

 

План изучения темы (перечень вопросов, обязательных к самостоятельному изучению):

1. Понятие о методологии.

2. Методологические принципы исследования.

3. Методологические характеристики исследования.

 

Краткое изложение теоретических вопросов:

 

Методология - это система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе.

Другое также точное определение дает «Философский словарь» под ред. М.М. Розенталя, М., 1975.

Методология - это учение о методе научного познания и преобразования мира.

В современной литературе, в частности в работе Юдина Э.Г. «Системный подход и принцип деятельности» под методологией понимают, прежде всего, методологию научного познания, т. е. учение о принципах построения, формах и способах научно-познавательной деятельности.

Методология науки дает характеристику компонентов научного исследования - его объекта, предмета анализа, задачи исследования, совокупности исследовательских средств, необходимых для решения задачи данного типа, а также формирует представление о последовательности движения исследователя в процессе решения задачи.

Педагогическое исследование строится на базе методологии. Если до недавнего времени научное педагогическое исследование проводилось в рамках единой философской концепции, то в настоящее время необходимо определить в рамках какой философской концепции разворачивается исследование, каков взгляд зрелого или начинающего ученого на ребенка, его духовное или социальное развитие на период детства и каково отношение к педагогическим воздействиям.

Методологические принципы представляют собой основные философские мировоззренческие положения, с позиции которых ведется научное исследование, определяется стратегия подходов в исследовании, выбор методов и интерпретация его результатов.

Принцип - способ достижения социально-значимых целей на основе учета объективных закономерностей.

Исследователи выделяют, называют и характеризуют разные принципы педагогического исследования. Рассмотрим некоторые из них, рассмотренных Загвязинским В.И.

1. Объективность - принцип требует всестороннего учета факторов и условий, порождающих то или иное явление; анализа процесса развития явлений со вскрытием и всестороннем рассмотрением их внутренних противоречий, взаимосвязи и взаимозависимости явлений; адекватности исследовательских подходов и средств, позволяющих получить истинные знания об объекте; предполагает исключение субъективизма, односторонности и предвзятости в подборе и оценке факторов.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 770; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.