КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Рухомий склад для пасажирських перевезень
Рухомий склад для вантажних перевезень. План. Питання до самоконтролю 1. Характеристика транспортно-дорожного комплекса Украины. 2. Что является основными системными проблемами развития транспорта на современном этапе? 3. Главные направления инвестиционной и инновационной деятельности на транспорте. 4. Что является характерным признаком современности? Література. 1.Автомобільний транспорт України: стан, проблеми, перспективи розвитку: За заг. ред. А.М. Редзюка. — К.: ДП “ДержавтотрансНДІпроект”, 2005. — 400 с. 5. Глазков, В. Ф., Подольский, Н. И. Введение в специальность: учебно-методическое пособие / В. Ф. Глазков, Н. И. Подольский; СПбГАСУ. - СПб., 2009. - 134 с.
Тема 6. Рухомий склад автотранспорту. Мета: Ознайомитись з класифікацією рухомого складу автотранспорту. 1. Класифікаціярухомого складу. Автомобильные транспортные средства или подвижной состав классифицируют по назначению и конструктивным признакам (рис. 7.1). Рис. 7.1. Примерная схема классификации автотранспортных средств По назначению Подвижной состав делится на транспортные и специальные средства сообщения. Транспортные средства сообщения предназначены для перевозки пассажиров или грузов. Специальные средства сообщения предназначены для размещения на них специального оборудования (санитарного, реанимационного, пожарного) или установок исполнительных органов строительных машин (кранового, бурового, экскаваторного). Транспортные средства в свою очередь делят на грузовые и пассажирские. Грузовые средства сообщения состоят из автомобилей, имеющих кузов общего назначения, как правило, грузовую платформу, предназначенную для перевозки большинства грузов, и специализированных, с кузовом специальной конструкции - для перевозки одного вида груза или группы родственных грузов (самосвал, цистерна, фургон).
Пассажирские средства сообщения состоят из автобусов, (городские, пригородные междугородние и др.), автобусов специального назначения (телевизионные, рентген-лаборатории и др.) и легковых автомобилей. По конструктивным признакам Автомобильные транспортные средства разделяют на автомобили, тягачи и прицепы. Автомобили различают по роду двигателя, проходимости, грузоподъемности (грузовые), вместимости (автобусы и легковые). Тягачи разделяют на автомобили-тягачи, седельные и буксирные. Прицепы. К ним относятся собственно прицепы, полуприцепы, прицепные оси (роспуски), прицепы специальных типов - специальные (тяжеловозы, санные и др.). Автомобили По роду двигателя. В зависимости от установленного двигателя автомобили бывают следующих типов. Автомобили с карбюраторным двигателем или с двигателем внешнего смесеобразования. Это двигатели внутреннего сгорания (поршневые или роторные) с искровым воспламенением рабочей смеси, работающие на легком топливе. Автомобили с карбюраторными двигателями являются наиболее распространенными среди большинства легковых автомобилей, а у грузовых автомобилей - среди автомобилей малой и средней грузоподъемности. Автомобили с двигателем Дизеля - это автомобили с поршневыми двигателями внутреннего сгорания и воспламенением рабочей смеси от сжатия, работающие на тяжелом топливе. Такой тип двигателя преимущественное распространение получил на грузовых автомобилях большой грузоподъемности и многоместных автобусах. Газобаллонные автомобили - это разновидность автомобилей с двигателем внешнего смесеобразования (карбюраторного), работающих на сжатых или сжиженных газах.
Применяют в городах и районах, которые имеют газопроводы от крупных газовых месторождений или мощную газовую промышленность (отходы переработки нефти, угля, сланцев, канализационные газы и др.). Ресурсы горючих газов в России очень велики. Многие газовые месторождения значительно удалены от месторождений нефти и районов ее переработки, а это может способствовать широкому их использованию в качестве местного топлива. Газотурбинные автомобили - это автомобили с двигателем внутреннего сгорания турбинного типа, работающие, как правило, на жидком топливе. Большого распространения пока не получили, но можно ожидать, что их будут применять на автомобилях очень большой грузоподъемности, мощных тягачах и на скоростных междугородних автобусах. Опыт производства и эксплуатации подобных автомобилей в России имеется. Недостатками опытного автомобиля БелАЗ грузоподъемностью 75 т, оснащенного газовой турбиной, являются низкая топливная экономичность и большой шум. Электрические автомобили - это автомобили, оборудованные электрическим двигателем, работающим от аккумуляторных батарей или от электрических топливных источников. Применяют для городских перевозок легковесных или мелкопартионных грузов, где погрузочно-разгрузочные работы занимают большое место. Преимущества этих автомобилей: хорошая приемистость, бесшумность, отсутствие отработанных газов. К недостаткам этих автомобилей можно отнести малый радиус действия (70-90 км) и значительный собственный вес из-за большого веса аккумуляторных батарей или топливных источников, достигающих 75-125 % от полезной нагрузки. Попытка освоить выпуск электрических автомобилей в свое время была предпринята на заводе АЗЛК и на Волжском автомобильном заводе, где соответственно было произведено переоборудование автомобилей Москвич-2141 и ВАЗ-1111 "Ока". Автомобили с двигателями, работающими на атомной энергии, пока распространения не получили и, видимо, не получат вследствие затруднений, связанных с наличием атомного реактора на автомобиле и локализации последствий, связанных с дорожно-транспортными происшествиями, хотя попытка установки на легковой автомобиль "Фольксваген" атомного реактора была предпринята. По мнению автора, наземное транспортное средство с атомной силовой установкой может иметь место при освоении Антарктиды. Это санно-тракторные поезда с электрической трансмиссией, у которых один гусеничный энергетический модуль, будет оснащен атомной силовой установкой, а остальные гусеничные модули будут активными.
Широко применяющийся в настоящее время на автомобилях двигатель внутреннего сгорания имеет два основных недостатка: низкий коэффициент полезного действия и токсичность отработавших газов. Полностью устранить эти недостатки нельзя. В связи с этим продолжаются исследования, направленные на поиск новых силовых установок, лишенных этих недостатков. По признаку проходимости автомобили подразделяют: - на дорожные автомобили (ограниченной проходимости) для движения главным образом по дорогам (в том числе и грунтовым); - повышенной и высокой проходимости, которые могут работать в тяжелых дорожных условиях и по бездорожью; - внедорожные или карьерные автомобили, предназначенные для работы на специальных дорогах повышенной несущей способности. Дорожные автомобили - самые распространенные автомобили. Движителем дорожных автомобилей является колесо. Это, как правило, двухосные автомобили классической компоновки. Они имеют управляемые колеса - передние, а ведущие - задние. В классификации колесных автомобилей используется такое понятие, как колёсная формула автомобиля. Дорожные автомобили в соответствии с колёсной формулой будут обозначены 4x2.2 - для грузовых и 4x2 - для легковых автомобилей. В этой формуле первая цифра обозначает количество колес, вторая - из них количество ведущих. Для грузовых автомобилей у цифры, обозначающей количество ведущих колес, после точки ставится цифра 2, если колеса сдвоенные, и 1, если одинарные. Для переднеприводных легковых автомобилей, у которых передние колеса являются ведущими и одновременно управляемыми, колесная формула будет иметь вид 2x4. Компоновка этих автомобилей позже также была названа классической.
Автомобили повышенной и высокой проходимости в зависимости от конструкции движителя разделяют: на колесные, полугусеничные, колесно-гусеничные, автомобили-амфибии и автомобили на воздушной подушке. Колесные автомобили повышенной проходимости принято различать по числу осей. Для этого была предложена осевая формула, состоящая из двух цифр, из которых первая показывает общее количество осей на автомобиле, а вторая - количество ведущих из них, например: 2x2; 3x3; 3x2; 4x4 и т. п. В среде автомобилистов осевая формула не прижилась, они пользуются колесной, в соответствии с этой формулой эти автомобили будут: 4x4.1; 4x4.2; 6x6.1; 6x4.2; 8x8.1, где в цифрах 4.1 или 4.2 цифрами 1 и 2 для лучшей управляемости две оси сделаны управляемыми. В конструкциях некоторых автомобилей одна из осей может опускаться или приподниматься над поверхностью дороги, что дает возможность повысить проходимость, уменьшить разрушение слабых дорожных одежд и уменьшить сопротивление качению при движении по хорошим дорогам. Колесные автомобили повышенной проходимости должны обладать следующими основными свойствами: большой силой тяги для преодоления значительного дорожного сопротивления, высокой надежностью и прочностью, высокой маневренностью, хорошей приспособляемостью ведущих колес к неровностям пути, возможностью преодолевать препятствия (канавы, броды), значительные просветы и углы свесов (углы проходимости) и достаточно высокими экономичностью и скоростью движения. Полугусеничные автомобили - это автомобили высокой проходимости, которые могут двигаться по заболоченным грунтам и снежной целине. Полугусеничные автомобили, сконструированные специально для движения по снегу, называются снегоходами. Колесно-гусеничные автомобили - это автомобили, имеющие сменные гусеничные движители и колеса. Плавающие автомобили-амфибии могут преодолевать водные препятствия. Такие автомобили имеют водонепроницаемый кузов, специальный винтовой движитель (гребной винт) и выполнены на базе многоприводных колесных автомобилей. Автомобили на воздушной подушке. Применение таких автомобилей считается перспективным в условиях бездорожья. Принцип "воздушной подушки" заключается в подъеме транспортного средства на небольшую высоту путем подачи воздуха в полость между ним и почвой; частичная герметизация полости достигается при помощи гибких покрывал, свешивающихся по периметру автомобиля. Получили применение автомобили, у которых воздушная подушка используется для частичной разгрузки колес в условиях бездорожья (конвертированные автомобили), что значительно повышает проходимость благодаря уменьшению давления колес на почву. Недостатками автомобилей на воздушной подушке являются: большой расход топлива, малая маневренность, а также пыле и брызгообразование. Внедорожные автомобили - это группа автотранспортных средств, которым по дорогам общего пользования двигаться запрещено в силу превышения ими разрешенных габаритных размеров, нагрузки на ось, тележку и полной массы. Внедорожные автомобили-самосвалы движутся по технологическим дорогам, несущая способность которых и размеры соответствуют этим транспортным средствам. В группе внедорожных автомобилей есть тягачи высокой проходимости, которым в исключительных условиях может быть выдано разрешение для движения по дорогам общего пользования. Тягачи Их подразделяют: на автомобили-тягачи, седельные и буксирные. Автомобили-тягачи - это, по существу, обычные грузовые автомобили, работающие с прицепами. Автомобиль с прицепом образует автопоезд. Применение автопоездов является одним из наиболее прогрессивных методов организации автомобильных перевозок. Практически каждый грузовой автомобиль имеет буксирный прибор и может работать с прицепом, так как рассчитан на работу с перегрузками. От обычного грузового автомобиля автомобили-тягачи могут отличаться коробкой передач, главной передачей, наличием устройств для подключения тормозов и освещения прицепа. Седельные тягачи работают в сочетании с полуприцепом, часть веса прицепа передается на шасси тягача. Для этого на раме тягача установлено опорно-сцепное устройство. Буксирные тягачи. Выполняют как на базе двух- и трехосных шасси грузового автомобиля, так и специально спроектированных шасси, в том числе и одноосных. Оборудуют буксирным прибором и устройствами для подключения тормозов и света буксируемого объекта. Прицепы В зависимости от назначения кузова прицепов делают обычно автомобильного типа в виде платформы с открывающимися бортами или специализированного типа (пассажирский, самосвал, цистерна, фургон и т. д.). Получают применение прицепы специального назначения, такие как прицепы-дачи, компрессорные установки, рентген-лаборатории и др. По конструктивным признакам прицепы, буксируемые автомобилями, автомобилями-тягачами и тягачами, по числу осей могут разделяться: на одноосные, двухосные и многоосные. Для тяжелых условий может применяться не колесное, а гусеничное шасси или санные прицепы (рис. 7.2). Одноосные прицепы нашли широкое применение как с грузовым, так и с легковым автомобилем. По типу кузова кроме бортовой платформы и специального нашли применение прицепы-роспуски. Прицепы-роспуски применяют для перевозки длинномерных грузов (труб, рельсов, бревен и т. п.). Они имеют дышло с перемещающейся по нему рамой для изменения базы прицепа (роспуск). На раме устанавливается поворотный коник со стойками. При перевозке очень длинных грузов (более 20 м) используют специальные прицепы-роспуски с управляемыми колесами. На этих прицепах применяют крестообразную сцепку, или установлено рулевое управление со вторым водителем для улучшения маневренности автопоезда. Выпускают прицепы-роспуски и для седельных тягачей. Рис. 7.2. Примерная схема классификации прицепов Двух- и трехосные прицепы предназначены для работы с автомобилями, автомобилями-тягачами и буксирными тягачами. Такие прицепы имеют раму, кузов и поворотную тележку с дышлом. Полуприцепы (седельные прицепы) отличаются от прицепов тем, что часть веса прицепа и груза передают на раму тягача, и могут быть одноосными, двухосными и даже трехосными. В задней части прицепа подвешены оси, в передней - сцепное устройство. Для поддержания отцепленного прицепа в горизонтальном положении на его раме укреплены поддерживающие стойки с катками или плоскими опорами, выполненными в виде убирающегося шасси. Полуприцеп можно грузить и разгружать без присутствия тягача. При эксплуатации автомобилей в зимнее время на заснеженных и ледяных дорогах (зимниках) применяют санные прицепы и полуприцепы. Для устранения заносов и раскатывания саней на лыжи прицепа устанавливают противораскатные ножи, величину врезания которых в снежный покров можно регулировать. Прицепы тяжеловозы - это прицепы или полуприцепы повышенной грузоподъемности (до 200 и более тонн). Для уменьшения удельного давления на дорогу эти прицепы имеют несколько осей с большим числом колес на них. Активные прицепы (полуприцепы) имеют ведущие колеса, привод которых осуществляется от двигателя автомобиля-тягача. Они обеспечивают большую проходимость автопоезду, так как сцепной вес автопоезда равен сумме весов, приходящихся на все ведущие оси. Привод ведущих колес активного прицепа чаще электрический, реже гидравлический. Автопоезд. Автопоезд состоит из автомобиля-тягача с одним или несколькими прицепами, седельного автомобиля-тягача, одноосного тягача с полуприцепом или полуприцепом и несколькими прицепами. Применение автопоездов кроме увеличения производительности дает значительное снижение себестоимости перевозок за счет уменьшения удельного расхода топлива, снижения расходов на ремонт и техническое обслуживание, уменьшения амортизационных отчислений, приходящихся на единицу транспортной работы. Грузовые автомобили и прицепы Грузовые автомобили и прицепы классифицируются по грузоподъемности и типу кузова. На рис. 7.3 представлена примерная схема классификации грузовых автомобилей, часть этой схемы описана выше (см. рис. 7.1). Номинальную грузоподъемность автомобиля назначает завод- изготовитель. Она определяется максимально полезной нагрузкой автомобиля при работе его в различных дорожных условиях. Номинальная грузоподъемность автомобиля или прицепа соответствует определенному типу кузова и шин. Грузоподъемность грузового автомобиля обычно указывается для дорог с твердым покрытием, при работе на грунтовых дорогах грузоподъемность обычно снижают на 25 %. По номинальной грузоподъемности грузовые автомобили разделены на следующие классы: особо малой -от 0,3 до 1,0 т; малой - от 1,0 до 3,0 т; средней - от 3,0 до 5,0 т; большой - от 5,0 до 8,0 т; особо большой - от 8,0 т и до предела, установ ленного дорожными весовыми ограничениями; внедорожные автомобили - свыше предела, установленного дорожными ограничениями. Автомобили особо малой грузоподъемности обычно создают с использованием шасси легковых автомобилей, в том числе и малолитражных или специальных шасси. Автомобили малой грузоподъемности предназначены для выполнения незначительного по величине грузооборота с мелкопартионными отправками, кроме того, могут использоваться как грузовое такси или автомобили скорой технической помощи. Рис. 7.3. Примерная схема классификации грузовых автомобилей Автомобили средней грузоподъемности служат для перевозки массовых, как правило, сельскохозяйственных грузов средними партиями при обслуживании уборочных комбайнов или массовых промышленных грузов на небольшие расстояния. Автомобили большой и особо большой грузоподъемности служат для перевозки массовых грузов крупными партиями. Они перевозят продукцию промышленных предприятий, а также служат для массовой перевозки сырья, топлива, строительных материалов и сельскохозяйственных грузов. Автомобили внедорожные (не путать с автомобилями повышенной и высокой проходимости) используют при выполнении мощных и постоянных грузовых потоков на специальных дорогах повышенной несущей способности, т. е. вне дорог общей транспортной сети: на крупных стройках, на разработках полезных ископаемых открытым способом. Поскольку в классификации грузовых автомобилей по номинальной грузоподъемности используют показатель "дорожные весовые ограничения", то чаще в классификации используют показатель " полная масса " автомобиля в тоннах. Полная масса - это собственная масса автомобиля (прицепа, полуприцепа), масса груза, масса водителя и пассажиров в кабине из расчета 75 кг на человека (кроме "Москвич-2733" и "Москвич-2734", а также "ИЖ-2715" и "ИЖ-27151", для которых принято 70 кг на человека, как для легковых автомобилей). Собственная масса - это масса автомобиля (прицепа, полуприцепа) с заправкой (топливом, маслом, охлаждающей жидкостью и пр.) и снаряжением (запасным колесом, инструментом, огнетушителем, тентом, дугой, оборудованием специализированных автомобилей и т. п. без массы водителя, пассажиров в кабине и груза). Классификация грузовых автомобилей по полной массе: особо малой........................................ -. до 1,2 т; малой................................................... -. от 1,2 до 2,0 т; средней................................................ -. от 2,0 до 8,0 т; большой.............................................. -. от 8,0 до 14 т; особо большой................................... -. от 14 до 20 т и от 20 до 40 т; внедорожные...................................... -. свыше 40 т. По типу кузова грузовые автомобили и прицепы разделяют на автомобили и прицепы с кузовами: - грузовая платформа с откидными бортами применяется на автомобилях и прицепах общего назначения, представляет собой деревянный или металлический кузов с тремя или одним откидывающимся бортом. Этот кузов предназначен для перевозки любого вида грузов, как навалом, так и в таре. При перевозке легковесных грузов применяют платформы со съемными надставными, решетчатыми бортами. Для автомобилей особо малой грузоподъемности часто применяют грузопассажирские кузова типа " пикап ". Грузовые универсальные кузова могут применяться без бортов, с низкими бортами, высокими решетчатыми бортами с откидными скамейками и с тентом; - специализированные кузова применяют на специализированных автомобилях и прицепах, предназначенных для перевозки одного или группы родственных грузов. Из специализированных автомобилей наибольшее распространение получили автомобили-самосвалы, фургоны, цистерны и др.; - самосвальные кузова применяют на автомобилях- самосвалах, предназначенных для разгрузки путем сбрасывания сыпучих или других грузов, не требующих осторожности при разгрузке (рис. 7.4). По принципу разгрузки автомобили и прицепы-самосвалы делят на группы: - с опрокидывающимися кузовами - груз сбрасывается наклоном кузова; - с бункерной выгрузкой - груз сбрасывается при неподвижном кузове по наклонным плоскостям, составляющим борта или дно кузова (горбатое дно, "хоппер"); - с принудительным выталкиванием груза из кузова с конвейерным дном или шнеками. Наибольшее распространение получили автомобили и прицепы-самосвалы с опрокидывающимися кузовами, которые можно классифицировать. По направлению опрокидывания различают прицепы и автомобили-самосвалы: - с опрокидыванием кузова только назад - кузов с задней разгрузкой; - с опрокидыванием кузова только на одну сторону - кузов с боковой разгрузкой; - с опрокидыванием кузова на любую из трех сторон; - с предварительным подъемом и опрокидыванием кузова назад или в любую сторону. Рис. 7.4. Примерная схема классификации самосвальных кузовов автомобилей (прицепов) По способу опрокидывания кузова различают автомобили- самосвалы: - самоопрокидывающиеся кузова или кузов шарнирного типа. В автомобилях-самосвалах шарнирного типа опрокидывание кузова происходит под действием веса груза вследствие смещения центра тяжести груженого кузова относительно шарнира крепления. Во время движения кузов удерживается замком с системой рычагов; - с принудительным опрокидыванием кузова, для чего используют механические, гидравлические и пневматические устройства. Наибольшее распространение получили автомобили- самосвалы с гидравлическим приводом опрокидывания благодаря удобству в эксплуатации и обслуживании. В автомобилях-самосвалах, как и у прицепов, кузов должен представлять жесткую и прочную конструкцию, особенно при экскаваторной или бункерной погрузке. Для усиления кузова применяют ребра жесткости коробчатого сечения, особенно в местах шарнирного соединения кузова с рамой автомобиля и крепления гидравлических домкратов. У большегрузных автомобилей для подогрева кузова через ребра жесткости пропускают выхлопные газы. Угол наклона кузова должен быть больше угла естественного откоса перевозимых материалов и колеблется в пределах 45-70°. При выборе угла наклона кузова необходимо учитывать силу трения перевозимого материала о дно и борта кузова, которая должна быть меньше составляющей силы веса груза. Для лучшей очистки кузова от перевозимых материалов борта имеют небольшой наклон 3-5° и углы закругляются. Кузова автомобилей- самосвалов малой и средней грузоподъемности делают с задним откидным бортом и приспособлениями на всех бортах для их наращивания при перевозке легковесных грузов. Кузова большегрузных автомобилей имеют корытообразную форму и часто не имеют заднего борта. Наиболее распространенным типом крепления заднего открываемого борта кузова является верхнее съемное крепление с запорным механизмом, управляемым специальной рукояткой, расположенной с левой стороны на передней стенке кузова. Для предохранения водителя, кабины и ее стекол от повреждения при экскаваторной и бункерной погрузке на передней стенке самосвального кузова часто устанавливают козырек, закрывающий кабину; реже применяют бронированный капот двигателя. Автомобили и прицепы-самосвалы с бункерной разгрузкой кузова по способу сброса груза различают: со сбросом груза на сторону, с предварительным подъемом или наклоном кузова. Бункерный автомобиль-самосвал со сбросом груза на сторону является простейшим типом автомобиля-самосвала. Кузов этого автомобиля представляет собой бункер с наклонным полом, горбатым посередине и открывающимися боковыми бортами или люками для сбрасывания груза. Подобная конструкция кузова должна иметь плотно закрывающиеся борта или люки жесткой конструкции, так как они испытывают при движении значительную нагрузку от веса груза, усиленную во время движения толчками и силами инерции на поворотах. Недостатки таких автомобилей: - разгрузка производится одновременно на обе стороны, груз может попадать под колеса автомобиля; - погрузочная емкость кузова снижается за счет горбатого дна. Центр тяжести автомобиля по той же причине во время движения располагается выше, чем у автомобилей с опрокидыванием кузова. В момент разгрузки центр тяжести у автомобилей с опрокидывающимся кузовом выше, критические ситуации во время работы у них возникают реже. Автомобили и прицепы-самосвалы с принудительным выталкиванием груза из кузова делят на две группы: - с конвейерным полом (шторные); - с продольным винтом (шнековые). У автомобилей и прицепов-самосвалов с конвейерным полом кузов оборудован по всему полу бесконечной лентой или лентой, перематывающейся с одного валика на другой, упрощается ручная загрузка. При разгрузке груз сбрасывается перемещением ленты. В автомобилях-самосвалах с продольным винтом на дне кузова устанавливают один или два винта (шнеки), при вращении которых происходит выталкивание груза. Разновидностью автомобилей-самосвалов являются выпускаемые самосвалы-думперы. Имея короткую базу, думперы обладают лучшей маневренностью и проходимостью, что очень важно при работе в карьерах и на строительных площадках. В некоторых моделях думперов предусмотрен поворот сиденья водителя на 180о Это дает возможность в некоторых случаях не разворачивать автомобиль, а двигаться задним ходом, что удобно при подъезде и отъезде к месту погрузки или разгрузки. У них, как правило, при разгрузке больший угол наклона кузова, что способствует ускоренной и более полной разгрузке. Думперы-самосвалы не имеют упругих элементов в подвеске и оснащены самоопрокидываю- щимся кузовом шарнирного типа, что значительно удешевляет конструкцию транспортного средства. Автомобили с контейнерными (сменными) кузовами - наиболее универсальный тип грузовых автомобилей, так как они могут быть использованы для перевозки грузов в различных условиях. При погрузке с земли сменный кузов-контейнер грузят на автомобиль за 5-8 с. Так как погрузочная высота сменного кузова значительно меньше погрузочной высоты автомобиля, то затраты времени и работы на его загрузку резко сокращаются. При наличии сменных кузовов простой автомобиля при погрузке сводится только ко времени подъема кузова на автомобиль. При механизированной погрузке выгрузка грузов может происходить опрокидыванием контейнера, как у автомобилей-самосвалов, или снятием его с автомобиля. Механизм снятия и подъема контейнера может быть использован как подъемный кран при погрузке штучных грузов. Для обеспечения самосвальной выгрузки на днище контейнера имеется шарнирный запор. Автомобили-самопогрузчики имеют приспособление для механизированной погрузки и выгрузки грузов. Наибольшее распространение получили автомобили с лебедками и шпилями, с крановыми установками, с грузоподъемным задним бортом и с механическим мешкопогрузчиком. Грузоподъемность таких автомобилей уменьшается на величину веса этих механизмов. Автомобили и прицепы-фургоны имеют закрытые кузова, внутри которых могут быть приспособления, необходимые для перевозки определенного вида груза. Автомобили-фургоны широко применяют для перевозки продовольственных и промышленных товаров, медикаментов и др. Они могут использоваться как походные мастерские, лаборатории, кинопередвижки, автолавки и пр. Различают автомобили-фургоны универсальные, предназначенные для перевозки различных грузов, и специальные - для перевозки скоропортящихся продуктов, хлебобулочных изделий, мебели, готового платья и др. Автомобили и прицепы-цистерны используют для перевозки жидких, наливных и сыпучих грузов. Цистерны изготавливают из листовой стали и листовых алюминиевых сплавов. При перевозке жидких материалов цистерны внутри разделены перегородками для уменьшения гидравлических ударов, возникающих при резком изменении скорости движения. Наибольшее распространение получили цистерны для перевозки жидких топлив и смазочных материалов, жидких пищевых продуктов и кислот. Цистерны для перевозки пищевых продуктов часто делают эмалированными внутри, а снаружи окрашивают в светлые тона для отражения солнечных лучей. Для перевозки наливных скоропортящихся грузов стенки цистерны искусственно охлаждают, а для вязких грузов подогревают (изотермические цистерны). Для перевозки пылевидных материалов наибольшее применение получили цистерны-муковозы и цементовозы и др. Автобусы и автобусные прицепы Автобусы предназначены для массовых пассажирских перевозок. Их классифицируют по назначению и вместимости кузова (рис. 7.5). Рис. 7.5. Примерная схема классификации автобусов По назначению они подразделяются на автобусы городского, междугороднего и специального назначения. По вместимости кузова (по числу мест для сидения) подразделяются на автобусы особо малой вместимости (до 10 мест), малой (до 25 мест), средней (40-50 мест), большой (60-80 мест) и особо большой вместимости (100-120 мест). Вместимость автобуса зависит в основном от его длины, так как ширина у всех автобусов примерно одинакова - 2,5 м, поэтому автобусы чаще классифицируют по длине. В нашей стране принят следующий габаритный ряд длин автобусов: особо малые до 5,5 м; малые от 6,0 до 7,5 м; средние от 8,5 до 10 м; большие от 11,0 до 12,0 м; особо большие (сочле- от 16,5 до 24,0 м (двухэтажные ненные) до 18,0 м). К автобусам специального назначения относят: почтовопассажирские, экскурсионные, туристические, школьные и прочие автобусы. Городские автобусы наиболее распространены. Они имеют многоместные кузова вагонной компоновки, которая позволяет более рационально использовать их габаритные размеры. Мощность двигателя, вместимость и передаточное число трансмиссии городского автобуса подбирают таким образом, чтобы иметь интенсивный разгон и обеспечить ему относительно высокую среднюю скорость движения. В небольших городах с узкими улицами и интенсивным движением целесообразно использовать автобусы малой вместимости или двухэтажной конструкции, которая позволяет рационально использовать габаритные размеры и при этом иметь хорошие маневренные свойства. Автобусы особо малой и малой вместимости в городах на маршрутах с незначительным пассажиропотоком используют как маршрутные такси, а также для ведомственных целей. Управление городских автобусов, как правило, упрощено применением усилителей, бесступенчатых силовых передач и других автоматических устройств. Кузова таких автобусов должны иметь широкие проходы, площадки для стоящих пассажиров, широкие двери, низкорасположенные ступени и пол для быстрой посадки и высадки пассажиров. Удобство для сидящих пассажиров в значительной степени определяется размерами и шагом установки сидений. Вследствие того, что пассажиры в городском автобусе находятся непродолжительное время, количество мест для сидения в них составляет только 30-40 % общей вместимости, сиденья изготавливают ограниченных размеров и устанавливают с минимальным шагом. Для междугородних (пригородных) сообщений применяют автобусы, максимально использующие площадь салона, а для маршрутов, не имеющих посадки и высадки пассажиров на промежуточных остановках (пригородных), применяют автобусы с откидными сиденьями, занимающими центральный проход. Багаж в междугородных автобусах укладывают в специальные ящики, расположенные в нижней части автобуса или на специально оборудованном участке крыши. Автобусные прицепы получают все большее распространение. В качестве автобусных прицепов применяют главным образом такие, которые имеют поворотные устройства автомобильного типа, беззазорное сцепное устройство, а также эффективно действующую тормозную систему. Автобусный автопоезд аналогичен по конструкции автопоезду из двух одинаковых троллейбусов. Главным преимуществом применения автобусных прицепов является возможность резкого увеличения провозной способности существующего автобусного парка без увеличения числа водителей в часы или дни "пик", тогда как в остальное время можно использовать автобусы без прицепов. Автобусные полуприцепы широко применяют для выполнения междугородних и пригородных пассажирских перевозок. При междугородных перевозках прямого сообщения, когда полуприцеп проходит всю линию сквозным рейсом, тягачи на отдельных участках маршрута могут меняться. Для городских и пригородных сообщений полуприцепы могут применяться только в часы или дни "пик", тогда как в другое время тягачи могут работать с грузовыми полуприцепами. Получают распространение так называемые "сочлененные автобусы" (частный случай полуприцепа), которые представляют собой постоянно сцепленные автобус и автобусный полуприцеп. Такие автобусы, имея большую пассажировместимость, более маневренны, чем автобус с прицепом или тягач с полуприцепом, и более устойчивы, чем двухэтажные автобусы. Кроме того, таким автобусам не нужны дополнительные кондукторы, что необходимо для автобусов с прицепами, и для них не увеличивается время на остановках, как для двухэтажных автобусов. На автобусе отсутствует задняя стенка кузова, а на полуприцепе - передняя, вместо них устроен коридор с гибкими стенками, он соединяет салон автобуса и полуприцепа. На задней части автобуса сделано опорно-сцепное устройство, на которое опирается передняя часть полуприцепа. Колеса полуприцепа выполнены поворотными, что значительно уменьшает радиус поворота всего автопоезда. Легковые автомобили Легковые автомобили обычно классифицируют по рабочему объему цилиндров двигателя и типу кузова (рис. 7.6). Рис. 7.6. Примерная схема классификации легковых автомобилей По рабочему объему цилиндров двигателя легковые автомобили разделяют на четыре группы: особо малые или микролитражные - до 1,1 л; малые или малолитражные - до 1,8 л; средние или среднелитражные - до 3,5 л и больше или много- литражные - свыше 3,5 л. Иногда слово литраж в классификации автомобилей заменяют словом класс. Тогда в соответствии с рабочим объемом цилиндров двигателя в литрах легковые автомобили можно разделить на следующие основные классы: особо малый................................... - до 1,1; малый............................................. -свыше 1,1 до 1,8; средний........................................... - свыше 1,8 до 3,5; большой......................................... - свыше 3,5; высший........................................... - рабочий объем не регламен тируется. По типу кузова легковые автомобили разделяют на автомобили с закрытыми, открывающимися и открытыми кузовами. Закрытые кузова для автомобилей среднего и малого литража делают с двумя рядами сидений, для автомобилей большого литража - с тремя рядами сидений и иногда с внутренней перегородкой; их называют лимузинами. Открывающиеся кузова или кабриолеты имеют открывающийся матерчатый верх - тент или снимающийся жесткий верх. У открывающихся кузовов двери и каркас крыши те же, что и у закрытых кузовов. Это придает конструкции достаточную жесткость, что особенно важно для безрамных конструкций автомобилей. Открытые кузова - фаэтоны имеют небольшое распространение и применяются главным образом для легковых автомобилей высокой проходимости. Такие кузова оборудуют убирающимся складным верхом - тентом с задним окном для защиты пассажиров от ветра, дождя и солнца. На рис. 7.6 представлена общая поверхностная классификация кузовов легковых автомобилей. В действительности же каждый вид конструкции кузова имеет много разновидностей.
Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 3104; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |