Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Рухомий склад для пасажирських перевезень




Рухомий склад для вантажних перевезень.

План.

Питання до самоконтролю

1. Характеристика транспортно-дорожного комплекса Украины.

2. Что является основными системными проблемами развития транспорта на современном этапе?

3. Главные направления инвестиционной и инновационной деятельности на транспорте.

4. Что является характерным признаком современности?

Література.

1.Автомобільний транспорт України: стан, проблеми, перспективи розвитку: За заг. ред. А.М. Редзюка. — К.: ДП “ДержавтотрансНДІпроект”, 2005. — 400 с.

5. Глазков, В. Ф., Подольский, Н. И. Введение в специальность: учебно-методическое пособие / В. Ф. Глазков, Н. И. Подольский; СПбГАСУ. - СПб., 2009. - 134 с.

 

 

Тема 6. Рухомий склад автотранспорту.

Мета: Ознайомитись з класифікацією рухомого складу автотранспорту.

1. Класифікаціярухомого складу.

Автомобильные транспортные средства или подвижной состав классифицируют по назначению и конструктивным признакам (рис. 7.1).

Рис. 7.1. Примерная схема классификации автотранспортных средств

По назначению

Подвижной состав делится на транспортные и специальные средства сообщения.

Транспортные средства сообщения предназначены для пе­ревозки пассажиров или грузов.

Специальные средства сообщения предназначены для раз­мещения на них специального оборудования (санитарного, реа­нимационного, пожарного) или установок исполнительных орга­нов строительных машин (кранового, бурового, экскаваторного).

Транспортные средства в свою очередь делят на грузовые и пассажирские.

Грузовые средства сообщения состоят из автомобилей, имеющих кузов общего назначения, как правило, грузовую плат­форму, предназначенную для перевозки большинства грузов, и специализированных, с кузовом специальной конструкции - для перевозки одного вида груза или группы родственных грузов (самосвал, цистерна, фургон).

Пассажирские средства сообщения состоят из автобусов, (городские, пригородные междугородние и др.), автобусов спе­циального назначения (телевизионные, рентген-лаборатории и др.) и легковых автомобилей.

По конструктивным признакам

Автомобильные транспортные средства разделяют на авто­мобили, тягачи и прицепы.

Автомобили различают по роду двигателя, проходимости, гру­зоподъемности (грузовые), вместимости (автобусы и легковые).

Тягачи разделяют на автомобили-тягачи, седельные и буксирные.

Прицепы. К ним относятся собственно прицепы, полуприце­пы, прицепные оси (роспуски), прицепы специальных типов - специальные (тяжеловозы, санные и др.).

Автомобили

По роду двигателя. В зависимости от установленного дви­гателя автомобили бывают следующих типов.

Автомобили с карбюраторным двигателем или с двигате­лем внешнего смесеобразования. Это двигатели внутреннего сгора­ния (поршневые или роторные) с искровым воспламенением рабо­чей смеси, работающие на легком топливе. Автомобили с карбюра­торными двигателями являются наиболее распространенными сре­ди большинства легковых автомобилей, а у грузовых автомобилей - среди автомобилей малой и средней грузоподъемности.

Автомобили с двигателем Дизеля - это автомобили с поршневыми двигателями внутреннего сгорания и воспламене­нием рабочей смеси от сжатия, работающие на тяжелом топли­ве. Такой тип двигателя преимущественное распространение по­лучил на грузовых автомобилях большой грузоподъемности и многоместных автобусах.

Газобаллонные автомобили - это разновидность автомо­билей с двигателем внешнего смесеобразования (карбюраторно­го), работающих на сжатых или сжиженных газах.

Применяют в городах и районах, которые имеют газопрово­ды от крупных газовых месторождений или мощную газовую промышленность (отходы переработки нефти, угля, сланцев, ка­нализационные газы и др.). Ресурсы горючих газов в России очень велики. Многие газовые месторождения значительно уда­лены от месторождений нефти и районов ее переработки, а это может способствовать широкому их использованию в качестве местного топлива.

Газотурбинные автомобили - это автомобили с двигате­лем внутреннего сгорания турбинного типа, работающие, как правило, на жидком топливе. Большого распространения пока не получили, но можно ожидать, что их будут применять на автомо­билях очень большой грузоподъемности, мощных тягачах и на скоростных междугородних автобусах. Опыт производства и экс­плуатации подобных автомобилей в России имеется. Недостат­ками опытного автомобиля БелАЗ грузоподъемностью 75 т, ос­нащенного газовой турбиной, являются низкая топливная эконо­мичность и большой шум.

Электрические автомобили - это автомобили, оборудо­ванные электрическим двигателем, работающим от аккумулятор­ных батарей или от электрических топливных источников. При­меняют для городских перевозок легковесных или мелкопарти­онных грузов, где погрузочно-разгрузочные работы занимают большое место. Преимущества этих автомобилей: хорошая прие­мистость, бесшумность, отсутствие отработанных газов. К недос­таткам этих автомобилей можно отнести малый радиус действия (70-90 км) и значительный собственный вес из-за большого веса аккумуляторных батарей или топливных источников, достигаю­щих 75-125 % от полезной нагрузки. Попытка освоить выпуск электрических автомобилей в свое время была предпринята на заводе АЗЛК и на Волжском автомобильном заводе, где соответ­ственно было произведено переоборудование автомобилей Моск­вич-2141 и ВАЗ-1111 "Ока".

Автомобили с двигателями, работающими на атомной энергии, пока распространения не получили и, видимо, не полу­чат вследствие затруднений, связанных с наличием атомного ре­актора на автомобиле и локализации последствий, связанных с дорожно-транспортными происшествиями, хотя попытка уста­новки на легковой автомобиль "Фольксваген" атомного реактора была предпринята. По мнению автора, наземное транспортное средство с атомной силовой установкой может иметь место при освоении Антарктиды. Это санно-тракторные поезда с электриче­ской трансмиссией, у которых один гусеничный энергетический модуль, будет оснащен атомной силовой установкой, а остальные гусеничные модули будут активными.

Широко применяющийся в настоящее время на автомобилях двигатель внутреннего сгорания имеет два основных недостатка: низкий коэффициент полезного действия и токсичность отрабо­тавших газов. Полностью устранить эти недостатки нельзя. В связи с этим продолжаются исследования, направленные на поиск новых силовых установок, лишенных этих недостатков.

По признаку проходимости автомобили подразделяют:

- на дорожные автомобили (ограниченной проходимости) для движения главным образом по дорогам (в том числе и грун­товым);

- повышенной и высокой проходимости, которые могут работать в тяжелых дорожных условиях и по бездорожью;

- внедорожные или карьерные автомобили, предназначенные для работы на специальных дорогах повышенной несущей способности.

Дорожные автомобили - самые распространенные авто­мобили. Движителем дорожных автомобилей является колесо. Это, как правило, двухосные автомобили классической компо­новки. Они имеют управляемые колеса - передние, а ведущие - задние. В классификации колесных автомобилей используется такое понятие, как колёсная формула автомобиля. Дорожные ав­томобили в соответствии с колёсной формулой будут обозначены 4x2.2 - для грузовых и 4x2 - для легковых автомобилей. В этой формуле первая цифра обозначает количество колес, вторая - из них количество ведущих. Для грузовых автомобилей у цифры, обозначающей количество ведущих колес, после точки ставится цифра 2, если колеса сдвоенные, и 1, если одинарные. Для перед­неприводных легковых автомобилей, у которых передние колеса являются ведущими и одновременно управляемыми, колесная формула будет иметь вид 2x4. Компоновка этих автомобилей позже также была названа классической.

Автомобили повышенной и высокой проходимости в за­висимости от конструкции движителя разделяют: на колесные, полугусеничные, колесно-гусеничные, автомобили-амфибии и ав­томобили на воздушной подушке.

Колесные автомобили повышенной проходимости принято различать по числу осей. Для этого была предложена осевая фор­мула, состоящая из двух цифр, из которых первая показывает общее количество осей на автомобиле, а вторая - количество ве­дущих из них, например: 2x2; 3x3; 3x2; 4x4 и т. п. В среде авто­мобилистов осевая формула не прижилась, они пользуются ко­лесной, в соответствии с этой формулой эти автомобили будут: 4x4.1; 4x4.2; 6x6.1; 6x4.2; 8x8.1, где в цифрах 4.1 или 4.2 цифра­ми 1 и 2 для лучшей управляемости две оси сделаны управляе­мыми.

В конструкциях некоторых автомобилей одна из осей может опускаться или приподниматься над поверхностью дороги, что дает возможность повысить проходимость, уменьшить разруше­ние слабых дорожных одежд и уменьшить сопротивление каче­нию при движении по хорошим дорогам.

Колесные автомобили повышенной проходимости должны обладать следующими основными свойствами: большой силой тяги для преодоления значительного дорожного сопротивления, высокой надежностью и прочностью, высокой маневренностью, хорошей приспособляемостью ведущих колес к неровностям пу­ти, возможностью преодолевать препятствия (канавы, броды), значительные просветы и углы свесов (углы проходимости) и достаточно высокими экономичностью и скоростью движения.

Полугусеничные автомобили - это автомобили высокой про­ходимости, которые могут двигаться по заболоченным грунтам и снежной целине. Полугусеничные автомобили, сконструирован­ные специально для движения по снегу, называются снегоходами.

Колесно-гусеничные автомобили - это автомобили, имею­щие сменные гусеничные движители и колеса.

Плавающие автомобили-амфибии могут преодолевать водные препятствия. Такие автомобили имеют водонепроницае­мый кузов, специальный винтовой движитель (гребной винт) и выполнены на базе многоприводных колесных автомобилей.

Автомобили на воздушной подушке. Применение таких ав­томобилей считается перспективным в условиях бездорожья. Принцип "воздушной подушки" заключается в подъеме транс­портного средства на небольшую высоту путем подачи воздуха в полость между ним и почвой; частичная герметизация полости достигается при помощи гибких покрывал, свешивающихся по периметру автомобиля. Получили применение автомобили, у ко­торых воздушная подушка используется для частичной разгрузки колес в условиях бездорожья (конвертированные автомобили), что значительно повышает проходимость благодаря уменьшению давления колес на почву. Недостатками автомобилей на воздуш­ной подушке являются: большой расход топлива, малая манев­ренность, а также пыле и брызгообразование.

Внедорожные автомобили - это группа автотранспортных средств, которым по дорогам общего пользования двигаться за­прещено в силу превышения ими разрешенных габаритных раз­меров, нагрузки на ось, тележку и полной массы. Внедорожные автомобили-самосвалы движутся по технологическим дорогам, несущая способность которых и размеры соответствуют этим транспортным средствам. В группе внедорожных автомобилей есть тягачи высокой проходимости, которым в исключительных условиях может быть выдано разрешение для движения по доро­гам общего пользования.

Тягачи

Их подразделяют: на автомобили-тягачи, седельные и буксирные.

Автомобили-тягачи - это, по существу, обычные грузовые автомобили, работающие с прицепами. Автомобиль с прицепом образует автопоезд. Применение автопоездов является одним из наиболее прогрессивных методов организации автомобильных перевозок. Практически каждый грузовой автомобиль имеет бук­сирный прибор и может работать с прицепом, так как рассчитан на работу с перегрузками. От обычного грузового автомобиля автомобили-тягачи могут отличаться коробкой передач, главной передачей, наличием устройств для подключения тормозов и ос­вещения прицепа.

Седельные тягачи работают в сочетании с полуприцепом, часть веса прицепа передается на шасси тягача. Для этого на раме тягача установлено опорно-сцепное устройство.

Буксирные тягачи. Выполняют как на базе двух- и трехос­ных шасси грузового автомобиля, так и специально спроектиро­ванных шасси, в том числе и одноосных. Оборудуют буксирным прибором и устройствами для подключения тормозов и света бук­сируемого объекта.

Прицепы

В зависимости от назначения кузова прицепов делают обычно автомобильного типа в виде платформы с открывающи­мися бортами или специализированного типа (пассажирский, са­мосвал, цистерна, фургон и т. д.). Получают применение прицепы специального назначения, такие как прицепы-дачи, компрессор­ные установки, рентген-лаборатории и др.

По конструктивным признакам прицепы, буксируемые ав­томобилями, автомобилями-тягачами и тягачами, по числу осей могут разделяться: на одноосные, двухосные и многоосные. Для тяжелых условий может применяться не колесное, а гусенич­ное шасси или санные прицепы (рис. 7.2).

Одноосные прицепы нашли широкое применение как с грузовым, так и с легковым автомобилем. По типу кузова кроме бортовой платформы и специального нашли примене­ние прицепы-роспуски.

Прицепы-роспуски применяют для перевозки длинномер­ных грузов (труб, рельсов, бревен и т. п.). Они имеют дышло с перемещающейся по нему рамой для изменения базы прицепа (роспуск). На раме устанавливается поворотный коник со стой­ками. При перевозке очень длинных грузов (более 20 м) исполь­зуют специальные прицепы-роспуски с управляемыми колесами. На этих прицепах применяют крестообразную сцепку, или уста­новлено рулевое управление со вторым водителем для улучше­ния маневренности автопоезда. Выпускают прицепы-роспуски и для седельных тягачей.

Рис. 7.2. Примерная схема классификации прицепов

Двух- и трехосные прицепы предназначены для работы с ав­томобилями, автомобилями-тягачами и буксирными тягачами. Такие прицепы имеют раму, кузов и поворотную тележку с дышлом.

Полуприцепы (седельные прицепы) отличаются от прице­пов тем, что часть веса прицепа и груза передают на раму тягача, и могут быть одноосными, двухосными и даже трехосными.

В задней части прицепа подвешены оси, в передней - сцепное устройство. Для поддержания отцепленного прицепа в горизон­тальном положении на его раме укреплены поддерживающие стойки с катками или плоскими опорами, выполненными в виде убирающегося шасси. Полуприцеп можно грузить и разгружать без присутствия тягача.

При эксплуатации автомобилей в зимнее время на засне­женных и ледяных дорогах (зимниках) применяют санные прице­пы и полуприцепы. Для устранения заносов и раскатывания саней на лыжи прицепа устанавливают противораскатные ножи, вели­чину врезания которых в снежный покров можно регулировать.

Прицепы тяжеловозы - это прицепы или полуприцепы по­вышенной грузоподъемности (до 200 и более тонн). Для умень­шения удельного давления на дорогу эти прицепы имеют не­сколько осей с большим числом колес на них.

Активные прицепы (полуприцепы) имеют ведущие колеса, привод которых осуществляется от двигателя автомобиля-тягача. Они обеспечивают большую проходимость автопоезду, так как сцепной вес автопоезда равен сумме весов, приходящихся на все ведущие оси. Привод ведущих колес активного прицепа чаще электрический, реже гидравлический.

Автопоезд. Автопоезд состоит из автомобиля-тягача с од­ним или несколькими прицепами, седельного автомобиля-тягача, одноосного тягача с полуприцепом или полуприцепом и несколь­кими прицепами.

Применение автопоездов кроме увеличения производительно­сти дает значительное снижение себестоимости перевозок за счет уменьшения удельного расхода топлива, снижения расходов на ре­монт и техническое обслуживание, уменьшения амортизационных отчислений, приходящихся на единицу транспортной работы.

Грузовые автомобили и прицепы

Грузовые автомобили и прицепы классифицируются по гру­зоподъемности и типу кузова. На рис. 7.3 представлена пример­ная схема классификации грузовых автомобилей, часть этой схе­мы описана выше (см. рис. 7.1).

Номинальную грузоподъемность автомобиля назначает завод- изготовитель. Она определяется максимально полезной нагрузкой ав­томобиля при работе его в различных дорожных условиях. Номиналь­ная грузоподъемность автомобиля или прицепа соответствует опреде­ленному типу кузова и шин. Грузоподъемность грузового автомобиля обычно указывается для дорог с твердым покрытием, при работе на грунтовых дорогах грузоподъемность обычно снижают на 25 %.

По номинальной грузоподъемности грузовые автомобили разделены на следующие классы:

особо малой -от 0,3 до 1,0 т;

малой - от 1,0 до 3,0 т;

средней - от 3,0 до 5,0 т;

большой - от 5,0 до 8,0 т;

особо большой - от 8,0 т и до предела, установ­

ленного дорожными весовыми ограничениями;

внедорожные автомобили - свыше предела, установленного

дорожными ограничениями. Автомобили особо малой грузоподъемности обычно соз­дают с использованием шасси легковых автомобилей, в том чис­ле и малолитражных или специальных шасси.

Автомобили малой грузоподъемности предназначены для выполнения незначительного по величине грузооборота с мелко­партионными отправками, кроме того, могут использоваться как грузовое такси или автомобили скорой технической помощи.

Рис. 7.3. Примерная схема классификации грузовых автомобилей

Автомобили средней грузоподъемности служат для пере­возки массовых, как правило, сельскохозяйственных грузов сред­ними партиями при обслуживании уборочных комбайнов или массовых промышленных грузов на небольшие расстояния.

Автомобили большой и особо большой грузоподъемности служат для перевозки массовых грузов крупными партиями. Они перевозят продукцию промышленных предприятий, а также слу­жат для массовой перевозки сырья, топлива, строительных мате­риалов и сельскохозяйственных грузов.

Автомобили внедорожные (не путать с автомобилями по­вышенной и высокой проходимости) используют при выполнении мощных и постоянных грузовых потоков на специальных дорогах повышенной несущей способности, т. е. вне дорог общей транс­портной сети: на крупных стройках, на разработках полезных ис­копаемых открытым способом.

Поскольку в классификации грузовых автомобилей по но­минальной грузоподъемности используют показатель "дорожные весовые ограничения", то чаще в классификации используют по­казатель " полная масса " автомобиля в тоннах.

Полная масса - это собственная масса автомобиля (прице­па, полуприцепа), масса груза, масса водителя и пассажиров в ка­бине из расчета 75 кг на человека (кроме "Москвич-2733" и "Мо­сквич-2734", а также "ИЖ-2715" и "ИЖ-27151", для которых принято 70 кг на человека, как для легковых автомобилей).

Собственная масса - это масса автомобиля (прицепа, по­луприцепа) с заправкой (топливом, маслом, охлаждающей жид­костью и пр.) и снаряжением (запасным колесом, инструментом, огнетушителем, тентом, дугой, оборудованием специализирован­ных автомобилей и т. п. без массы водителя, пассажиров в кабине и груза).

Классификация грузовых автомобилей по полной массе:

особо малой........................................ -. до 1,2 т;

малой................................................... -. от 1,2 до 2,0 т;

средней................................................ -. от 2,0 до 8,0 т;

большой.............................................. -. от 8,0 до 14 т;

особо большой................................... -. от 14 до 20 т и от 20 до 40 т;

внедорожные...................................... -. свыше 40 т.

По типу кузова грузовые автомобили и прицепы разделяют на автомобили и прицепы с кузовами:

- грузовая платформа с откидными бортами применяется на автомобилях и прицепах общего назначения, представляет со­бой деревянный или металлический кузов с тремя или одним от­кидывающимся бортом. Этот кузов предназначен для перевозки любого вида грузов, как навалом, так и в таре.

При перевозке легковесных грузов применяют платформы со съемными надставными, решетчатыми бортами. Для авто­мобилей особо малой грузоподъемности часто применяют грузо­пассажирские кузова типа " пикап ". Грузовые универсальные ку­зова могут применяться без бортов, с низкими бортами, высоки­ми решетчатыми бортами с откидными скамейками и с тентом;

- специализированные кузова применяют на специализиро­ванных автомобилях и прицепах, предназначенных для перевозки одного или группы родственных грузов. Из специализированных автомобилей наибольшее распространение получили автомоби­ли-самосвалы, фургоны, цистерны и др.;

- самосвальные кузова применяют на автомобилях- самосвалах, предназначенных для разгрузки путем сбрасывания сыпучих или других грузов, не требующих осторожности при разгрузке (рис. 7.4).

По принципу разгрузки автомобили и прицепы-самосвалы делят на группы:

- с опрокидывающимися кузовами - груз сбрасывается на­клоном кузова;

- с бункерной выгрузкой - груз сбрасывается при непод­вижном кузове по наклонным плоскостям, составляющим борта или дно кузова (горбатое дно, "хоппер");

- с принудительным выталкиванием груза из кузова с конвейерным дном или шнеками.

Наибольшее распространение получили автомобили и при­цепы-самосвалы с опрокидывающимися кузовами, которые мож­но классифицировать.

По направлению опрокидывания различают прицепы и автомобили-самосвалы:

- с опрокидыванием кузова только назад - кузов с задней разгрузкой;

- с опрокидыванием кузова только на одну сторону - ку­зов с боковой разгрузкой;

- с опрокидыванием кузова на любую из трех сторон;

- с предварительным подъемом и опрокидыванием кузова назад или в любую сторону.

Рис. 7.4. Примерная схема классификации самосвальных кузовов автомобилей (прицепов)

По способу опрокидывания кузова различают автомобили- самосвалы:

- самоопрокидывающиеся кузова или кузов шарнирного типа. В автомобилях-самосвалах шарнирного типа опрокидыва­ние кузова происходит под действием веса груза вследствие смещения центра тяжести груженого кузова относительно шар­нира крепления. Во время движения кузов удерживается замком с системой рычагов;

- с принудительным опрокидыванием кузова, для чего исполь­зуют механические, гидравлические и пневматические устройства.

Наибольшее распространение получили автомобили- самосвалы с гидравлическим приводом опрокидывания благодаря удобству в эксплуатации и обслуживании.

В автомобилях-самосвалах, как и у прицепов, кузов должен представлять жесткую и прочную конструкцию, особенно при экс­каваторной или бункерной погрузке. Для усиления кузова приме­няют ребра жесткости коробчатого сечения, особенно в местах шарнирного соединения кузова с рамой автомобиля и крепления гидравлических домкратов. У большегрузных автомобилей для по­догрева кузова через ребра жесткости пропускают выхлопные газы. Угол наклона кузова должен быть больше угла естественного отко­са перевозимых материалов и колеблется в пределах 45-70°.

При выборе угла наклона кузова необходимо учитывать силу трения перевозимого материала о дно и борта кузова, которая должна быть меньше составляющей силы веса груза. Для лучшей очистки кузова от перевозимых материалов борта имеют неболь­шой наклон 3-5° и углы закругляются. Кузова автомобилей- самосвалов малой и средней грузоподъемности делают с задним откидным бортом и приспособлениями на всех бортах для их на­ращивания при перевозке легковесных грузов. Кузова большегруз­ных автомобилей имеют корытообразную форму и часто не имеют заднего борта. Наиболее распространенным типом крепления зад­него открываемого борта кузова является верхнее съемное крепле­ние с запорным механизмом, управляемым специальной рукояткой, расположенной с левой стороны на передней стенке кузова.

Для предохранения водителя, кабины и ее стекол от поврежде­ния при экскаваторной и бункерной погрузке на передней стенке самосвального кузова часто устанавливают козырек, закрывающий кабину; реже применяют бронированный капот двигателя.

Автомобили и прицепы-самосвалы с бункерной разгрузкой кузова по способу сброса груза различают: со сбросом груза на сторону, с предварительным подъемом или наклоном кузова.

Бункерный автомобиль-самосвал со сбросом груза на сторону является простейшим типом автомобиля-самосвала. Кузов этого автомобиля представляет собой бункер с наклонным полом, горба­тым посередине и открывающимися боковыми бортами или люка­ми для сбрасывания груза. Подобная конструкция кузова должна иметь плотно закрывающиеся борта или люки жесткой конструк­ции, так как они испытывают при движении значительную нагруз­ку от веса груза, усиленную во время движения толчками и силами инерции на поворотах. Недостатки таких автомобилей:

- разгрузка производится одновременно на обе стороны, груз может попадать под колеса автомобиля;

- погрузочная емкость кузова снижается за счет горбатого дна.

Центр тяжести автомобиля по той же причине во время

движения располагается выше, чем у автомобилей с опрокидыва­нием кузова. В момент разгрузки центр тяжести у автомобилей с опрокидывающимся кузовом выше, критические ситуации во время работы у них возникают реже.

Автомобили и прицепы-самосвалы с принудительным выталкиванием груза из кузова делят на две группы:

- с конвейерным полом (шторные);

- с продольным винтом (шнековые).

У автомобилей и прицепов-самосвалов с конвейерным по­лом кузов оборудован по всему полу бесконечной лентой или лентой, перематывающейся с одного валика на другой, упроща­ется ручная загрузка. При разгрузке груз сбрасывается переме­щением ленты.

В автомобилях-самосвалах с продольным винтом на дне ку­зова устанавливают один или два винта (шнеки), при вращении которых происходит выталкивание груза.

Разновидностью автомобилей-самосвалов являются выпус­каемые самосвалы-думперы. Имея короткую базу, думперы обла­дают лучшей маневренностью и проходимостью, что очень важно при работе в карьерах и на строительных площадках. В некоторых моделях думперов предусмотрен поворот сиденья водителя на 180о Это дает возможность в некоторых случаях не разворачивать автомобиль, а двигаться задним ходом, что удобно при подъезде и отъезде к месту погрузки или разгрузки. У них, как правило, при разгрузке больший угол наклона кузова, что способствует уско­ренной и более полной разгрузке. Думперы-самосвалы не имеют упругих элементов в подвеске и оснащены самоопрокидываю- щимся кузовом шарнирного типа, что значительно удешевляет конструкцию транспортного средства.

Автомобили с контейнерными (сменными) кузовами - наиболее универсальный тип грузовых автомобилей, так как они могут быть использованы для перевозки грузов в различных ус­ловиях. При погрузке с земли сменный кузов-контейнер грузят на автомобиль за 5-8 с. Так как погрузочная высота сменного кузова значительно меньше погрузочной высоты автомобиля, то затраты времени и работы на его загрузку резко сокращаются. При нали­чии сменных кузовов простой автомобиля при погрузке сводится только ко времени подъема кузова на автомобиль. При механизи­рованной погрузке выгрузка грузов может происходить опроки­дыванием контейнера, как у автомобилей-самосвалов, или сняти­ем его с автомобиля. Механизм снятия и подъема контейнера может быть использован как подъемный кран при погрузке штучных грузов. Для обеспечения самосвальной выгрузки на днище контейнера имеется шарнирный запор.

Автомобили-самопогрузчики имеют приспособление для механизированной погрузки и выгрузки грузов. Наибольшее рас­пространение получили автомобили с лебедками и шпилями, с крановыми установками, с грузоподъемным задним бортом и с механическим мешкопогрузчиком. Грузоподъемность таких автомобилей уменьшается на величину веса этих механизмов.

Автомобили и прицепы-фургоны имеют закрытые кузова, внутри которых могут быть приспособления, необходимые для пе­ревозки определенного вида груза. Автомобили-фургоны широко применяют для перевозки продовольственных и промышленных товаров, медикаментов и др. Они могут использоваться как поход­ные мастерские, лаборатории, кинопередвижки, автолавки и пр.

Различают автомобили-фургоны универсальные, предназна­ченные для перевозки различных грузов, и специальные - для пе­ревозки скоропортящихся продуктов, хлебобулочных изделий, мебели, готового платья и др.

Автомобили и прицепы-цистерны используют для пере­возки жидких, наливных и сыпучих грузов. Цистерны изготавли­вают из листовой стали и листовых алюминиевых сплавов. При перевозке жидких материалов цистерны внутри разделены пере­городками для уменьшения гидравлических ударов, возникаю­щих при резком изменении скорости движения. Наибольшее рас­пространение получили цистерны для перевозки жидких топлив и смазочных материалов, жидких пищевых продуктов и кислот. Цистерны для перевозки пищевых продуктов часто делают эма­лированными внутри, а снаружи окрашивают в светлые тона для отражения солнечных лучей. Для перевозки наливных скоропор­тящихся грузов стенки цистерны искусственно охлаждают, а для вязких грузов подогревают (изотермические цистерны). Для пе­ревозки пылевидных материалов наибольшее применение полу­чили цистерны-муковозы и цементовозы и др.

Автобусы и автобусные прицепы

Автобусы предназначены для массовых пассажирских пе­ревозок. Их классифицируют по назначению и вместимости ку­зова (рис. 7.5).

Рис. 7.5. Примерная схема классификации автобусов

По назначению они подразделяются на автобусы городско­го, междугороднего и специального назначения.

По вместимости кузова (по числу мест для сидения) под­разделяются на автобусы особо малой вместимости (до 10 мест), малой (до 25 мест), средней (40-50 мест), большой (60-80 мест) и особо большой вместимости (100-120 мест).

Вместимость автобуса зависит в основном от его длины, так как ширина у всех автобусов примерно одинакова - 2,5 м, поэто­му автобусы чаще классифицируют по длине. В нашей стране принят следующий габаритный ряд длин автобусов: особо малые до 5,5 м;

малые от 6,0 до 7,5 м;

средние от 8,5 до 10 м;

большие от 11,0 до 12,0 м;

особо большие (сочле- от 16,5 до 24,0 м (двухэтажные ненные) до 18,0 м).

К автобусам специального назначения относят: почтово­пассажирские, экскурсионные, туристические, школьные и про­чие автобусы.

Городские автобусы наиболее распространены. Они имеют многоместные кузова вагонной компоновки, которая позволяет более рационально использовать их габаритные размеры. Мощ­ность двигателя, вместимость и передаточное число трансмиссии городского автобуса подбирают таким образом, чтобы иметь ин­тенсивный разгон и обеспечить ему относительно высокую сред­нюю скорость движения. В небольших городах с узкими улицами и интенсивным движением целесообразно использовать автобусы малой вместимости или двухэтажной конструкции, которая по­зволяет рационально использовать габаритные размеры и при этом иметь хорошие маневренные свойства. Автобусы особо ма­лой и малой вместимости в городах на маршрутах с незначитель­ным пассажиропотоком используют как маршрутные такси, а также для ведомственных целей. Управление городских автобу­сов, как правило, упрощено применением усилителей, бесступен­чатых силовых передач и других автоматических устройств.

Кузова таких автобусов должны иметь широкие проходы, площадки для стоящих пассажиров, широкие двери, низкораспо­ложенные ступени и пол для быстрой посадки и высадки пасса­жиров. Удобство для сидящих пассажиров в значительной степе­ни определяется размерами и шагом установки сидений.

Вследствие того, что пассажиры в городском автобусе нахо­дятся непродолжительное время, количество мест для сидения в них составляет только 30-40 % общей вместимости, сиденья из­готавливают ограниченных размеров и устанавливают с мини­мальным шагом.

Для междугородних (пригородных) сообщений применяют ав­тобусы, максимально использующие площадь салона, а для маршрутов, не имеющих посадки и высадки пассажиров на промежуточных оста­новках (пригородных), применяют автобусы с откидными сиденьями, занимающими центральный проход. Багаж в междугородных автобу­сах укладывают в специальные ящики, расположенные в нижней части автобуса или на специально оборудованном участке крыши.

Автобусные прицепы получают все большее распростране­ние. В качестве автобусных прицепов применяют главным обра­зом такие, которые имеют поворотные устройства автомобильно­го типа, беззазорное сцепное устройство, а также эффективно действующую тормозную систему. Автобусный автопоезд анало­гичен по конструкции автопоезду из двух одинаковых троллей­бусов. Главным преимуществом применения автобусных прице­пов является возможность резкого увеличения провозной спо­собности существующего автобусного парка без увеличения чис­ла водителей в часы или дни "пик", тогда как в остальное время можно использовать автобусы без прицепов.

Автобусные полуприцепы широко применяют для выпол­нения междугородних и пригородных пассажирских перевозок. При междугородных перевозках прямого сообщения, когда полу­прицеп проходит всю линию сквозным рейсом, тягачи на отдель­ных участках маршрута могут меняться. Для городских и приго­родных сообщений полуприцепы могут применяться только в ча­сы или дни "пик", тогда как в другое время тягачи могут работать с грузовыми полуприцепами.

Получают распространение так называемые "сочлененные автобусы" (частный случай полуприцепа), которые представляют собой постоянно сцепленные автобус и автобусный полуприцеп. Такие автобусы, имея большую пассажировместимость, более маневренны, чем автобус с прицепом или тягач с полуприцепом, и более устойчивы, чем двухэтажные автобусы. Кроме того, та­ким автобусам не нужны дополнительные кондукторы, что необ­ходимо для автобусов с прицепами, и для них не увеличивается время на остановках, как для двухэтажных автобусов.

На автобусе отсутствует задняя стенка кузова, а на полу­прицепе - передняя, вместо них устроен коридор с гибкими стен­ками, он соединяет салон автобуса и полуприцепа. На задней час­ти автобуса сделано опорно-сцепное устройство, на которое опи­рается передняя часть полуприцепа. Колеса полуприцепа выпол­нены поворотными, что значительно уменьшает радиус поворота всего автопоезда.

Легковые автомобили

Легковые автомобили обычно классифицируют по рабочему объему цилиндров двигателя и типу кузова (рис. 7.6).

Рис. 7.6. Примерная схема классификации легковых автомобилей

По рабочему объему цилиндров двигателя легковые авто­мобили разделяют на четыре группы: особо малые или микро­литражные - до 1,1 л; малые или малолитражные - до 1,8 л; средние или среднелитражные - до 3,5 л и больше или много- литражные - свыше 3,5 л. Иногда слово литраж в классифика­ции автомобилей заменяют словом класс. Тогда в соответствии с рабочим объемом цилиндров двигателя в литрах легковые авто­мобили можно разделить на следующие основные классы:

особо малый................................... - до 1,1;

малый............................................. -свыше 1,1 до 1,8;

средний........................................... - свыше 1,8 до 3,5;

большой......................................... - свыше 3,5;

высший........................................... - рабочий объем не регламен­

тируется.

По типу кузова легковые автомобили разделяют на автомо­били с закрытыми, открывающимися и открытыми кузовами.

Закрытые кузова для автомобилей среднего и малого лит­ража делают с двумя рядами сидений, для автомобилей большого литража - с тремя рядами сидений и иногда с внутренней перего­родкой; их называют лимузинами.

Открывающиеся кузова или кабриолеты имеют откры­вающийся матерчатый верх - тент или снимающийся жесткий верх. У открывающихся кузовов двери и каркас крыши те же, что и у закрытых кузовов.

Это придает конструкции достаточную жесткость, что осо­бенно важно для безрамных конструкций автомобилей.

Открытые кузова - фаэтоны имеют небольшое распро­странение и применяются главным образом для легковых авто­мобилей высокой проходимости.

Такие кузова оборудуют убирающимся складным верхом - тен­том с задним окном для защиты пассажиров от ветра, дождя и солнца.

На рис. 7.6 представлена общая поверхностная классифика­ция кузовов легковых автомобилей. В действительности же каж­дый вид конструкции кузова имеет много разновидностей.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 3104; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.113 сек.