КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
ОГЛАВЛЕНИГ 579 2 страница
Нормативно-одобренный способ деятельности — обобщенный и закрепленный должностными инструкциями, рассчитанный на абстрактного субъекта и усредненные условия регламентированный способ выполнения деятельности. Обратная связь — 1) реакция на сообщение, которая помогает отправителю, источнику информации определить, понята ли передан- КРАТКИЙ ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ ная им информация; 2) средство обеспечения сличения реально достигнутого результата с идеально сформулированной целью. «Обратное мышление» (hindsight) — явление, состоящее в склонности людей считать, что в прошлом им наиболее правдоподобным казалось то, что в действительности произошло. Обучаемость — одна из общих способностей личности: 1) восприимчивость к обучающим воздействиям в новой ситуаций; 2) способность к быстрому и качественному усвоению знаний, умений и навыков. Общие способности — индивидуально-психологические свойства личности, являющиеся условиями достижения, высокой эффективности во многих видах деятельности. Включают интеллект, обучаемость, креативность, рефлексивность, активность, саморегуляцию. Объем управления — число людей, находящихся в непосредственном подчинении руководителя. Оперативная единила (восприятия, памяти) — форма организации и структурирования перцептивной информации и мнемического опыта; комплекс информационных признаков системы управления, характеризующийся целостностью и осмысленностью. Воспринимается, сохраняется и вспоминается как нечто единое («многое, мыслимое как единое»). Оперативный образ управляемой системы — целостное схематизированное представление об основных параметрах организации во всем комплексе их взаимосвязей и зависимостей. Характеризуется свойствами обобщенности, осмысленности, схематизированности, лаконичности, прагматичности, функциональной деформации и адекватности.
Операционная система организации — общая система производственных функций, состоящая из трех подсистем: перерабатывающей, обеспечения и планово-контрольной. Организационная культура — наличие у всех членов организации общих целей, их непосредственное участие в выработке путей достижения этих целей, заинтересованность в достижении общих конечных результатов организации. Организационная структура — логическое соотношение уровней управления и функциональных областей, организованных таким образом, чтобы обеспечить эффективное достижение целей организации. Органическая структура — тип организационной структуры, позволяющий гибко реагировать на изменения в окружающей среде и тем самым принципиально отличающийся от бюрократической (механистической) структуры. Ответственность — принимаемые субъектом обязательства выполнять задания, обеспечивая их удовлетворительное завершение, а также быть подвергнутым санкциям в случае их невыполнения. КРАТКИЙ ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ Партисипативный стиль управления — стиль, характеризующийся привлечением исполнителей к реализации собственно управленческих функций, их соучастием в решении основных задач, связанных с выработкой целей и планов организации, с поиском путей их реализации. Персонификация — процесс трансформации групповых (организационных) целей, ценностей, интересов, мнений в индивидуальные. Планирование — 1) процесс разработки стратегии и тактики достижения целей, а также программы их реализации; 2) одна из основных функций управления, связанная с разработкой и реализацией планов организации; 3) интегральный процесс психической регуляции деятельности, направленный на разработку программ индивидуальной деятельности.
Плановые предположения — результаты процесса прогнозирования в виде определенных прогнозов будущего развития событий во внешней и внутренней среде организации. Плоская структура — структура управления, имеющая малое число уровней управления и широкий объем управления на каждом из них. Поведение, ориентированное на контроль — стремление подчиненных вкладывать больше усилий в те области деятельности, которые контролируются и проверяются руководством, и пренебрегать деятельностью в тех областях, которые не являются объектом пристального контроля. Политика — общие ориентиры для действий и принятия решений организацией, регулирующие выработку и реализацию ее планов. Попустительский стиль управления — см. Либеральный стиль управления. Потребность — один из основных компонентов мотивационной системы личности; состояние индивида, создаваемое испытываемой им нуждой в объектах, необходимых для его существования и развития, и выступающее источником его активности. Практически-социальный интеллект — специфический симпто-мокомплекс интеллектуальных качеств, наиболее соответствующих требованиям управленческой деятельности. Характеризуется доминированием свойств практического мышления, его конвергентного типа, а также функций вербального и кристаллизованного интеллекта. Предприниматель — человек, который идет на риск при создании новой организации или при внедрении новой идеи, продукта или услуги. Представительская функция — одна из функций руководителя, при осуществлении которой он наделяется правом выступать от имени организации в целом при осуществлении внешних коммуникаций. КРАТКИЙ ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ Принятие управленческого решения — любой процесс выбора, связанный с реализацией управленческих функций и реализующийся либо в индивидуальной деятельности руководителя, либо в различных формах коллегиальных решений. Прогнозирование — 1) одна из управленческих функций, направленная на предвидение возможных изменений внешней и внутренней среды организации и их учет при управлении ею; 2) регулятивный психический процесс, выступающий в индивидуальной деятельности в форме антиципации; 3) метод планирования, в котором предсказание будущего опирается на накопленный опыт и текущие предположения относительно будущего.
Программа — результат планирования, представляющий целостную и согласованную последовательность действий и процедур достижения целей, их распределение по подразделениям и отдельным исполнителям, а также синхронизированную между ними по времени. Проектная структура — временная организационная структура, формирующаяся для достижения конкретной, четко очерченной цели. Производственно-технологические функции — совокупность функций руководителя, связанных с управлением операционной подсистемой организации. Профессиограмма управленческой деятельности — подробная и систематизированная характеристика содержания, условий, требований деятельности, а также тех психологических условий, которые необходимы для ее эффективного осуществления. Псевдоавторитет — собирательное понятие для обозначения ряда неадекватных личностных установок при реализации руководителем своих властных полномочий. Психические состояния — понятие, использующееся для условного выделения в психике ее относительно статического момента, в отличие от понятия «психические процессы», подчеркивающего динамические моменты психики, и понятия «психические свойства», указывающего на закрепленность проявлений психики в структуре личности. Психограмма руководителя — важнейшая часть профессиограм-мы, состоящая из перечня основных качеств личности, необходимых для ее эффективного осуществления (профессионально-важных качеств), а также из перечня требований к профессиональным знаниям и управленческим умениям. Психологические свойства деятельности — совокупность основных характеристик деятельности, включающая свойства целенаправленности, мотивированности, осознаваемости, произвольности, предметности, активности, адаптивности, системности. Психотерапевтическая функция руководителя — одна из управленческих функций, принадлежащая к группе кадровых функций и
КРАТКИЙ ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ направленная на обеспечение оптимального (комфортного) организационного климата. Реализуется в основном посредством индивидуальных бесед руководителя с подчиненными. Реактивное сопротивление личности — специфическая форма реагирования личности на внешние воздействия, имеющая противоположную по отношению к ним направленность. Реализуемость — одно из важнейших свойств любых продуктов управленческой деятельности (целей, планов, решений и др.), состоящее в возможности их осуществления в данных конкретных обстоятельствах и при наличии конкретных ресурсов (материальных, кадровых, организационных, временных). Регулятивные психические процессы — процессы, реализующие регулятивную подсистему психики и направленные непосредственно на организацию деятельности и поведения. Включают процессы целеполага-ния, антиципации, прогнозирования, принятия решения, планирования, программирования, самоконтроля, коррекции и обозначаются термином «интегральные процессы психической регуляции деятельности». Репродуктивный стиль управления — стиль, характеризующийся стремлением к максимальной опоре при осуществлении управленческих функций на прошлый профессиональный опыт и решением управленческих задач по типу репродукции одного из вариантов, содержащихся в нем. Референтная группа — любая реальная или воображаемая группа, со стандартами и нормами которой идентифицирует себя индивид. Выполняет две основные функции — нормативную и оценочную. Рефлексия — процесс отражения субъектом содержания собственной психики, самовосприятие содержания психических процессов, свойств, состояний, а также их регуляции. Риск — сочетание уровня неопределенности в предсказании результата со значимостью его последствий для личности (или организации). Ролевая дифференциация — процесс и результат разделения обязанностей между членами группы (организации) при достижении целей совместной деятельности. Руководство организацией — способность оказывать влияние на отдельных лиц и на группы, побуждая их работать на достижение целей организации. Самодетерминированность — личностное свойство «эффективного менеджера», состоящее в преобладании устойчивых внутренних диспозиций в качестве основных мотиваторов поведения и управленческих воздействий. Самоконтроль — один из регулятивных процессов, содержанием которого является мониторинг за ходом и промежуточными результатами индивидуальной деятельности. КРАТКИЙ ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ Сдвиг риска — явление повышения степени рискованности принимаемых решений в условиях группы по сравнению с индивидуальными решениями. Скалярная цепь — иерархия уровней управления, создаваемая делегированием полномочий для осуществления вертикального разделения координированных работ (обозначается также как «цепь команд»). Слухи — специфический вид межличностных неформальных коммуникаций, в процессе которых сюжет, до известной степени отражающий некоторые реальные или вымышленные события, становится достоянием обширной диффузной аудитории. Совместная деятельность — деятельность двух или более людей, имеющих общую цель. Социабельность — свойство личности, характеризующее меру ее включенности в социальную микросреду и основывающееся на сочетании способности и потребности к установлению межличностных контактов. Социальная ингибиция — тенденция снижать показатели индивидуальной исполнительской деятельности, а также качества психической деятельности в условиях группового окружения. Социальная фасилитация — облегчающее, т.е. усиливающее влияние социальных факторов на качество исполнительской деятельности индивида и показатели его психического функционирования. Социотехническая система — система, включающая два взаимосвязанных компонента — людей и технологию. Родовое понятие по отношению ко всем организационным системам. Специальные способности — 1) индивидуально-психологические свойства личности, являющиеся условиями достижения высоких результатов при выполнении какого-либо одного вида деятельности; 2) высокая мера развития отдельных психических функций и процессов. Способности — индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся условиями успешного выполнения той или иной продуктивной деятельности. Среда косвенного воздействия — внешняя среда, факторы которой могут не оказывать немедленного и прямого воздействия на организацию, но тем не менее влияют на нее. Среда прямого воздействия — внешняя среда, факторы которой оказывают немедленное и прямое воздействие на организацию. Статус — понятие, обозначающее либо нормативно регламентированное (формально устанавливаемое), либо неформально сложившееся положение человека в системе межличностных отношений, в групповой (организационной) иерархии, а также меру его влияния на них. Стиль управления — система обобщенных способов и форм поведения руководителя в отношениях с подчиненными в процессе достижения поставленных целей. КРАТКИЙ ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ Стратегическое планирование — набор действий и решений, предпринятых руководством, которые ведут к разработке конкретных стратегий, предназначенных для того, чтобы помочь организации достичь своих целей. Страхи на рабочем месте — стабильные негативные эмоциональные состояния, возникающие как ответ на реальную или потенциальную угрозу блокирования основных профессиональных мотивов личности. Стресс — состояние повышенной эмоциональной напряженности, возникающее в ответ на различные. экстремальные воздействия (стрессоры). Структура управленческих решений — строение процесса принятия управленческих решений, включающее три аспекта: 1) формальную структуру, состоящую из цели, правил, критериев, способов, альтернатив, информации, гипотез; 2) уровневую структуру, состоящую из пяти уровней (автократического, автономного, локально-коллегиального, интегра-тивно-коллегиального и метаколлегиального); 3) операционную структуру, состоящую из системы согласованных действий по выработке, принятию, реализации решений и контролю за их исполнением. Тактика — краткосрочная стратегия для достижения цели, разрабатываемая обычно на уровне руководителей среднего звена. Текучий интеллект — система интеллектуальных процессов, механизмов и навыков, обеспечивающих продуктивную переработку информации и относительно независимых от прошлого опыта, от степени овладения личностью социально-культурными знаниями и нормами. Терблиг — простейший элемент профессиональной деятельности, рассматривающийся в качестве единицы при ее анализе. Для управленческой деятельности в роли терблигов иногда рассматриваются «мелкие дела руководителя». Толерантность к неопределенности — устойчивость руководителя к действию фактора неопределенности внешней и внутренней среды, являющаяся одним из основных профессионально-важных качеств руководителя. Определяется сочетанием когнитивных способностей к снятию неопределенности и эмоциональной тенденцией к восприятию неопределенных ситуаций как, хотя и трудных, но не психот-равмирующих. Убеждение — использующийся в управленческих коммуникациях метод воздействия на личность через обращение к ее собственному критическому суждению. Основа убеждения — логическая аргументация фактов. Управление персоналом — направление в современном менеджменте, связанное с систематизированным и комплексным решением всех кадровых проблем организации, с обеспечением кадровых функций управления. КРАТКИЙ ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ Управленческая деятельность — тип профессиональной деятельности, специфика которого определяется ее основной и наиболее общей задачей — необходимостью «^организации деятельности других людей в направлении достижения общих целей, а также опорой при этом на принцип иерархии. Уровень руководства — принадлежность руководителя к одному из трех основных значений общего «континуума управления» — высшему, среднему или низовому. факторы гигиены — факторы, наличие которых снимает чувство неудовлетворенности работой, но само по себе не повышает удовлетворенности от нее. Факторы-мотиваторы — факторы, которые непосредственно связаны с содержанием самой работы, а их наличие прямо ведет к повышению удовлетворенности от ее выполнения. фасцинация — специально организованное сопровождение коммуникации («обрамление высказывания») в целях повышения ее эффективности. фаворитизм — тенденция руководителя благоприятствовать отдельным подчиненным или подразделениям в процессе их восприятия, оценки и действий в отношении них. физиогномический редукционизм — феномен социальной перцепции, состоящий в выведений особенностей психики коммуниканта из его внешнего облика. формальная организационная структура — тип организационной структуры, построенной в соответствии с видами работ, выполняемых отдельными подразделениями. Фрейм управленческой ситуации — схематизированное визуализированное представление той или иной ситуации, состоящее из ее обобщенного «каркаса», воспроизводящего ее устойчивые характеристики, и «узлов», чувствительных к ее изменяющимся характеристикам, способных изменяться в зависимости от внешних условий. Фрустрация — психическое состояние, возникающее вследствие реальной или воображаемой помехи, препятствующей достижению высокомотивированной и субъективно значимой цели. Функциональный анализ — основной способ организационного и психологического изучения управленческой деятельности, в основе которого лежит ее расчленение (декомпозиция) на основные управленческие функции и их последующее исследование. Функция управления — согласованная система качественно сходных задач, «направленных на обеспечение какого-либо важнейшего аспекта управленческой деятельности. Харизма — влияние, основанное на свойствах личности руководителя или его способности привлекать сторонников. КРАТКИЙ ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ Целевое управление (management by objectives) — процесс, состоящий из четырех основных этапов: 1) выработка четкой цели; 2) разработка реалистических планов ее достижения; 3) систематический контроль качества и результатов работы; 4) принятие корректирующих мер для достижения результатов. Целеполагание — 1) одна из функций управления, состоящая в выработке конкретных конечных состояний организационной деятельности; 2) вид регулятивных психических процессов, содержанием которого является генерация и формулировка целей индивидуальной деятельности, а также их конкретизация на подцели различных уровней соподчиненности. Централизация — условие, при котором право принимать наиболее важные решения остается за высшим уровнем управления. Эвстресс — эвристический стресс; фаза и тип стресса, характеризующиеся повышением продуктивности психической и исполнительской деятельности. Экспрессивные процессы — процессы, возникающие в ходе межличностного взаимодействия членов группы, непосредственно связанные с формированием и выражением их оценочных и эмоциональных отношений друг к другу. Экстернальный тип руководителя — руководитель, не считающий себя ответственным за события собственной жизни и большинство организационных событий, склонный объяснять их причины обстоятельствами. Экстрапунитивные реакции — тип реагирования личности на состояние фрустрации, характеризующийся внешней направленностью, вымещением негативных эмоций на других и провоцирующий агрессивные формы поведения. Элиминативное поведение — форма поведения руководителя в ситуациях неопределенности, направленная на то, чтобы избежать самостоятельного принятия решения, а также недопущение и предупреждение таких ситуаций. Эмоции — психическое отражение в форме непосредственного пристрастного переживания жизненного смысла явлений и ситуаций, обусловленного отношением их объективных свойств к потребностям субъекта. Эмоциональная резистентность — устойчивость личности к эмоциональным факторам. Эмпатия — понимание состояний другого человека (преимущественно — эмоциональных) в форме сопереживания, вчувствования в его внутренний мир. Этапы карьеры — основные и закономерно сменяющие друг друга макростадии профессионального пути личности. КРАТКИЙ ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ 565 Эффект бумеранга — явление «отраженного воздействия», когда управленческие влияния на исполнителя (или группу) порождают аналогичные по содержанию, но часто более сильные ответные действия с их стороны. Эффект ореола — тенденция давать обобщенную и одинаковую оценку всем параметрам ситуации или личности без их критической дифференциации; может быть либо преувеличенно позитивной, либо негативной. «Эффективный менеджер» — условное понятие, обозначающее идеального руководителя, знающего основные положения теории управления, умеющего их действенно реализовать на практике, характеризующегося высокой профессиональной компетентностью. «Я-зеркальное» — система представлений о собственной личности, формирующаяся на основе восприятия ее оценок, демонстрируемых другими людьми. Приложение «Управленческий континуум» (по К.С. Джорджу)
ПРИЛОЖЕНИЕ
ПРИЛОЖЕНИЕ
Литература
Дата добавления: 2014-12-26; Просмотров: 329; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |