Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Психодрама, ролевые игры и другие игровые методы




QK

для успешной семейной жизни. Этим и обусловлены особенно­сти методик данной группы. В частности, перед клиентом ста­вится определенная задача (или совокупность задач). Ему со­общается об умении или навыке, которые он должен сформи­ровать, и сообщается критерий, с помощью которого он может судить о том, в какой мере ему это удалось.

Психолог, давая указания, подавая пример решения ка­ких-либо проблем, проводя дискуссию, вводя «обусловленное общение», стремится, чтобы правильные формы общения пре­вратились в навык.

Особое значение приобретает формирование версионного мышления. Занятия строятся следующим образом: упраж­няющемуся сообщается об определенных поступках каких-то людей. Например, жена выражает неудовлетворенность сек­суальными возможностями своего мужа; мать выполняет все пожелания своего сына; один из членов благополучной семьи вдруг совершает попытку самоубийства и т.п. От клиента тре­буется выдвинуть как можно больше (не менее 20) версий мо­тивов, обусловивших такой поступок. Навык считается сфор­мированным, если упражняющийся без особого труда, «с ходу», выдвигал значительное число версий различных по­ступков.

Формируемая таким образом способность к быстрому вы­движению множества мотивов оказывается необходимой при коррекции целого ряда семейных нарушений.

Задания для семьи (домашние задания). Семейный тера­певт может предложить семье различного рода задания или упражнения, для выполнения во время сеанса или в домаш­них условиях. Эти задания в основном направлены на измене­ние поведения. Они предназначены для того, чтобы:

• помочь семье усвоить новые способы взаимодействия;

• разбить коалиции в семье;

• увеличить жизнеспособность семьи.

Например, Минушин может дать семье, постоянно стал­кивающейся с жизненными проблемами, следующее зада­ние: выбрать одного члена семьи ответственным за подписа­ние документов на всю семью в жилищном агентстве. Сатир использует в своей работе «симуляционные» семейные игры для изменения моделей общения в ходе терапевтической сес­сии.

Методы драматизации используются, с целью создания эмпа-тического контакта между членами семьи. Психодрама и ро­левая игра также помогает семьям осознать, что существуют другие типы отношений друг к другу, не похожие на те, к ко­торым они привыкли. Методика «Скульптура семьи» являет­ся невербальной терапевтической техникой. Она состоит в том, что каждый член семьи составляет из других членов жи­вую картину, символизирующую то, как он или она восприни­мает семью. Целью является выявление особенностей семей­ных взаимоотношений и переживаний, а также, осознание защитных механизмов, таких как проекции и рационализа­ция. Так, например, изображая «в скульптурной форме» си­туацию в семье матери, которая находится в угнетенном со­стоянии, ей может быть предложено лечь на полу, а остальным членам семьи расположиться сверху.

Приписывание признака, парадоксальное вмешатель­ство. Парадоксальное вмешательство является терапевтиче­ской техникой, использующей «двойной захват». Она заклю­чается в том, что терапевт дает клиенту или семье указание, по отношению к выполнению которого он ожидает сопротивле­ния. Позитивное изменение возникает в результате игнориро­вания семьей предписаний терапевта.

Техника «приписывание симптомов» вынуждает семью ак­тивизировать контроль своих проявлений. Признаки, таким образом, теряют независимость проявлений потому, что семья начала их контролировать. Похожий метод называется «по­вторение рецидива». Например, терапевт говорит клиенту: «Вы сейчас гораздо лучше контролируете свое пристрастие к алкоголю. Настолько лучше, что есть шансы того, что на сле­дующей неделе вы вернетесь к своим прежним привычкам».

Парадоксальное вмешательство не следует применять в кризисных ситуациях. Например, этот подход не даст ожидае­мого эффекта и даже будет вреден в случаях замыслов клиента по поводу убийства или суицида. Использование парадокса в психотерапии затрагивает много этических вопросов, кото­рые необходимо обсудить до начала терапии. Парадокс не сле­дует использовать как шоковую терапию. Несмотря на то, что эти методы могут вызвать шоковую реакцию у клиентов, это не является самоцелью парадокса.

Парадоксальные методы могут неправильно употреблять­ся, и их, и их использование должно быть оправдано не только интуитивно, но и аналитически. Выделяют три специфиче­ские области, связанные с этическими проблемами.

• Определение проблемы и целей (терапевт и клиент должны определить проблему, которая должна быть подвержена изме­нениям).

• Выбор метода, который не контролируется клиентом, вме­шательство не должно ограничиваться, но также и контроли­роваться или навязываться каким-либо образом.

• Осведомленное согласие, случай применения парадокса не­совместим со знанием клиента о том, какой эффект ожидается. В связи с тем, что осознание или знание клиента о том, что дейст­вительно будет происходить, приведет к сопротивлению или обес­цениванию.

Увеличение количества терапевтов. Существует ряд пре­имуществ в использовании котерапевтов или нескольких те­рапевтов при лечении семейных групп. К ним относятся:

• возрастание числа моделей ролевого взаимодействия;

• демонстрация благополучных взаимодействий между по­лами (часто важно при лечении сексуальных отклонений и про­блемных браков);

• присутствие другого терапевта обеспечивает большую ва-лидность и увеличение объективности при диагностике и пси­хокоррекции.

Недостатки этой техники связаны с необходимостью допол­нительных расходов денежных средств и времени, которые требуются котерапевтам, чтобы посоветоваться и разобрать конфликтные ситуации.

Воспитание и обучение членов семьи. Целенаправленное обучение в семейной терапии очень полезно. Например, воз­можно рассмотрение следующих вопросов: «Что может ожи­дать семья после двух лет совместной жизни?», «Какова нор­мальная модель сексуального реагирования для женщины? », «Каковы некоторые другие способы дисциплинирования ре­бенка?». Семейные терапевты могут также направленно обу­чать новым навыкам, таким как: использование техники «Я-высказываний», или, как добиться каких-то изменений в отношениях от супруга. Терапевт может также обучить мето­ду «достойного сражения».

«Мимисис». «Мимисис» - это метод структурной семейной терапии. Терапевт намеренно имитирует и изображает стиль взаимодействий в семье для того, чтобы «сплотить» семью и до­биться изменений внутри семейной системы. Это специфиче­ская техника сплочения, которая подразумевает некоторую ак­тивность терапевта, направленную на то, чтобы стать частью се­мейной системы и создать терапевтическую единицу. Приспо­собление терапевта к стилю и правилам семьи приводит к фор­мированию определенных отношений, и семья становится более восприимчивой к вмешательству со стороны терапевта.

Переименование или переструктурирование. Перена­именование является «вербальным пересмотром» события для того, чтобы понять и осознать причины дисфункциональ­ного поведения. Таким образом, это вызывает изменение отно­шений к поведению других членов семьи. Перенаименование или переструктурирование обычно вызывает более позитив­ный побочный эффект, чем прямое обозначение симптома.

Семейная гешталъттерапия. Тесно соприкасаясь с «сис­темным» подходом, семейная гештальттерапия является по­пыткой воздействовать на проблемы индивидов, рассматривая их в контексте семьи. В соответствии с принципами этой тера­пии акцент делается на настоящем, в противовес прошлому (только реальное время является настоящим). Особое значение придается принятию индивидом на себя ответственности за свое поведение. Таким образом оказывается противодействие сопро­тивлению семьи и стремлению обвинять других. Техники могут включать ролевое проигрывание и создание скульптур, В целом, техники - активные, терапевт выполняет директивную роль. Один семейный гештальттерапевт Уолтер Кэмплер сказал: «Се­мейная терапия требует очень активного участия со стороны психотерапевта, если он хочет «выжить»1.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-26; Просмотров: 767; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.