Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Договорная теория происхождения государства. Психологическая теория происхождения государства




Психологическая теория происхождения государства

Психологическая теория была разработана французским социологом Жаном Габриелем Тардом (1843-1903 г.г.) в работах «Социальные законы», «Общественное мнение и толпа» и российским правоведом, социологом, философом Львом Иосифовичем Петражицким (1867-1931 г.г.) в работе «Теория права и государства в связи с теорий нравственности».

Суть теории. Государство образовалось в результате деления общества психологическим признакам: одни способны только подчиняться, другие могут управлять.

Человек существо социальное, у которого есть психологическая необходимость жить в рамках организованного общества и взаимодействовать с другими людьми. Поэтому психика человека, его чувства, эмоции, переживания играют значительную роль в социальных процессах, в т.ч. создании государства. Однако люди не равны по своим психологическим качествам, одни люди обладают определенной «харизмой», их отличает желание повелевать и подчинять себе других людей, другие люди склонны подчиняться, преклоняться перед авторитетом. Первые становятся лидерами в обществе, а затем представителями публичной власти и составляют государственный аппарат, создают государство.

Действительно, люди по своим психологическим качествам отличаются друг от друга, их психологии имманентно чувство солидарности, коллективизма, ответственности, что существенно отличается от психики животных.

Поэтому данная теория – это значительный прорыв в юридической науке, т.к. она кладет в основу создания государства не экономические факторы, а именно психологические (духовно-нравственные) причины.

Недостатком теории можно считать отрицание материальных факторов (экономических, классовых, ирригационных и др.). Кроме того, в основе теории лежит психологическое чувство солидарности людей, но при этом люди с момента своего рождения постоянно воюют друг с другом, война является вполне привычным занятием при разрешении международных конфликтов, что не укладывается в рамки соответствующей концепции.

Ее представителями являются Гуго Гроций (1583-1645 г.г. Сочинение «О праве войны и мира»), Томас Гоббс (1588-1679 г.г. Сочинение «Левиафан…»), Джон Локк (1632-1704 г.г. Сочинение «Два трактата о правлении»), Жан Жак Руссо (1712-1778 г.г. Сочинение «Об общественном договоре, или принципы политического права») и другие.

В основе теории лежит положение о том, что государство есть результат договора между людьми, социальными группами и иными социальными общностями. Причины для заключения этого общественного договора, каждый из мыслителей видел по-разному. Т.Гоббс, например, считал, что «человек человеку – волк» и люди находятся в состоянии постоянной вражды (состояние войны всех против всех), поэтому для защиты жизни, здоровья, имущества люди ограничили свои естественные права в пользу создания государства. Джон Локк считал, что государство как продукт общественного договора, необходимо для защиты естественных прав человека, обеспечения мира и безопасности в обществе. По мнению, Ж.Ж. Руссо, государство необходимо для достижения и обеспечения равенства между людьми.

Но все сторонники данной теории единодушны во мнении, что общественный договор и создание государства преследует цель достижение людьми всеобщей пользы и блага.

Достоинством данной концепции является ее демократический характер, опирающийся на определенные исторические факты (например, создание государства – Соединенных Штатов Америки в процессе борьбы за независимость), отход от теологических позиций в создании государства и права. К недостаткам теории можно отнести, то, что она не подтверждена фактами заключения соответствующих общественных договоров при создании первых государств. Кроме того, недостатком данной теории является схематичное, идеализированное и абстрактное представление о первобытном обществе, которое якобы на определенном этапе своего развития осознает необходимость соглашения между народом и его правителями. Учитывая, что человеку с рождения присуще чувство полной свободы и нежелание каких-либо ограничений, то сомнительно, что тысячи или миллионы людей одновременно готовы поступиться своей свободой и подчиниться государственной власти.

Кроме того, также видна недооценка в происхождении государства объективных (прежде всего социально-экономических, военно-политических и пр.) факторов и преувеличение в этом процессе субъективных (духовно-нравственных) начал.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-26; Просмотров: 1081; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.