Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Система права и система законодательства




В юридической теории и практике «система права» и «система законодательства» рассматриваются как взаимосвязанные, но нетождественные правовые категории.

В научной и учебной литературе по теории государства и права систему права и систему законодательства принято соотносить между собой как содержание и форму. Таким образом, система законодательства представляет собой внешнее выражение системы права, ее форму, обусловленную объективно существующими реалиями.

Если система права представляет собой объединение и дифференциацию правовых норм на отрасли, подотрасли, институты права, то под системой законодательства понимается совокупность нормативно-правовых актов, в которых объективируются внутренние содержательные и структурные характеристики права [372].

Система законодательства образовывается в результате издания нормативных правовых актов и обладает сложной структурой. В юридической литературе принято выделить вертикальную, горизонтальную и комплексную структуры системы законодательства.

Вертикальная (иерархическая) структура системы законодательства отражает иерархию нормативных правовых актов по их юридической силе, компетенции издающего их органа в системе субъектов правотворчества. Например, в Российской Федерации систему законодательства возглавляет Конституция РФ, да­лее идут федеральные конституционные законы, федеральные законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, Конституции (Уставы) субъектов РФ, законы субъектов РФ, нормативные правовые акты органов государственной влас­ти субъектов РФ, локальные нормативные акты.

Горизонтальная (отраслевая) структура системы законодательства обусловлена предметом правового регулирования. На основе данного критерия выделяются отрасли законодательства, соответству­ющие отраслям системы права (конституционное право — конституционное законодательство, гражданское право — гражданское законодательство, гражданское процессуальное право — гражданское процессуальное законодательство), либо подотраслям (институтам) системы права (водное законодательство, лесное законодательство, жилищное законодательство). Кроме того, существуют отрасли законодательства, соответствующие определенным сферам государственного управления и государственной деятельности (например, законодательство о водном, воздушном, железнодорожном транспорте, об образовании, о науке, о культуре).

Комплексная структура системы законодательства предполагает наличие в системе законодательства так называемых комплексных отраслей законодательства, которые скла­дываются в зависимости от объекта правового регулирования и содержат в себе нормы из различных отраслей права (например, природоохранное, транспортное, военное, хозяйственное, аграрное (сельскохозяйственное) законодательство; социальное законодательство, определяющее правовое положение отдельных соци­альных групп (молодежи, женщин, ветеранов, пенсионеров)).

Таким образом, количество отраслей законодательства значительно превышает число отраслей права. Общеправовым классификатором отраслей российского законодательства, утвержденным Указом Президента РФ от 16.12.1993 № 2171 выделялось 48 таких отраслей.

Некоторые авторы еще более расширяют и детализируют структуру системы законодательства. Так, например, В.Д. Перевалов выделяет федеративное строение системы законодательства, которое основано на двух критериях - федеративной структуре государства и круге полномочий субъектов РФ в сфере законодательства. Однако такой подход к структруре системы законодательства носит частный случай, т.к. применим только для законодательства федеративных государств.

В соответствии со ст. 65 Конституции РФ и Федеративным договором от 31 марта 1992 г. можно выделить три уровня нормативно-правовых актов Российской Федерации: федеральное законодательство (Конституция РФ, основы законодательства, федеральные законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ и иные нор­мативные акты); законодательство субъектов РФ — республик в составе Российской Федерации (конституции республик, за­коны и иные нормативные акты), краев, областей, автономных округов, автономной области, городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга (уставы, законы, постановления глав администраций и иные нормативные акты); законодательство органов местного самоуправления (решения, постановле­ния)[373].

Система права и система законодательства находятся во взаимосвязи, но обладают относительной самостоятельностью, что находит свое отражение в их существенных различиях.

Во-первых, система законодательства является внешним выражением права (позитивного права), показывая структурированность (строение) источников права, т.е. систему нормативных правовых актов. Система права выражает внутреннюю сущность права, являясь внутренней структурой права.

Во-вторых, первичным элементом системы законодательства является нормативный правовой акт, а первичным элементом системы права выступает норма права.

В-третьих, отрасли права обладают большей однородностью по сравнению с отраслями законодательства, т.к. в основе их деления на отрасли лежит предмет и метод правового регулирования (для отраслей законодательства только предмет регулирования).

В-четвертых, система законодательства и система права не совпадают по своей структуре, т.к. вертикальная структура системы законодательства строится в соответствии с юридической силой нормативных правовых актов и компетенцией субъекта правотворчества (отражает государственное устройство), а горизонтальная структура системы законодательства комплексные отрасли и отрасли законодательства не соответствующие отраслям права.

В-пятых, система права и система законодательства отличаются по кругу источников. Если система законодательства состоит из нормативных правовых актов, то нормы системы права кроме нормативно-правовых актов могут содержаться в правовых обычаях, нормативных договорах, принципах права и других источниках права.

В-шестых, система законодательства по объему представленного нормативного материала шире, чем система права, т.к. в нормативных правовых актах могут содержаться программные положения, указания на цели и мотивы издания актов, предписания индивидуального характера и т.п. (например, в преамбуле или заключительных, переходных положениях нормативно-правового акта), не являющиеся нормами права.

В-седьмых, система законодательства в отличие от системы права более подвержена субъективным факторам, т.к. является результатом воли законодателя, которая в свою очередь также подвержена различного рода воздействиям (например, послания президента РФ фактически являются программным документом для законотворческой деятельности, осуществление лоббирования тех или иных законопроектов политическими партиями, финансово-промышленными группами, правительством, общественными объединениями и т.п.). Система права носит более объективный и социально обусловленный характер, обладает большей самостоятельностью от воли законодателя.

Решение вопроса о соотношении системы законодательства и системы права имеет не только теоретическое, но и важное практическое значение, т.к. призвано обеспечить доступность, согласованность и правильное применение на практике нормативных правовых актов, повышение их качества и сокращения количества, что достигается в процессе систематизации законодательства.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-26; Просмотров: 664; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.