Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Ум — manes




Кшурика упанишада

1. Н. Субрахманьям относит ее к Кришна Яджурведе, пользуясь, видимо, другой редакцией или устной традицией.

2. Удержание (внимания) — от

— «дер жать». По-видимому, в йоге, которую описывает данная упанишада, дхарана — не шестая ступень, как в йога дар- шане Патанджали, а третья (без йамы и нийамы), как в некоторых других упанишадах — Майтри, Дхъянабинду и т. д.

3. Обузданный йогой — yoga-yuktasya.

4. Самосущий — svayambhu, эпитет Брахмана-Праджа- пати, творца и владыки существ.

5. Сидение —

6. ...как черепаха... — распространенный образ, исполь зуемый для объяснения сущности пратъяхары, устране ния чувств (ср. Бхагавадгита 2.58).

8. ...пранава в 12мер... — Пранава — слог ОМ. Мера - метрическая единица. В Йога таттва уп. — время, необходимое для того, чтобы не торопясь сделать круг пальцами по колену и затем щелкнуть пальцем. В Сканде пуране

равна времени спокойного дыхания

(по Йога чинтамани — дыхания во сне, которое равно 21 с половинойpe/fl, времени мигания глаза).

9. ...запирая все двери... — т. е. отверстия тела, через которые может выйти вдыхаемый воздух.

10. Существо В данном случае, видимо, имеется в виду тело.

11. Дыхания — (мн.ч.).

12. ...туда... — судя по предыдущим шлокам, по-ви димому, в сердце.

13. Следуем Ж. Варенну, считающему, что здесь гово рится о приеме пранайамы (anuloma vilonta), при котором вдох и выдох производится поочередно через одну ноздрю при зажатой второй, а после выдоха — задержка с обоими зажатыми ноздрями.

14. Тройками — Н. Субрахманьям считает, что это ус тановка: 1) глаз на «глазе знания»; 2) внутрь направлен ного ума; 3) жизненного дыхания. По Ж. Варенну, это: 1) асана; 2) установка ума на одной точке

; 3) уп равление дыханием.

15. Копчик По словарю В.А. Кочергиной SiSna «хвост», по Моньер-Вильямсу — «пенис». Н. Суб рахманьям считает, что здесь говорится о Муладхаре.

16. ...в области пупа... — по Н. Субрахманьяму — манипура. Ср. с Йога таттвой, где область воздуха поме щается между сердцем и межбровьем.

17. Ток Тончайший — Токи (нади), или каналы, как иногда переводится это слово (но ни в коем случае не артерии или вены!), пронизывают тонкое тело человека. Срединный и главный ток — сушумна, по кото рому сила (шакти) в виде свернутой змеи, пребывающей в муладхаре, поднимается через центры (чакра) к Освобож дению.

18. По разным традициям, имеется пять или 101 ток, в ведийских текстах называемые также hita. В разных ис точниках имеются различия и относительно цвета.

19. Белый ток — цвет су шумны — белый или, чаще, прозрачный, как алмаз.

20. ...словно паук по нити — распространенный образ (ср. Брихадаранъяку уп. 2.1.20, Шветашватару уп. 6.10). Как паук испускает из себя нить паутины, по которой взби рается вверх, так осознанием посредством пранайамы со-

держащейся в человеке праны занимающийся йогой поднимается к Высшему Сознанию.

21. ...кроваво-краснымлотосом... — raktotpala. Н. Суб- рахманьям указывает:

или В тант- рийской символике цвет чакр или лотосов может разли чаться в зависимости от школы.

22. В ведантах (мн. ч.) — ведантой в ведийской тра диции часто называли упанишады. Здесь, вероятно, ссыл ка на какие-то упанишады йоги.

23. ...преодолев... — bhitva букв, «пробив», «прон зив».

24. Этот ток... — сушумна.

25. ...ручным... — также «домашним». Ж. Ва- ренн переводит «тайным», видимо, читая guhyam.

26. Разум - Buddhi.

27. Верхняя часть стопыpadasyopari. В араньяках, «лесных» текстах для отшельников, считается, что на боль шом пальце ноги находится точка (магией), в которой как бы заключен Атман.

28. Форма и имя — Обычно обозначение проявленного названиями и формами и огра ниченного ими внешнего мира, связывающего Пурушу.

29. ...острием ума... — в тексте, по-видимому, описка: manodvarena вместо

30. ...ваджрой Индры... — ссылка на, пожалуй, глав ный сюжет Ригведы — рассечение змея Вритры могучим оружием Индры — ваджрой (молнией?). См. Мифы Древ ней Индии. — М., 1982.

31. Смертельное местоmerman от mar — «уми рать».

32. ...посредством силы созерцания... — yogena.

33. Удержания —

34. Между бедер — urvomadhye. Возможно понима ние «в промежности».

35. См. прим. 31.

36. Освобождающее от дыхания —

37. Четыре повторения (или упражнения) — Неясное место: то ли речь идет о количестве, то ли о раз ных приемах сосредоточения.

38. Сотня — Слово имеет также нарицательный смысл «множество», как его здесь и понимает Б.Л. Смир нов. Ср.: «В сердце сто и одна жила (nadf), из них одна ведет к голове. Идущий по ней вверх достигает бессмертия,

14-952

во все (стороны) служат выходами другие» (Чхандогъя уп. 8.6.6.).

39. Чистая — также «незагрязненная», «неза пятнанная», «свободная от страсти».

40. Воплощенное Благо -

41. Сведущий в этом — знает Веду — очень распро страненная формула брахман и упанишад.

42. Противотоки —

43. Тайтила — taitila букв, «носорог». В словаре Моньер-Вильямса со ссылкой на Кшурику уп. дается зна чение «подушка» или «подкладка». Ж. Варенн оставляет название без перевода, а Н. Субрахманьям вообще не упо минает, видимо, считая ее эпитетом су шумны.

44. Незапятнанная — nirmala.

45. См. прим. 38.

46. Сдержанный — dhlra, также «разумный», «мудрый».

47. ...приятными и неприятными состояниями.. В шлоке говорится о взаимно обусловленном существовании этих состояний и токов (nadi).

48....пылом... — (ара.

49. Лебедь — Символ души (jlva).

50. Текучесть —

51. Затухающий — Это слово встречается лишь в поздних упанишадах (напр. Йога таттве).

52. Острейшим лезвием (дхараны)... — текст допус кает разные понимания: по Варенну, лезвие — ум (манас), Н. Субрахманьям объясняет нейтрально: «практика йоги».

53. Бесстрастие

54. Существом бессмертным... —

55. ...от желания... — в используемом нами тексте описка: вместо

56. ...все шесть... — шесть пороков, или недостатков, человека:

желание, похоть; 2) krodha, гнев; 3) labha, жадность;

гордыня; 5) mada, опьянение, безумство;

высокомерие.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-23; Просмотров: 282; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.