Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

И круг чтения




Конечно, методология изучения журналистики — хотя и требует актив­ной разработки, но не «пустое пространство», не tabula rasa. Аналитический взгляд на способы изучения журналистики возник едва ли не с первых шагов самой журналистики. Прежде всего размышляли о ней сами журналисты.


В XVIII веке в России это были Ломоносов и Новиков, а в XIX — Вяземский, Белинский и мн. др. Затем подключились и ученые — историки, филологи, юристы. Значимый этап в разработке путей исследования журналистики свя­зан с деятельностью образовательных учреждений в сфере журналистики первой половины XX века, прежде всего, университетских.

И вряд ли случайно именно на факультетах журналистики был артикули-рованно поставлен вопрос о методологии изучения журналистики. Сначала, разумеется при размышлении об имевшихся крупных работах. «В.Е. Евгень-ев-Максимов в своих книгах, — писал А.В. Западов в 1959 г., — вел нетороп­ливый обзор журнала „Современник" по отделам, щедро цитируя статьи и со­провождая их своими комментариями. Единственный ли это метод и безоговорочно ли ведет к цели? Вопросы эти пока не получили разреше-

я...»>.

Первые шаги научного исследования СМИ были эмпирико-описательными с элементами, часто интересными по содержанию, эссеистского комментиро­вания, вкусовых оценок. И требовалось (это было неизбежно) действовать на базе идеологических установок, господствовавших в обществе. Впрочем, стоит иметь в виду, что идеолого-журналистские установки разных общест­венных деятелей (в том числе Маркса, Энгельса, Ленина) задавали немало разумных подходов к изучению журналистики, а при разработке тех или иных проблем, разумеется, сказывался и «здравый смысл» исследователей. Все это как-то сочеталось с концептуальными методологическими подхода­ми «соседних» наук (филологии, истории, философии, политологии, психо­логии и др.), так как многие сотрудники журналистских центров получали со­ответствующее «первичное» образование.

Разумеется, в исследованиях по журналистике методологические про­блемы, возникая у всех (от студента до профессора) и на каждом этапе (от постановки проблемы до интерпретации изученного материала), так или иначе решаются — но эти решения чаще всего ситуативны и несистемны, не­достаточно осознаны и артикулированы. Так двойственно проявляются мето­дологические «выходы» образования, полученного на студенческой скамье и в аспирантуре. Ведь каждый исследователь со студенческих лет что-то по­лучал в учебных курсах (прежде всего философских), пользовался и совета­ми руководителя, и методическими пособиями типа «как писать курсовую (дипломную) работу», и как-то учитывал опыт авторов работ, читанных по те­ме своей работы. Этого, конечно, в большинстве случаев мало. Только наибо­лее пытливые, наталкиваясь на трудности и стремясь их преодолеть, обраща­ются к специальной литературе. Накопленный опыт и первых, и вторых сказывался на уровне кандидатских работ (притом явно, поскольку в требо- ваниях к ним четко указано на необходимость обозначить принятые методо­логические подходы). Отсюда тянулся шлейф к статьям, монографиям, док­торским диссертациям...


Поэтому стоит выделить как начальный учебно-эмпирический уровень исследовательской работы при господстве «стихийных» требований учебно­го плана. На этом уровне ориентация в закономерностях журналистики «за­кована» в броню диктуемых им необходимостей (программа курса — препо­даватель — учебные пособия). Отсюда «внешнее» и потому недостаточно глубокое и личностное исследовательское вовлечение в проблемы. Но этот начальный уровень работы необходим как «мостик» к собственно исследо­вательской работе, в которой тоже будут и «учебные» элементы (надо же изучать «литературу вопроса»), и углубление в другими накопленную эмпи­рическую информацию. Но главным будет другое — осознание проблемной ситуации в науке, постановка проблемы, выдвижение гипотез, анализ эмпи­рических данных, интерпретация их и выработка концепции...

Методологические основания крупных работ по журналистике, если бы авторы их подробно и строго описывали, могли бы быть бесценным матери­алом для критического обобщения на базе общемедологических работ. Од­нако те методологические основания, которыми (явно или латентно) руко­водствовались те или иные исследователи, чаще всего остаются «за кадром» — в лучшем случае частично выявляются в вводных разделах, а в целом, будучи своего рода «строительными лесами», снимаются, когда здание книги оказывается построенным; остаются только отдельные «наме­ки», которые надо искать как бы между строк. Такую попытку предпринял в свое время А.В. Западов, попытавшись показать, в чем же состояли подхо­ды к анализу журналистики Н.Г. Чернышевского, A.M. Скабического, М.К. Лемке, А.Н. Афанасьева, В.Е. Евгеньева-Максимова, П.Н. Беркова, А.Г. Дементьева.

Но с 60—70-х гг. многое стало меняться. «Уставшие» от эмпирико-эссеи-стических и нормативно-идеологических подходов, специалисты (и опытные, и молодежь) стали все больше интересоваться возможностями научной ме­тодологии.

За прошедшие годы в область методологии исследования журналистики «заглянул» не один специалист по истории, теории, социологии СМИ. В Ле­нинграде-Петербурге это А.Ф. Бережной, Г.В. Жирков, С.Г. Корконосенко. В.Г. Березина выпустила книжку «Этика и культура научной работы» (1999). В Ростове-на-Дону усилиями Я.Р. Симкина одно время выходил сборник «Методы исследования журналистики», проблемой интересовался Е.А. Кор­нилов (в 1997 г. вышла его работа «Методологические проблемы исследова­ния журналистики»), А.И. Станько в 1986 выпустил книгу «Становление тео­ретических знаний о периодической печати в России (XVIII в. — 60-е гг. XIX в.)». А пособия по социологии журналистики вообще немыслимы без ме-тодологической части. В разных учебно-научных центрах выпускаются посо-бия для студентов типа «Методика работы над дипломным сочинением». В работах этих (и других неназванных) авторов немало важных идей и


полезных советов. Тем не менее нельзя не заметить, что, с одной стороны, ин­терес к проблеме постоянен, но, с другой, реализуется этот интерес в рабо­тах по частным вопросам или предельно общо. И исследователям журналис­тики, кажется, не пример то, что делают филологи, историки, науковеды, философы...




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-26; Просмотров: 1149; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.