КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Путь к высотам
Оо см Го C\J Ю Типы исследователей и типы открытий Эмпирик предпочитает собирание фактов, фактологически-дескриптивное описание деятельности привлекших изданий и программ, структуру, характер, взаимосвязи текстов разного типа, вехи творческого путь того или иного журналиста и т.д. В таком случае исследование оказывается описательным, ценное своим собранием фактов реальной жизни журналистики | и ее окружения. Но это только первичная ориентация в предметной сфере, ^j часто неизбежная в силу отсутствия каких-либо знаний об этой сфере. Без та- № ких работ обойтись нельзя, и они живут долго, поскольку, как говорится, концепции приходят и уходят, а факты остаются. Правда, в последующих исследованиях собранные эмпириком фактические сведения могут не только пополняться, но также и трансформироваться. Ведь состояние предметной сферы меняется (ведь для СМИ прошлого и современности характерна динамика и количественная, и содержательно — типологическая, открываются новые факты и их связи, отношения между СМИ и т.д.). Кроме того изменения в фактической картине меняются также и потому, что собирание их проходило (неизбежно) каким-то исследователем с одной определенной позиции, другим же — с другой. Но, например, сборники документов или публикации воспоминаний, дневников, записных книжек имеют непреходящее значение, хотя часто нуждаются в пополнении и комментариях. Систематизатор результатов исследований других авторов на основе принятой методологии развивающий знание и его применение в практике «вширь» путем экстраполяции или интерполяции. И это тоже исследование, притом, конечно, с включением им самим полученных результатов, но все же основа — изучение «литературы вопроса» и всякого рода отчетов других исследователей. Он нередко прибегают к компиляции (хорошая компиляция — это не «грабеж», а такое обращение к наработкам других исследователей, которое представляет собой творческую «сводку», необходимую для всего научного сообщества). Но следует избегать эклектики — собиранию лишь внешне связанных, а на самом деле несвязываемых положений.
Таким «книжным червем» движет вполне благородное стремление — на основе отбора, анализа, классификации и обобщения имеющихся «наработок» и документальных данных (часто разнонаправленных по подходам, углам зрения на материал, проблемно-тематическим предпочтениям и т.д.) создать сводную работу, подводящую (с его позиций и с его «добавками»!) итог развития исследований в избранной сфере науки о журналистике. Такие «итоговые» систематизирующие исследования очень важны для науки. Разумеется, при разработке «чужого» материала отнюдь не исключены (и очень важны) новаторские «ходы» в отборе, анализе, обобщении и систематизации, причем очень ценно, когда и если исследователи-систематизаторы мыслят системно. Новаторское освоение «наработанного» другими особенно важно при создании работ, используемых в учебном процессе, а также рекомендаций, заказанных руководителями СМИ или предлагаемых им по инициативе исследователей. Конечно, и они «устаревают», но оказываются на какое-то время незаменимыми компендиумами и часто превращаются в учебные пособия и учебники. Критик — исследователь, видящий недостатки, лакуны и ошибки в принятых концепциях и их методологическом оснащении. Критики играют важную роль в исследовательском процессе именно как разрушители, расчищающие исследовательское поле от «завалов», однако чаще всего не выходящие на путь конструктивного творчества и особенно не стремящиеся
к закрытию обнаруженных ими «белых» и «черных» пятен. Хотя нередко и ставящие по этому поводу вопросы и предлагающие частичные и гипотетические решения. Продолжают дело эмпириков, систематизаторов и критиков универсальные исследователи. Используя имеющуюся «литературу вопроса» (в том числе и результаты, полученные эмпириками и систематизаторами), они вместе с тем самостоятельно проводят весь цикл исследования и прежде всего аналитико-синтезирующую работу по выбранной проблеме и в меру своих креативных возможностей создает такую статью (серию статей) и/или монографию, которая является новаторским системным вкладом в науку о журналистике. А новаторство практически неотделимо от видения перспектив в науке и практике. «Monte video!» («вижу землю!») — так воскликнул сидящий на мачте «впередсмотрящий», когда корабль приближался к неизвестному капитану берегу. «Универсальный исследователь» и есть впередсмотрящий в науке, открывающий не только новые «земли», но и заглядывающий «за горизонт». Иногда с помощью реального или мысленного эксперимента. А в социологии (в связи с быстрыми переменами в «current history» — современном состоянии общества) бывают необходимы и панельные (повторные, причем основанные на стандартной методике) исследования для отслеживания динамики социальных процессов. Это в глубоком смысле творцы, создатели новаторских, порой революционных научных парадигм, методологических подходов, благодаря чему формируются новые идеи и концепции, что позволяет идти «вглубь» изучаемой предметной области. Результатом деятельности творцов могут быть (и нередко бывают) и оригинальные практические рекомендации. Причем лучшие из них не боятся признать, что своими успехами обязаны тому, что «стояли на плечах гигантов», причем произносят слова подобные «прости меня, Ньютон». Такого рода работы являются своего рода «верстовыми столбами», вехами в развитии науки. Этих работ в науке о журналистике пока немного, и они порой недостаточно оцениваются современниками, но «живут» долго, составляя своего рода фундамент науки. Конечно, в последующем они в каком-то смысле устаревают, но не забываются, и к ним (как бы давно они ни были изданы) обращение исследователей носит вовсе не ритуальный характер.
Разработчики и реализаторы — исследователи особого рода: опираясь на сделанное другими и осознавая потребности практики, они «переводят» научные разработки на «язык» норм и способов практического применения. К сожалению, этого типа исследователи реализуют свои потенции практически только в преподавании. Практическая журналистика еще не осознала необходимость прочных контактов с учеными-разработчиками. К сожалению, и законодатели контактируют с наукой ограниченно. Исследователи всех типов важны для науки. Но, разумеется, более всего ценятся «универсальные исследователи» — «творцы», находящие оригинальные подходы и прокладывающие новые пути в науке. Но рядом с ними необходимы и исследователи других типов. На их долю выпадает в той или иной мере рутинная (в хорошем смысле) часть исследовательского процесса, имеющая и творческую составляющую, но без этого нет целостного движения науки и практической реализации ее наработок. Кстати, творцы не только прибегают к услугам «эмпириков», «разработчиков» и «критиков», но и в очень значимой мере сами таковыми являются. Все они делают открытия — получают новые знания, осознавая возможные (положительные или отрицательные, критикуя и ставя вопросы, «снимая» поверхностные суждения, ошибки и заблуждения, заполняя лакуны) последствия и включая в систему той или иной науки, количественно и/или качественно преобразующие ее. Но не все одинаково. Иронически (cum grano salis — и не таким уж маленьким grano) Г. Селье среди своих сотрудников и знакомых в научных кругах выделил неприятные дополнительные черты — такие как «рыбья кровь» (или «высушенная лабораторная дама»), «хлопотун», «мимозоподобный», «самолюбователь», «торопыга», «тереадороподобный», «агрессивный спорщик», «первостатейная акула», «святой» и «святоша», «добрячок»... Все эти разновидности работников с их своеобразными свойствами возникают или проявляются либо в связи с недостатком способностей (что надо как-то «замаскировать»), либо с субъективистски-неадекватным отношением к профессии.
Характер открытий может быть также различным. Описательным (в котором есть значимая креативная доля) — от фактологического до классифицирующего (как в систематике К. Линнея, в периодической системе Д.И. Менделева). А в науке о журналистике важно описать связи бизнес — учредитель — редакция или, например, систематизировать знания о владельцах, дать сводное представление о состоянии аудитории, распространении СМИ и т.д. Объяснительным (как раскрытие происхождения видов у Ч. Дарвина). Применительно к журналистике важно объяснить, почему и как возникли те или иные типы изданий (например, «толстые журналы»), показать причины и формы проявления «персонального журнализма» и т.д. И, наконец, прогнозирующим и рекомендательным, а в предельном случае «инженерным», направленным на преобразование в той или иной сфере знания и/или практики (например, системы СМИ, оптимальной для того или иного этапа развития журналистики). Стоит заметить, что хотя бы частичные разработки прогнозно-рекомендательно-инженерного типа часто принадлежат и медиакритикам. Тип и характер исследовательской деятельности зависит от многих факторов — задач, которые решаются исследовательским коллективом, уровнем руководителей, местом конкретного исследователя в коллективе и задач, поставленных перед ним, и т.д. Однако чрезвычайно важны личностные качества самого исследователя, которые зависят и от «внешних» условий, и от «внутренних» — способности, готовности, стремления к саморазвитию. В последние годы возникла и развивается «акмеология» (греч. акте — вершина) — наука о формировании творчески зрелого специалиста, в рамках которой даже делаются попытки разрабатывать «акмеограммы специалиста». Применяя акмеологические подходы, в том числе и к исследователям журналистики, рассматриваются вопросы о необходимых свойствах исследователя и путях их развития. Многие пытались представить структуру или хотя бы перечислить элементы личности исследователя, подлежащие оценке, самооценке и развитию. Группировки способностей и их качественных характеристик бывают самые разные. Поэтому полнота и строгость описания — будущее акмеологии. Но попытаться свести их хотя бы в простом перечне важно хотя бы для «самопроверки» исследователя. Всерьез обсуждается тезис «работайте и убеждайтесь, что вы талантливы». Есть и доказательства. Известны факты, когда психологи у «обычных» людей, погруженных в состояние гипноза, обнаружили способность изобретательно и даже талантливо решать предлагаемые экспериментатором задач, выглядевшие вначале непосильными. Отсюда следует вывод, что возможности каждого значительно превосходят повседневно проявляемые. Значит, есть возможность перевести латентные качества в реально сущие. Но это непростая задача. Нужны соответствующие мотивации, склонности, активное стремление — и чем они выше личностно и социально, сознательно связаны с «любимой» сферой деятельности, тем больше возможностей добиться значимого результата. Молодым (и не только) исследователям стоит помнить присловие — «каждый солдат должен носить в ранце маршальский жезл». Разумеется, многое зависит и от активно-разумного отношения к окружающей научной среде. Негативного к ограничениям (стремления «поставить на место») и позитивного к развивающим требованиям («вперед и выше»!). Только и то, и другое надо правильно осознавать, чтобы выбрать путь по возможностям и интересу (правда, надо иметь в виду, что то и другое может серьезно трансформироваться в ходе работы). Велика роль творческого уровня исследовательского окружения и — особенно — непосредственного руководителя. Ведь одни стремятся получить себе простого «помощника», а другие не боятся (более того, стремятся) помочь максимальному развитию «научной смены», в предельном случае и формированию новаторски превосходящей личности исследователя. о m В первую очередь это вопрос о мотивациях, побудительных факторах обращения к исследовательской деятельности. Прежде всего — осознание потребности в новом актуально важном знании в той или иной сфере науки о журналистики, активно переходящей в научный интерес. Если элиминировать все привходящее (хотя часто и важное — забота о своем престиже исследователя, стремление к самоутверждению вы мире науки, конкурентную нацеленность и пр.), то остается творческая целеустремленность («не могу не искать истину»), превосходящее все остальные побуждения страстное желание познавать непознанное. Это предполагает стремление решать назревшие проблемы, ликвидировать лакуны в имеющемся знании, систематизировать (а в каких-то ситуациях и перестроить) научные представления в том или ином секторе науки, притом выводя знание в сферу актуализирующего применения как в практике журналистики, так и в преподавание журналистских дисциплин. И важно, чтобы эти стремления были ориентированы на такое развитие журналистики, которое способствует социальному прогрессу. Все это проявляется в характере исследователя, предполагающем (при всем разнообразие личностных особенностей) небанальное креативное мышление, «энтузиазм преодоления», инициативность, самоорганизованность, работоспособность, настойчивость в достижении цели, готовность к риску и даже неудаче, способность удивляться, критичность к другим и себе, умение переживать и преодолевать ошибки. Разумеется, все это должно «ложиться» на глубокую базовую подготовку — владение системой знаний о современном состоянии науки и процессах (притом гносеологически и социально разнонаправленных) ее формирования и развития в прошлом. И подготовленность исследователя должна быть широкой и разносторонней — черпать знания важно не только в сфере своей «узкой» специализации, но также и в «смежных» областях науки о журналистике. Мало того — серьезно настроенный исследователь не может не стремиться расширять свой общенаучный горизонт, поскольку исследование журналистика напрямую связано с владением знаниями едва ли не из всех других областей гуманитарной (и не только) науки. Занимаясь изучением, например, рекламы, как обойтись без владения знаниями в области психологии восприятия, теории искусства, логики, афористики и т.д., а также, разумеется, менталитета, цивилизационных свойств предполагаемой аудитории, ее мировоззрения и проч. Не случайно учебные планы университетов включают по меньшей мере три цикла дисциплин — собственно журналистские, а рядом и в связи с ними — социально-экономические и гуманитарные. Но для исследователя — это только отправные пункты... В какие области науки углубляться (геополитику или экономические учения, философию или искусствознание; а может быть не «или» а «и»), «подскажет» творчески активному ученому выбранная им проблемно-предметная сфера исследования. Уровень реализации мотиваций и знаний зависит от одаренности исследователя, его способностей, прежде всего интеллектуальных. Способности исследователя — своего рода «божья искра», но в ходе работы они могут возрастать — притом в значительных размерах. Все зависит от силы мотиваций, развития склонностей к тому или иному типу исследовательской работы, эвристической активности, силы интуиции, последовательно критичной работы с «литературой вопроса», увлеченного осмысливания эмпирического материала, активного характера взаимодействия с научным окружением, «открытости» к советам, замечаниям, «подсказкам», рефлексии, самоанализа, внутреннего «солилоквиума», спора с самим собой и т.д. Если гениями рождаются (да и то гений требует «огранки»), то исследовательские способности сильно мотивированного, «открытого» для работы над собой исследователя со временем возрастают, поднимаясь до формирования исследовательского искусства и выявления таланта. Впрочем, и работники «средних способностей» занимают важное место в каждом научном коллективе, составляя его, так сказать, подкрепляющую периферию, когда ядром оказывается высоко творческие исследователи, формирующие концептуальные идеи. С психологической стороны основой является поглощенность задачей, необходимость психологической устойчивости, готовность к преодолению трудностей в процессе работы, к непониманию и критике, к самоограничению ради достижения цели. И сохранение состояния «холодного ума» рядом с «горячкой гончей». Для исследователя характерен повышенный уровень «непреднамеренной» сосредоточенности на объекте исследования, ведущей к суммированию всех воздействующих факторов, даже вроде бы побочных, и устойчивое сохранение этого состояния даже «на отдыхе». Это называют исследовательской «доминантой», облегчающей работу интуиции. А затем «приведения в порядок» и развитие вроде бы самых простых психологических качеств, прежде всего — перцептивной открытости, впечатлительности, восприимчивости. Тут и внимание (главное — объем, селективность, сосредоточенность, распределенность, отвлечение от постороннего при умении фильтровать информацию и вычленять главное и т.д.), сочетающее холодную аналитичность и эмоциональную напряженность. Рядом — развитие восприятия и понимания (надо уметь преодолевать трудности необычной, непонятной терминологии, «другого» подхода, взгляда, позиции; сложной или упрощенной — с пропусками в изложении — композиционной структуры). Важен характер и уровень памяти на значащие и наряду с этим на, казалось бы, незначительные детали в «поле исследования», на имеющиеся трактовки и др. собственные наработки и сделанное другими. При трудностях запоминания «всего» возникает естественная необходимость делать выписки и аналитические конспекты. Но нужно постоянно обращаться к записям, сохраняя в своей «оперативной памяти» наиболее важные элементы U)
Дата добавления: 2014-12-26; Просмотров: 1208; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |