КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Журналистика как объект исследований: структура и основные понятияПервый слой (если можно так выразиться) парадигмы исследователя, его социально-творческой позиции, явно или латентно проявляющейся в ходе исследования (поскольку задачей является определить основные характеристики методологии научного исследования именно журналистики), естественно связан с формированием собственных представлений о журналистике как структурно сложном объекте как предмете исследования и его терминологическом аппарате. Ведь прежде чем рассматривать вопрос, как изучать, важно понять, что предстоит изучать. Начальными являются представления о журналистике, на которых исследователь (тем более имеющий журналистское образование), что называется, воспитан. Истоки этой социально-журналистской воспитанности — и университет, и работа в СМИ, и влияние разных жизненных обстоятельств. Но не следует питать иллюзий, будто имеющиеся знания (даже полученные в университете) достаточны. Нельзя забывать, что и на обыденном, и на научном уровне существуют разные, притом часто совмещающие верные и неверные характеристики, представления о журналистике. Когда, например, задаются вопросом, «нужна ли журналистика профессору химии или генеральному конструктору самолетов?», предполагающим ответ «нет», то позитивный вывод оказывается простым (и неверным в силу ошибочности предпосылок): журналистике отводится всего лишь «тонизирующая» роль. А отсюда можно исходить и при анализе явлений журналистики, и при разработке рекомендаций по оптимизации деятельности (не это ли составляет якобы достаточные «теоретические основания» для «желтой прессы»?). Когда же функции журналистики определяются как «перевод» специализированного сознания на «язык» массового, что в конечном счете можно назвать популяризацией, такая точка зрения также составляет особую позицию, а ее реализация в исследовании также приводит к вполне определенным результатам. И широко распространенная в мире точка зрения, что роль журналистики «информировать, просвещать, развлекать» — тоже позиция, причем, очевидно, более широкая и более адекватная, чем две других. Но недостаточно детализированная, да еще и с неясным употреблением терминов. «Информировать» — значит давать только событийную информацию? И разве, «просвещая» и «развлекая», журналистика не информирует, причем определенным образом в СМИ разных направлений? И когда возник призыв перейти (в том числе и в жур- налистике) с позиций классово-групповых ценностей на общечеловеческие, журналисты оказались перед неразрешимым вопросом — ведь деление общества на группы не исчезло (стало быть, не исчезли и не могут исчезнуть групповые ценности и, соответственно, позиции). И как бы ни были решительны призывы, человечество отнюдь не стало ориентироваться на объединяющие всех единые ценности. И эта неразбериха привела к отчаянному вопросу: «А, может быть, достаточно просто хорошо писать?». На что нашелся и точный ответ, правда, внешне парадоксальный: «Хорошо пишет не тот, кто хорошо пишет, а тот, кто хорошо думает». Конечно, это банальность, трюизм — «хорошо думать» должен каждый журналист и каждый исследователь. Но что значит «хорошо думать»? С точки зрения «первого слоя» позиции исследователя — овладеть «внутренними законами» журналистики в их современной разработке и принять их именно как исходную позицию при определении направления и характера исследования (а при подготовке исследования и в его ходе могут возникать «поправки и дополнения»). Эти «внутренние законы» разрабатываются, разумеется, в теории журналистики. Следовательно, и для историков, и для социологов, словом, для всех, занимающихся исследованиями журналистики, это предполагает необходимость владеть теоретико-журналистским знанием. Теоретико-журналистские идеи присутствуют, иногда даже в виде ценнейших «золотых россыпей» и в других областях журналистского знания: принципы периодизации — в истории, принципы взаимодействия с аудиторией — в социологии и т.д. Но это только подтверждает необходимость для каждого исследователя быть широко ориентированным в «смежных» научных областях. Конечно, в теории журналистики, как и во всех других дисциплинах «ничто никогда не закончено» и, более того, немало несогласованностей, лакун, противоречий. Но — что делать? — исследователю надо «для себя» сформулировать позицию. Она не всегда ясно формулируется, более того, зачастую «живет» у исследователя как бы в подсознании. Но «отказ» от конструирования своей теоретико-журналистской концепции обрекает исследователя на неуспех. Разумеется, формирование концепции идет сначала через творческое изучение «литературы вопроса», а затем приводит к определению своей позиции в теории. Иногда этот результат называют «теорией среднего уровня», «рабочей теорией», «теоретической базой исследования». Но название маловажно — важнее суть: вопрос только в ее адекватности и осознанности. Журналистика — чрезвычайно широкое поле исследований. Это специфический социальный институт общества, действующий на основе законодательства и подзаконных актов,уставов редакций, этических кодексов и др. нормативных документов. Это комплекс средств передачи массовой информации, использующих технические возможности прессы, радио, телевидения, кибержурналистики (интернета, мобильной телефонии) и взаимодействующих с различными информационными службами (агентствами, пресс-центрами и др.). Это, затем, система видов деятельности (организаторской, авторской, редакторской). Это и совокупность профессий и профессионалов, работающих
Дата добавления: 2014-12-26; Просмотров: 1497; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |