КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Арсенал общенаучной методологии исследователя
Л LT1 Л U1 гносеологического, и социального порядка. Идеал как некий «загляд» в будущее может быть как субъективистским построением «идеального типа» на самых разных основаниях, в том числе априористских, телеологических, так и осмысляемым на объективных началах необходимостей развития общества (и журналистики как одного из социальных институтов). Объективный подход и с гносеологических, и с социальных позиций, представляется, для современных исследователей предполагает поиск в «поле» испокон века существующих и своеобразно проявляющихся сначала в фольклоре затем и социальных учениях Античности, затем в религиозных концепциях и светских учениях Возрождения, а в последние века, начиная с эпохи Просвещения, идеалов гуманизма. Именно идеалов, поскольку гуманизм в различных трактовках — это действительно целое поле значений. Но во всех, даже серьезно расходящихся, социальных концепциях гуманизма имеется единое ядро — такое представление о желаемом для отдельного человека и всего человечества, в основе которого лежит реализация требований «добра», «истины», «справедливости» в условиях свободы и демократии. Легко заметить, что в разных социально-философских и социально-политических концепциях (за исключением право- и левоэкстремистских) провозглашаются общечеловеческие идеи «добра», «истины», «справедливости», «свободы», «демократии», т.е. гуманистические по общему значению, но серьезно различающиеся по конкретному содержанию. И исследователю приходится либо «выбирать» один из подходов, либо — что кажется предпочтительным — формировать «для себя» перспективно ориентированный синтезирующий подход. Это трудно до чрезвычайности, но «положение обязывает»: ведь гуманистические подходы к изучению журналистики не должны быть «частными».
Концепция гуманизма в совокупности трактовок дает основания как для фиксированных установок (порождаемых «ядром» гуманистических идеалов), так и для динамических (возникающих в связи с социально-групповыми, цивилизационными, конфессиональными и др. дифференцирующими факторами). Отсюда требование толерантности исследователей, если у них общие фиксированные установки и расходящиеся динамические. Здесь — одна из «ростовых точек» науки, поскольку «стереоскопическое видение» проблем побуждает к конструктивному диалогу подходов и решений, который открывает путь для движения исследовательской мысли. И каждому исследователю (каких бы взглядов он ни придерживался) стоит задаться вопросом, имеют ли его подходы гуманистическую «составляющую», а если имеют — какого наполнения, глубины и устойчивости. Установки исследователя, сформированные на основе социально-философского и социально-политического гуманистического идеала, неизбежно оказываются активными и конструктивными «действующими силами» на всех этапах исследовательской деятельности от выбора темы и постановки проблемы до интерпретации полученных данных и формирования концептуальных выводов. Даже «сбор фактов» происходит под их влиянием. Методологически чрезвычайно важно, представляется, на каждом этапе исследования исходить именно из гуманистического идеала, притом в современной трактовке. И чем он адекватнее, тем точнее возможность верных суждений о явлениях журналистики как прошлого, так и настоящего в любого типа исследованиях (теоретических, исторических, социологических) любых предметных областей журналистики. Только на этой базе возможно приближение к объективному знанию.
При этом методологически важно понять, каков возможный и достижимый характер и уровень реализации гуманистического идеала «здесь и сейчас» — в эпоху ли «дней Александровых прекрасного начала» XIX века или в эпоху «Путинской стабилизации» на рубеже XX и XXI веков. Поэтому гуманистический идеал (всеобщий или реально-«ситуативный») исследователя — не «прокрустово ложе». Сквозь призму идеала надо «разглядывать» конкретику явлений журналистики, сопоставляя идеал с реалиями, объясняя состояние, оценивая меру реализации идеала, причины (объективные и субъективные) «успехов и неудач», то есть ведя научно-критический анализ, а не устраивая судилище. Например, занимаясь нормативными актами в сфере журналистики (законодательство РФ, Доктрина информационной безопасности, проекты документов и т.д.), исследователь, если он исходит из достаточно разработанной социально-философской и социально-политической концепции свободы, формирует современный идеал социально-творческой свободы журналистской деятельности. Отсюда вырастают представления о «правильной норме», соответствующей требованиям свободы и предупреждения «злоупотреблений» ею. Но даже если в его представлениях сложился некий идеальный образ необходимой гуманистически ориентированной нормативной базы, он не может судить «наотмашь» лакуны, недостатки, противоречия существующих нормативов. Ему предстоит с точки зрения идеала понять меру и причины отклонений от идеала в силу неодинаковых представлений о должном, возникших в результате исторических причин, интересов разнонаправленных сил, борьбы подходов, неизбежных гносеологических ошибок и т.д. и т.п. И предложения по совершенствованию нормативной базы неизбежно должны носить как бы «двоякий» характер. С одной стороны, это утверждение обоснованной им идеальной модели системы норм (которая, конечно, тоже будет страдать недостатками; и поэтому стоит не пренебрегать указанием «вероятно»). С другой, реальные предложения «поправок и дополнений» должны быть реалистичными (что «возможно» сделать в данных обстоятельствах, притом усилиями данных деятелей). Третий слой научной парадигмы исследователя — это принятая исследователем общенаучная методология. Разумеется, в каждом конкретном исследовании «работающими» окажутся не все методологические «наработки». Из этого методологического арсенала в конкретной исследовательской ситуации исследователь выбирает и применяет необходимое в органической связи с теми позициями, которые составляют первые два слоя научной парадигмы. Здесь же приходится представить их в сводном виде, чтобы было видно все богатство, из которого в каждом конкретном случае можно было бы почерпнуть необходимое, «обрабатывая» и «дорабатывая» отдельные приемы исследования, и системно формируя из них методологическую базу конкретного исследования.
Именно здесь, в сфере общенаучной методологии, усилиями многих специалистов по теории познания (гносеологии, эпистемологии), по общей методологии, эвристике, по различным областям логики, по психологии познания и др. накоплен большой объем знаний. Но в огромной «литературе вопроса» практически нет признанных сводных работ, системно характеризующих всю систему методологических основ исследования. И тем более их нет в применении к изучению журналистики. Поэтому, представляется, исследователям журналистики нужна сводная систематизированная «сводка» представлений об общенаучной методологии для общей ориентации в ней и потому неизбежно конспективная. А при нужде получить более подробные сведения, например, о формах абстрагирования или сравнительно-историческом подходе можно обратиться к имеющимся разработкам. «Смысл» исследования заключается в постепенном углублении в сущность предмета. При этом используется все позитивное, что имеется в «литературе вопроса», других имеющихся в распоряжении исследователя наработок (черпаемых из докладов на конференциях, бесед со специалистами и т.д.). Но главное — собственные разработки. «Искомая» сущность — это совокупность (в идеале — система) законов, раскрывающих специфику предмета, его структурную организацию и тем самым определяющих его функционирование и развитие в окружающей его «среде» — более широкой предметной сфере явлений журналистики и жизни общества.
Сущность исследуемого явления (прошлого или настоящего) журналистики является «ядром», к которому необходимо «добраться» исследователю, владеющему основами методологических знаний и способному творчески их применять. Движение к познанию сущности идет через изучение «россыпей» эмпирических данных. Они могут быть получены «по наследству» от предшественников и коллег, а также и/или собраны им самим. Но их требу- ется осмыслить. Ведь сущность — это система закономерностей, устойчивых свойств и отношений (внутренних и внешних) изучаемого предмета. Она «скрыта» в являющемся, причем очень важно понять, почему явление как «оболочка» сущности именно такова. Как будто бы очевидно, например, что сущность массово-информационной деятельности — информирование аудитории. Однако исследователь, сталкиваясь при изучении СМИ с самыми разными направлениями, формами и содержанием информирования, должен идти вглубь и понять, почему именно такова информационная политика изучаемых СМИ и какого уровня и степени информированности они достигают. Ведь информирование — это явление внешнее, а сущность — достижение адекватной информированности того или иного слоя массовой аудитории. Следовательно, сущность обнаруживает себя исследователю в своей необходимости лишь в актуальном результирующем действии, требующем осмысления сточки зрения объективной закономерности. И при этом сама сущность многослойна. Та же информированность предполагает необходимость (1) плюрализма получаемых аудиторией сообщений, (2) толерантных отношений между их создателями, (3) диалогических взаимоотношений между ними при организации потока сообщений, (4) наконец, результата как некой меры сближения или даже консолидации подходов, оценок, предложений при (5) активности аудитории в получении, освоении и осмыслении информации. Так что в процессе изучения и осмысления способов ее «развертывания» в практических формах сущность проявляется полно, частично, затемнен-но или даже извращенно. Иначе говоря, сущность поливариантна и динамична в своем явлении. При этом сущность «является» исследователю в ходе его работы постепенно и в разных формах. Сначала ученый сталкивается с внешним обликом и эмпирическими про Сначала исследователь сталкивается с «житейским», непосредственно-эмпирическим проявлением сущности. Это — эмпирическая конкретность, чувственно-конкретное, дающее исследователю представление о реально-жизненных формах изучаемого предмета, «наборе» внешне очевидных черт, свойств, качеств, полученных из самых разных источников. В них сущность «затемнена» различными ее деформациями, случайными чертами, «дурным знаньевым наследием», «забеганием вперед», «иллюзиями» действующих сил и т.д. Конечно, и по «литературе вопроса», и в связи со своей позицией исследователь так или иначе проводит первичную систематизацию данных, что как будто бы позволяет сложить полученные разнородные данные в общую картину. Но к такому видению конкретного надо относиться крайне осторожно. Не случайно было и до сих пор распространено представление о публицистике как популярной литературе на общественно-политические темы; тут есть значительная доля истины, но в целом характеристика носит именно эмпирический характер, неизбежно внешний и частичный. Но исследователю надо идти вглубь, раскрыть внутренние закономерности в их системной организации. То есть получить научно-обобщенную конкретность. Такое конкретное знание о сущности как системе взаимосвязанных характеристик закономерностей изучаемого предмета, синтезе сущностных определений возникает лишь в результате исследования. Следовательно, возникает вопрос о средствах исследования сущности в целях получения научно-конкретного знания.
Дата добавления: 2014-12-26; Просмотров: 1053; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |