КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Эмпирическая информация. 1 страница
CM О о Оо CTi L Ю Со ю Оо Ю оо признакам не только ошибочна сама по себе, но и таит опасность дальнейшего движения исследования по ложному пути. И надо постоянно учитывать, что полной аналогии практически не бывает. Поэтому требуется оговорка о неполноте аналогии. Например, есть немало сходных признаков у «толстых» журналов XIX и XX веков (скажем, «Отечественных записок», «Русского богатства», «Красной нови», «Знамени» и др.). Но есть немало различий. И сходства, и различия требуют тщательного анализа и сравнения, тогда аналогия (будучи неполной) даст важные результаты. Выделяется несколько типов выводов по аналогии: Субстанциальная аналогия — общность проявлений свидетельствует об общности существенных свойств; Каузальная аналогия — сходство действий свидетельствует о сходстве причин; Аналогия следствий — близость причин дает возможность считать близкими следствия; Функциональная — общность функций позволяет говорить о близости структур; Структурная — сходство структур есть некое свидетельство сходства функций; Аналогия соответствия — общность причин позволяет судить об общности следствий. С аналогией «пересекается» экстраполяция как способ переноса знаний с одного объекта на другой. Экстраполяция может быть предметной, но- мологической, структурной, модельной. Достоверность выводов по аналогии (поскольку они носят только вероятностный характер) требует проверки (теоретической и экспериментальной; для историков применим и мысленный эксперимент). Например, с большой осторожностью можно строить аналогию между осуществлявшейся в России второй половины XIX в. цензурным комитетом последующей (карательной) цензурой и контрольной деятельностью «Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия» современного Министерства культуры. Ведь по Закону о СМИ она имеет право выносить предупреждения и т.д., вплоть до обращения в суд за вердиктом о приостановлении и даже закрытии СМИ.
Эти общенаучные представления об аналогии при применении в практике исследований журналистики требуют детализации и уточнений. Прежде всего, надо ясно представлять, что общие свойства изучаемых явлений журналистики не только разных времен и стран, но и относящихся к одной стране и одному времени «обрастают» мощной «броней» особенного и единичного. Изучение «толстых журналов» в России XIX века или «художественной периодики» начала XX века или «женская периодика» нашего времени требует, разумеется, обнаружения и четкой характеристики общих свойств. Однако общее в них — такое «ядро», которое в каком-то смысле при анализе составляет лишь «фон» системного изучения их информационной политики, содержания и формы. И это касается не только исторического (исторические параллели) и социологического подхода, но и (хотя в меньшей, но не в малой степени) теоретического изучения явлений журналистики в единстве сущности и конкретной ее реализации в рассматриваемой предметной сфере. Единства общего — особенного — единичного в конкретном предмете игнорировать опасно, и оно требует учета при анализе по аналогии. Поэтому «формула» получается такой: А = а, б, в...е + a, b, c.f + а, р\ %...ц н н и Б = а, б...д, е + а...с, d, f + а, р...у, Такое использование сравнительно-аналогического анализа, конечно, сложнее (да и не все в схеме можно указать; требуется изобретательность исследователя), но зато дает более точные сведения для выводов об общности, особенностях и единичных свойствах предмета.
А это уже путь к синтезу — «объединению» частных характеристик общего, особенного и единичного изучаемого предмета во внутренне координированную систему (совокупность связанных между собой элементов). При этом обнаружение в ходе синтеза эмерджентных (возникающих в результате взаимодействия элементов) свойств свидетельствует о верности проведенного анализа-синтеза. Например, кажется существенно важным теоретическое представление о массовом сознании как координированном единстве мировоззрения, миросозерцания, исторического сознания и общественного мнения (хотя обсуждаются и иные представления о составе и структуре массового сознания — наработки в этой сфере еще очень «плюралистичны»). Ведь, во-первых, такое представление об элементах (компонентах) массового сознания позволяет журналистам строить свою деятельность таким образом, чтобы формировать у его носителя полную ориентированность в действительности. И иметь при этом в виду, во-вторых, что, стремясь указать на связи компонентов, в массовом сознании возникают взаимодействия, дающие новые свойства (в частности — своеобразие общественного мнения становится понятным в своей зависимости не только от «внешних влияний», но и от «внутренних воздействий» на формирование общественного мнения других компонентов массового сознания). Точно так же анализ произведений Белинского с целью выявления его представлений о сущности журналистики дает «набор» множества высказы-ваний — как общих суждений, так и конкретных характеристик. «Вторичный» анализ последних дает также обобщающие суждения. Затем систематизация смысл «сообщать об актуальных явлениях современности»). Но это лишь внешне-констатирующая характеристика. Она неполна и неточна потому, что не явилась результатом изучения закономерных функциональных связей «СМИ — массовое сознание» и «СМИ — социальные институты» в обществе вообще, демократическом — особенно. Тогда как, изучив сущность массового сознания и зная, какая информация ему требуется и кто может наилучшим образом «доставить» ее, можно строго научно определять и функциональную определенность (а тем самым и сущность) журналистики. А затем можно методологически строго построить методику изучения эффективности СМИ — меры функционально полной и точной деятельности, а также, разумеется, понять причины дисфункциональной, нефункциональной, афункциональной, чтобы найти средства противодействия такого типа результатам. При этом, конечно, важно точно определиться с понятием «эффективность».
Разумеется, функциональный подход не просто применим, но обязателен при изучении любого явления журналистики, чтобы «вскрыть» его сущностную сторону. Пространство огромно — от функционального анализа определенного типа СМИ до определения функций отдельных жанров и даже стилевых приемов. Исследователи во многих случаях обращаются к функциональному подходу и вырабатывают функциональные характеристики исследуемых объектов. Однако, как уже отмечалось, часто очень нестрого. Поэтому требуется более глубокое проникновение в функциональную сущность каждого изучаемого объекта журналистики. И при этом отделить функциональный анализ от «функционализма». Различие в том, что функционализм подходит к изучаемому во имя поддержания его стабильности с позиций неизменяемого, устойчивого структурно-функционального состояния (не ставя вопроса, «хорошо» или «плохо» оно), оптимизации его нынешнего состояния. Соответственно (говорится это или нет) «функционалист» опасается или, по крайней мере, не признает необходимости изменений. Тем самым как бы игнорируется принцип развития. В связи с тем, что журналистика в целом, отдельные СМИ, различные вну-трижурналистские явления (от структуры номера до отдельного произведе-ни) — сложноорганизованные объекты, а не «россыпь» частей (а эссеист-ское знание о журналистике как раз и отличается «рассыпным», несистемным и часто противоречивым характером), то исследователю важно владение средствами моделирования, благодаря чему те или иные стороны сущности предстают в их целостности через демонстрацию их связей и взаимоотношений. В результате тщательного функционального анализа — целостной атрибутивной характеристики явления как совокупности, в частности, необходимых и случайных, позитивных и негативных свойств, связей, отношений — появляется возможность построения модели этого явления. Модели могут
быть разного типа (изоморфные, гомоморфные и пр.), но главное, при сравнении с оригиналом, стремление к «идеальности» модели, отражающей сущность в «чистом виде»; отсюда некоторое упрощение, когда берутся не все элементы; стремление к наглядности и четкости связей между выбранными. Суть моделирования — выявление структуры явления (предмета), его главные компоненты, связи, статические и процессуальные взаимодействия. Стоит заметить, что «хорошее» знание — всегда того или иного рода модель исследуемого предмета. Если, например, «по отдельности» изучены такие сущностные составляющие информационного поведения аудитории, например, как ее информационные «потребность», «интересы», «предпочтения», «запросы», то следующий важный шаг — построение такой возможной модели:
| предпочтения!
\ средства массовой иформации Модели могут быть очень разнообразны по характеру. Это и концептуально-теоретические модели, и модели современного состояния тех или иных сторон «жизни» СМИ, и модели прошлых состояний, и модели прогнозные (разного типа). Конечно, модельные представления вовсе не обязательно формируются графически — часто встречаются и словесные описания. Хотя, конечно, графическая форма, порой слишком «жесткая», все же много нагляднее. При этом, если модель построена «правильно», «первичное» знание о каждой ее составляющей, их взаимоотношениях, а потому и выделенного для изучения «целого» побуждает к более глубокой и однозначной интерпретации. Модельное представление изучаемого тем самым имеет серьезный эвристический смысл, то есть позволяет и требует лучшего понимания предмета. Тогда, когда модель имеет достаточно высокую степень полноты и досто При этом легко убедиться, что представленные модели раскрывают лишь № отдельные стороны журналистики как объекта исследования и «берут» их II в каких-то отдельных проявлениях (структурных, функциональных, субстратных, генетических и т.д.). Поэтому моделирование — своего рода кластерный (англ. cluster — связка, группа, гроздь) анализ важной автономной части, притом взятой с какой одной (реже — нескольких) сторон. Исследователи журналистики, разумеется, даже в крупных работах разрабатывают проблемы именно какой-то стороны, части, этапа. Но следует иметь в виду, что нередко случается, что границы между кластерами размыты, пересекаются (что наглядно можно представить, изучая структуру современной журналистики), а это значит, что вся совокупность «частей» изучаемого явления близка к переходному состоянию. Поэтому констатирующее исследование недостаточно — важно распознать возможные варианты развития и выдвинуть предложения по оптимизации. Это важно, например, при изучении такого кластера как «женская журналистика». Кластерный анализ плодотворен при условии, если свой предмет исследователь видит в широких внутренних и внешних связях, взаимодействии с другими «кластерами», а, стало быть, в каких-то формах и объемах прибегает к системному подходу в рамках общего предмета журналистских исследований. Стоит даже подчеркнуть, что системный подход универсален в исследованиях журналистики — любая исследовательская операция должна использовать системный подход или, по крайней мере, проводиться на фоне его требований. Ведь любые предметные сферы, к которым обращается исследователь, в своей оптимальной форме носят характер системы. Если в реальной ситуации обнаруживаются несистемные черты и свойства, то в ходе и результате изучения такой проблемной ситуации используется критерий системности, и с их применением формируются оценки и рекомендации. Системный подход применим к разным предметам: от анализа отдельного предложения до всей большой совокупности изданий и программ. Системный (греч. s^ystema — соединение частей в целое) подход (можно рассматривать его как основу системного анализа) предполагает рассмотрение сложных явлений журналистики не как «суммативное» («аддитивное») «сложение» частей, их механическую совокупность. Это о «плохо» организованной системе иногда говорят как о «суммативной системе», хотя, строго говоря, это ведь только кое-как связанный «набор» (или «подбор») черт (например, информационной политики СМИ, каждый из разделов которой ведется вне связи с другими). О системе можно говорить тогда, когда «части» конкретного журналистского «целого» представляют собой элементы, связанные естественно или волей людей в сложно организованную структуру с развитыми внутренними и внешними связями. Поэтом, между || прочим, кластерный анализ является как бы первым приближением к сис-уэ темному. В силу резкого увеличения масштабов журналистики и повышения ее poll ли в жизни общества значимо возрастает необходимость (пока плохо осознанная) научного обеспечения деятельности средства массовой информации по оптимизации их функционирования и развития. Важнейшим средством при этом и оказывается системный подход. Системный взгляд исследователя на явления журналистики становится все более важным по мере развития науки и расширения «фронта» исследований («мозаичное» видение затрудняет дальнейшее развитие науки). Рассмотрение какого-то явления (объекта) журналистики как системы требует от исследователя в качестве первого шага решить вопрос, а является ли совокупность составных частей изучаемого целого именно системой. В системе части являются элементами (и сами могут быть системой), органически «сочлененными» с другими элементами иерархическими, координационными, субординационными связями. Существенно важно, что эти связи порождают в системе эмерджентные (англ. emergent — неожиданно появляющийся, возникающий откуда-то), дополнительные, возникающие именно в результате взаимодействия элементов свойства и качества. Не менее существенным свойством системы является то обстоятельство, что объект обладает развитыми внешними связями и, если это действительно система, то она неизбежно оказывается подсистемой системы более высокого порядка, притом органически связанной с ней. И это тоже порождает эмерджентные свойства. Специфика системы связана с ее структурно-функциональными особенностями — характером и функциями элементов в системе, своеобразием и развитостью прямых и обратных связей между ними, а также со «средой» (системами, образующими своего рода суперсистему), в которой изучаемая система играет роль подсистемы. Изменения в характере элементов, их совокупности, когда, например, из системы «выбивается» или «выбывает» (с заменой другим или без замены) тот или иной элемент, трансформация структуры, количественного или качественного своеобразия внутренних и/или внешних связей приводит к тому, что эти изменения сказываются на других элементах, а затем и на системе в целом, так что в результате исследователь имеет дело уже с другой системой (а может быть, и с ее «обломками»). Системы (в том числе и в журналистике) могут быть статичными, когда структура и межэлементные связи с отношения с другими системами неизменны. Но чаще всего они динамичны, изменчивы как в силу внутрисистемных зависимостей, так в силу внешних воздействий объективного и субъективного характера. Притом все журналистские явления имеют открытый характер. Если, например, исследователь придет к выводу, что реализуемая информационная политика СМИ задает системный характер номеру/программе, то, обнаружив изменения в информационной политике при смене руководства (что нередко случалось и в XIX, и в XX вв.), необходимо заново изучать функции, структуру и связи СМИ в перспективе определения, какой стала системная оо определенность номеров/программ (или обнаруживается их бессистемность, суммативный характера структуры). Выводы неизбежно влекут за собой стремление понять причины и следствия таких перемен, а может быть и рекомендации в перспективе оптимизации информационной политики СМИ. При этом система не может быть понята без знания свойств ее элементов, а понимание элементов невозможно без понимания всей системы как взаимосвязи элементов и ее места и связей в среде. Этот парадокс «снимается» путем постепенного последовательного приближения с помощью «челночных операций» к все более точному знанию свойств системы. Так, вроде бы нетрудно при анализе произведения публицистики как системно организованного целого выделить такие структурные элементы как «тема», «проблема», «идея». Однако это лишь видимая легкость. На самом деле в силу сложных связей и отношений этих элементов, их нерасчлененности в тексте приходится проделывать множество операций, чтобы только приблизиться к «раздельному» пониманию элементов. Не случайно медиакритики об одном и том же произведении судят по-разному, и дело тут не только в их подготовленности и позиции — трудности зависят и от самого текста как системы. Еще более сложным для решения оказывается вопрос о том, составляет ли совокупность СМИ (в определенной стране и в конкретный период) системой. Для этого требуется трансформировать принципиальные положения теории систем в совокупность критериев оценки совокупности СМИ «на системность». Задача не из легких. Можно, конечно, видя разнообразие изданий/программ по тематике, концепциям, аудитории, периодичности, региону распространения и т.д., утверждать, что в силу разнообразия структурных составляющих совокупность изданий/программ можно определить как систему. Но достаточно ли этих критериев? Может быть следует поставить вопрос о мере системности изучаемой совокупности СМИ так: «необходимо и достаточно» ли разнообразие СМИ, оптимальны ли их взаимосвязи и взаимодействия, чтобы представители разных слоев аудитории при минимальных «затратах» получили ли бы наибольший «выигрыш» (в виде максимальной информированности)? Иначе говоря, при изучении журналистики общие положения системного подхода исследователям при обращении к разным ее сторонам приходится не просто применять, а конкретизировать и специфицировать, то есть самим становиться разработчиками методологии своего конкретного исследования. Важно понимать, что многие системно организованные объекты способны трансформироваться (повышать или понижать уровень организованности и, соответственно, меру позитивного или негативного влияния на жизнь общества). При этом «упорядоченность» системы (элементов, их структур, связей) может возникать и эволюционировать независимо от «вмешательства» человека (самоорганизация). Но социальные системы, в том числе журналистские, практически всегда находятся под влиянием субъективных факторов — системы, их «элементная база», структура, связи, взаимодействия создаются, преобразуются, уничтожаются людьми. Структурный анализ. Взгляд на систему «изнутри» позволяет понять ее структуру (лат. structure — строение). Структурный анализ — изучение внутри предмета совокупности устойчивых частей и их связей (иногда говорят, его «морфологии»). При этом важно выделить «части» и «связи», обеспечивающих специфический характер его адекватного состояния и развития. Особенно важно понять сущностные функциональные зависимости, отделив случайное, несущественное, внешнее, затемняющее и, более того, вредящее проявлению и развертыванию существенного. К примеру, структурный анализ журналистских (публикуемых в СМИ) «текстов» должен проводиться на фоне представлений о типе творчества, которому «принадлежит» тот или иной текст; затем, если, допустим, текст по своему типу есть публицистическое произведение, то далее определяется к какому роду и виду публицистики относится данный текст. И вот теперь по законам публицистики вообще, ее родов и видов проводится структурный анализ текста, определяются его «достоинства и недостатки» в системе понятий «общее-особенное-единичное» в сферах содержания (тема, проблема, идея) и формы (жанр, композиция, стиль). А по результатам структурного анализа делаются выводы и оценочные характеристики структурной организации (текст может быть оптимальным по сущностным основам, плохо структурированным или вовсе бесструктурным). Отсюда — рекомендации создателю и/или потребителю текста. Разумеется, также (а может быть в первую очередь) преподавателю, занимающемуся со студентами изучением творческой деятельности по созданию текстов. При этом анализ текстов будет страдать серьезными упущениями, если «журналистские тексты» рассматриваются без разделения на типы, роды и виды: прогностические и рекомендательные составляющие такого структурного анализа оказываются слабыми. Структурный (или структурно-функциональный) анализ применим не только к статике предмета, но и к его динамике. Бывает важно понять, как внешние силы и внутренние причины влияют на структуру (ее «части» и «связи» между ними), совершенствуется ли она в своей роли или деградирует, а может быть приобретает дисфункциональные черты. Не раз бывало, что те или иные СМИ и/или журналисты (одни в своей информационной политике, другие в принятой социальной позиции) совершали такие структурные «скачки» по содержанию и форме, какие можно охарактеризовать как движение «вверх», «вниз» или «в сторону»... К моделированию и структурному анализу примыкает метод классификации и типологический анализ. Классификация (лат. classis — разряд, dassicus — образец + facio — раскладываю) — способ упорядочивания и представления имеющейся информации (предпочтительно существенных, закономерных черт и свойств) о предмете по тем или иным основаниям. В классификации результируются сводные, притом разграниченные сведения о полученном исследователем состоянии знания по исследуемому предмету. Она может проводиться дедуктивным путем при знании целого («от» общего «к» частному) или, что бывает значительно реже, индуктивным (собирание общих свойств «от» частных, например, классификация знаний об известных «раздробленных» сведениях о предмете). Результаты классификации чаще всего представляются не как «перечень» свойств, а в виде таблиц (матриц). Если, например, за основание классификации взять характер «владения» средствами массовой информации в России, то матрица может выглядеть таким образом:
В зависимости от задачи исследования в основу классификации могут быть положены самые разные основания: по аудитории, функциям и их реализации через определенную информационную политику, по периодичности, проблемно-тематическим линиям (содержанию) и т.д. Классификация (особенно строго разработанная) — одно из начал типологического анализа. И не случайно часто «путают» классификацию и типологию. В последние годы исследования, называемые типологическим, получили довольно широкое распространение. Как некие типы характеризуются универсальные и монотематические, женские и детские, федеральные и региональные, качественные и массовые («желтые») и другие группы СМИ. Разделение проводится также и по издателю/владельцу, аудитории, тематической структуре, региону распространения и т.д. Такой анализ, основанный в принципе на абстрагировании какого-то признака и, затем, перечислении детализирующих свойств, бесспорно, полезен, поскольку дает в результате совокупную картину (структуру?) изданий и программ, выходящих в стране. Типология (греч. tsypos — форма, отпечаток, образец) однако не «равна» классификации. При типологическом анализе важно не «разделение», градация черт изданий и программ, а «соединение» черт, синтезированное представление о целом, формирование репрезентирующей предмет исследования модели, которая дает системное представление о его общих свойствах. Ведь, к примеру, английская «Тайме» или московские «Ведомости» при классифицирующем подходе «не видны» как целое и, соответственно, как тип издания. Неслучайно логики выделяют так называемый сингулярный (состоящий только из одного предмета) класс. Значит, типологический анализ предполагает даже не «сводку» характеристик, а их синтез. Скажем, такие журналы как«Ко-смополитен» и «Лиза» попадают в группу «женские издания», но типологически (по «набору» и характеру типообразующих факторов) очень различны. Значит, требуется синтезирование черт и совокупности существенных свойств каждого, что дает возможность понять специфику единства черт: особенностей аудиторной ориентации, социальной позиции, тематических предпочтений при акценте на одну (несколько) линий, дизайна и "т.д. Типологический анализ сложен, но зато и очень важен для понимания системы СМИ и места в системе того или иного из них. Более того, типологический анализ реальных СМИ позволяет и даже требует построения неких «идеальных типов» СМИ, необходимых для оптимального развития системы. Тогда можно и нужно делать оценки самого разного характера, в том числе и рекомендательные в перспективе социальной позиции исследователя. Поэтому (в частности) часто и выделяют системный анализ как метод использования системного подхода, итогом применения которого являются вариативные «сценарии» (оптимальные, хорошие, плохие) функционирования и развития той или иной системы. «Сценарии» разрабатываются в целях принятия решения по организации деятельности, воздействующей на тут или иную систему, ее подсистемы или даже отдельные элементы и связи. Такие «сценарии» — не только возможные, но и необходимые результаты анализа тех или иных журналистских систем. Разработка, оценка, предложения по реализации тех или иных «сценариев», стоит напомнить, зависит от применяемой научной парадигмы, в т.ч. социальной позиции исследователя. Системный анализ и разработка «сценариев», выбор оптимального, определение необходимых для его реализации сил и средств, создания или преобразования организационных структур и т.д. — задача науки о журналистике, постепенно становящаяся все более важной. Отсюда — обращение к возможностям системотехники, а также принципам синергетики — такого применения системного подхода и анализа, в результате которого знание о журналистике становится более прагматически ценным. Притом, конечно, в самых разных областях: от разработки теоретических основ государственной информационной политики до формирования оптимального типологического облика изданий и программ, не говоря уже о более «мелких» проблемах. Системотехника — принципы концептуальной разработки и практического создания сложных систем, их структур и подсистем, определения их функций и характера оптимального функционирования и взаимодействия, средств и способов управления с учетом объективных законов макросистемы — социальной среды. Исследователям журналистики следует задумываться над тем, дают ли результаты работы научные характеристики и оценки изучаемых явлений лишь материалы «внутринаучного» порядка или исследования должны быть «системотехнически» направлены. Для историков это могут быть прогнозные характеристики на основе экстраполирования позитивных (с точки зрения исследователя) тенденций, зафиксированных в исследовании; при этом, конечно, реальное развитие может идти совсем по другому «сценарию», порой даже реакционному. Но ведь законы развития объективны, и если позитивные тенденции не осуществились, то надо, с одной стороны, искать факторы негативного или «бокового» развития, а, с другой, использовать их как критерии оценки дальнейшего движения журналистики.
Дата добавления: 2014-12-26; Просмотров: 992; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |