Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Требования к выдвигаемым гипотезам




II

Т-Н


К гипотезам, вырабатываемым научным путем (а ведь даже по поводу до­гадки говорят: «информация — мать интуиции»), предъявляется ряд требо­ваний.

Связь с предшествующим знанием, учет всего позитивного в нем, особен­но ранее установленных точных фактов. При этом вовсе не исключается воз­можность и даже необходимость рискованных предположений, «сумасшед­ших идей»

• Общезначимость концептуальных утверждений для всех явлений дан­
ного типа (хотя в отдельных случаях возможны характеристики ad
hoc — для данного случая только)

• Объясняющая сила характеристик изучаемой системы явлений, в том
числе для ее трансформации

• Непротиворечивость и возможная простота

• Проверяемость на путях верификации и фальсификации, доказатель­
ства и опровержения

• Желательность эмпирической интерпретации, реального референта
(возможно, отыскиваемого через мысленный эксперимент), хотя в те­
оретических исследованиях это не всегда возможно

• Предсказательная сила.

Гипотезы должны быть релевантными, т.е. соответствовать особенностям исследования, его предметно-проблемному характеру. Разделяются гипоте­зы по:

• материалу — эмпирические и концептуальные;

• уровню обобщения — общие, локальные, единичные;

• содержанию — о закономерностях (номологическая); о системно-
структурной организации (модельная, иногда говорят — «объект-ги­
потеза); о генезисе; о развитии; о причинно-следственных связях;
о формах проявления сущности; о существовании, т.е. наличии
свойств, зависимостей, эффектов и т.д. (экзистенциальные); о веро­
ятности, тенденциях и путях возможного и необходимого изменения
(прогнозные); характерологические (особенностях личностей как
участников ситуации) и др. «Внутри» гипотез соседствуют позитивно-
утверждающие, негативно-критические, вопросно-проблемные, срав­
нительные суждения и т.д.

Сложившиеся в теоретико-методологической литературе представления о разновидностях гипотез — это результаты изучения проведенных исследо­ваний; но эти представления — не жестко-нормативные определения, а сво­его рода констатации имеющегося. Исследователю важно их знать, но работа в конкретной предметно-проблемной области не должна сковываться пред­лагаемыми рамками. При выдвижении гипотез в исследования возможен


и часто необходим творческий поиск, приводящий к собственным решениям, хотя, конечно, отталкивающимся от имеющихся наработок. «Нормальным» является контаминация, трансформация, модификация гипотез, критика и от­каз отложных гипотез и, конечно, «изобретение» новых. Гипотез должно быть «много». И потому, что нужно как можно разнообразнее «осветить» предпо­ложениями суть проблемной ситуации и тем самым максимально широко оп­ределить «поле» поиска ответа на проблемные вопросы. И чтобы не «зацик­ливаться» на принятой социальной позиции по поводу предмета; в этой связи стоит наступать «на горло собственной песне» и гипотетически предполагать возможную верность иных взглядов и подходов.

Творческий уровень работы при формировании «корпуса» гипотез опре­деляет в очень существенных чертах меру успеха в ходе и результатах иссле­дования. Это тем более важно, что — и это надо еще раз подчеркнуть — ис­следование проходит как проверка гипотез «на пригодность». Ведь гипотезы как «веер» предполагаемых решений являются содержательным «фоном» всех сторон и аспектов процесса исследования.

Вся совокупность гипотез подлежит проверке. А проверка возможна только на строгой методологической базе, при использовании разработан­ной (а в ходе исследования и дорабатываемой) научной парадигмы. В этой части задачи исследователя распадаются на две группы операций, перетека­ющих одна в другую.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-26; Просмотров: 633; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.006 сек.