Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методы и формы организации учебной работы на уроках чтения




Сознательность чтения достигается всей системой рабо­ты педагога — от вводного занятия по тексту до заключи­тельного. Рассмотрим методы и приемы, которые целесо­образно применять в процессе разбора текста,

 

 

Осмысление произведения — сложный аналитико-синтетический процесс, в котором можно выделить несколько этапов.

Первый этап —понимание предметной стороны чита­емого произведения, осмысление фактического материала.

Второй этап — установление причинно-следствен­ных отношений между персонажами или событиями, оп­ределение мотивов поведения литературных героев.

Третий этап — проникновение в идейный замысел произведения, обобщенная оценка прочитанного.

Все три этапа неразрывно связаны между собой и пред­ставляют единый аналитико-синтетический процесс.

На первом этапе работы с текстом целесообразно ис­пользовать приемы, помогающие школьникам предста­вить ситуацию, меняющиеся картины, осознать поступки действующих лиц. Например, драматизация отдельных фраз и эпизодов, работа по конструктивной картине, дет­ское иллюстрирование, составление картинного, а потом словесного плана, пересказ прочитанного, беседа воспро­изводящего характера, выборочное чтение.

На втором этапе работы с текстом определяются смыс­ловые взаимозависимости между отдельными объектами, персонажами, их поступками. На этом этапе рекоменду­ются беседы аналитического характера, выборочное чте­ние и выборочные пересказы, словесное рисование, срав­нение описаний в одном и том же и разных рассказах, сопоставление литературных персонажей, нахождение об­щего и различного между ними, постановка проблемно-познавательных задач, требующих доказательности суж­дения.

Третий этап — обобщение прочитанного, формулирова­ние темы и идеи произведения, выражение собственного от­ношения к литературным героям и всему произведению. Учителю целесообразно использовать творческие задания: придумывание иного заглавия к рассказу, продолжение рассказа, высказывание собственного аргументированного суждения о персонажах и обо всем рассказе, постановка

 

проблем морально-этического плана, сравнение прочитан­ного произведения с другими рассказами по той же темати­ке, сопоставление прочитанного с диафильмом или кино­фильмом, с произведениями изобразительного искусства.

В процессе работы с текстом учитель должен выбрать те методы и приемы, которые соответствуют задачам урока и специфике самого художественного произведения.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-26; Просмотров: 1049; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.