Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Глаголы




Необходимость обогащения словарного запаса ребёнка глаголами объясняется их важной ролью в предложении. Ведь вся наша жизнь и жизнь окружающей нас природы связаны с непрерывным движением, с какими-то изменениями, событиями. Мы постоянно что-то делаем, совершаем те или иные поступки, и для обозначения всех этих дей­ствий и поступков в языке имеются.специальные слова. Без глагола нельзя построить ни одного предложения, если не иметь в виду редко употребляемые назывные предложения, состоящие только из имени существительного (типа: «НОЧЬ. ЗИМА. МОРОЗ»). Поэтому беско­нечно обеднённой выглядит речь ребёнка, не располагающего доста­точно большим и разнообразным запасом глагольных слов. Такой ребёнок обычно называет лишь самые обиходные действия: ЕСТ, СПИТ, ХОДИТ, БЕГАЕТ, ОДЕВАЕТСЯ, УМЫВАЕТСЯ, СМОТ­РИТ, СЛУШАЕТ, ГУЛЯЕТ, ИГРАЕТ, ЛАЕТ, МЯУКАЕТ и т.п. Из-за недостатка глагольных слов он не может сказать, например, что лиса КРАДЁТСЯ, что волк ОХОТИТСЯ, что дождь МОРОСИТ или что листья с деревьев ОСЫПАЮТСЯ. Значит, речь его будет бедной, неполноценной.

Приведённый ниже речевой материал насыщен различными глаго­лами (в том числе и с переносным значением), характеризующими действия наиболее известных детям животных, а также сезонные изменения в природе. Постарайтесь объяснить ребёнку значение всех I этих слов и позаботьтесь о том, чтобы как можно большее/их количе­ство вошло в его активную речь.



Птичка гнёздышко птенчикам ВЬЁТ, А коза всё ЖУЁТ и ЖУЁТ... Лошадь СКАЧЕТ, копытами БЬЁТ, Плавно в озере рыбка ПЛЫВЁТ.


Белка семечки быстро ЛУЩИТ, Ловко ПРЫГАЕТ, словно ЛЕТИТ. Мирно косточку Шарик ГРЫЗЁТ, МАШЕТ хвостиком взад и вперёд.

Кот МЯУКАЕТ, песни ПОЁТ, ЖИТЬ спокойно мышам НЕ ДАЁТ. Кошка любит сметанку ЛИЗАТЬ, Да на тёпленькой печке ЛЕЖАТЬ.

 

Волки по полю РЫЩУТ, БЕГУТ, А ужи всё ПОЛЗУТ и ПОЛЗУТ... РОЕТ норку в земле чёрный крот И потом в ней спокойно ЖИВЁТ.


Свинка ХРЮКАЕТ, кошка МЯУКАЕТ, Петух ПОЁТ, медведь РЕВЁТ.

Кукушка КУКУЕТ, голубь ВОРКУЕТ, Жук ЖУЖЖИТ, комар ЗВЕНИТ.

Утка КРЯКАЕТ, лягушка КВАКАЕТ, Змея ШИПИТ, корова МЫЧИТ.

Чайки так плавно КРУЖАТ над водой, Низко к воде СПУСКАЮТСЯ, Издали кажется даже порой, Будто они КУПАЮТСЯ.

Лиса осторожно КРАДЁТСЯ, СТУПАЕТ на землю тихо, Сучки ОБОЙТИ ей придётся — Иначе СПУГНЁТ зайчиху.



Мышка БЕГАЕТ быстро, ПРЯЧЕТСЯ часто в норке, Всё ПОДБИРАЕТ чисто: Крошки, хлебные корки.



Бабочка МАШЕТ крыльями, ПОРХАЕТ с цветка на цветок, Её от дождя обильного СПАСАЕТ зелёный листок:


Летний дождь ЗАШУМЕЛ по крыше, БАРАБАНЯТ капли в стекло. Шум дождя мы всё ещё СЛЫШИМ, А на небе уж снова светло.

Ясное солнышко утром ВЗОШЛО, Радость всем птичкам оно ПРИНЕСЛО. Лес весь ПРОСНУЛСЯ, листвой ЗАШУМЕЛ, Ярко на солнышке ЗАЗЕЛЕНЕЛ.


 


ОТШУМЕЛИ уж птичьи стаи, Весь ОСЫПАЛСЯ грустный лес, И на лужах льдинки НЕ ТАЮТ, Голубь СПРЯТАЛСЯ под навес.

ПРИГОРЮНИЛАСЬ вся природа, Только тихо ЖУРЧИТ ручеёк. ИЗМЕНИЛАСЬ очень погода, ПОСИДИ-КА дома, дружок!


Зима РАССЫПАЛА холодные снега,

И ЗАШУМЕЛА за окошком вьюга.

Под белым снегом СКРЫЛИСЬ пышные луга,

Их ЗАМЕЛА метелица-подруга.


УСНУЛ спокойным сном продрогший лес, МОЛЧАТ деревья, и ПРИТИХЛО поле, И скупо СВЕТИТ солнышко с небес — Оно ГРУСТИТ о светлой летней доле.



Плавают рыбы, дельфины, ОБЛАКО в небе ПЛЫВЁТ. Могут ли плавать машины? Может ли плыть самолёт?

Идёт собака, кот идёт, И ДОЖДЬ ИДЁТ, и ГРАД... Ещё ЧАСЫ ИДУТ вперёд, Хоть на столе стоят.



Проснулся утром малыш, Начал свой день «трудовой». ПРОСНУЛСЯ сонный КАМЫШ, Шумит над тихой водой.

Спят усталые дети, СПЯТ ДЕРЕВЬЯ зимой, СПЯТ ПОЛЯ на рассвете, СПИТ СУГРОБ под сосной.


 


Воет волк в чистом поле. ВОЕТ ВЕТЕР в трубе, Словно плачет в неволе О печальной судьбе.


Мы встречаем друзей и ВСТРЕЧАЕМ ВЕСНУ, НОВЫЙ ГОД мы привыкли ВСТРЕЧАТЬ. Утром СОЛНЦЕ ВСТРЕЧАЕМ, а ночью - ЛУНУ. Что ещё можно в жизни встречать?

Бежать могут взрослые, дети и звери. БЕГУТ ПОЕЗДА — в это можно поверить. БЕГУТ также быстрые ВОЛНЫ на море, И ВЕТЕР БЕЖИТ на широком просторе.


ВРЕМЯ может ИДТИ и ТЯНУТЬСЯ, Может МЧАТЬСЯ, ЛЕТЕТЬ и БЕЖАТЬ. Не успеешь порой оглянуться, Как его невозможно догнать.

 

Можно сеять горох, можно сеять овёс, Можно СЕЯТЬ ДОБРО или ЗЛО. Если людям одно лишь добро ты принёс, Значит в жизни тебе повезло.

 

Растаять весной может снег, Может и лёд растаять. РАСТАЕТ любой ЧЕЛОВЕК, Тёплый твой взгляд встречая.

 

Приносят книги, приносят цветы, ПРИНОСЯТ добрые ВЕСТИ, И РАДОСТЬ можно в дом ПРИНЕСТИ -Пусть живёт она с нами вместе.


ИМЕНА ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ

Все окружающие нас предметы отличаются друг от друга но разным признакам: по цвету, форме, величине, весу; некоторые пред­меты различаются также по вкусу, запаху, температуре и т.п. Все эти свойства предметов выражаются в нашей речи при помощи имён прилагательных. Чем полнее характеризуется предмет по присущим ему признакам, тем точнее выражается мысль. Так, с самого детства мы знаем о том, что лиса ХИТРАЯ, волк ЗЛОЙ, а заяц ТРУСЛИВЫЙ, и именно благодаря этим чётко обозначенным признакам очень хорошо представляем себе «характер» названных животных. Кроме того, употребление в речи имён прилагательных придаёт ей образ­ность и красоту, оживляет и украшает её. Например, по-разному будут восприняты нами такие выражения: ВДАЛИ ВИДНЕЛОСЬ МОРЕ и ВДАЛИ ВИДНЕЛОСЬ СИНЕЕ БЕЗБРЕЖНОЕ МОРЕ или НАСТУПИЛА НОЧЬ и НАСТУПИЛА ПРОХЛАДНАЯ ЗВЁЗДНАЯ НОЧЬ — перед глазами встают совершенно разные картины. По этой причине имена прилагательные так широко используются в художе­ственной литературе, особенно в поэзии. Нередко употребляются они и в переносном значении (ГОВОРЯЩИЕ ГЛАЗА, ЛЁГКАЯ ПОХОД­КА), чему в конце главы уделено специальное внимание.

К сожалению, в речи многих детей имена прилагательные почти полностью отсутствуют или они крайне однообразны (ХОРОШИЙ, ПЛОХОЙ, МАЛЕНЬКИЙ, БОЛЬШОЙ...). Вряд ли нужно говорить о том, насколько это обедняет речь детей и как далеко отодвигает их от красочного восприятия окружающего мира. Поэтому очень важно, чтобы ребёнок с детства понимал и ценил красоту нашей речи и чтобы его собственная речь формировалась правильной и образной, чему во многом способствует её обогащение именами прилагательными.

В предлагаемом ниже речевом материале приведены не только широко распространённые имена прилагательные, но и более редко встречающиеся. Не нужно огорчаться, если не все они войдут в активную речь детей -- важно, чтобы ребёнок задумался над ними, научился понимать их смысл и представлять себе скрытые за ними образы. Признаки, по которым характеризуются или сравниваются

предметы (ЦВЕТ, ФОРМА и т.п.), в тексте специально выделены, поскольку ребёнок должен постепенно усвоить все эти «параметры» (многие дети, например, на вопрос о ВКУСЕ сахара отвечают, что он БЕЛЫЙ).



Кошки ПО ЦВЕТУ бывают разные, Только не синие и не красные — Чёрные, белые, рыжие, Серые, дымчато-сизые.

Вишни ПО ВКУСУ сладкие, Кислые, кисло-сладкие. Соль же всегда солёная, Даже когда «варёная». Кислая ягода — клюква. Бывает ли горькой брюква?






ПО ФОРМЕ своей так различны предметы... Что можно овальным назвать? В чём формы квадратной ты видишь приметы? В чём круглую можно узнать?


Камень ПО ВЕСУ тяжёлый, Его нелегко поднять, А пух совсем невесомый — В воздухе может летать.

Сравним-ка ПО ВЕЛИЧИНЕ Медведя и осу: Ведь уместится вся оса У мишки на носу!


 


Жук БОЛЬШЕ муравья, Но МЕНЬШЕ птицы, Грач больше воробья, Крупней синицы.


Бывает гриб БОЛЬШОЙ И МАЛЕНЬКИЙ грибок, Их мы найдём с тобой, Когда придём в лесок.



Верёвка ТОНЬШЕ, чем канат, Но ТОЛЩЕ нитки, Деревья, что в саду стоят, ВЫШЕ калитки.


 

У волка хвост всегда ДЛИННЕЙ, Чем у оленя,

Река же ШИРЕ, чем ручей, — В том нет сомненья.


КОРОЧЕ стали дни зимой, Чем были летом, Но мы не будем, мой родной, Грустить об этом.

Поле ШИРОКОЕ, Море ГЛУБОКОЕ, Горы СКАЛИСТЫЕ, Сосны ВЕТВИСТЫЕ. Небо ВЫСОКОЕ, Очень ДАЛЁКОЕ, Солнышко ЯСНОЕ, Утро ПРЕКРАСНОЕ.



Птицы КРЫЛАТЫЕ, Тигры УСАТЫЕ, Мыши ЛЕТУЧИЕ, Змеи ПОЛЗУЧИЕ.

Белки ПРОВОРНЫЕ, Овцы ПОКОРНЫЕ, Зайцы ТРУСЛИВЫЕ, Чайки КРИКЛИВЫЕ.


ЛЁГКИЙ ветерок прошелестел в тиши, Чуть пошевелил ГУСТЫЕ камыши И вспугнул в них стаю ДИКИХ уток — БЕДНЫМ уткам тут уж не до шуток!

У ёлочки КОЛЮЧИЕ иголки, Цвет хвои у неё ТЁМНО-ЗЕЛЁНЫЙ. ТРУСЛИВЫЙ зайка смотрит из-под ёлки, Под ней он прячется зимой СТУДЁНОЙ.


На улице СИЛЬНЫЙ мороз И ЯСНОЕ, ЗВЁЗДНОЕ небо. Нам зиму волшебник принёс, Хотя никогда он здесь не был.

ХОЛОДНЫЕ и НЕЖНЫЕ снежинки Укрыли землю МЯГКИМИ сугробами. Они легки, как МЕЛКИЕ пушинки, И кажутся такими недотрогами.

Всех разбудила РАННЯЯ весна, Проснулась даже СТАРАЯ сосна, Стряхнули сон ЗАДУМЧИВЫЕ ели, И звонко птички ПЕВЧИЕ запели.

 

Отгремели ЛЕТНИЕ грозы, ЗОЛОТИСТАЯ осень пришла, По утрам НЕБОЛЬШИЕ морозы, Листопады она принесла.

Умолкает уж ПТИЧИЙ гомон, И туманится СОЛНЕЧНЫЙ луч. Птичьи стаи стремятся к дому, И орлы не летят с ГОРНЫХ круч.


Красив ОСЕННИЙ парк в своём уборе: Вот ивушка склонилась над водой, Вот ЖЁЛТЫЙ лист плывёт, как лодка в море, Он краскою покрашен ЗОЛОТОЙ.

Ещё летают бабочки, стрекозы, Ещё слышны и ПТИЧЬИ голоса, Но уж увяли на кустах все розы, И как-то посветлели небеса.


ЗАДУМЧИВАЯ ЛАСКОВАЯ осень К нам тихо, незаметно подошла, БАГРЯНЫЙ свой наряд на лес набросив, ХОЛОДНЫЕ туманы принесла.

Хоть остаётся ещё ЯСНЫМ небо И СОЛНЕЧНЫЙ ласкает землю луч, Но вот уже желтеют скирды хлеба, И ДОЖДЕВЫХ дождёмся скоро туч.

 

 

РАЗВЕСИСТЫЙ дуб-великан Спокойно стоит у залива, Не страшен ему ураган И ВОДНОЙ стихии приливы.


ПОРЫВИСТЫЙ ветер порой

Тот дуб очень сильно ломает,

Но дуб НЕСГИБАЕМЫЙ мой

Вновь ветви свои расправляет.

 

На берёзке уж раскрылись почки,

Показались КЛЕЙКИЕ листочки.

На стволе красавицы-берёзки

ЧЁРНЕНЬКИЕ УЗКИЕ полоски.

 

Иголки СОСНОВЫЕ ДЛИННЫЕ

И ветви сосны СМОЛИСТЫЕ

Под ЛЁГКИМ ОСЕННИМ инеем

Нам кажутся СЕРЕБРИСТЫМИ.

 

УГРЮМЫЕ ели В ДРЕМУЧЕМ лесу

Развесили лапы МОХНАТЫЕ.

КАРМАННЫЙ фонарик сюда принесу,

Мы здесь поиграем с ребятами.

 

Говорим мы: «СЕРЕБРЯНЫЙ ИНЕЙ»,

Хотя в инее нет серебра.

Он как будто немножечко синий,

Виден он на деревьях с утра.

Я люблю СЕРЕБРИСТУЮ ИВУ

И люблю СЕРЕБРИСТУЮ ЕЛЬ -

Оба дерева очень красивы,

Словно их серебрила метель.

 

Бывают тёплыми дни.

Тёплым может быть вечер.

С людьми, что душой нам сродни,

 

ТЁПЛОЙ бывает ВСТРЕЧА.

Когда говорят: ЗОЛОТЫЕ РУКИ,

То значит — они умелые.

Такие руки не любят скуки,

Прекрасно работу делают.

Если речь о СВЕТЛОЙ ГОЛОВКЕ,

То эта головка умная:

Задачи решает быстро и ловко,

Над ними долго не думая.

 

 

Мы ДЛИННЫЙ ЯЗЫК заиметь не рады:

Он много болтает лишнего,

И СЕРДЦА ЖЕЛЕЗНОГО нам не надо:

Оно не жалеет ближнего.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-26; Просмотров: 880; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.05 сек.