Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ГЛОССАРИЙ 3 страница. Контрарный – (от contra – против и arc – дуга) противопоставленный по смыслу, семантической нагрузке (значению)




Контрарный – (от contra – против и arc – дуга) противопоставленный по смыслу, семантической нагрузке (значению), позиции (находящийся в бинарной оппозиции) или содержанию высказывания. К. по­нятие – противостоящее высказанному в одной из данных здесь трактовок (например: холодно – тепло, холодно – жарко, высоко – низко, случайно – закономерно, случайно – необходимо, человеческий – звериный, человеческий – машинный и т. п.).

Конфликт – отрицание друг другом сосуществующих в единстве противоположностей, снятие напряжения в их противостоянии; конечная фаза развития коллизии; способ преодоления противоречия, возникшего между противоборствующими или враждующими сторонами, членами бинарной оппозиции.

Конформизм – соглашательство; философское учение о сглаживании конфликтов вплоть до утраты собственных принципиальных позиций противостоящих, конфликтующих сторон.

Концепция – данное в развертке, идейно и содержательно целостное, аргументированное, последовательное и завершенное изложение оригинальной научной теории или версии.

Корреляция – вид стохастической связи между явлениями объективного мира, их вероятностное или статистическое взаимное соответствие, выражаемое языком специальных показателей, критериев.

Критерий истины – традиционно выработано в период становления классической науки понимание того, что абсолютным, главным и окончательным критерием истины является практика. Иными словами, если знания о действительности не превращается в свою противоположность, то есть не становятся ложным в процессе применения их в освоении и преобразовании этой действительности, то эти знания следует квалифицировать как истинные, правильные.

Культура (от лат. cultura – образование, возделывание, развитие, воспитание, почитание) все те материальные и духовные ценности, которые созданы человеком в процессе творчества, деятельности, то что создано творцами (архитекторами, художниками, поэтами и т. д.); деятельность, результаты которой как материальны, так и идеальны; то, чего нельзя сотворить в обычной деятельности, но что создается поколениями в ходе исторического процесса развития общества. Культуру создают личности, а все остальное – народ. К. относится к ряду наиболее сложных и многогранных понятий философии, обществоведения вообще. В настоящее время в литературе насчитывают более чем полтысячи определений этого понятия.

Логика – в широком смысле это философская наука о законах правильного мышления; в узком смысле последовательность выстраиваемых в поиске истины необходимостей.

Кумулятивный – постепенно концентрирующийся, суммативно накапливаемый со временем, содержащий в себе все свое историческое прошлое.

Латентный – скрытый, не проявившийся, определяемый по косвенным признакам. Учение о латентных социологических признаках развил американский специалист по количественным методам в социологии и социальной психологии Лазарсфельд.

Логический критерий истины – играет главную роль при проверке тех знаний, которые получены человеком в различной теоретической деятельности или, как говорят, в процессе внутреннего развития науки. Сегодня лишь одна наука – математика – развивается внутренним путем, по этой причине главным критерием истинности математических знаний является логический критерий. Он сводится к непротиворечивости исходных посылок и результатов вывода. В доказательствах от противного используется прием приведения к противоречию (ad absurdum), который может свидетельствовать о получении истинного утверждения. Нередко при обработке полученного опытным путем материала используется прием подгонки (ad hoc) данных под заготовленную схему, теоретически полученное уравнение, модель или закон, что используют лишь в работе с эмпирическими данными.

Ложь – осознанное искажение истины; утверждение, несовместимое с истинным высказыванием.

Манихейство – древнее религиозно –– философское учение, основанное персидским пророком Мани в III в н. э. Основу его составляет идея о борьбе Добра (Бог) и Зла (Дьявол) как самостоятельных противостоящих сил. В отличие от неоплатоников, Мани не считал тьму следствием угасания света – тем, что замещается светом, когда тот уходит. Он видел в тьме самостоятельное начало мира. В М. царство тьмы на равных противостоит царству света, а вся мировая история есть борьба сил Света и Тьмы, Добра и Зла, Бога и Дьявола. Как учит М., в состоявшемся некогда нападении Тьмы на Свет часть его была полонена и весь смысл последующего развития – в освобождении этой части полоненного света. В широком смысле под М. понимают двуцветное восприятие действительности, исключающее какие бы то ни было компромиссы. Мир в М. предстает в эдакой шахматной ряби, черно –– белым (ибо чернота не размывается светом и потому не имеет полутонов, в противном случае она могла бы и исчезать, равно как и зло быть побеждаемым), а соответственно и человек, любой субъект, может действовать только, как бы в черно –– белой логике. Нередко именно Мани приписывают авторство учения об изначальности Зла как такового, хотя это неверно. Так, в наиболее древних христианских текстах, в частности в третьей книге Ездры, не включенной в католический канон, но вошедшей в канон православный, сказано, что «зло изначально всеяно в сердце Адамово» (гл. 4, ст. 30–37).

Маргинальный – пограничный, предварительный, промежуточный, неокончательный, подытоживающий профильно выделенную суть и т. д

Материализм одно из главных направлений в философии, которое при разрешении основного вопроса философии признает первичность материи, природы, бытия, физического, объективного мира и рассматривает сознание, дух, мышление, психическое, субъективное как свойство материи, в противоположность идеализму, принимающему за исходное, первичное – сознание, дух, идею, мышление и в противоположность дуализму, принимающему в качестве начала и то, и другое.

Материальные явления – те явления, которые существуют независимо от сознания, не сотворены сознанием, находятся вне сознания.

Материя – философская категория, отражающая свойства материальных явлений: существовать, независимо от сознания, быть вне сознания, познаваться посредством активной работы сознания. Словом, если нечто существует независимо от сознания, вне его и познается им, то это материальное явление.

Мегаполис – крупнейшая современная городская структура, эволюционно возникающая в естественном процессе градообразующей практики человека. Представляет собою некий конгломерат близкорасположенных городов, с единым национальным колоритом, единым хозяйством, коммуникациями, экономикой и с хотя бы одним городским формированием-доминантой в центре. Численность населения М. может превышать 30 млн. человек.

Медитация – четвертая необходимая форма интеллекто- и субъектооборазующей деятельности человека. Первые три хорошо известны:
1) рациональная – центры выработки умения мыслить, рационально постигать окружающий мир и приобщаться к миру знаний (академические институты и учебные центры); 2) сенсорная и сенсомоторная – воспитывающие чувства учреждения искусства спорта, где человек удовлетворяет свою потребность в зрелищах, в катарсисе (очищении души силой эмоциональной встряски, образных переживаний); 3) исповедальная – приобщение в храмах к вере, к светлым идеалам Абсолюта, к очищению совести пред ликом высшей нравственности и высшего судии; 4) отсутствующая институциональная форма, необходимая быть в обществе для осуществления процесса систематического укрепления воли, самообладания, выдержки человека путем сурового тренажа его внутреннего духовного мира во имя реализации тезиса Сократа «Познай самого себя» и погружение сознания в подсознание, в скрытые уровни координации движений (таковых специалисты насчитывают шесть); сосредоточенное размышление с погружением вглубь сознания, вслушивание в себя с полным отключением внимания на восприятие внешних явлений.

Ментальный – относящийся к сознанию, к глубине, способу и образу мысли, к деятельности разума, складу ума.

Мера – философская категория, выражающая единство качественных и количественных характеристик предмета или явления; «зона» в рамках бинарной оппозиции, раздвоенного единства, связки противоположностей– полюсов, сторон, членов отношения, где они соединяются согласованным образом, соизмеримо; мерило, стандартная единица или эталон для измерения качественно ему подобного. В диалектике это одна из немногих категорий одиночных– не имеющих пары, контрарного дополнения в виде семантической противоположности, если за таковую не считать противоположность контрадикторную– безмерность. Представления о М. отличаются исторически, причем они разные у разных народов. Гегель говорит, что народы «боготворят меру», относятся к ней с великим почтением и пиететом. А. Ф. Лосев акцентирует внимание на том факте, что у Гегеля можно встретить понимание меры, выходящее за пределы сугубо качественно-количественного отношения. Так, у него всякое единство противоположностей выступает как мера, в которой эти противоположности смыкаются, или объединяются: например, сущность и явление сливаются в мере, имя которой действительность; подобным же образом отыскивается своя мера для содержания и формы, объекта и субъекта, внутреннего и внешнего и т. п. М. есть результат разрешения противоречий в простых случаях отношений, бинарных оппозиций; гармония, в отличие от нее, – в сложных.

Мессия – провозвестник явления на Земле Бога, долженствующего установить вечное царство справедливости; божий помазанник, фигура равная Богу или же сам очеловеченный Бог, способный, согласно библейским текстам, однажды явиться на Земле с миссией «спасения» людей либо наказания в виде Страшного Суда. Последнее, согласно тем же текстам, произойдет, если грехи людей в сумме превысят их добродетели. Тема Божьего Суда весьма популярна в литературе. Так, у Лермонтова: «...Есть Божий Cуд, наперстники разврата, / Есть Божий Судия. Он ждет, он недоступен звону злата и т.д...».

Метафизика – метод подхода к явлениям природы, сознательного ее освоения субъектом познания. В марксизме понятие М. обозначает противоположный диалектике философский метод, отрицающий качественное саморазвитие бытия через имманентные ему противоречия. Присуща всем теориям, всей совокупности тех концептуальных построений, которые тяготеют к созданию однозначно трактуемой, статичной и умозрительной картины мира. Термин М. ввел в I в. до н. э. древний комментатор и классификатор сочинений Аристотеля с целью содержательного обозначения и соединения воедино всего того материала, который характеризовал «бытие само по себе» и следовал за той частью, где речь шла о природе вещей (физика), – буквально: «выстроенное над физикой», или «следующее за физикой».

Метод – способ подхода к действительности, способ изучения, исследования явлений природы и общества. Для идеалистов метод есть некая совокупность правил, произвольно создаваемых человеческим умом ради «удобства» познания, следовательно, метод рассматривается как чисто субъективная категория. В марксизме метод, способ познания действительности лишь тогда может быть правильным, научным, если он отражает объективные законы самой действительности (материалистическая диалектика). Только знание этих законов позволяет правильно подходить к явлениям природы и общества, правильно исследовать их. Следовательно, марксистская философия понимает метод не как сумму правил, произвольно созданных человеческим умом, а как науку о наиболее общих законах природы, общества и мышления.

Методология – а) учение о методе, способе исследования;
б) совокупность приемов, методов исследования, применяемых в какой-нибудь науке; в) логика научного поиска.

Методы познания – процесс отражения и освоения действительного мира человеком с целью его преобразования. Обладают существенными различиями, в зависимости от того, какое познавательное средство в качестве доминирующего орудийного оснащения находится на вооружении субъекта: схоластика, эклектика, софистика, метафизика, диалектика.

Мировоззрение – система различных взглядов, принципов, оценок, убеждений, интересов, обуславливающих место, роль и отношение человека к миру, а также детерминированные этими взглядами жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации.

Модус – свойство предмета, присущее ему лишь в некоторых состояниях; изменение М., как правило, не влечет за собой изменения качества.

Монада – единичное первосущество, первичная локализованная психически активная субстанция; у Г. В. Лейбница, автора учения о монадах (изложено в его «Монадологии»), – составная идеальная единица мироздания. Согласно Лейбницу, монады «не имеют окон», а значит в силу своей самозавершенности, не способны далее самокорректироваться, самосовершенствоваться, изменяться под воздействием внешних обстоятельств, и в этом смысле М. – типичный атрибут метафизического мировоззрения. Такая способность начинает быть имманентно присущей уже диаде, бинарной оппозиции, ибо в ней одна сторона противоположности способна воздействовать на другую, а тем самым вынуждает ее к качественным – структурным и функциональным – преобразованиям. Автором оригинальной версии монадологии был также Н. В. Бугаев – выдающийся продолжатель традиций русской математической школы Чебышева, глава московской школы математиков, отец поэта и писателя Андрея Белого. Его монадология уже диалектична и предполагает закон развития и установление меры.

Мораль (нравственность) – один из основных способов нормативной регуляции действий человека в обществе; особая форма общественного сознания, выраженная в неписаных правилах поведения, исторически сложившихся в соответствии с представлениями и убеждениями людей о добре и зле, чести и совести, порядочности, долге и справедливости и т. п. и обеспечиваемых силой общественного мнения.

Мультипликативный – получаемый через умножение, перемноженный, множественный в сущности (например: мультимиллионер супермиллионер, многократный м., м. во многих отношениях; мультифактор множественный фактор, соединяющий или связывающий в себе совокупность других факторов).

Мышление – высший продукт особым образом организованной материи – мозга, активный процесс отражения объективной действительности в умозаключениях, понятиях, суждениях и т. д. М. всегда связано с определенной формой движения материи – с деятельностью мозга.

Направленность развития – развитие, приводящее к «фазовому» переходу: от старых явлений к новым, от простых к сложным – прогресс (эволюция), в обратном порядке – регресс (инволюция).

Народ – 1) все население определенной страны; 2) народные массы, включающие на конкретных этапах истории те классы и слои, которые по своему объективному положению способны участвовать в решении задач прогрессивного развития общества; 3) различные формы исторических общностей (племя, народность, нация); 4) совокупность элит той или иной страны, сформировавшихся и обнаруживаемых во всех существенных социально-значимых отношениях. Облагораживающее действие искусства на человека иногда подчеркивают афоризмом: в театр идет толпа, а выходит из театра народ.

Наука – с позиций антропного принципа «способ самоосознания сущего» (оборот, использовавшийся еще А. И. Герценом); сфера человеческой деятельности, функцией которой является выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности. В ходе исторического развития Н. превращается в производительную силу общества и важнейший социальный институт. Понятие Н. включает в себя как деятельность по получению нового знания, так и результат этой деятельности – сумму накопленных к данному моменту научных знаний, образующих в совокупности научную картину мира.

Нация – исторически сложившаяся устойчивая общность людей, возникшая на базе общности языка, территории, экономической жизни и психического склада, проявляющегося в общности культуры.

Неофит (от греч. neos – новый и phiton – растение, росток) посвящаемый в тайные знания, сакральные учения с прохождением нескольких испытательных процедур и ступеней, предусмотренных для этого в древности мистериях; ученик, подготавливаемый на смену старым поколениям священнослужителей – иерофантов, мистагогов.

Необходимость и случайность – соотносительные философские категории, которые конкретизируют представление о характере зависимости явления, выражают различные аспекты, типы связей, степень детерминированности явления. Необходимость – философская категория, отражающая то, что может быть, появляется, реализуется при достаточных условиях. Случайность – форма проявления необходимости, выражающая меру отклонения от нее.

Новое – явление, приходящее на смену старому. В шутку говорят: все новое есть хорошо забытое старое, а в каждой шутке есть изрядная доля правды.

Номогенез – разработанная С. Л. Бергом концепция, согласно которой эволюция форм жизни обусловлена действием некоего всеобщего внутреннего закона и изначальной единой программой, а не, как учит дарвинизм, влиянием внешних факторов борьбы за существовании, естественным отбором. Последний, согласно этой концепции, играет подсобную, второстепенную, не определяющую роль, и в этом смысле он не служит прогрессу, а, напротив, сохраняет уже приобретенное и потому консервативен.

Нравственность – см. мораль.

Объект – то, что вне человека, не зависит от него, на что направлена деятельность человека, его внимание, познание.

Объективная реальность – все то, что окружает человека, существует независимо от его познания (окружающая человека природа, звездное небо, земная атмосфера, моря, дороги и т. п.).

Объективный идеализм – это течение в философии, в котором в качестве первоначала бытия признается некая идеальная сущность, существующая объективно, т.е. вне и не зависимо от человеческого сознания (Бог, Абсолют, Идея, Мировой ум и т.п.). Объективный идеализм зародился и развивался во многих школах Древнего мира: в Индии (все ортодоксальные школы), в Китае (конфуцианство, даосизм), в Греции и Риме (Пифагор, Платон, неоплатоники и др.), а затем в эпоху Средневековья, Возрождения и Нового времени. Свою последовательную и завершенную форму он обрел в немецкой классической философии (Гегель).

Общее – принцип бытия всех единичных вещей, явлений, процессов; закономерная форма их взаимосвязи в составе целого. Общее выражает определенное свойство или отношение, характерное для данного вида предметов, событий, а также закон существования и развития всех единичных форм бытия, материальных и духовных явлений.

Общественное бытие – различного рода процессы и отношения между людьми в обществе, существующем объективно, не зависящем от их сознания.

Общественное сознание – это процессы, отношения, складывающиеся в процессе человеческого общения, взаимодействия, объективно существующие между людьми, но зависящие от их сознания.

Общество – в широком смысле – обособившаяся от природы часть материального мира, представляющая собой исторически развивающуюся форму жизнедеятельности людей; способ и форма организации эволюционно продвинутых социоантропосов как производителей материальных и духовных ценностей; в узком смысле – определенный этап человеческой истории.

Общность – определенная совокупность людей, имеющих общие социальные признаки, например, общественный класс, профессия, место проживания (в последнем случае это диаспора) и т. п. Существуют исторические общности людей: род, племя, народность, нация.

Онтогенез (от греч. on, род. п. ontos – сущее и ...генез) индивидуальное развитие организма; совокупность преобразований, претерпеваемых организмом от зарождения до конца жизни. Термин введен немецким биологом Э. Геккелем в 1866 г.

Онтология — учение о бытии в фило­софии (в отличие от гносеологии — учения о познании).

«Органон» – программный продукт философской мысли, определяющий базовые идейные позиции, мировоззренческие и научные установки, принципы, ориентации, организацию научной практики и творческой активности в познании мира, освоения его человеком, словом, всю дисциплину рефлектирующего человеческого ума, в соответствии с характером и содержанием культуры общества, представлениями о сущем, сложившимися на данный исторический момент. Исходным началом «О.», центром, откуда происходит развертка его фундаментальных положений, служит субъект-объектное отношение. Автором первого в истории научно-философской мысли «Органона» был Аристотель, который, основываясь на умозрительных принципах, дал свод основных логических правил аналитически ориентированного познания. Сформулированный Аристотелем «закон исключенного третьего» (Tertium non datur) – «краеугольный камень» (Исайя, 28:16) логики его «О.». Тождества «Я» º «Я», «не –– Я» º «не –– Я» по существу и составили его основание. Из них следовало, что все сущее либо принадлежит моему «Я», либо не принадлежит ему. Области микро- и макрокосма здесь определены четко и однозначно, и доктрина эта вполне соответствовала христианскому учению, в котором субъективный фактор, «Я», – в центре мироздания: «Divide et impera!» («Разделяй и властвуй!»), «Кесарево – кесарю, а Божье – Богу» (Мф. 22:21), «Я пришел принести не мир, но меч», «Думаете ли вы, что Я пришел дать мир земле? Нет, говорю вам, но разделение» (Лука, 12:51) и др. Второй «О.», получивший название «Новый Органон», написан Фрэнсисом Бэконом. Его основная идея –эмпирическое оснащение знания: только то знание может считаться достоверным, которое проходит экспериментальную верификацию, доступно опытной проверке и воспроизведению.

Ортогенез – биологическая концепция, согласно которой эволюция видов, вообще развитие всего живого на планете, идет в строго определенном, заданном изначально – канализированном – направлении.

Онтология (от греч. ontos – сущее и... логия) в отличие от гносеологии, учения о познании, это учение о бытии, сущем (у Аристотеля Ontos Logos Закон Бытия) – раздел философии, в котором исследуются всеобщие основы, принципы бытия, его структура и закономерности; термин, можно сказать, реанимирован в европейской философии немецкой философом Р. Гоклениусом в 1613 г.

Основной вопрос философии – вопрос об отношении сознания к бытию, духовного к материальному вообще; возникает на поприще интерпретации содержания субъект –– объектного отношения.

Отношения – виды связей; форма соединения количеств в процессе количественного описания явлений объективного мира («Имеют значения не числа, а их отношения», отметил Аристотель, критикуя пифагорейцев за их чрезмерные увлечения абсолютом числовых символов и форм приизъяснении мира).

Отражение – всеобщее свойство материи, заключающееся в воспроизведении признаков, свойств и отношений отражаемого объекта.

Отрицание – это переход от одного ко второму, если второе является продолжением первого, второе лучше, чем первое.

Оценка – философская категория, отражающая результат выбора материальных и духовных ценностей, осмысленных человеком, группой, обществом в целом.

Ощущение – форма чувственного отражения свойств явлений действительного мира, лежащих на его поверхности с помощью органов чувств. Аристотель выделял 5 видов ощущений соответственно органам чувств: зрительные, слуховые, осязательные, обонятельные, вкусовые.

Пантеизм – это течение в философии, в котором Бог (идеальное начало) и природа (материальное начало) отождествляются: нет Бога вне природы, но и нет природы вне Бога.

Парадокс – совмещение двух логически отрицающих друг друга утверждений, например, утверждение о том, что элементарная частица является одновременно волной и корпускулой.

Пифагорейцы – приверженцы и последователи учения Пифагора
(VI в. до н. э.); в познании природы, общественных явлений, строения мира, космоса (введению в научный и повседневный человеческий обиход последнего термина мы обязаны им) П. большое внимание уделяли,в частности, количественным, числовым, геометрическим свойствам явлений, нередко субъективно приписывая их вещам. Пифагор – основатель первой в истории цивилизации системы коллективного обучения и воспитания молодежи в закрытых школах, организованных по типу современных лицеев. Аристотель по поводу учений пифагорейцев отметил, что не числа важны в объяснении явлений, а их отношения. Вместе с тем им было отмечено и то, что развитая П. система познания лучше всего подходит «для познания высших областей сущего».

Память – способность мозга сохранять поступившую извне информацию и воспроизводить ее.

Парадигма – оригинальный способ организации концептуально оформленных идей, направление развития или стиль научного мышления
(в определенной предметной области, в комплексе дисциплин или циклах изложения знаний), доминирующие на некотором этапе научного постижения мира.

Племя – тип этнической общности и социальной организации эпохи первобытнообщинного строя. Характерны: кровнородственная связь между его членами, деление на роды и фратрии, общность территории, некоторых элементов хозяйства, самосознания и самоназвания (особый тотем, чаще всего –– то илииное животное), обычаев и культов, для позднего этапа – самоуправление, состоящее из племенного совета, военных и гражданских вождей.

Познание – творческая деятельность человека, направленная на получение достоверных знаний о мире и совершающихся в нем процессах.

Покой – форма установления меры, неравновесной устойчивости между противоположностями.

Политика совокупность концепций, идей, теорий, взглядов, используемых в управлении государством. Политика отражает интересы класса, стоящего у власти. Различают политику общую и профилированную: экономическую, аграрную, технологическую, инвестиционную, финансовую, социальную, военную, структурную.

Понимание – процесс постижения или порождения смысла.

Понятие – форма мышления, отражающая общие свойства явлений действительного мира.

Постулат – определенное, принимаемое априори утверждение, не доказанное или недоказуемое, но принимаемое в качестве исходного основания для построения той или иной теории.

Постмодернизм – совокупность возникших на Западе во второй половине XX в. философских учений как реакция на чрезмерное засилье «решеткой логицизма», узами «рациональной выверенности», ведущей в дурную бесконечность линейностью концептуальных построений, избыточной механистичностью, абсолютизированной детерминированностью, чрезмерной заорганизованностью философского и научного мировоззрения XIX – первой трети XX в. Освобождение от «засилья детерминизма», с которым в XX в. крупнейшие ученые и философы стали связывать «скорее не науку, а карикатуру на науку» (И. Пригожин), пошло по пути, с одной стороны, усиления универсализма (создание системной методологии и системологии, кибернетики и синергетики на основе «архетипа целостности», в постгёделевскую эпоху приобретшего самодовлеющее значение), а с другой укрепления реакции отторжения, идеологических позиций простой негации в отношении к науке и философии означенного выше периода. Понятно, что организацию, универсальный закон, всеобщие связи и зависимости П. отвергает как фантомы. «Организация есть террор над личностью», утверждают его творцы; подлинное познание есть «скольжение по смыслам»; каждая личность заключена в узких рамках между шизофренией и паранойей и в познании общества первую скрипку должен играть шизоанализ (Ф. Гваттари, Г. Делёз); «иерархия – это наша проблема» (А. Шопенгауэр). В П. явственно, что называется, невооруженным глазом видны признаки общего разложения, духовного растления или даже маразма, западноевропейской философской мысли, которая, социогенетически опережая экономику, дает портрет ближайшего будущего всей на ней основывающейся культуры. (Идейный базис, что было, как правило, всегда, во все времена, упреждал в своем становлении и развитии базис экономический.) П. можно рассматривать и как реакцию буржуазной мысли на тотальный кризис конца 20-х начала 30-х гг. под названием Великая Депрессия, охвативший все государства Запада, из которого они, увязнув в потребительстве, меркантильности и вещевизме, в идейном отношении до сего времени не могут выйти, чтобы, не замыкаясь на прославлении и реабилитации педерастии и лесбиянства, создать что-нибудь духовно стоящее и по-человечески нравственно высокое, подлинно содержательное, ценное.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-26; Просмотров: 492; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.