Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Пример факторного анализа выручки от продаж




По видам деятельности

Анализ структуры выручки вкупе со структурой себестоимости продаж ОАО по видам деятельности представляет собой пример вертикального анализа. Для анализа по данным табл. 3.10, сформированной на основе отчета о прибылях и убытках РЖД, составлена табл. 1.6.

 

Таблица 1.6

Структура выручки и себестоимости продаж ОАО «РЖД» по видам деятельности, %

Показатель         Измене-ние
  Выручка от продаж         -
  в том числе:          
1.1 грузовые перевозки 80,28 78,23 77,51 77,38 -2,90
1.2 пассажирские перевозки в дальнем следовании 9,18 9,72 10,84 11,21 2,03
1.3 пассажирские перевозки в пригородном сообщении 1,12 2,36 2,59 2,06 0,94
1.4 прочие виды деятельности 9,42 9,69 9,06 9,35 -0,07
             
  Себестоимость продаж         -
  в том числе:          
2.1 грузовые перевозки 70,77 70,53 71,33 71,41 0,64
2.2 пассажирские перевозки в дальнем следовании 15,25 14,65 14,61 14,76 -0,49
2.3 пассажирские перевозки в пригородном сообщении 5,71 5,58 5,67 5,34 -0,37
2.4 прочие виды деятельности 8,27 9,24 8,39 8,49 0,22

 

Во-первых, можно видеть, что почти 80% общей выручки составляет выручка от грузовых перевозок. Это значит, что проведенное ранее сравнение темпов роста выручки с темпами роста тарифов именно на грузовые перевозки вполне корректно.

Во-вторых, данные таблицы позволяют сделать вывод об опережающем росте выручки от пассажирских перевозок, в частности, в дальнем следовании, по сравнению с грузовыми перевозками. Это может быть обусловлено как опережающим ростом пассажирских тарифов по сравнению с грузовыми, так и превышением темпов роста объемов пассажирских перевозок. Судя по тому, что изменение структуры себестоимости продаж противоположно изменению структуры выручки (доля пассажирских перевозок сокращается, доля грузовых – растет), скорее всего, верно первое предположение, об опережающем росте пассажирских тарифов.

По соотношениям долей выручки и себестоимости по видам деятельности можно сделать вывод о соотношении их прибыльности. По грузовым перевозкам доля выручки превышает долю себестоимости, тогда как по пассажирским, особенно в пригородном сообщении – наоборот. Это означает, что грузовые перевозки более прибыльны, чем пассажирские. При этом видно также, что доля грузовых перевозок по выручке сокращается, а по себестоимости – растет. Это значит, что прибыльность грузовых перевозок снижается. По пассажирским перевозкам в дальнем следовании наблюдается противоположная картина, что соответствует росту прибыльности (точнее, в данном случае – снижению убыточности). Эти выводы подтверждаются динамикой показателей рентабельности по видам перевозок, приведенных в табл. 3.10.

 

Очевидно, что сумма выручки от продаж определяется как произведение количества проданной продукции на цену. Таким образом, факторами выручки являются количество продукции (объем работ) и цены. Задача факторного анализа состоит, в общем случае, в разложении общего изменения результативного показателя (в данном случае – выручки) на составляющие, каждая из которых представляется как результат изменения одного фактора. Факторный анализ выручки от продаж предполагает, таким образом, разложение общего изменения выручки (ΔВ) на две составляющие: изменение выручки за счет изменения объема продукции или работ (ΔВ(V)) и изменение выручки за счет изменения цен на единицу продукции или работ (ΔВ(P)).

Применяются разные методы факторного анализа. В соответствии с одним из них – индексным – влияние факторов на изменение суммы выручки оценивается по формулам:

ΔВ(V) = В0*JV – B0, или ΔВ(V) = B1/JP – B0;

ΔВ(P) = B1 - В0*JV, или ΔВ(P) = B1 - B1/JP,

где B1 и В0 – выручка соответственно отчетного и базисного периодов;

JV и JP – индексы или темпы роста соответственно объема работ и цен в отчетном периоде по сравнению с базисным..

В табл. 1.7 показан пример расчета по данным отчетности ОАО «РЖД» за 1 квартал 2009 г.

Таблица 1.7

Факторный анализ выручки от продаж ОАО за 1 квартал 2009 г., млрд руб.

Показатель 1 квартал отчет Индекс объема перевозок 2008, скорректи-рованый на индекс объема 2009, скорректи-рованный на индекс тарифа (1,15) 1 квартал отчет
             
  Выручка от продаж          
  в том числе          
  Грузовые перевозки (77%)   0,73      
  Пассажирские перевозки (14%)   0,877      
  Прочие виды деятельности (9%)          

Примечания. Суммы выручки от продаж за 1 квартал 2008 г. по видам деятельности определены расчетным путем, исходя из структуры, сложившейся за 2008 г. в целом. Получить более точную картину, разложив выручку на составляющие по видам деятельности, не представляется возможным, поскольку ОАО, начиная с 2008 г. не раскрывает соответствующую информацию в квартальной отчетности.

Индексы объемов грузовых и пассажирских перевозок взяты из [Ведомости, 18.05.2009 г.]. Индекс объема прочих видов деятельности принят равным 1 за неимением информации.

Несовпадение расчетных значений выручки от продаж в столбцах 3 и 4 обусловлено приблизительностью оценок индекса объема работ по прочим видам деятельности и структуры выручки.

Данные табл. 1.7 показывают, что снижение объемов перевозок в 2009 г. относительно 2008 должно было привести к уменьшению квартальной выручки ОАО на 57 млрд руб. (203 – 260). Однако индексация тарифов сократила падение выручки на 30 млрд руб. (233 – 203). Таким образом, общее изменение выручки составило –27 млрд руб. (233 – 260, или -57 + 30).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-26; Просмотров: 2281; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.03 сек.