КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Практические и лабораторные работы
Тема I. Документы, определяющие деятельность среднего профессионального учебного заведения. Вопросы для обсуждения: 1. Федеральный закон об образовании. 2. Положение о среднем профессиональном учебном заведении; педагогическом училище, колледже. Практические задания: а) Изучить концепцию развития и модернизация профессиональной подготовки кадров. б) Составить примерный конспект документа по форме
Выпишите в примечание спорные, на ваш взгляд, утверждения, определения или вопросы, которые вы могли бы задать автору концепции. Для выпускников педагогических средних заведений: сделайте вывод об условиях реализации данной концепции в том учебном заведении, которое окончили. в) Определить принципиальные отличия средних профессиональных учебных заведений от высших учебных заведений. г) Изучить устав педагогического колледжа и устав педагогического колледжа (НПК № 2). Сделать вывод об их соответствии. Литература: 1. Анисимов П.Ф. Среднее профессиональное образование в России: период реформ //Среднее профессиональное образование. – 1997, № 2. 2. Анисимов П. Ф. Развитие среднего профессионального образования в контексте модернизации образования // Среднее профессиональное образование. – 2002, №4 3. Беспалько В.П. Педагогические принципы перестройки профессионального образования //Среднее специальное образование. – 1990, № 4. 4. Гершунский Б.С. Перспективы развития среднего специального образования //Среднее специальное образование. – 1990, № 8.
5. Егин Е.Д. Акмеологическая концепция среднего профессионального образования. // Среднее профессиональное образование. – 2001, №5 6. Морева Н.А. Педагогика среднего профессионального образования: Учебное пособие для студентов педагогических вузов. – М. –1999, с. 229 - 245 7. Мухаметзянова Г.В. Региональная система среднего профессионального образования как объект педагогического проектирования //Среднее профессиональное образование. – 1997, № 2. 8. О программе развития системы непрерывного педагогического образования в России на 2001 – 2010 годы. // Среднее профессиональное образование. – 2001,№5 9. Федеральный закон о внесении изменений и дополнений в Закон РФ «Об образовании» (принят Гос. Думой 12.07.95). – М., 1996 г. Рекомендации: Изучение и анализ «Типового положения об образовательном учреждении среднего профессионального образования» необходимо провести в следующем направлении: 1. Проанализируйте содержание данного нормативного документа в целом, составьте краткую аннотацию документа по следующим параметрам: - цель документа; - специфика документа и его содержание; - средства достижения цели, отраженные в содержании документ 2. Составьте опорную схему основного содержания раздела. 3. Сравните основные положения с содержанием справочника для поступающих в средние специальные учебные заведения. Как в последнем реализуются требования, предъявленные в нормативном документе? 4. Приведите примеры из личного опыта, подтверждающие выполнение основных положений данного раздела «Положения» в конкретном педагогическом колледже. 5. Познакомьтесь с документами педколледжа, регламентирующими выполнение «Положения»; выделите проблемные вопросы, которые возникли у вас в ходе изучения данных документов. 6. Опишите в виде краткой справки опыт работы педагогического коллектива базового среднего профессионального учебного заведения по выполнению им Государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования. Предложите свои рекомендации по реализации Государственного стандарта.
7. Составьте схему иерархии управления средним специальным учебным заведением. 8. Выделите основные положения устава педагогического колледжа: принцип построения устава; как в уставе реализуется типовое положение. 9. Выделите права студента колледжа. 10. Как избежать проблемы, выдвинутой в п.54: «Студенты очной формы обучения имеют право в свободное от учебы время работать на предприятиях, в учреждениях и организациях любых организационно-правовых форм». 11. Используя собственный опыт обучения в колледже, приведите примеры, в каких формах студенты выполняют требования образовательной программы среднего профессионального образования (для выпускников педагогических училищ, колледжей).
Тема II. Организационные основы деятельности среднего профессионального учебного заведения (круглый стол с директором педагогического колледжа). Вопросы для обсуждения: 1. Как Вы характеризуете сущность модернизации среднего профессионального образования? 2. Готов ли, по вашему мнению, коллектив к модернизации образования в Вашем учебном заведении? 3. На что обращается особое внимание в Вашем колледже при разработке устава, учебного плана и плана работы коллектива на год? 4. Какие особенности работы коллектива на этапе перехода из статуса училища в колледж Вы могли бы выделить? 5. Что изменилось в системе подготовки специалистов в Вашем учебном заведении после перехода в статус колледжа? Литература: 1. Типовое положение об образовательном учреждении среднего профессионального образования (среднем специальном учебном заведении) // Вестник образования. – 1995, № 2. 2. Модернизация среднего профессионального образования. // Среднее прфессиональное образование, 2002, №№ 2-8
Тема III. Организация педагогического процесса в педагогическом учебном заведении (круглый стол с заместителями директора педагогического колледжа). Вопросы для обсуждения: 1. Особенности разработки учебного плана колледжа. 2. Работа заместителя директора. В чем ее специфика?
3. Каким должен быть заместитель директора? 4. Специфика организации воспитательной работы в педагогическом колледже. 5. Научно-исследовательская и методическая работа в педагогическом колледже. Ее направления, специфика организации. 6. Рабочая программа учебных курсов. Принципы разработки. Литература: 1. Борисов Г.Н. Учебный план – начало и основа профессиональной образовательной программы по специальности. // Среднее профессиональное образование. – 2002, №2 2. Всероссийская научно-практическая конференция (концептуальные подходы и этапы формирования стандарта второго поколения).//Среднее профессиональное образование. – 2002, №1 3. Голуб Л.В. Концептуальные основы национально-регионального компонента ГОС СПО // Среднее профессиональное образование. – 2001, №9 4. Лопухова Т.В. и др. О потребностях в специалистах со средним профессиональным образованием и требованиях к ним.// Среднее профессиональное образование. – 2001, № 2 5. Матросов П.Г. Современные требования к уровню подготовки специалиста со средним педагогическим образованием. //Средне профессиональное образование. – 2001, -№7 6. Осипов П.Н. ГОС СПО как условие повышения конкурентноспособности и профессиональной мобильности выпускников ссузов на рынке труда.// Среднее профессиональное образование – 2002, № 3 7. Читалин Н.А. Методологические основы проектирования содержания среднего профессионального образования с учетом требований регионального рынка труда.// Среднее профессиональное образование. – 2002, № 2 8. Ярошенко Н.Г., Гунявина Н.Л. О разработке нового поколения образовательного стандарта среднего профессионального образования. //Среднее профессиональное образование. – 2001, №10
Тема IV. Разработка и защита структуры целостного педагогического процесса преподавания в среднем специальном учебном заведении ( инновационная деловая игра ). Литература: 1. Бершадский М.Е. На пути к технологии когнитивного обучения.//Школьные технологии.- 2002, №4 2. Государственный образовательный стандарт по специальности 0313 «Дошкольное образование».
3. Учебные программы и учебные планы педагогических колледжей Кемеровской области. 4. Учебные пособия по педагогике, психологии, частным методикам для дошкольных педагогических училищ и колледжей. Тема V. Календарно-тематическое планирование учебного предмета и занятия. Задание 1. Проанализировать календарно-тематический план одного из преподавателей педагогического колледжа. Рекомендации: 1. Выделить структуру, содержание, технологию планирования в каждом из представленных календарно-тематических планов. 2. Сделать анализ двух календарно-тематических планов преподавателей по одному из предметов. Вопросы для анализа: 1. Как соответствует содержание календарно-тематического плана видам учебных занятий? 2. Какова последовательность использования разных видов занятий в целом в календарном плане на семестр и по отдельным темам? 3. Как педагог произвел отбор наглядных пособий для урока? 4. Каковы варианты домашнего задания? Выделите наиболее интересные. 5. Для чего преподавателю нужна графа «Примечание»? 6. Выскажите свое суждение по поводу просмотренного календарно-тематического плана. Каковы, на ваш взгляд, достоинства и недостатки данного календарно-тематического плана? 7. Сравните планы двух преподавателей: - в чем их сходство и различие? - как в календарно-тематическом плане выражена индивидуальность преподавателя? - является ли календарно-тематический план показателем педагогического мастерства педагога? Задание 2. Составить календарно-тематический план по теме курса «Дошкольная педагогика». Рекомендации: Разработайте календарно-тематический план одной из тем в курсе «Дошкольная педагогика», используя следующую таблицу:
Методические рекомендации по составлению плана: 1. Выберите технологию планирования уроков внутри темы (традиционную, лекционно-семинарскую, систему блочно-модульного планирования или метод проектов и т.д.). 2. Распределите поэтапно изучение темы в соответствии с логикой формирования и развития знаний, умений, навыков студентов. 3. Преобразуйте учебный материал в зависимости от его сложности. 4. Определите вид планируемых занятий. 5. Продумайте разумную наглядность. Не переусердствуйте, помните о правиле, предложенном П.Ф. Каптеревым: «Наглядность при обучении может быть прилагаема в разумных формах. Полная наглядность, половинная и наглядность умственная, или по памяти» («Теория наглядного обучения»). 6. При планировании задания для учащихся помните о том, что варианты домашней работы направлены не только на репродуктивное воспроизведение материала, но и на развитие самостоятельности, познавательной активности будущих специалистов. Литература: 1. Бухвалов В.А. Технология работы учителя-мастера.— Рига,1995. 2. Гузеев В.В. Системные основания образовательной технологии.— М., 1995. 3. Семушина Л.Г., Ярошенко Н.Г. Содержание и технология обучения в средних специальных учебных заведениях. – М., 2001.
Тема VI. Изучение и анализ учебных планов педагогических училищ и педагогических колледжей. Разработка авторского варианта учебного плана базового уровня. (учебная деловая игра «Педсовет») Тема VII. Составление и защита учебного плана по специализации (учебная деловая игра или блиц-игра «Конструкторское бюро» или «работа ВНИК»). Тема VIII. Учебная программа и ее анализ. (самостоятельная работа по технологической карте). Анализ делается письменно в виде творческого отчета. Примерная технологическая карта учебной программы: 1. Основные цели и задачи курса: - образовательная цель; - организационно-педагогическая цель; - основные идеи курса (перечень). 2. Принципы отбора и структурирования материала: - научности; - культуросообразности; - практикоориентированности; - жизнесообразности; - целостности; - модульности; - вариативности; - уровневой дифференциации; - ориентационный принцип; - необходимости и значимости информации; - логики системного проектирования процессов. 3. Критерии результативности курса могут быть: - понимание разницы между научным и обыденным знанием; - сформированность ориентации на прикладную деятельность; - включение в процесс самосознания, саморегуляции. 4. Содержательная характеристика курса. 5. Проблемные вопросы, на которые учащийся должен уметь отвечать в ходе усвоения курса. 6. Типовые задачи и задания курса. 7. Задачи и задания, требующие постоянного поиска способа решения. 8. Перечень основных понятий курса. 9. Итоговые контрольные работы. Содержанием итоговой контрольной работы может быть: 1) перечень основных понятий и закономерностей курса; 2) творческие задания и задачи; 3) проблемные вопросы теоретического характера; 4) ведущие идеи курса (на уровне анализа понятий, закономерностей и взаимосвязей). 10. Примерное структурирование материала. Тема. Логика темы: - информационный материал; - материал, требующий восприятия и осмысления диалогического режима мышления; - материал, отрабатываемый в режиме тренингов (алгоритмов), - материал, требующий самостоятельного выполнения творческих заданий. 11. Ожидаемая эффективность обучения. 12. Диагностика усвоения проводится на основе анализа - описания; - решения задач, требующих творчества; - выполнение задач с ориентацией на высокий уровень достижения 13. Контроль: - работа с основными понятиями; - опорный конспект; - рассуждения по опорным вопросам; - аргументация своей точки зрения.
Тема IX. Авторская программа в среднем профессиональном учебном заведении методикам (инновационно-деловая игра «Авторский коллектив»). Для разработки творческие группы могут выбрать программу по педагогике, психологии или частным методикам.
Дата добавления: 2014-12-26; Просмотров: 681; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |