Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Практические и лабораторные работы




 

Тема I. Документы, определяющие деятельность среднего профессионального учебного заведения.

Вопросы для обсуждения:

1. Федеральный закон об образовании.

2. Положение о среднем профессиональном учебном заведении; педагогическом училище, колледже.

Практические задания:

а) Изучить концепцию развития и модернизация профессиональной подготовки кадров.

б) Составить примерный конспект документа по форме

Структурные элементы концепции Основные направления развития средней профессиональной школы Краткое содержание каждого направления Примечание
       

Выпишите в примечание спорные, на ваш взгляд, утверждения, определения или вопросы, которые вы могли бы задать автору концепции.

Для выпускников педагогических средних заведений: сделайте вывод об условиях реализации данной концепции в том учебном заведении, которое окончили.

в) Определить принципиальные отличия средних профессиональных учебных заведений от высших учебных заведений.

г) Изучить устав педагогического колледжа и устав педагогического колледжа (НПК № 2). Сделать вывод об их соответствии.

Литература:

1. Анисимов П.Ф. Среднее профессиональное образование в России: период реформ //Среднее профессиональное образование. – 1997, № 2.

2. Анисимов П. Ф. Развитие среднего профессионального образования в контексте модернизации образования // Среднее профессиональное образование. – 2002, №4

3. Беспалько В.П. Педагогические принципы перестройки профессионального образования //Среднее специальное образование. – 1990, № 4.

4. Гершунский Б.С. Перспективы развития среднего специального образования //Среднее специальное образование. – 1990, № 8.

5. Егин Е.Д. Акмеологическая концепция среднего профессионального образования. // Среднее профессиональное образование. – 2001, №5

6. Морева Н.А. Педагогика среднего профессионального образования: Учебное пособие для студентов педагогических вузов. – М. –1999, с. 229 - 245

7. Мухаметзянова Г.В. Региональная система среднего профессионального образования как объект педагогического проектирования //Среднее профессиональное образование. – 1997, № 2.

8. О программе развития системы непрерывного педагогического образования в России на 2001 – 2010 годы. // Среднее профессиональное образование. – 2001,№5

9. Федеральный закон о внесении изменений и дополнений в Закон РФ «Об образовании» (принят Гос. Думой 12.07.95). – М., 1996 г.

Рекомендации:

Изучение и анализ «Типового положения об образовательном учреждении среднего профессионального образования» необходимо провести в следующем направлении:

1. Проанализируйте содержание данного нормативного документа в целом, составьте краткую анно­тацию документа по следующим параметрам:

- цель документа;

- специфика документа и его содержание;

- средства достижения цели, отраженные в содержании документ

2. Составьте опорную схему основного содержания раздела.

3. Сравните основные положения с со­держанием справочника для поступающих в средние специальные учебные заведения. Как в последнем реализуются требования, предъявленные в нормативном документе?

4. Приведите примеры из личного опыта, подтверждающие выполнение основных положений данного раздела «Поло­жения» в конкретном педагогическом колледже.

5. Познакомьтесь с документами педколледжа, регламен­тирующими выполнение «Положения»; выделите проблемные вопросы, которые возникли у вас в ходе изучения данных документов.

6. Опишите в виде краткой справки опыт работы педагогического коллектива базового среднего профессионального учебного заведения по выпол­нению им Государственного образовательного стандарта сред­него профессионального образования. Предложите свои ре­комендации по реализации Государственного стандарта.

7. Составьте схему иерархии управления средним специаль­ным учебным заведением.

8. Выделите основные положения устава педагогического колледжа: принцип построения устава; как в уставе реали­зуется типовое положение.

9. Выделите права студента колледжа.

10. Как избежать проблемы, выдвинутой в п.54: «Студенты очной формы обучения имеют право в свободное от учебы время работать на предприятиях, в учрежде­ниях и организациях любых организационно-правовых форм».

11. Используя собственный опыт обучения в колледже, приведите примеры, в каких формах студенты выпол­няют требования образовательной программы среднего профессионального образования (для выпускников педагогических училищ, колледжей).

 

Тема II. Организационные основы деятельности среднего профессионального учебного заведения (круглый стол с директором педагогического колледжа).

Вопросы для обсуждения:

1. Как Вы характеризуете сущность модернизации среднего профессионального образования?

2. Готов ли, по вашему мнению, коллектив к модернизации образования в Вашем учебном заведении?

3. На что обращается особое внимание в Вашем колледже при разработке устава, учебного плана и плана работы коллектива на год?

4. Какие особенности работы коллектива на этапе перехода из статуса училища в колледж Вы могли бы выделить?

5. Что изменилось в системе подготовки специалистов в Вашем учебном заведении после перехода в статус колледжа?

Литература:

1. Типовое положение об образовательном учреждении сред­него профессионального образования (среднем специальном учебном заведении) // Вестник образования. – 1995, № 2.

2. Модернизация среднего профессионального образования. // Среднее прфессиональное образование, 2002, №№ 2-8

 

 

Тема III. Организация педагогического процесса в педагогическом учебном заведении (круглый стол с заместителями директора педагогического колледжа).

Вопросы для обсуждения:

1. Особенности разработки учебного плана колледжа.

2. Работа заместителя директора. В чем ее специфика?

3. Каким должен быть заместитель директора?

4. Специфика организации воспитательной работы в педагогическом колледже.

5. Научно-исследовательская и методическая работа в педагогическом колледже. Ее направления, специфика организации.

6. Рабочая программа учебных курсов. Принципы разработки.

Литература:

1. Борисов Г.Н. Учебный план – начало и основа профессиональной образовательной программы по специальности. // Среднее профессиональное образование. – 2002, №2

2. Всероссийская научно-практическая конференция (концептуальные подходы и этапы формирования стандарта второго поколения).//Среднее профессиональное образование. – 2002, №1

3. Голуб Л.В. Концептуальные основы национально-регионального компонента ГОС СПО // Среднее профессиональное образование. – 2001, №9

4. Лопухова Т.В. и др. О потребностях в специалистах со средним профессиональным образованием и требованиях к ним.// Среднее профессиональное образование. – 2001, № 2

5. Матросов П.Г. Современные требования к уровню подготовки специалиста со средним педагогическим образованием. //Средне профессиональное образование. – 2001, -№7

6. Осипов П.Н. ГОС СПО как условие повышения конкурентноспособности и профессиональной мобильности выпускников ссузов на рынке труда.// Среднее профессиональное образование – 2002, № 3

7. Читалин Н.А. Методологические основы проектирования содержания среднего профессионального образования с учетом требований регионального рынка труда.// Среднее профессиональное образование. – 2002, № 2

8. Ярошенко Н.Г., Гунявина Н.Л. О разработке нового поколения образовательного стандарта среднего профессионального образования. //Среднее профессиональное образование. – 2001, №10

 

Тема IV. Разработка и защита структуры целостного педагогического процесса преподавания в среднем специальном учебном заведении ( инновационная деловая игра ).

Литература:

1. Бершадский М.Е. На пути к технологии когнитивного обучения.//Школьные технологии.- 2002, №4

2. Государственный образовательный стандарт по специальности 0313 «Дошкольное образование».

3. Учебные программы и учебные планы педагогических колледжей Кемеровской области.

4. Учебные пособия по педагогике, психологии, частным методикам для дошкольных педагогических училищ и колледжей.

Тема V. Календарно-тематическое планирование учебного предмета и занятия.

Задание 1. Проанализировать календарно-тематический план одного из препо­давателей педагогического колледжа.

Рекомендации:

1. Выделить структуру, содержание, технологию планиро­вания в каждом из представленных календарно-тематичес­ких планов.

2. Сделать анализ двух кален­дарно-тематических планов преподавателей по одному из предметов.

Вопросы для анализа:

1. Как соответствует содержание календарно-тематического плана видам учебных занятий?

2. Какова последовательность использования разных видов занятий в целом в календарном плане на семестр и по отдель­ным темам?

3. Как педагог произвел отбор наглядных пособий для урока?

4. Каковы варианты домашнего задания? Выделите наи­более интересные.

5. Для чего преподавателю нужна графа «Примечание»?

6. Выскажите свое суждение по поводу просмотренного календарно-тематического плана. Каковы, на ваш взгляд, достоинства и недостатки данного календарно-тематического плана?

7. Сравните планы двух преподавателей:

- в чем их сходство и различие?

- как в календарно-тематическом плане выражена инди­видуальность преподавателя?

- является ли календарно-тематический план показателем педагогического мастерства педагога?

Задание 2. Составить календарно-тематический план по теме курса «Дошкольная педагогика».

Рекомендации: Разработайте календарно-тематический план одной из тем в курсе «Дошкольная педагогика», ис­пользуя следующую таблицу:

 

№ п/п   Календарные сроки изучения тем Наимено­вание Разделов и тем Вид занятий Наглядные пособия   Задания для учащихся Примечание  
                       

Методические рекомендации по составлению плана:

1. Выберите технологию планирования уроков внутри темы (традиционную, лекционно-семинарскую, систему блочно-модульного планирования или метод проектов и т.д.).

2. Распределите поэтапно изучение темы в соответствии с логикой формирования и развития знаний, умений, навыков студентов.

3. Преобразуйте учебный материал в зависимости от его сложности.

4. Определите вид планируемых занятий.

5. Продумайте разумную наглядность. Не переусердствуйте, помните о правиле, предложенном П.Ф. Каптеревым: «На­глядность при обучении может быть прилагаема в разумных формах. Полная наглядность, половинная и наглядность умст­венная, или по памяти» («Теория наглядного обучения»).

6. При планировании задания для учащихся помните о том, что варианты домашней работы направлены не только на репродуктивное воспроизведение материала, но и на раз­витие самостоятельности, познавательной активности будущих специалистов.

Литература:

1. Бухвалов В.А. Технология работы учителя-мастера.— Рига,1995.

2. Гузеев В.В. Системные основания образовательной техно­логии.— М., 1995.

3. Семушина Л.Г., Ярошенко Н.Г. Содержание и технология обучения в средних специальных учебных заведениях. – М., 2001.

 

Тема VI. Изучение и анализ учебных планов педагогических училищ и педагогических колледжей. Разработка авторского варианта учебного плана базового уровня. (учебная деловая игра «Педсовет»)

Тема VII. Составление и защита учебного плана по специализации (учебная деловая игра или блиц-игра «Конструкторское бюро» или «работа ВНИК»).

Тема VIII. Учебная программа и ее анализ.

(самостоятельная работа по технологической карте). Анализ делается письменно в виде творческого отчета.

Примерная технологическая карта учебной программы:

1. Основные цели и задачи курса:

- образовательная цель;

- организационно-педагогическая цель;

- основные идеи курса (перечень).

2. Принципы отбора и структурирования материала:

- научности;

- культуросообразности;

- практикоориентированности;

- жизнесообразности;

- целостности;

- модульности;

- вариативности;

- уровневой дифференциации;

- ориентационный принцип;

- необходимости и значимости информации;

- логики системного проектирования процессов.

3. Критерии результативности курса могут быть:

- понимание разницы между научным и обыденным знанием;

- сформированность ориентации на прикладную деятельность;

- включение в процесс самосознания, саморегуляции.

4. Содержательная характеристика курса.

5. Проблемные вопросы, на которые учащийся должен уметь отвечать в ходе усвоения курса.

6. Типовые задачи и задания курса.

7. Задачи и задания, требующие постоянного поиска способа решения.

8. Перечень основных понятий курса.

9. Итоговые контрольные работы.

Содержанием итоговой контрольной работы может быть:

1) перечень основных понятий и закономерностей курса;

2) творческие задания и задачи;

3) проблемные вопросы теоретического характера;

4) ведущие идеи курса (на уровне анализа понятий, закономерностей и взаимосвязей).

10. Примерное структурирование материала.

Тема.

Логика темы:

- информационный материал;

- материал, требующий восприятия и осмысления диалогического режима мышления;

- материал, отрабатываемый в режиме тренингов (алгоритмов),

- материал, требующий самостоятельного выполнения творческих заданий.

11. Ожидаемая эффективность обучения.

12. Диагностика усвоения проводится на основе анализа

- описания;

- решения задач, требующих творчества;

- выполнение задач с ориентацией на высокий уровень достижения

13. Контроль:

- работа с основными понятиями;

- опорный конспект;

- рассуждения по опорным вопросам;

- аргументация своей точки зрения.

 

Тема IX. Авторская программа в среднем профессиональном учебном заведении методикам (инновационно-деловая игра «Авторский коллектив»).

Для разработки творческие группы могут выбрать программу по педагогике, психологии или частным методикам.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-26; Просмотров: 681; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.062 сек.