Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Развитие речи в младенчестве




Кризис новорожденности (0-2 месяца)

Психическое развитие в младенчестве

 

 

Кризис новорожденности был не открыт, а высчитан последним и выделен как особый, кризисный период в психическом развитии ребенка. Признак кризиса – потеря в весе в первые дни после рождения.

Шкала Апгар – тест на жизнеспособность, который используется сразу после рождения ребенка, в течение первых 5 минут жизни. Критерии жизнеспособности (по 2-балльной системе от 0 до 2):

1. Цвет кожи.

2. Ритм сокращения сердца.

3. Ритм дыхания.

4. Мышечный тонус.

5. Проявления рефлексов.

Максимальное количество баллов – 10. Норма – 7-10 баллов. Если по шкале Апгар жизнеспособность оценена до 3 баллов, то к 8 месяцам ребенок, как правило, обнаруживает признаки отклонения в физическом развитии.

Кризис рождения изучается с относительно недавнего времени. Психологический феномен кризиса рождения имеет три аспекта:

1. Сам процесс рождения.

2. Психологическая связь с матерью в период беременности (зависит от процесса становления пренатального материнства – превращения внутреннего мира женщины во внутренний мир будущей матери).

3. Развитие коммуникации между ребенком и матерью – программа материнского ухода.

Процесс рождения был исследован С.Гроффом, который систематизировал и обобщил эмбриональные переживания пациентов, находящихся в измененном состоянии сознания[10]. Процесс рождения, как он видится изнутри и сохраняется в бессознательном виде «перинатальных матриц», на основе которых конденсируется весь последующий опыт. Фазы рождения и соответствующие переживания:

1. Начало родового процесса, 1-я пренатальная матрица – всеобъемлющее чувство беспокойства.

2. Первая клиническая стадия родов, 2-я пренатальная матрица – концентрация на роли жертвы, невозможности спасения и безысходности;

3. Вторая клиническая стадия родов, 3-я пренатальная матрица – переживание напряжения, борьбы, сопротивления, ярости, сильного возбуждения.

4. Третья клиническая стадия родов, 4-я пренатальная матрица – переживается как максимум боли, смерть и повторное рождение.

По мнению психологов (С.Грофф, Э. Бадинтер, О. Ранк), на разных стадиях рождающийся ребенок может иметь средства, позволяющие перейти из положения жертвы к активным действиям. Эти способы и средства зависят от меры помощи со стороны матери (позитивный настрой, отсутствие нервозности, психозов, освоение дыхательной гимнастики, техники расслабления и пр.)

С этой точки зрения становится важной проблема родов. Однозначного мнения о том, где рожать ребенка и находиться ли при родах отцу, пока нет. В последние 40 лет эта проблема рассматривалась как медицинская, и предпочитался традиционный способ рождения детей – в роддоме. Мать при этом являлась пассивным лицом.

На сегодняшний день существует несколько точек зрения по поводу того, как вводить ребенка в этот мир. Появляются альтернативные способы. Наиболее известны следующие.

1. Роды по методу Ламаза. Роженицу учат специальным дыхательным упражнениям, которые облегчают роды. Муж присутствует и поддерживает жену. Преимущество метода – установление эмоциональных связей “муж - жена”, “родитель - ребенок”.

2. Метод Лебуйера. Сущность метода в том, чтобы при родах уменьшить воздействие стрессовых факторов на ребенка. Сторонники метода считают, что он обеспечивает более плавное и мягкое вхождение новорожденного в незнакомый ему мир и его лучшее физическое развитие. Интересы ребенка – главная забота акушера.

Существуют и другие методы, например, метод Брэдли, роды в домашних условиях и др.[11]

Приспособительные механизмы ребенка, которые помогают ему адаптироваться в период новорожденности см. в Приложении 1.

Социальная ситуация развития новорожденного специфична и неповторима и определяется двумя моментами. С одной стороны, это полная биологическая беспомощность ребенка, он не в состоянии удовлетворить ни одной жизненной потребности без взрослого. Таким образом, младенец - максимально социальное существо. С другой стороны, при максимальной зависимости от взрослых ребенок лишен еще основных средств общения в виде человеческой речи.

В противоречии между максимальной социальностью и минимальными средствами общения заложена основа всего развития ребенка в младенческом возрасте.

Основное новообразование – возникновение индивидуальной психической жизни ребенка. Новое в этом периоде то, что, во-первых, жизнь становится индивидуальным существованием, отдельным от материнского организма. Вторым моментом является то, что она становится психической жизнью, так как, согласно Л.С. Выготскому, только психическая жизнь может быть частью социальной жизни окружающих ребенка людей.

Проявляется новообразование в форме комплекса оживления, который включает в себя следующие реакции:

- общее моторное возбуждение при приближении взрослого;

- использование крика, плача для привлечения к себе внимания, то есть возникновение инициативы общения;

- обильные вокализации во время общения с матерью;

- реакция улыбки.

Комплекс оживления служит границей критического периода новорожденности, а сроки его появления – основным критерием нормальности психического развития ребенка. Комплекс оживления появляется раньше у тех детей, матери которых не только удовлетворяют витальные потребности ребенка (вовремя кормят, меняют пеленки и т.п.), но и общаются и играют с ним.

 

2.1.2 Младенческий возраст (2 месяца – 1 год). Развитие речи. Предметная деятельность в младенчестве. Умственное развитие

Ведущий тип деятельности – непосредственно-эмоциональное общение со взрослым. Зависимость от взрослого носит всеобъемлющий характер. Например, когнитивный: все познавательные процессы реализуются в отношениях с матерью и с помощью нее.

До года речь ребенка – пассивная: он понимает интонацию, часто повторяющиеся конструкции, но сам не говорит. Но именно в это время закладываются основы речевых навыков. Дети сами закладывают эти основы, стремясь установить контакт со взрослыми с помощью плача, гуления, воркования, лепета, жестов, а затем и первых слов.

Автономная речь формируется около года и служит переходной фазой между пассивной и активной речью. Иногда автономную речь называют детским жаргоном. По форме она является общением. По содержанию – эмоционально-непосредственной связью со взрослыми и ситуацией.

Особенности автономной речи:

- не совпадает с речью взрослых артикуляционно и фонетически ("би-би"), а также по значению (многозначность одних и тех же вокализаций);

- общение возможно только с людьми, посвященными в шифр детской речи, и в конкретной ситуации;

- связь между словами своеобразна: речь напоминает ряд восклицаний, произносимых в аффекте.

Начало и конец автономной речи знаменует начало и конец кризиса одного года.

Активная речь. Возникает к 1,6 – 2 годам (у девочек раньше, чем у мальчиков). Запас слов к 1 году около 40. Вопросы "где?", "как?" выполняют специфические функции в организации и саморегуляции поведения. Первые слова – это слова-действия с целью изменения коммуникативной ситуации ("дай!"). Хотя по форме первые слова в большинстве случаев являются существительными, по сути – они глаголы.

Во время обучения речи взрослым следует говорить с детьми четко, отчетливо, чтобы передавать им навыки правильной речи. Показывать и называть предметы, рассказывать сказки. Процесс усвоения языка происходит более успешно, если ему помогают родители.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-26; Просмотров: 2737; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.