Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Порядок установления цены на товар в торговле




Сущность торговли и классификация ее видов. Субъекты и объекты оптовой и розничной торговли

ТОРГОВЛЯ КАК ОБЪЕКТ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА

Торговля – это вид предпринимательской деятельности, где объектом действия является товарообмен, купля-продажа товаров, а также обслуживание покупателей в процессе продажи товаров, их доставки, хранения и подготовки к продаже.

При осуществлении торговой деятельности торговые организации приобретают товары у поставщиков для последующей их перепрода­жи, поэтому под торговой деятельностью понимают реализацию при­обретенного товара. Отличие торговой деятельности от производ­ственной состоит в том, что товары, полученные торговыми органи­зациями, не подлежат переработке.

Торговые организации обслуживают сферу обращения, в связи с чем основными хозяйственными процессами в торговле являются приоб­ретение товаров, их хранение и реализация. Эти процессы относятся к товарным операциям и осуществляются в виде оптовой или розничной торговли. Критерием отнесения торговли к оптовой или розничной являются вид покупателя и порядок использования товаров.

Согласно ст. 492 Гражданского кодекса, по договору розничной купли-продажи продавец, осуществляющий предпринима­тельскую деятельность по продаже товаров в розницу, обязуется пере­дать покупателю товар, предназначенный для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью. По сути, такими покупателями являются физические лица – конечные потребители товара. Однако договор розничной купли-продажи возможен и между юридическими лицами, приобретающими товар, затраты по которому не относятся на себестоимость.

Предприятия оптовой торговли реализуют товар юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, приобретающим товар для последующей перепродажи, а также организациям, закупающим товар (сырье, комплектующие) для производства иной продукции, то есть товар передается для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным (семейным, домашним и т. д.) использованием. Отношения продавца покупателя товара в данном случае чаще всего оформляются договорами поставки.

Таким образом, с точки зрения гражданского законодательства торговля подразделяется на виды в зависимости от цели приобретения товара и характера его дальнейшего использования.

 

 

В соответствии с Общероссийским классификатором видов экономи­ческой деятельности (ОКВЭД), который входит в состав Единой системы классификации и кодирования технико-экономической и со­циальной информации (ЕСКК) Российской Федерации, выделяют:

■ оптовая торговля (раздел 51 ОКВЭД) — это перепродажа (про­дажа без видоизменения) новых или бывших в употреблении то­варов розничным торговцам, промышленным, коммерческим, уч­режденческим или другим профессиональным пользователям, иным оптовым торговцам;

■ розничная торговля (раздел 52 ОКВЭД) — это продажа (перепро­дажа без видоизменения) новых или бывших в употреблении то­варов для личного потребления или домашнего использования.

Особенности оптовой и розничной торговли приведены в табл. 2.

 

Таблица 2

Особенности оптовой и розничной торговли

 

Показатель Торговля
оптовая Розничная
Покупатели Юридические лица — про­мышленные и коммерче­ские предприятия, опто­вые и розничные торго­вые организации и др. Физические лица — насе­ление и отдельные юри­дические лица, осуществ­ляющие деятельность в со­циальной сфере
Назначение товара Дальнейшая перепродажа или использование для производства продукции Использование, не свя­занное с предпринима­тельской деятельностью
Порядок оп­латы това­ров Безналичные расчеты, а также наличные расчеты в пределах установленно­го лимита Наличные расчеты с ис­пользованием контрольно-кассовой техники (ККТ)

 

Отличительной чертой розничной торговли является то, что товары, которые продаются в розницу, предназначены для личного, семейного, домашнего или другого использования, не связанного с предпри­нимательской деятельностью. К розничной торговле относится также продажа продовольственных товаров отдельным юридическим лицам, обслуживающим социальную сферу, например больницам, детским уч­реждениям и т. п.

В оптовой торговле оплата товаров покупателями, как правило, про­водится в форме безналичных расчетов, но возможна и оплата налич­ными денежными средствами при условии, что сумма расчетов с од­ним юридическим лицом по одной сделке не превышает установлен­ного лимита, который в настоящее время составляет 60 000 р.

Торговые организации могут осуществлять посредническую деятель­ность в виде оказания посреднических услуг по договорам комиссии или поручения, а также по агентским договорам. Основное отличие таких договоров заключается в том, что товары, реализуемые посредником, ему не принадлежат. За выполненные услуги посреднику выплачивается вознаграждение.

Как вид хозяйственной деятельности торговая деятельность имеет особенности ведения бухгалтерского и налогового учета, которые рег­ламентируются следующими законодательными документами:

o Гражданский кодекс Российской Федерации;

o Налоговый кодекс Российской Федерации;

o Положение по бухгалтерскому учету «Учет материально-произ­водственных запасов» (ПБУ 5/01);

o Методические указания по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов;

o приказы и нормативные документы министерств и ведомств по вопросам ведения бухгалтерского и налогового учета на предпри­ятиях торговли.

Бухгалтерский учет в оптовой торговле включает в себя:

1. Учет поступления товаров;

2. Учет реализации товаров:

- товары со скидкой;

- по договору мены;

- через посредника;

- по договору с привязкой к валютному эквиваленту или условным денежным единицам.

3. Учет тары;

4. Инвентаризация в организации торговли;

5. Учет товарных потерь;

6. Учет возврата товаров;

7. Другие операции.

 

Бухгалтерский учет в розничной торговле включает в себя:

1. Учет поступления товаров:

- учет товаров по покупным ценам;

- учет товаров по продажным ценам.

2. Учет реализации товаров:

- расчет валовой прибыли в розничной торговой организации;

- реализация товаров в кредит;

- продажа товаров при установлении цен "с привязкой" к валютному эквиваленту;

- использование платежных карт.

3. Учет товарных потерь;

4. Учет возврата товаров;

5. Другие операции.

 

Выручка от реализации товаров, полученная организациями торгов­ли, называется товарооборотом. Различают оптовый и розничный товарооборот (табл. 3). Объем товарооборота является важнейшим показателем деятельности торговой организации.

 

Таблица 3

Особенности оптового и розничного товарооборота

Показатель Товарооборот
оптовый розничный
Состав това­рооборота Выручка от реализации товаров оптовой торго­вой организацией, а так­же комиссионные возна­граждения посредниче­ским организациям Выручка от продажи то­варов населению за налич­ный расчет с использова­нием ККТ, а также час­тично стоимость товаров за безналичный расчет
Докумен­тальное оформление Счета-фактуры Кассовый чек (счет)

 

В состав оптового товарооборота входят объемы продаж товаров юридическим лицам для дальнейшего их использования в производ­стве или перепродажи. В него включаются:

■ стоимость отгруженных или переданных на сторону товаров, ко­торые были ранее приобретены для целей перепродажи;

■ комиссионное вознаграждение оптовых посредников, осуществ­ляющих сделки по купле-продаже от имени или за счет других лиц.

 

Оптовый оборот делится на:

— складской оборот — продажа товаров со склада тор­говому посреднику (торговой организации или ин­дивидуальному предпринимателю) для дальнейшей перепродажи или организациям для профессиональ­ного использования;

— транзитный оборот — продажа товаров со складов поставщиков, минуя склады оптовой организации;

— внутрисистемный оборот — отпуск товаров одной базой другим базам одной и той же оптовой органи­зации.

 

Под розничным товарооборотом понимается продажа потребитель­ских товаров населению за наличный расчет независимо от каналов их реализации. В состав розничного товарооборота включают:

- продажу товаров населению за наличный расчет и по безналичным перечислениям;

- продажу товаров в кредит с рассрочкой платежа (по полной продаж­ной стоимости товаров на момент получения товаров покупателем);

- стоимость упаковки, имеющей продажную цену, не входящую в стои­мость товара;

- продажу товаров длительного пользования по образцам (по полной продажной стоимости на момент передачи товара покупателю);

- продажу порожней тары.

В состав розничного товарооборота включается также продажа продовольственных товаров отдельным юридическим лицам, обслуживающим социальную сферу (больницы, детские учреждения, до­ма инвалидов, престарелых и т. п.) по безналичному расчету из роз­ничной торговой сети, мелкооптовых баз, сети общественного питания для организации питания обслуживаемых ими контингентов населения.

Кроме того, в розничный товарооборот включается продажа товаров юридическим лицам, их обособленным подразделениям за наличный расчет.

Ранее включаемая в розничный товарооборот продажа по безналич­ному расчету непродовольственных товаров юридическим лицам, их обособленным подразделениям для собственных нужд считается оптовой продажей и в объеме розничного товарооборота не учитывается.

В товарооборот розничной торговли включается выручка от продажи:

o потребительских товаров за наличный расчет, по кредитным кар­там, расчетным чекам банка или перечислениям со счетов вклад­чика;

o товаров по почте с оплатой по безналичному расчету;

o товаров в кредит;

o печатных изданий по подписке;

o комиссионных товаров и т.д.

Не включаются в товарооборот розничной торговли стоимость проездных билетов и талонов на все виды транспорта и стоимость продан­ных товаров, которые не выдержали гарантийных сроков службы.

Таким образом, мелкооптовая торговля за наличный расчет приравнивается к розничной, а продажа товаров (независимо от целей приобретения) юридическим лицам по безналичному расчету (за исключени­ем перечисленных) признается оптовой.

Оптовой и розничной торговлей могут заниматься любые предприятия независимо от вида собственности и организационно-правовой формы.

Если в одной и той же торговой организации присутствует и оптовый, и розничный оборот, он носит смешанный характер и называет­ся оптово-розничным. Предприятие-производитель, например, может реализовывать свою продукцию, как оптом, так и в розницу.

 

При продаже за безналичный расчет каждая отгрузка товара должна быть оформлена счетом-фактурой, а за наличный (непосредственно населению с использованием ККТ) — обязательна выдача покупателю кассового чека (счета).

Объем товарооборота устанавливается на основании данных бухгал­терского учета о фактической стоимости отгруженных товаров. Сум­марные показатели объема товарооборота за отчетный период опре­деляются на счете 90 «Продажи».

В отличие от розничной торговли, правила осуществления которой устанавливаются многочисленными нормативными актами, оптовая торговля в основной массе регулируется Гражданским кодексом РФ.

Следует учитывать, что в процессе деятельности у торгового предприятия возникают отношения не только с партнерами, но и с контролирующими органами. Соответственно предприятия обязаны исполнять требования, предусмотренные договорами, а также соблюдать санитарные правила, правила пожарной безопасности, правила продажи отдельных групп товаров и др.

 

 

Цена — это денежное выражение стоимости товаров, работ и услуг. Она складывается из себестоимости товара, прибыли производите­ля, торговой наценки организаций и косвенных налогов — акцизов и налога на добавленную стоимость (НДС) (рис. 2).

 

Себестоимость Прибыль Акциз НДС Торговая наценка
Цена производителя      
Цена отпускная    
Цена покупная    
Цена продажная

 

Рис. 2 Формирование продажной цены на товары

 

Себестоимость продукции – это издержки производства и реализации, т.е. стоимостная оценка используемых в процессе производства продукции сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов, расходов, связанных с управлением и обслуживанием производства, аренда, реклама и другие затраты на производство и реализацию.

Прибыль (убыток) – конечный финансовый результат деятельности предприятия, определяется как разность между выручкой и затратами. Включает: финансовые результаты от реализации продукции, работ и услуг, доходы и расходы от финансовой и инвестиционной деятельности, внереализационные доходы и расходы.

Пр = ВР – СС, где ВР – выручка от реализации продукции; СС – себестоимость продукции предприятия.

Акцизы устанавливаются на высокорентабельные товары повышен­ного спроса, например алкогольную и табачную продукцию, бензин, легковые автомобили, ювелирные изделия и т.д., в процентах к отпускным ценам.

Налог на добавленную стоимость представляет собой форму изъятия в бюджет части добавленной стоимости на всех стадиях ее получения в процессе деятельности предприятия. При этом зачет налога производится при обязательном оформлении операций счетами-фактурами и выделении сумм налога на добавленную стоимость отдельной строкой в первичных учетных документах (счетах, счетах-фактурах, накладных и т. д.).

Торговая наценка представляет собой добавленную стоимость к покуп­ной цене товара. Она предназначена для возмещения расходов на продажу, получения прибыли и уплаты косвенных налогов.

Торговая наценка устанавливается организациями в таком размере, чтобы покрыть расходы на продажу (издержки обращения), к кото­рым относятся затраты, связанные с деятельностью торговой органи­зации, а также с транспортировкой, хранением и реализацией това­ров.

 

Торговая скидка - часть розничной цены товара. Предприятиям роз­ничной торговли скидки предоставляются поставщиками на возможные по­тери товаров и на возмещение транспортных расходов.

 

На разных стадиях товарного обращения действуют различные виды цен на товары, а именно:

o оптовые — цены, по которым предприятие-изготовитель реали­зует свою продукцию оптовым покупателям;

o розничные — цены, по которым товар продается населению в роз­ницу, т.е. поштучно или мелкими партиями. Розничная цена включает в себя оптовую цену и торговую наценку для покрытия расходов розничных торговых фирм и получения прибыли;

o договорные — цены, устанавливаемые в договоре между продав­цом и покупателем;

o свободные, или рыночные, — цены, определяемые продавцом то­вара с учетом конъюнктуры рынка, т. е. спроса и предложения на товары;

o покупные — цены, по которым товар приобретается покупателями;

o продажные — цены с учетом торговой наценки, по которым то­вар реализуется оптом или в розницу.

Исключением являются цены на продукты дет­ского питания и на товары, реализуемые в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях с ограниченным правом завоза грузов, предельные размеры торговых надбавок на которые устанавливают ор­ганы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Положением о бухгалтерском учете и отчетности в РФ и Инструкци­ей по применению Плана счетов предусмотрено, что в торговых пред­приятиях товары учитываются по покупным или продажным ценам. На предприятиях оптовой торговли учетной ценой является покупная цена.

Цены на товары устанавливаются на основе изучения теку­щих рыночных цен на аналогичные товары. Конкретные цены оговарива­ются при заключении договоров на поставку товара между поставщиком и покупателем.

Каждое предприятие имеет право реализовывать свою продукцию, работы или услуги по ценам и тарифам, установленным самостоя­тельно или на договорной основе, а в случаях, предусмотренных за­конодательством РФ, — по государственным ценам. Государство регулирует цены на продукцию или услуги пред­приятий, занимающих монопольное положение на рынке товаров и услуг.

Если отношения между покупателем и продавцом оформлены дого­вором, то после согласования цены, которое может проводиться как в устной, так и письменной форме (телеграммами, факсами), цена указывается непосредственно в договоре, в спецификации или протоколе к нему.

При определении цены непременно учитываются условия поставки товара. Если поставка предполагается на склад покупателя, в цену договора будут включены транспортные расходы, расходы на страхование груза и т. д. При продаже товара со склада продавца цена может быть сведена к стоимости товара либо включать дополнительно лишь стои­мость погрузки.

Договорная цена может быть твердой (фиксированной), скользящей или ценой с последующей фиксацией. В случае твердой цены в договоре фиксируется конкретная цифра, которая должна быть учтена при оплате и не подлежит изменениям.

В случае, если определение твердой цены в момент заключения договора затруднено, стороны могут не включать кон­кретную цифру в договор, а предусмотреть фиксацию исходной (базисной) цены, которая в течение исполнения договора может изменяться по согласованному сторонами методу при изменении ценообразующих элементов, то есть скользящую цену.

В случае, если торговые организации приобретают импортный товар за иностранную валюту, стоимость поступившего товара, выраженная в иност­ранной валюте, пересчитывается в рубли по курсу ЦБ РФ, установленному на дату перехода права собственности к импортеру на импортированные товары. Момент перехо­да права собственности устанавливается контрактом. В дальнейшем, после принятия товаров к учету, их стоимость пересчету не подлежит.

В себестоимость товара, полученного по импорту, включаются:

— цена товара по контракту;

— доставка до российской границы;

— таможенная пошлина;

— таможенные сборы за таможенное оформление;

— таможенные сборы за хранение товаров;

— таможенные сборы за таможенное сопровождение товаров;

— плата таможенному органу за принятие предвари­тельного решения.

2.3. Государственное регулирование торговой деятельности – система лицензирования и сертификации

В РФ действуют два института, выполняющие аналогичные функции - это сертификация и лицензирование.

Лицензирование является чисто административным механизмом регулирования экономики, с помощью которого государство регламентирует доступ бизнеса к конкретным направлениям деятельности. Лицензирование предшествует предпринимательской деятельности, т.е. лицензируется сама деятельность при ее начале. Сертификация - в значительной степени более рыночный механизм регулирования экономики, так как сертифицируется не деятельность, а произведенный продукт (продукция, услуги и “иные объекты”). То есть по определению сертифицируются уже итоги деятельности, а выбор ее направлений диктуется рынком.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-26; Просмотров: 3229; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.