КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Порядок установления цены на товар в торговлеСущность торговли и классификация ее видов. Субъекты и объекты оптовой и розничной торговли ТОРГОВЛЯ КАК ОБЪЕКТ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА Торговля – это вид предпринимательской деятельности, где объектом действия является товарообмен, купля-продажа товаров, а также обслуживание покупателей в процессе продажи товаров, их доставки, хранения и подготовки к продаже. При осуществлении торговой деятельности торговые организации приобретают товары у поставщиков для последующей их перепродажи, поэтому под торговой деятельностью понимают реализацию приобретенного товара. Отличие торговой деятельности от производственной состоит в том, что товары, полученные торговыми организациями, не подлежат переработке. Торговые организации обслуживают сферу обращения, в связи с чем основными хозяйственными процессами в торговле являются приобретение товаров, их хранение и реализация. Эти процессы относятся к товарным операциям и осуществляются в виде оптовой или розничной торговли. Критерием отнесения торговли к оптовой или розничной являются вид покупателя и порядок использования товаров. Согласно ст. 492 Гражданского кодекса, по договору розничной купли-продажи продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность по продаже товаров в розницу, обязуется передать покупателю товар, предназначенный для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью. По сути, такими покупателями являются физические лица – конечные потребители товара. Однако договор розничной купли-продажи возможен и между юридическими лицами, приобретающими товар, затраты по которому не относятся на себестоимость. Предприятия оптовой торговли реализуют товар юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, приобретающим товар для последующей перепродажи, а также организациям, закупающим товар (сырье, комплектующие) для производства иной продукции, то есть товар передается для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным (семейным, домашним и т. д.) использованием. Отношения продавца покупателя товара в данном случае чаще всего оформляются договорами поставки. Таким образом, с точки зрения гражданского законодательства торговля подразделяется на виды в зависимости от цели приобретения товара и характера его дальнейшего использования.
В соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности (ОКВЭД), который входит в состав Единой системы классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации (ЕСКК) Российской Федерации, выделяют: ■ оптовая торговля (раздел 51 ОКВЭД) — это перепродажа (продажа без видоизменения) новых или бывших в употреблении товаров розничным торговцам, промышленным, коммерческим, учрежденческим или другим профессиональным пользователям, иным оптовым торговцам; ■ розничная торговля (раздел 52 ОКВЭД) — это продажа (перепродажа без видоизменения) новых или бывших в употреблении товаров для личного потребления или домашнего использования. Особенности оптовой и розничной торговли приведены в табл. 2.
Таблица 2 Особенности оптовой и розничной торговли
Отличительной чертой розничной торговли является то, что товары, которые продаются в розницу, предназначены для личного, семейного, домашнего или другого использования, не связанного с предпринимательской деятельностью. К розничной торговле относится также продажа продовольственных товаров отдельным юридическим лицам, обслуживающим социальную сферу, например больницам, детским учреждениям и т. п. В оптовой торговле оплата товаров покупателями, как правило, проводится в форме безналичных расчетов, но возможна и оплата наличными денежными средствами при условии, что сумма расчетов с одним юридическим лицом по одной сделке не превышает установленного лимита, который в настоящее время составляет 60 000 р. Торговые организации могут осуществлять посредническую деятельность в виде оказания посреднических услуг по договорам комиссии или поручения, а также по агентским договорам. Основное отличие таких договоров заключается в том, что товары, реализуемые посредником, ему не принадлежат. За выполненные услуги посреднику выплачивается вознаграждение. Как вид хозяйственной деятельности торговая деятельность имеет особенности ведения бухгалтерского и налогового учета, которые регламентируются следующими законодательными документами: o Гражданский кодекс Российской Федерации; o Налоговый кодекс Российской Федерации; o Положение по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» (ПБУ 5/01); o Методические указания по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов; o приказы и нормативные документы министерств и ведомств по вопросам ведения бухгалтерского и налогового учета на предприятиях торговли. Бухгалтерский учет в оптовой торговле включает в себя: 1. Учет поступления товаров; 2. Учет реализации товаров: - товары со скидкой; - по договору мены; - через посредника; - по договору с привязкой к валютному эквиваленту или условным денежным единицам. 3. Учет тары; 4. Инвентаризация в организации торговли; 5. Учет товарных потерь; 6. Учет возврата товаров; 7. Другие операции.
Бухгалтерский учет в розничной торговле включает в себя: 1. Учет поступления товаров: - учет товаров по покупным ценам; - учет товаров по продажным ценам. 2. Учет реализации товаров: - расчет валовой прибыли в розничной торговой организации; - реализация товаров в кредит; - продажа товаров при установлении цен "с привязкой" к валютному эквиваленту; - использование платежных карт. 3. Учет товарных потерь; 4. Учет возврата товаров; 5. Другие операции.
Выручка от реализации товаров, полученная организациями торговли, называется товарооборотом. Различают оптовый и розничный товарооборот (табл. 3). Объем товарооборота является важнейшим показателем деятельности торговой организации.
Таблица 3 Особенности оптового и розничного товарооборота
В состав оптового товарооборота входят объемы продаж товаров юридическим лицам для дальнейшего их использования в производстве или перепродажи. В него включаются: ■ стоимость отгруженных или переданных на сторону товаров, которые были ранее приобретены для целей перепродажи; ■ комиссионное вознаграждение оптовых посредников, осуществляющих сделки по купле-продаже от имени или за счет других лиц.
Оптовый оборот делится на: — складской оборот — продажа товаров со склада торговому посреднику (торговой организации или индивидуальному предпринимателю) для дальнейшей перепродажи или организациям для профессионального использования; — транзитный оборот — продажа товаров со складов поставщиков, минуя склады оптовой организации; — внутрисистемный оборот — отпуск товаров одной базой другим базам одной и той же оптовой организации.
Под розничным товарооборотом понимается продажа потребительских товаров населению за наличный расчет независимо от каналов их реализации. В состав розничного товарооборота включают: - продажу товаров населению за наличный расчет и по безналичным перечислениям; - продажу товаров в кредит с рассрочкой платежа (по полной продажной стоимости товаров на момент получения товаров покупателем); - стоимость упаковки, имеющей продажную цену, не входящую в стоимость товара; - продажу товаров длительного пользования по образцам (по полной продажной стоимости на момент передачи товара покупателю); - продажу порожней тары. В состав розничного товарооборота включается также продажа продовольственных товаров отдельным юридическим лицам, обслуживающим социальную сферу (больницы, детские учреждения, дома инвалидов, престарелых и т. п.) по безналичному расчету из розничной торговой сети, мелкооптовых баз, сети общественного питания для организации питания обслуживаемых ими контингентов населения. Кроме того, в розничный товарооборот включается продажа товаров юридическим лицам, их обособленным подразделениям за наличный расчет. Ранее включаемая в розничный товарооборот продажа по безналичному расчету непродовольственных товаров юридическим лицам, их обособленным подразделениям для собственных нужд считается оптовой продажей и в объеме розничного товарооборота не учитывается. В товарооборот розничной торговли включается выручка от продажи: o потребительских товаров за наличный расчет, по кредитным картам, расчетным чекам банка или перечислениям со счетов вкладчика; o товаров по почте с оплатой по безналичному расчету; o товаров в кредит; o печатных изданий по подписке; o комиссионных товаров и т.д. Не включаются в товарооборот розничной торговли стоимость проездных билетов и талонов на все виды транспорта и стоимость проданных товаров, которые не выдержали гарантийных сроков службы. Таким образом, мелкооптовая торговля за наличный расчет приравнивается к розничной, а продажа товаров (независимо от целей приобретения) юридическим лицам по безналичному расчету (за исключением перечисленных) признается оптовой. Оптовой и розничной торговлей могут заниматься любые предприятия независимо от вида собственности и организационно-правовой формы. Если в одной и той же торговой организации присутствует и оптовый, и розничный оборот, он носит смешанный характер и называется оптово-розничным. Предприятие-производитель, например, может реализовывать свою продукцию, как оптом, так и в розницу.
При продаже за безналичный расчет каждая отгрузка товара должна быть оформлена счетом-фактурой, а за наличный (непосредственно населению с использованием ККТ) — обязательна выдача покупателю кассового чека (счета). Объем товарооборота устанавливается на основании данных бухгалтерского учета о фактической стоимости отгруженных товаров. Суммарные показатели объема товарооборота за отчетный период определяются на счете 90 «Продажи». В отличие от розничной торговли, правила осуществления которой устанавливаются многочисленными нормативными актами, оптовая торговля в основной массе регулируется Гражданским кодексом РФ. Следует учитывать, что в процессе деятельности у торгового предприятия возникают отношения не только с партнерами, но и с контролирующими органами. Соответственно предприятия обязаны исполнять требования, предусмотренные договорами, а также соблюдать санитарные правила, правила пожарной безопасности, правила продажи отдельных групп товаров и др.
Цена — это денежное выражение стоимости товаров, работ и услуг. Она складывается из себестоимости товара, прибыли производителя, торговой наценки организаций и косвенных налогов — акцизов и налога на добавленную стоимость (НДС) (рис. 2).
Рис. 2 Формирование продажной цены на товары
Себестоимость продукции – это издержки производства и реализации, т.е. стоимостная оценка используемых в процессе производства продукции сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов, расходов, связанных с управлением и обслуживанием производства, аренда, реклама и другие затраты на производство и реализацию. Прибыль (убыток) – конечный финансовый результат деятельности предприятия, определяется как разность между выручкой и затратами. Включает: финансовые результаты от реализации продукции, работ и услуг, доходы и расходы от финансовой и инвестиционной деятельности, внереализационные доходы и расходы. Пр = ВР – СС, где ВР – выручка от реализации продукции; СС – себестоимость продукции предприятия. Акцизы устанавливаются на высокорентабельные товары повышенного спроса, например алкогольную и табачную продукцию, бензин, легковые автомобили, ювелирные изделия и т.д., в процентах к отпускным ценам. Налог на добавленную стоимость представляет собой форму изъятия в бюджет части добавленной стоимости на всех стадиях ее получения в процессе деятельности предприятия. При этом зачет налога производится при обязательном оформлении операций счетами-фактурами и выделении сумм налога на добавленную стоимость отдельной строкой в первичных учетных документах (счетах, счетах-фактурах, накладных и т. д.). Торговая наценка представляет собой добавленную стоимость к покупной цене товара. Она предназначена для возмещения расходов на продажу, получения прибыли и уплаты косвенных налогов. Торговая наценка устанавливается организациями в таком размере, чтобы покрыть расходы на продажу (издержки обращения), к которым относятся затраты, связанные с деятельностью торговой организации, а также с транспортировкой, хранением и реализацией товаров.
Торговая скидка - часть розничной цены товара. Предприятиям розничной торговли скидки предоставляются поставщиками на возможные потери товаров и на возмещение транспортных расходов.
На разных стадиях товарного обращения действуют различные виды цен на товары, а именно: o оптовые — цены, по которым предприятие-изготовитель реализует свою продукцию оптовым покупателям; o розничные — цены, по которым товар продается населению в розницу, т.е. поштучно или мелкими партиями. Розничная цена включает в себя оптовую цену и торговую наценку для покрытия расходов розничных торговых фирм и получения прибыли; o договорные — цены, устанавливаемые в договоре между продавцом и покупателем; o свободные, или рыночные, — цены, определяемые продавцом товара с учетом конъюнктуры рынка, т. е. спроса и предложения на товары; o покупные — цены, по которым товар приобретается покупателями; o продажные — цены с учетом торговой наценки, по которым товар реализуется оптом или в розницу. Исключением являются цены на продукты детского питания и на товары, реализуемые в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях с ограниченным правом завоза грузов, предельные размеры торговых надбавок на которые устанавливают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Положением о бухгалтерском учете и отчетности в РФ и Инструкцией по применению Плана счетов предусмотрено, что в торговых предприятиях товары учитываются по покупным или продажным ценам. На предприятиях оптовой торговли учетной ценой является покупная цена. Цены на товары устанавливаются на основе изучения текущих рыночных цен на аналогичные товары. Конкретные цены оговариваются при заключении договоров на поставку товара между поставщиком и покупателем. Каждое предприятие имеет право реализовывать свою продукцию, работы или услуги по ценам и тарифам, установленным самостоятельно или на договорной основе, а в случаях, предусмотренных законодательством РФ, — по государственным ценам. Государство регулирует цены на продукцию или услуги предприятий, занимающих монопольное положение на рынке товаров и услуг. Если отношения между покупателем и продавцом оформлены договором, то после согласования цены, которое может проводиться как в устной, так и письменной форме (телеграммами, факсами), цена указывается непосредственно в договоре, в спецификации или протоколе к нему. При определении цены непременно учитываются условия поставки товара. Если поставка предполагается на склад покупателя, в цену договора будут включены транспортные расходы, расходы на страхование груза и т. д. При продаже товара со склада продавца цена может быть сведена к стоимости товара либо включать дополнительно лишь стоимость погрузки. Договорная цена может быть твердой (фиксированной), скользящей или ценой с последующей фиксацией. В случае твердой цены в договоре фиксируется конкретная цифра, которая должна быть учтена при оплате и не подлежит изменениям. В случае, если определение твердой цены в момент заключения договора затруднено, стороны могут не включать конкретную цифру в договор, а предусмотреть фиксацию исходной (базисной) цены, которая в течение исполнения договора может изменяться по согласованному сторонами методу при изменении ценообразующих элементов, то есть скользящую цену. В случае, если торговые организации приобретают импортный товар за иностранную валюту, стоимость поступившего товара, выраженная в иностранной валюте, пересчитывается в рубли по курсу ЦБ РФ, установленному на дату перехода права собственности к импортеру на импортированные товары. Момент перехода права собственности устанавливается контрактом. В дальнейшем, после принятия товаров к учету, их стоимость пересчету не подлежит. В себестоимость товара, полученного по импорту, включаются: — цена товара по контракту; — доставка до российской границы; — таможенная пошлина; — таможенные сборы за таможенное оформление; — таможенные сборы за хранение товаров; — таможенные сборы за таможенное сопровождение товаров; — плата таможенному органу за принятие предварительного решения. 2.3. Государственное регулирование торговой деятельности – система лицензирования и сертификации В РФ действуют два института, выполняющие аналогичные функции - это сертификация и лицензирование. Лицензирование является чисто административным механизмом регулирования экономики, с помощью которого государство регламентирует доступ бизнеса к конкретным направлениям деятельности. Лицензирование предшествует предпринимательской деятельности, т.е. лицензируется сама деятельность при ее начале. Сертификация - в значительной степени более рыночный механизм регулирования экономики, так как сертифицируется не деятельность, а произведенный продукт (продукция, услуги и “иные объекты”). То есть по определению сертифицируются уже итоги деятельности, а выбор ее направлений диктуется рынком.
Дата добавления: 2014-12-26; Просмотров: 3229; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |