КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Реклама в газетах и журналах VIII-хiх вв
Реклама в первых российских газетах В декабре 1702 г. в России начала выходить первая газета — «Ведомости». Она была учреждена Петром I и поначалу издавалась при его деятельном участии. Газета стала одним из мероприятий по европеизации России, заимствовала оформительские приемы, формы подачи информации и самое информацию из европейских газет. В петровских «Ведомостях» собственно рекламных материалов еще не было, изредка мы встречаем на их страницах преимущественно информационные материалы с элементами рекламы, и совсем редко — материал, содержащий прямой рекламный призыв или обращение. Первая публикация, в которой явно читается рекламное обращение, была опубликована в № 37 «Ведомостей» 1703 г.: «В ноябре месяце пришел в Санктпетербурх корабль голландский с товары, с питъями, и с солью, на котором был шипер (шкипер. — О.С.) и несколько матросов, и тот корабль по повелению господина губернатора принят по обыкновению и за приход подарено вышепомянутому шиперу за столом в дому его губернаторском пять сот золотых, а матросам кои с ним были по триста ефимков коемждо (каждому. — О.С), и при том сказано ему в обнадеживание других, естьли потом другой корабль туда придет, и тому, кто на том корабле, дано будет триста золотых такожде естьли и третий корабль придет, дано будет сто пятьдесят золотых, и с тем тот вышепомянутый корабль из Санктпе-тербурха испущен в надлежащий ему путь со удовлетвованием, а товары все которые на том корабле были, куплены повольною ценою». В приведенной выше заметке первая часть является информационной, а вторая часть обращена к иностранным купцам, шкиперам, судовладельцам — именно им адресовано подробное описание приема моряков губернатором Санкт-Петербурга, перечисле-
ние подарков и в особенности — посулы вознаграждений последующим торговым кораблям. Эта часть носит явно рекламный характер, более того — содержит рекламный призыв: приводить торговые корабли в порт Санкт-Петербурга и торговать с Россией. В 1710 г. в № 12 газета опубликовала «Реестр книгам гражданским, которые по указу Царского Величества напечатаны новоизобретенною Амстердамскою азбукою в 1710 году». Публикация дает информацию (в форме перечисления) о новых книгах, не содержит призыва покупать книги, но этот невысказанный рекламный мотив читается в заметке достаточно ясно. Интересную рекламную заметку находим мы в № 2 1719г. — заметка посвящена отъезду к Марциальным водам Прасковьи Федоровны Салтыковой, родственницы Петра I; в ней реклама нового курорта и его достоинств заметно перевешивает информационное содержание заметки: «В 30 день июня Царица Прасковья Федоровна отсюду путь вос-приять изволила к новообретенным Марциальным Олонецким водам, и другие многие знатные особы также и его светлость князь Меншиков туда поедет. Понеже оные воды исцеляют различные жестокие болезни, а именно: цинготную, ипохонрию, желчь, бессипьство желудка, рвоту, понос, чечунную, каменную, ежели песок или малые камни, и оные из почек гонит... Оные воды чрез многих болящих освидетельствованы, и Пирамондских и Шпаданских вод в действии сильнее признаны». Заметка сделана очень грамотно даже с точки зрения современных рекламных канонов: во-первых, она содержит ссылку на авторитеты (и какие!), ибо их мнению читатель доверяет, во-вторых, дает перечисление болезней, которые излечиваются водами, в-третьих, указывается на большое количество исцеленных, в-четвертых, Марциальные воды сравниваются с европейскими и признаются более эффективными (что хотя и запрещено современным законодательством о рекламе, но в более-менее отвлеченной форме присутствует в современных рекламных материалах).
Значительно больше рекламных публикаций мы встречаем в первой периодической русской газете «Санкт-Петербургские ведомости». Газета начала выходить с 1728 года, вскоре после закрытия «Ведомостей». В ней реклама уже находит себе постоянное Очерки истории российской рекламы место — в конце последней страницы — и оформительские средства, поначалу очень скромные: строка пробела, линейка, название рубрики. Надо отметить, что в те времена ни рубрик, ни заголовков в газете не было. Один материал от другого отделялся только пробелом абзаца и набранным крупным шрифтом адресом события: «Из Парижа», «Из Мадрида» и т. п. Поэтому крайне скудный, на наш сегодняшний взгляд, набор оформительских средств — пробел, линейка, и название рубрики «Для Известия» (в 1729 г. такой «дизайн» уже сложился и без особых изменений просуществовал до конца XVIII в.) — достаточно четко отграничивал объявления от прочих материалов. Объявления начинались словами «Через сие чинится известно...», «При сем чинится известно...» или «Охотникам до... (например, до изрядных книг или до хорной музыки) чинится известно...» В 1733 г. к этим стандартным формам добавилась еще одна: «Через сие объявляется...» Таким образам, именно в сфере рекламы сложились первые газетные штампы (сомнительная честь!), они, как и средства оформления, без изменений дошли до конца столетия. Поскольку первые объявления исходили исключительно из столичных городов, то они, по аналогии с информационными материалами, имели принятый суррогат заголовка: «Из Москвы» или «Из Санкт- Петербурга». Текст объявлений в «Санкт-Петербургских ведомостях» выглядел следующим образом: 1729, №51: «Через сие чинится известно, что в предбудущий понедельник, в среду и в пятницу пополудни в четвертом часу у маклера Иоакима Финка в даме его разные малые вещи с торгу проданы будут». 1729, № 44: «Любопытным охотникам до хорной и камерной му-зык чрез сие известие чинится, что в Данциге на продажу имеются 1) малые органы хорного и камерного голоса с семью играющими голосами с стремулантом за 200 рублев. 2) Преизрядный клавесин от Контра О: Охсъ до С (до третьей октавы) с четырьмя голосами. 3) Преизрядный клавикорд с тремя хорами преизрядного голоса и преизрядной работы за 30 рублев... И ежели бы кто до этих преизрядных музыческих инструментов охоту возымел, тот может в шесть или восемь недель к хозяину
Гл ава III. Реклама в газетах и журналах VIII— XIX вв. оных инструментов Феофилу Андрею Фолкмару органисту староградской главной церкви Святыя Екатерины в Данциге письменно отозваться. От помянутой цены ничего убавлено не будет, которые инструменты такожде не иным образом как при заплачении в Данциге получены быть могут». Каково было содержание рекламы в «Санкт-Петербургских ведомостях»? Прежде всего газета печатала объявления о новых книгах — эта реклама считалась респектабельной, интеллектуальной, солидной. Даже в годы гонений на газетные объявления книжная реклама оставалась в привилегированном положении. По форме книжная реклама напоминала скорее библиографические своды — перечни названий книг с аннотациями и описаниями внешнего вида: бумаги, иллюстраций, размера. Неизменно указывалась цена. Описания были подробными: «...угодный малый календарь с прибавлением, как почта сюда приходит и отходит, продолговатый в 12 долю листа, в простом переплете по 8 копеек, а с прокладкою бумаги по 12 копеек». Можно предположить, что значительное количество книжной рекламы объяснялось и тем фактом, что и «Санкт-Петербургские ведомости», и книги печатались в одной и той же типографии Академии Наук, и продавались в одним и тех же местах — в самой типографии и, с 1712 г., в единственной (до 1760 г.) в Санкт-Петербурге книжной лавке неподалеку от Троицкого моста, у домика Петра I, т. е. типография, во-первых, была заинтересована в сбыте книг, а во-вторых, вся информация о новых книгах была под рукой. С самых первых шагов в «Санкт-Петербургских ведомостях» присутствует самореклама, т. е. объявления о подписке на газету и приложения к ней. Уже тогда издатели газеты использовали такие рекламные приемы, как повтор объявлений, различные льготы и скидки подписчикам, -— газета стоила дорого, подписчиков и покупателей было мало. Так, в первый год своего существования газета помещает объявление о выпуске Примечаний.
Санкт-Петербургские ведомости, 1728, № 30: «Охотникам российских ведомостей через сие известно чинится, что поныне на всякий месяц лист исторических, генеалогических и гео- Очерки истории российской рекламы Глава III. Реклама в газетах и журналах VIII—XIX вв. 37
графических примечаний в ведомостях на русском языке изданы, которые в Академической конторе ведомостей и на почтовом дворе получить можно и будут оные и впредь на все месяца издаваны, и тем, которые российские ведомости по всегодно держали, при окончании всякого месяца безденежно раздаваны». (Речь идет о выпуске Примечаний к «Санкт-Петербургским ведомостям», которым суждено было стать первым русским журналом, и о льготах — бесплатной раздаче -— постоянным подписчикам.) А в объявлении, помещенном в декабрьских № 103 и 104 (т. е. время подписки на следующий год) 1728 г., содержатся сведения о скидке тем подписчикам, которые подпишутся и на газету, и на Примечания: «...Во весь год будут за оные (Примечания) брать по 3 рубля, так как и за ведомости, ежели кто оные одни держать намерен; но ежели кто как ведомости, так и примечания держать пожелает, за оба токмо 5 рублев платить будет». В первые годы «Санкт-Петербургские ведомости» в большом количестве публиковали казенные объявления, т. е. объявления различных государственных заведений — Сената, коллегий, Адмиралтейства и т. п. Это была удобная для чиновников форма оповещения о массовых мероприятиях: о найме на работу, распродажах, новых услугах. Такие объявления не осознавались как реклама, и часто объявления носили характер приказа или ультиматума. Кроме того, объявления служили средством финансовой поддержки газеты, так как коллегии были обязаны публиковать объявления и платить за них. Поскольку газетные номера тех лет не вели хронику текущих событий России, то о них мы можем узнать исключительно из объявлений. Только так мы узнаем о строительстве Кронштадтского и Ладожского каналов, Зимнего дворца, о развитии новых форм почтовой связи с Европой и пр. Обратим внимание на форму первых казенных объявлений. Это были довольно пространные обращения, иногда со значительными по объему объяснениями и дополнениями. Например, объяв- ление о найме рабочих на строительство Большого Ладожского канала (Санкт-Петербургские ведомости, 1729,№ 12) сопровождается информацией о том, сколько всего рабочих требуется для выполнения работ, сколько человек будет прислано на работы из армии, сколько денег отпускает правительство на оплату строительства и, наконец, приводится доказательство значимости предпринимаемого дела: «Понеже в прошлом 1728 году, как оный канал хотя не в дальнем расстоянии перекопан с первого дня июня до осени, с 800 негруженных судов сюды в Санкт-Петербург прошло, то можно довольно увидеть, какая польза от приведения так великого дела в совершенство как здешним, так иностранным коммерциям происходить будет». Очень удобной оказалась форма объявлений для торгующих заведений; объявления о распродажах все чаще и чаще появляются на страницах газеты. Санкт-Петербургские ведомости, 1729, № 100: «Сим чинится известно, что в здешней Государственной Коммерц-Коллегии некоторые товары, а именно поташ, смалъчуг, сало и треска на продажу имеются... Те, которые ведать желают, сколько оных товаров в оной коллегии имеется, и какого достоинства оные суть, могут того ради в помянутой Государственной Коммерц-Коллегии до объявленных сроков явиться». Это объявление было повторено в № 101 и 102. Вскоре подобные объявления стали сопровождаться подробнейшими списками товаров, предлагаемых на продажу, причем указывался не только товар, но также его количество и цена. Объявления о продажах начинают походить на амбарные книги. Санкт-Петербургские ведомости, 1730, № 53: «Как в прошедшем 1729 годе объявлено было, что с Сибирских заводов разные материалы в пути обретаются, то чинится известно, что некоторая часть из оных сюда уже подлинно прибыла, а именно Сибирского полосного железа 330.052 пуда 17 фунтов, Сибирской меди 5000, да Олонецкой несколько пуд, один чугунный камин, такожде 322 литых чугунных котлов. Достальных материалов сюда вскоре ожидают, и ежели кто пожелает вышеобъявленные материалы купить, оные по надлежащей цене отпускаться будут». Очерки истории российской рекламы Реклама в газетах и журналах УШ—Х1Х вв.
Это пример краткого перечня товаров, иногда списки товаров растягивались на целую газетную страницу! А вот пример объявления, написанного в ультимативном, приказном тоне, в нем слышится чиновничий окрик. Сенат объявляет об открытии двух «магазинов запасных» и предлагает делать поставки в эти магазины: Санкт-Петербургские ведомости, 1734, № 70: «Того ради ежели кто купецкие люди в вышеозначенные магазины провианта поставить пожелают, оные б для договору и заключения контракта явились в канцелярии Правительствующего Сената немедленно». Такой приказной тон все чаще сквозит в объявлениях. В № 9 1732 г. Камер-Коллегия предлагает желающим заключить контракт на таможенные, винные и водочные откупа. Желающих не нашлось, и в № 22 рекламодатель усиливает свое предложение ультиматумом: «Ком ер-Коллегия объявляет, что ежели до 20 числа никто не явится заключить контракт, тот к заключению о сем контракте после того допущен не будет». Таким образом, мы видим, что отношение высших чиновников к адресату рекламы было такое же, как к своим подчиненным. На этом начальном этапе развития газетной рекламы и другие оттенки отношений и эмоций рекламодателя просачивались в газетные тексты: запальчивость, растерянность, раздражение и обида на отсутствие реакции потребителя; достаточно часто в рекламном тексте присутствует информация о том, что никто на объявление не откликнулся. Это свидетельствует о неопытности и наивности рекламодателей. Например, в № 77 «Санкт-Петербургских ведомостей» 1736 г. читаем следующее объявление: «Хотя от конюшенной конторы в прошедшем июне месяце сего года о покупке 4200 пуд гвоздей и публиковано, однако по той первой публикации никого к торгу охочих людей не явилось, чего ради о том чрез сие вторично объявляется». Или: Санкт-Петербургские ведомости, 1737, № 8: «Хотя прошлого 1736 и сего 1737 году в разных месяцах и числах... о деле при новостроящемся впредь в Кронштадте каменном маяке публиковано, однако по тем публикациям никто не явился». Иногда рекламодатель с наивной простотой выносил на страницы газеты все события и мелкие подробности, возникающие вокруг данного объявления, и читатель становился свидетелем целой истории с продолжением. Так, в 1736 г. было начато строительство Гостиного Двора на Васильевском острове (ныне — здание на углу 6-ой Линии и Большого проспекта, примыкающего к Андреевскому рынку), и было сделано объявление о необходимости поставок муравленой черепицы из Голландии. Далее интрига развивалась следующим образом. Санкт-Петербургские ведомости, 1736, № 62: «По сей публикации явилось охотников два человека, которые обещали всю оную черепицу сделать на здешних заводах доброю и всем прочим против означенной заморской черепицы и показали за своею печатью образец, а за ту черепицу и за провоз к тому строению также и за выгрузку требуют высокою ценою, а именно по 11 рублей по 70 копеек за тысячу. Того ради определено от Коммерц-коллегии учинить вторичную публикацию и кто явится, тем давать торги по указам». Этот текст был повторен в № 63 и 64, а в № 65 следует продолжение истории: «Явилось три человека, которые требуют по 11 рублей 75 копеек за тысячу, посему делается третичная публикация для последнего торгу к 20 числу». Конечно, эти ненужные читателю подробности о ходе переговоров и торгов, о количестве откликнувшихся поставщиков, о предложенных ценах и условиях поставок объясняются только малым опытом сотрудников газеты в делах рекламы. Следующая тематическая разновидность объявлений в «Санкт-Петербургских ведомостях» — реклама услуг. Отметим, что в XVIII в. в газетах рекламировались исключительно новые для России, для Санкт-Петербурга товары и услуги. Никому не приходило в голову рекламировать уже существующий и известный всем магазин или лавку, известный всем товар. Мы нигде не встретим
Дата добавления: 2014-12-26; Просмотров: 833; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |