КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Возникновение косвенной рекламы 3 страница
Понятно, что, получив такой источник высоких доходов, газетчики постоянно искали новые формы рекламирования, новые способы оформления, новые технологии печати. Уже в 60-х годах широкое распространение получила модульная реклама (термин современный), т. е. каждое объявление помещалось в отдельную рамку, а уже рамки оформлялись в зависимости от желания и финансовых возможностей рекламодателя — украшались орнаментами, виньетками, фестонами, фигурными линейками и пр. Резко увеличилось разнообразие шрифтов, часто на игре рисунка и размера шрифтов строилось все оформление модуля. Употреблялась печать белыми буквами на черном фоне. Примерно в это же время в рекламе стали широко использоваться рисунки (заметим, что рисунки в периодических изданиях печатали и ранее: например, в начале 1830-х гг. еженедельник «Купец», публикуя информацию о новых земледельческих орудиях, сопроводил ее пояснительным ри- Очерки истории российской рекламы Глава III. Реклама в газетах и журналах VIII—XIX вв.
сунком). Сначала это были очень простые штриховые рисунки; например, аптекари, пытаясь предостеречь покупателя от покупки поддельного лекарства, публиковали рисунок своей печати, которая должна стоять на каждом флаконе или упаковке лекарств. Рисунок сопровождался текстом. Биржевые ведомости, 1864, № 310: «Депорусских аптекарей в Гороховойул., № 40. Для избежания подделки должно требовать, чтобы каждый флакон имел клеймо, которое налагается на него при ввозе в Россию». «Иоган Гоф, аптекарь из Берлина. Чтобы предохранить подделку, я нахожу нужным обратить внимание почтеннейшей публики на то, что каждая бутылка моего мальц-экстракта (целительное пиво) должна иметь не только мой ярлык, но и печать, и подпись моего главного агента для России А. Бергольца, в Санкт-Петербурге».
Рядом — рисунок печати, а то и образец подписи. (С нашей сегодняшней точки зрения это не самый удачный способ предупреждения подделки, наличие рисунка и образца подписи только упрощает задачу фальсификатора; не беремся судить, насколько такой путь был эффективным в XIX в.). Раньше других рисунок стал использоваться в рекламе косметических средств: в модуле рядом с текстом изображался флакон с круглой крышкой, без особых примет; очевидно, назначение рисунка состояло не в содержании изображения, а в самом наличии рисунка, так как модуль с рисунком резко выделялся на полосе среди множества текстовых модулей и сразу привлекал внимание читателя. Важен был не столько сам рисунок, сколько факт наличия рисунка. Например, каким черно-белым рисунком может быть проиллюстрирована реклама краски для волос? Однако, в тех же «Биржевых ведомостях» мы видим рисунок флакона рядом с текстом: «Нет более седых волос. Melanogene Отличная краска для седых волос, составленная Господином Dicqemane aine, в Руане, для окрашивания волос, на голове и на бороде, в одну минуту, какой угодно цвет, без вреда коже и без всякого запаха. Краска эта лучше всех, доселе употреблявшихся». Очень редко, но бывали рекламные объявления, состоящие из одного лишь рисунка, без текста. Такие объявления выглядели столь непривычно, что сразу привлекали внимание. Примером такой остроумной рекламы является рисунок магазина дамских шляп Ле-мерсье: почти с фотографической точностью изображен фасад магазина, на вывесках четко выписаны по-русски и по-французски название магазина и фамилия владельца. Читатель сначала начинал искать затерявшуюся подпись, а, не найдя ее, пристальнее вглядывался в рисунок и находил там всю необходимую информацию — и наверняка запоминал. Такой рекламный рисунок многократно печатали «Санкт-Петербургских ведомостях» в 1878 г. (№ 210,220, 255, 290 и др.)
Рисунки очень быстро приобрели популярность на рекламных страницах, техника их совершенствовалась, но все же рисунки по-прежнему оставались в первую очередь просто приманкой для глаза, полноценно иллюстрировать текст они не могли. Так, на рисунке швейные машины Вилера и Вильсона ничем не отличаются от швейных машин «Зингер», как и велосипеды, пианино различных мастерских. Новым в оформлении рекламы был прием использования «воздуха», т. е. пустого газетного пространства. Прежде газетную площадь экономили, объявления печатали плотно, тесно. Поэтому неожиданно, даже шокирующе выглядела и, конечно, сразу привлекала внимание пустая белая страница, в середине которой был помещен строгий квадрат рекламы знаменитого виноторговца П. Смирнова (Русские ведомости, 1890, 18 марта), ныне известного как Smirnoff. Такая реклама стоила очень дорого и была доступна только очень солидным рекламодателям. В приведенных выше объявлениях, и в других объявлениях, рекламировавших косметические средства, широко использовались ссылки на Европу как производителя того или иного средства. Иногда это была ни к чему не обязывающая общая фраза, вроде «Продается во всех Европейских аптеках», иногда — ссылка на какого-то конкретного парижского или лондонского аптекаря, с фамилией, адресом. Очерки истории российской рекламы Глава III. Реклама в газетах и журналах VIII—XIX вв.
Биржевые ведомости 1864, № 328: «Вставление зубов совершенно без боли по американской системе Джонсона Маллана, зубного врача из Лондона, в Б. Морской, д. Золото-ва, рядам с домом Обер-полицеймепстера. По дешевым заграничным ценам». Что касается языка рекламы, он продолжает развиваться в сторону максимальной ясности и простоты (хотя, "конечно, встречаются тексты, написанные вычурно и напыщенно). Именно во второй половине XIX в. в обиход российской рекламы прочно вошли «магические» слова: «самый», «самый лучший», «новый», «дешевый», «последний», «за бесценок», «только в течение 10 дней». Часто встречаются уклончивые сравнения: «лучше, чем все известные...», но никогда — «лучше, чем» в сочетании с названием какого-то конкретного товара.
Содержание газетной рекламы этого периода охватывает все стороны жизни, в том числе технические новшества — упомянутые нами швейные машины и велосипеды, сельскохозяйственные машины, турбины, печатные машинки, рекламируется демонстрация «вновь изобретенного и патентованного газа для уличного освещения» (именно в 1890-е гг. на улицах Москвы и Петербурга появились газовые фонари) и пр. Реклама развивается столь интенсивно, что начинает вытеснять со страниц газет иные публикации, информационные материалы. В «Руководстве для типографщиков» 1874 г. уже открыто утверждается принцип приоритета рекламы в газете: «Чтобы определить пространство для литературной части, нужно сначала сверстать объявления и сообразно оставшемуся месту прибавить или убавить статьи». Чаще и чаще объявления выходят на первые полосы газет (до текста), эти объявления стоят вдвое дороже тех, которые печатаются в конце номера (после текста). Естественно, что издатели крупных газет с готовностью отдают по трети, половине, а то и всю первую страницу под объявления. - Вот как выглядели цены на объявления в разных газетах:
Новое время Русское слово Биржевые ведомости Русские ведомости Привычные форматы уже не могут вместить все объявления. Издатели увеличивают форматы и объемы газет. Газеты выходят на 10, 12, 16, 20 страницах, причем информационная часть, как правило, находится в подчиненном, зависимом положении. Вот как в 1866 г. характеризует Н.В. Соколов, корреспондент журнала «Русское слово», искренне болевший за развитие содержательной журналистики, рекламу газеты А. Краевского «Голос»: «Издательский или аллигаторский аппетит никогда неудовлетворяется одной подпиской; она только возбуждает его, как вкусная закуска. Казенные и частные объявления и рекламы — вот сытная пища издателей-монополистов, вот их насущный хлеб, из которого они гонят не водку, а деньги, и притом какие деньги!.. Скажите, однако, что вас побуждает наполнять газеты объявлениями и рекламами, сокращая отделы политических и литературных известий? Неужели подписчики охотнее всего читают такие публикации? Или, может быть, сотрудники ваши не успевают заготовить статей, компиляций, рецензий, фельетонов и т.п. Или, вернее всего, вам расчетливо барышничать на счет подписчиков, сотрудников и всех печатающих объявления».
Мы видим, что война с коммерциализацией журналистики, начатая в начале века, продолжается, но в новых условиях, когда открыты все пути к получению прибылей, успех издателей-предпринимателей предрешен. Они изобретают новые способы привлечения рекламодателей. А. Краевский, к примеру, предоставляет рекламодателям «Голоса» полную свободу в оформлении своего объявления, предлагает самому избрать шрифт, рисунок, другие «типографские украшения». М. Катков и В. Леонтьев («Московские ведомости») делают ставку на постоянных солидных клиентов, публикуют не только рекламу, но и целые блоки материалов своих рекламодателей, например, Дворянского банка и «Российского страхового от огня общества». Были издания, нацеленные на рекламу какого-то одного товара; так, купец-винодел Ланин приобрел газету «Русский курьер» с тем, чтобы рекламировать продукцию своих заводов, а газета И.Д. Сытина «Русское слово» изначально была задумана как средство рекламирования в провинции книг его издательства. Нельзя не коснуться специальных рекламных изданий, тех, которые публикуют только объявления и рекламу. Например, ежедневная газета «Московский справочный листок» состояла исключительно из объявлений. Начиналась газета официальными объявлениями (нерекламного характера) — № 1 1880 г. открывался приказом городской полиции о порядке хранения в лавках керосина и других горючих жидкостей), информацией Московской судебной палаты и Московского окружного суда. Далее следовали отделы — медицинский (в нем перечислены городские больницы с указанием их специализации и цен на лечение), учебный, торговый, «Рестораны и трактиры», «Лучшие гостиницы», даже литературный отдел, сообщавший о московских газетах, книжных магазинах, библиотеках. Все эти отделы носили скорее информационный, чем рекламный характер: рестораны, магазины, больницы и пр. лишь перечислены, названы, тексты не содержат ни приглашения, ни оценки (хотя название отдела «Лучшие гостиницы» имеет рекламное звучание), это — справочный материал, призванный помочь москвичу или приезжему человеку сориентироваться в большом городе. Настоящая реклама размещена на последних страницах газеты: здесь мы находим рекламу «печатных станков для печатания с медных досок», аппаратов для варки катушечной массы, предложения леса на сруб, услуг адвоката, услуг венеролога, меховых изделий из магазина И.Б. Мичинера на Кузнецком мосту, множество частных объявлений самого разнообразного содержания. На газетном рынке возникали и исчезали бесплатные рекламные приложения и бесплатные рекламные газеты, такие как «Торговый листок», «Киевская справочная газета», «Всеобщий листок объявлений промышленности и торговли» и др. В обстановке постоянной конкуренции между изданиями шла скрытая и явная борьба за рекламодателя. Лишь немногие издания могли позволить себе выбирать рекламодателей, более того — отказываться от рекламы в интересах логики издания. Одним из таких издателей был Адольф Маркс, издатель архипопулярного еже- недельника «Нива», великий изобретатель новых рекламных форм. Дтя привлечения подписчиков А. Маркс постоянно придумывал выпуски разнообразных бесплатных приложений (книг, плакатов, репродукций картин, календарей), в иные годы количество приложений доходило до 24 наименований в год, объявлял конкурсы на лучшую повесть из российской истории, а потом издавал ее отдельной книгой, производил и рекламировал специальные папки для годовых комплектов «Нивы». Во многом благодаря столь активной рекламной деятельности еженедельник А. Маркса имел невиданные в России тысячные тиражи (1872 — 30 тыс. экз., 1882 — 70 тыс., 1891 — 115 тыс., 1904 — 275 тыс.), которые привлекали к «Ниве» рекламодателей. Но издатель не спешил воспользоваться столь благоприятной ситуацией к собственной выгоде. В течение долгих лет А. Маркс проводил последовательную рекламную политику, направленную на строгое выполнение программы журнала. В течение первых лет (это были 1870-е гг.) журнал уделял рекламе лишь последние две страницы, причем там преобладала книжная реклама (в первую очередь — книг, издаваемых самим А. Марксом) и объявления о подписке на газеты и журналы (так, в 1872 г. мы встречаем объявления газет «Деятельность», «Новости», «Вечерняя газета», «Биржевые новости», журналов «Знание», «Будильник», «Гражданин», «Модный свет»- изданий, политически и идеологически близких «Ниве»). И лишь третье место, после книжной и газетно-журнальной, занимала самая доходная товарная коммерческая реклама. Столь последовательной рекламной политики А. Маркс придерживался долго, хотя некоторые уступки наступлению коммерческой рекламы были им, безусловно, сделаны, и чем дальше, тем их становилось больше: к началу 80-х годов реклама занимает уже пять (а не две) последних страниц журнала, менее разборчивым журнал становится и в отборе рекламы — можно встретить рекламу «совершенно отличительного качества далматинской ромашки от всех насекомых» и т. п. А к 90-м годам соотношение книжной и товарной коммерческой рекламы меняется уже в сторону значительного перевеса последней. В 1906 г. встречаем номера «Нивы», которые начинаются с товарной коммерческой рекламы и уже не содержат ни одного объявления о книгах или периодических изданиях. 74 Очерки истории российской рекламы В обстановке рекламного бума появляются учреждения-по-средники между газетами и рекламодателями. Одной из крупнейших была Ценгфальная Контора объявлений Торгового Дома Метцль и К°, основанная в 1870 г.; контора принимала объявления для столичных и провинциальных газет. К 1880 г. контора расширила границы своей деятельности и стала рекомендовать себя иначе, о чем мы узнаем из объявлений: Московский справочный листок, 1880, № 2: «Центральная контора объявлении для всех европейских газет (Л. Метцль) с 1-го сентября 1880 года находится на Петровке, в доме Солодовникова. Прием публикаций во все существующие газеты по ценам редакций производится ежедневно от 9 часов утра до 8 часов вечера. Подписка на 1881 г. на все газеты и журналы». В упомянутом «Руководстве для типографщиков» мы читаем о том, каким авторитетом пользовалась контора: «...Следует особо строго придерживаться указаний конторы объявлений: при присылке своих публикаций они назначают, сколько должно занимать строк, во сколько столбцов шириною набрать, и даже иногда обозначают шрифты отдельных строк». Контора Л. Метцля осуществляла посреднические функции во время действия всероссийских промышленных выставок (см. главу «Промышленные выставки»). Услуги конторы, очевидно, пользовались спросом, так как в конце XIX в. с Л. Метцлем конкурировало немало подобных контор, о чем мы узнаем из газетной рекламы: Московский справочный листок, 1880, № 45: «Контора объявлений Н. Печковской в Москве. Прием подписки и объявлений во все газеты и журналы в России и за границею по ценам редакций. Контрагент объявлений на уличные столбы. Специальная агентура и прямые сношения с важнейшими органами Русской печати. Глава III. Реклама в газетах и журналах VIII—XIX вв. 75 На большие заказы по объявлениям соответственная уступка. Адрес: дом Петровских торговых линий, кв. 61». Расцвет газетной рекламы приходится на конец 1890-х—начало 191 0-х гг. — период наивысшего развития капитализма в России. В это время газеты получают максимальные доходы от рекламы: 1898 год Новое время — 499 807 руб. Петербургская газета — 305 812 руб. Московские новости —275 190 руб. Петербургский листок — 157 745 руб. Биржевые ведомости — 131 381 руб. Различные справочные листки дают в это время до 8 тыс. руб. дохода, а реклама в «Русском слове» И. Сытина в начале XX в. приносила издателю уже до 2 млн. руб. в год. *** Из краткого обзора следует, что в XIX столетии газетная реклама сделала рывок и перешла от слабых, информационных, однообразных и мало экспрессивных форм к полноценной, разнообразной рекламе. Процесс развития до 1862 г. целиком зависел от воли правительства, не дававшего частным изданиям права на публикацию объявлений. После снятия запрета газетная реклама в России начала более-менее свободно развиваться. Уже к концу 60-х гг. она стала основным источником доходов газет. Появились специальные рекламные издания. В 1890-1900-е гг. процесс развития рекламы шел к своему апогею. Основная литература: Боханов А.Н. Буржуазная пресса России и крупный капитал. Конец XIX—1914г. М, 1984. Киселев А. История оформления русской газеты (1702-1917). М., 1990. Сляднева О. Самореклама российских монархов XVIII в.//РК-диа-лог, 1997. № 1.С. 11-13. Сляднева О. Отечественная реклама: типологические характеристики. Из истории российской рекламы//Реклама и связи с общественностью: Теория и методика профессионального творчества. Ч. 1. СПб., 1998. С. 3-46. Сляднева О. Принципы редакторской и рекламной практики Фад-Дея Булгарина//Вестник СПбГУ, 1999. Сер. 2. Вып. 3. С. 72-77. Глава IV История знает не так много деятелей, проявивших себя в сфере рекламы. Одно из первых таких имен в истории российской рекламы— Фаддей Булгарин, более известный как издатель, журналист и писатель первой половины XIX в. Известность его еще при жизни носила скандальный характер. И действительно, всей своей жизнью, характером своей многообразной деятельности Ф. Булгарин давал поводы к сплетням, провоцировал недоброжелательное, враждебное, часто презрительное отношение к себе современников. Беспринципность и грубость его полемических выпадов против А.С. Пушкина и его окружения была притчей во языцех в литературных кругах, поэтому Ф. Булгарин традиционно и заслуженно занимает в истории литературы и журналистики позицию хрестоматийно отрицательного персонажа. Такой стереотип отношения к нему начал складываться еще при жизни. Ф. Булгарин сам констатирует этот факт в «Воспоминаниях»: «...Вся вражда падала на меня одного, и каждое неблагоприятное суждение приписывалось мне, а за похвалу никто не сказал мне спасибо!.. Все журналы, сколько их ни было в течение 25 лет, начинали свое поприще, продолжали и кончали его — жестокою бранью против моих литературных произведений. Все мои сочинения и издания были всегда изруганы». А сочинений и изданий у Ф. Булгарина было немало. Он был активным издателем, место его в литературе и журналистике середины XIX в. было достаточно заметным. Вот перечень булгаринс-ких изданий: 1822-1829 гг. — журнал «Северный архив»; 1823—1824 гг. — «Литературные листки», приложение в журналу «Сын Отечества»; 1823—1825 гг. — альманах «Талия» (первый театральный альманах в России); 1825-1839 гг. — соредакторство с Н.И. Гречем в журнале «Сын Отечества»;
1825-1859 гг. — газета «Северная пчела» (самая популярная в России газета этого периода); 1841-1853 гг. —журнал «Эконом». Сразу отметим, что издания Ф. Булгарина, в отличие от большинства изданий того времени, были долговечны, популярны и прибыльны, что свидетельствует о его незаурядном редакторском и издательском таланте. Такой же успешной была и литературная деятельность Ф. Булгарина: его знаменитый роман с продолжениями «Иван Выжигин» читала вся Россия, и круг почитателей этого произведения был намного шире, чем у «Евгения Онегина» или «Бориса Годунова». В чем же причина успеха Фаддея Булгарина? В чем отличительная черта его редакторского таланта, которая позволила ему обойти по части популярности всех редакторов-издателей своего времени? Очевидно, в том принципе, который Ф. Булгарин заложил в основу своей издательской, а равно и литературной деятельности, и принцип тот был нов для тогдашней России — принцип удовлетворения ожиданий (запросов, интересов) читателя. Принцип, который сейчас называется маркетингом, который получил развитие в России лишь во второй половине XIX века, потом, после 1917г., напрочь исчез из издательского дела на 70 лет, и возрождается лишь в течение последнего десятилетия. Ф. Булгарин уже в 20-е гг. девятнадцатого столетия понял, что лишь то издание будет иметь успех, которое во всем угодит публике, — и сделал этот принцип руководством к действию. Может быть, не до всего он додумался сам, кое-что почерпнул из опыта французской журналистики, с которой был хорошо знаком, но для литературной России это было абсолютно ново и — в нравственном плане — неприемлемо. Неприемлемо в той откровенно неприкрытой форме, граничащей с эпатажем, в той терминологии, которую употреблял Ф. Булгарин для объяснения своих действий. Не будем забывать, что в литературе и журналистике того времени царили высокие понятия о назначении писателя и журналиста, о благородной миссии литературы. Хотя А.С. Пушкин, Н.А. Полевой уже понимали, что без читателя нет журнала, нет газеты, что всякое издание должно прино- 78 Очерки истории российской рекламы
сить прибыль и нет ничего постыдного в стремлении к издательской прибыли, но такие выражения Ф. Булгарина, как «угодить читателям», «быть слугой, конюшим публики» звучали в нравственной атмосфере того времени цинично и вульгарно. А Ф. Булгарин не стеснялся. В очерке «Публика» он откровенно высказывает свою позицию: «Мы служим публике в качестве докладчика, должны переносить все ее прихоти, терпеливо слушать изъявления неудовольствия и быть весьма осторожными во время ее милостивого расположения». Мы уже наблюдали в XVIII в. куртуазные обращения издателей журналов к своим читателям, где присутствовали и лесть, и неуемные комплименты их вкусу и уму, и уверения во всевозможном расположении, но тогда это были только слова, а действительного, фактического удовлетворения запросов читателей не было, никто не ставил себе такой задачи. Впервые поставил ее Ф. Булгарин. И подошел к ее решению фундаментально: провел настоящее исследование (сегодня мы бы сказали: маркетинговое исследование) читательской аудитории и выделил среди нее «своих» читателей (сегодня мы бы сказали: сегмент читательской аудитории). В статье «О цензуре в России и о книгопечатании вообще» Ф. Булгарин делит всю русскую публику на четыре категории: «1. Знатные и богатые люди. 2. Среднее состояние. Оно состоит у нас из а) достаточных дворян, находящихся в службе, и помещиков, живущих в деревнях; в) из бедных дворян, воспитанных в казенных заведениях; с) из чиновников гражданских и всех тех, которых мы называли приказными; ф из богатых купцов, заводчиков и даже мещан. Это состояние самое многочисленное, по большей части образовавшееся и образующееся само собой, посредством чтения и сообщения идей, составляет так называемую русскую публику. 3. Нижнее состояние. Оно заключает в себе мелких подьячих, гра 4. Ученые и литераторы». Перед нами не что иное как сегментирование читательского рынка. Булгарин выбирает сегмент «2», среднее состояние, самое многочисленное, и в этой же статье, а также в ряде других, формулирует запросы «своего» читателя: — «...большинство публики любит легкое..., ищет в журналах и га — «...публика наша любит только тогда политику, когда в полити — «больше всего публике нравится новость», — «публике надо представлять как можно больше необыкновенно Вот на такие принципы ориентируется Ф. Булгарин в своих изданиях, и уже в 1833 г. тираж его политической и литературной газеты «Северная пчела» (единственной в то время частной газеты в России) достиг 9000 экз., тогда как «Литературная газета» Дельвига—Пушкина примерно в те же годы имела едва 100 подписчиков. Очевидно, маркетинговый расчет Ф. Булгарина оказался верным, он правильно угадал запросы непритязательного среднего читателя, правильно оценил его интеллектуальный уровень — и угодил своему читателю в полной мере, не ставя себе высоких воспитательских и просветительских задач. «Северная пчела» стала настолько популярна, что даже ее недруги (А.С. Пушкин, П.А. Вяземский, В.Г. Белинский, А.В. Никитенко и др.) признавали ее необыкно-венный успех. Примерно то же произошло и с литературными произведениями Ф. Булгарина: оправдался его расчет на нетребовательный вкус среднего читателя, «Иван Выжигин» расходился огромными тиражами, порождая многочисленные подражания. Так что мы должны признать новаторство Ф. Булгарина в подходе к читателю. Несмотря на то, что в те времена этот принципиально новый подход выглядел цинично, он принес богатые плоды: Ф. Булгарин завоевал массового читателя, битву за читателя в 30-е годы он бесспорно выиграл. Глава IV. Возникновение косвенной рекламы
Вполне логично, что именно в газете «Северная пчела» с от крыто декларируемым принципом «угодить читателю» расцвела пышным цветом реклама, и не просто в виде объявлений, как мы до сих пор видели ее в «Санкт-Петербургских» и «Московских ведомостях», но в виде полноценных, полновесных рекламных текстов —рекламных статей, рекламных обращений. Ф. Булгарин и в рекламе руководствовался принципом «угодить», он считал, что газета должна снабжать читателя не только политическими и светскими новостями, но и новостями в моде, торговле, при этом эти новости должны быть поданы занимательно, с некоторым количеством рассуждений о предмете, чтобы читатель, прочитав их, почувствовал себя мыслящим и просвещенным человеком. В традиционно коротком объявлении решить все эти задачи было невозможно, поэтому Ф. Булгарин вводит новый жанр — большую рекламную статью. Есть еще одна причина появления этого нового жанра: коммерческие объявления не были разрешены «Северной пчеле». Ф. Булгарин имел право помещать в газете объявления только о театральных представлениях и новых книгах и журналах, а разрешения на самую доходную статью — коммерческие объявления — на протяжении всех тридцати лет издания «Северной пчелы» ему так и не удалось получить у правительства. Множество записок и прошений было написано им в цензурный комитет и лично царю с просьбой разрешить ему публикацию объявлений. На все просьбы ответ был один: отказ. Однако не таков был Ф. Булгарин, чтобы покорно подчиниться высочайшему запрету, когда дело шло о прибылях, а объявления, как хорошо понимал Ф. Булгарин, сулили прибыли немалые. Так что новый жанр был обусловлен еще и этой причиной: рекламу надо было спрятать, скрыть, а это было возможно только при большом объеме статьи. В «Северной пчеле» появляются огромные — иногда на две газетные страницы! — статьи, внутри которых была спрятана реклама, но вместе с тем статьи эти содержали значительное количество сопутствующей информации, занимательных фактов, общих рассуждений, так что придраться было не к чему. Например, в № 6 1825 г. помещена обширная статья о заезжем зверинце г. Лемана. Автор начинает с пространных рассуждений о печальной участи заключенных в клетки свободолюбивых животных, доходя до трагического пафоса там, где сравнивает их участь с праздным любопытством бездельников-посетителей. «Это настоящий Ноев ковчег! Одно общее бедствие, неволя, объединило непримиримых природных врагов; один непреложный закон, голод, подчинил свирепых чудовищ безоружной руке человека! Гордый лев и щобный тигр лижут питающую их руку и прыгают под лозою». Далее автор подробно описывает условия жизни животных в естественных условиях, среду обитания, трудности содержания зверей в неволе. И лишь в конце этой насыщенной разнообразной информацией, патетическими рассуждениями о свободе и неволе и пр. статьи, обнаруживаем рекламный мотив: «Зверинец в манеже, в доме г. Козулина, у Красного моста. Цена в первые места два рубля, в остальные — рубль. Содержание зверинца стоит очень дорого хозяину: надобно поддержать его. Цена невелика, а удовольствия много». Указание точного адреса, цены билетов и наличие приглашения говорят о том, что это — реклама, а все остальное — сопутствующая информация. Таким образом, мы видим, что с легкой руки Ф. Булгарина впервые в России появилась скрытая реклама. Надо отдать должное тому, что «сопутствующая информация» в рекламных статьях «Северной пчелы» часто бывала столь интересна, что вполне могла бы быть самостоятельной темой и без рекламы. Так, в № 89 1830 г. в рубрике «Художества» опубликована огромная (на две полосы) статья «Письмо к издателю», подписанная «Любитель Художеств», о собрании картин, мозаик, натуральных камней, эстампов, «собрании птиц и золотых Американских попугаев, цветов, медалей древних, новейших, Русских. Шведских и пр.», то есть о заезжем музее итальянца г. Палацци. В статье рассказывается об итальянской, голландской и испанской художественных школах, о нумизматике, о коллекционировании вообще и о привезенных картинах в частности. В конце статьи мы находим опять же рекламное обращение:
Дата добавления: 2014-12-26; Просмотров: 758; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |