Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Структурные связи




Во всех формах бытия имеют место структурность и детерминированность. Выделяют тип связей, фиксирующий устройство, организованность бытия, - структурные связи, основные из которых находят отражение в следующих категориях.

Часть и целое. Часть - те предметы, которые в своей совокупности образуют новое. Целое - результат сочетания частей предмета - не сводится к набору частей, это и результат связи, взаимодействия частей. Организм человека (целое) включает не только органы (части), но и их взаимодействие.

Содержание и форма. Содержание - это совокупность тех элементов и их взаимодействия, которые определяют основной характер явления. Форма - есть способ существования и выражения содержания. То, о чем говорится в книге - ее содержание, а как (проза, поэзия) - это форма.

Элементы, система, структура. Система - это упорядоченное множество взаимосвязанных элементов, обладающих структурой и организацией. Элемент - неразложимый далее (в данной системе) компонент, составляющая сложных объектов. Структура - относительно устойчивый способ связи элементов сложного целого. Студенческая группа - элемент в системе вуза, при ином измерении: студент - элемент в системе - группе.

Мы имеем возможность лишь назвать и лишь несколько из основных парных категорий. (Об этих категориях и других можно узнать из указанного учебника и философских словарей).

Взаимосвязь категорий не простая, и покажем это на диалектике единичного и общего.

1) В этих категориях отражается взаимосвязь единства и многообразия бытия и познания. Проанализируйте предложение: "Этот лев - хищное животное" (хищники - вид, общее, львы - подвид, особенное, и отдельный индивид - единичное). Единичное - определенная, ограниченная в пространстве и во времени вещь, рассматриваемая в ее качественной определенности, в ее неповторимости и своеобразии. Общее ( всеобщее ) - закон существования, изменения и развития единичных явлений в их взаимодействии и единстве. Ни единичное, ни общее ( всеобщее ) не существуют в действительности самостоятельно, изолированно от предметов и явлений. Это единство фиксируется в категории особенного, которая выступает как определенно всеобщее и не исключенное из реальной связи вещей единичное (8, т.3, с.173). Единичное и общее - единство противоположностей, они взаимопредполагают и отрицают друг друга.



2) Рассмотрим категории единичного и общего как формы мышления:

а) Опираясь на категории единичного и всеобщего, мы строим все наши определения (осел - животное, родственное лошади, невысокого роста с большой головой и длинными ушами);

б) Слово (общее) служит для обозначения каждой отдельной вещи (единичное).

Опираясь на диалектику общего и единичного, мы можем познавать мир и практически в нем ориентироваться: мы переносим наши знания с одного объекта на другой. Сталкиваясь с вещью, которую мы никогда не видели, встречаем ее как старую знакомую (или встретим незнакомого человека и уже многое о нем знаем). Это оказывается возможным потому, что вещи суть одновременно и бесконечно разнообразны и все суть одно и то же. (Одна из основных характеристик мира заключается в единстве противоположностей и бесконечного многообразия и тождества; именно это и создает возможность для суждения о мире в целом при знании частей).

Впервые категории единичного и общего были открыты Платоном. Что заставило его задуматься и прийти к определенным выводам? В быту для обозначения бесконечного разнообразия предметов и процессов мы используем около 5 тыс. слов. Словом, мы обозначаем не вещи, а понятия (идеи). Понятия всегда общи в отличие от конкретных вещей, которые всегда единичны. В человеческой деятельности общее чаще возникает до единичного. Например, в голове конструктора возник проект нового механизма, который затем реализуется в конкретных механизмах. Различные объекты в большей или меньшей мере соответствуют своему назначению, т.е. отражают общее ("настоящий" человек и "дрянь"-человек). Платон сделал вывод, что знать общее гораздо важнее, чем единичное, что отдельная вещь и общее как-то связаны: знание об отдельной вещи определяется знанием общего. Для познания каждой отдельной вещи необходимо познание общего. Платон уловил связь между отдельным и общим, но неправильно ее истолковал: общее первично, существует самостоятельно и до единичного, оно порождает единичное, это - мысли, замысел богов.

Вывод Платона о том, что общее существует до единичного, подхватили в средние века представители реализма (те, кто верил, что общее существует реально, независимо от единичного). В противоположность реалистам номиналистами (номен - имя) называли в средние века тех, кто утверждал, что общее не существует, общее - это только слово, это только имя, которым мы обозначаем не одну вещь, а многие. Существуют только отдельные, единичные, конкретные вещи. (Стол вообще не существует, покажите его; существуют люди, не похожие друг на друга, но нет человека вообще).

С позиции диалектики, общее, будучи родовым, существует не до отдельного, а в нем самом; общее не сводится только к сходству; общее существует не наряду с единичным, а в форме единичного. К примеру, вид (общее) как надорганизменное образование не менее реален, чем отдельный животный индивид. Общим у людей есть то, что они включены в систему общественных отношений, освоили накопленную до них культуру и т.п.

В реальном мире общее существует в единичном, а единичное в общем (отдельная личность - носитель общей культуры материальной и духовной).

Общее существует только в отдельном и через отдельное:

1) как устойчивое, сохраняющееся при всех превращениях вещи;

2) в чистом виде не существует (только человеческий разум способен выделить общее посредством абстрактного мышления в чистом виде).

Каждое единичное существует только в той связи, которая ведет к общему; вне общего отдельные объекты не могут существовать (вне общества нет человека); каждая отдельная вещь может возникнуть и существовать только на основе действующих в мире закономерностей. Привыкнув оперировать общим, люди ошибочно приходят к выводу, что общее существует в чистом виде.

Единичное и общее как ступени познания. Что нужно познавать: общее или единичное? Уже естествознание XVI-XVII вв. показало, что без знания единичного нет знания вообще. Необходимо изучать каждую вещь во всех ее подробностях, но отправляясь от какого-то заранее принятого общего представления. Единичное интересно как форма проявления общего, а противоречие между единичным и общим дает толчок к пересмотру общего. Единичное нужно изучать для познания общего (общее жизни - обмен веществ, способность к активному отражению и развитию, наследственность и приспособляемость к среде), а знание общего дает возможность ориентироваться в многообразии единичного.

 





Дата добавления: 2014-12-23; Просмотров: 463; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Читайте также:
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2022) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление
Генерация страницы за: 0.018 сек.