Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Оценочный процесс





Помощь в написании учебных работ
1500+ квалифицированных специалистов готовы вам помочь

Обществ. Психология

_

Обыденный

Теоретический

. + П Право Мораль Религ. Искусст. Филос.

О. Б Обществ. Идеология

 

 

Общественная психология - это эмоционально-чувственная сфера общественного сознания, воплощающаяся в обычаях, нравах, привычках, традициях, чувствах, настроениях и т.д. Идеология - это сфера общественного сознания, которая преимущественно в теоретической форме выражает коренные интересы, идеалы классов или других общностей людей, существенно влияющих на социальный процесс. Идеология есть наиболее яркий показатель самоопределения социальной группы в качестве субъекта исторического творчества. Если "носителями" идеологии выступают все или большинство членов социальной группы, то ее "создателями" может быть очень небольшой круг теоретически подготовленных лиц либо из числа членов этой группы, либо из иных групп. Идеологизация всех процессов общественной жизни остается необходимой (и неизбежной) до тех пор, пока в обществе сохраняется групповое деление людей.

В социологическом аспекте общественное сознание разделяется на: 1) общностное и индивидуальное (основание членения - различие носителей общественного сознания), и 2) формы (основание выделения - функционирование в различных сферах человеческой деятельности и отношений).

Различие между общностным (или общественным, как иногда не вполне корректно его называют в литературе) и индивидуальным сознанием можно провести в двух плоскостях. С одной стороны, носителями общностного сознания выступают многочисленные социальные группы различных масштабов - от самых малых (скажем, семья) до самых больших (например, человечество), а носителем индивидуального сознания - отдельно взятый человек. С другой стороны, носителем и общностного и индивидуального сознания может выступать один отдельно взятый человек, сознание которого складывается из двух составляющих: общностной, формирующейся вследствие его принадлежности к каким-либо общностям и объединяющей его с членами этих общностей, и индивидуальной, характеризующей его неповторимое, уникальное "Я", отличное от всех остальных индивидов. Общностное сознание неизмеримо больше по объему и времени существования, чем индивидуальное. Тем не менее их влияние обоюдостороннее: как общностное сознание способствует развитию и совершенствованию индивидуального, так и последнее выступает необходимым и постоянным источником пополнения содержания первого.



Будучи исторически изменчивыми и структурированными (на все вышеуказанные элементы общественного сознания), формы общественного сознания, как идеальные составляющие определенных сфер деятельности и общественных отношений людей, различаются между собой по: 1) предмету отражения, 2) формам отражения, 3) особенностям своего развития, 4) выполняемым ими социальным функциям.

Нравственное сознание, формирующееся на самой ранней стадии антропосоциогенеза и существующее вечно, представляет собой отражение общепринятых нормативов и оценок поведения и деятельности, регулирующих межличностное общение людей в целях обеспечения единства личных и коллективных интересов. (Достижение высшего уровня нравственного сознания Кант представлял следующим образом: "поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице и в лице всякого другого также как к цели и никогда не относился бы к нему только как к средству" /5; С.270/).

Эстетическое (художественное) сознание, возникающее на последней стадии родового строя и существующее вечно, представляет собой выражение ценностного отношения человека к миру и отражение художественной деятельности людей и выступает тем духовным фундаментом, который обеспечивает гармоническое единство и внутреннюю взаимосвязанность различных проявлений духовной жизни человека и общества в целом. ("Я убежден, - писал Гегель, - что высший акт разума, охватывающий все идеи, есть акт эстетический и что истина и благо соединяются родственными узами лишь в красоте" /6; С.212/).

Религиозное сознание, возникающее на последней стадии первобытного строя и существующее в эпоху классового деления общества, есть отражение тех внешних сил, которые господствуют над людьми в их повседневной жизни, в их (сил) сверхъестественном воплощении. (По мнению Маркса, "религиозное отражение действительного мира может вообще исчезнуть лишь тогда, когда отношения практической повседневной жизни людей будут выражаться в прозрачных и разумных связях их между собой и с природой" /1; Т.23, С.9O/).

Политическое сознание, существующее в эпоху классового деления общества, выступает отражением общественных отношений социальных групп по поводу осуществления государственной власти и функционирования политической системы общества в целом.

Правосознание, неразрывно связаное с существованием политического сознания, есть форма общественного сознания, в которой выражается знание и оценка принятых в данном обществе в качестве юридических законов нормативов общественной деятельности различных субъектов права.

 

Л и т е р а т у р а

 

1. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения, 2-е издание.

2. Мир философии, Ч.II. - М., 1991.

3. Ленин В.И. Полное собрание сочинений, 5-е издание.

4. Філософія / за ред. Надольного І.Ф. К., 1997.

5. Кант И. Сочинения. В 6-ти т. - М., 1965, Т.4, Ч.I.

6. Гегель Г.В.Ф. Работы разных лет. В 2-х т. - М., 197O, Т.I.

 

Итоговые вопросы и задания

1. Каковы основные компоненты духовной жизни общества?

2. В чём заключаются особенности духовного производства и духовного потребления?

3. Что такое общественное сознание? Как оно соотносится с индивидуальным сознанием и общественным бытием? Кто формирует общественное сознание?

4. Каковы уровни и формы общественного сознания?

5. В чём состоит главное содержание обыденного и теоретического сознания?

6. Каковы основные отличия общественной психологии и идеологии?

7. В чём заключается специфика массового сознания и общественного мнения?

8. Раскройте сущностное содержание различных форм общественного сознания.

9. Что такое духовная культура, каково её основное содержание? Каковы наиболее известные концепции и определения культуры?

10. Как соотносятся понятия ценности и культура?

11. Как классифицируются ценности? Назовите типы ценностных ориентаций.

12. Как связаны ценности и нормы в культуре?

13. Одинаковы ли ценности у разных людей, от чего это зависит?

14. Как соотносятся культура, антикультура и контркультура?

В каком смысле говорят о дегуманизации культуры как глобальной опасности?

Раздел 10. ОБШЕСТВО КАК РАЗВИВАЮЩАЯСЯ СИСТЕМА: ПРОБЛЕМА ИСТОРИИ В ЕЕ ДИНАМИКЕ





Дата добавления: 2014-12-23; Просмотров: 231; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Читайте также:
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2022) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.023 сек.