Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Отношение общества к науке




В старину наука была чуждой и недоступной для широкой публики. Проблемы, над которыми размышляли «ученые мужи», были далеки от практических, хозяйственных нужд народа. Поэтому не удивительно, что в культуре низших слоев населения вплоть до Нового времени «книжная» наука понималась как «господская блажь». Среди высшей аристократии средневекового общества, многие представители которых даже не умели читать, наука тоже почтением не пользовалась – она считалась делом «нерыцарским», «неджентльменским».

В традиционной народной культуре фигура ученого практически отсутствует. В фольклоре можно встретить мудреца, кудесника, мастера на все руки, но это, собственно, не люди науки. Разве лишь «звездочеты» как-то связаны со специальными научными занятиями. Когда же в более поздних сказках и преданиях появляется персонаж, наделенный «книжной» ученостью, то почти всегда – как объект шуток и насмешек. Если учесть, что подобная ученость до Нового времени предполагала углубление в философско-богословские премудрости, весьма далекие от житейских дел, то в этом нет ничего удивительного.

Век Просвещения внес в образ науки новые веяния. С распространением грамотности росло понимание научных проблем, а приближение науки к практике способствовало повышению ее престижа в глазах широкой публики. В европейской культуре XVIII-XIX вв. наука стала представляться в новом облике – как сила, способная улучшить жизнь общества, как «светоч прогресса». На развитие науки возлагаются большие надежды, и она своими достижениями, казалось бы, в значительной мере оправдывает ожидания.

Успехи науки и нарастающее влияние ее на культуру ведут к тому, что общественное мнение проникается признанием ценности научного труда. Невежды вроде фонвизинскогоМитрофанушки подвергаются осмеянию. В XVIII-XIX вв. складывается обобщенный идеализированный образ «настоящего» ученого, представляющий классический тип человека науки. Характерные его черты – особый дар глубокого, проницательного мышления, порядочность, честность, полная самоотдача научным занятиям Этот стереотип «рыцаря науки» допускает наличие у ученых и некоторых традиционно приписываемых им недостатков: им может быть свойственна отрешенность от реальной жизни, бытовая беспомощность, рассеянность. Но то, что прежде служило поводом для их осмеяния, изображается теперь как следствие их глубокой сосредоточенности на вопросах науки. Ученому простительно и даже необходимо быть немного «не от мира сего», потому что он выше мирской суеты и занят более важным делом, чем забота о мелочах быта.

Авторитет науки особенно возрос после Второй мировой войны, во время которой она доказывает свою значимость в деле разработки новых видов оружия. Но именно милитаризация науки, в особенности создание атомной бомбы, возбуждает волну тревоги по поводу растущего могущества науки. Эта тревога еще больше усиливается в связи с порожденными научно-техническим прогрессом глобальными проблемами. В результате образ науки в глазах публики раздваивается: наряду с восхищением и преклонением наука вызывает недоверие и страх. Формируются два противоположных взгляда на науку – сайентизм [96] и антисайентизм.

Сайентизм утверждает необходимость и благотворности научного подхода к решению всех проблем жизни людей. Антисайентизм, наоборот, негативно оценивает достижения науки и их последствия. Если сайентизм естественным образом смыкается с технофилией (техницизмомом), то антисайентизм столь же естественно сочетается с технофобией (антитехницизмом). В результате образуются два противостоящих взгляда на научно-технический прогресс и технологическую культуру в целом, бытующих в сознании людей современного мира.

За противостоянием между сайентизмом и антисайентизма стоит более общее мировоззренческое расхождение культурных парадигм рационализма и иррационализма.

Рост антисайентистских настроений в обществе сливается в один поток с усилением мистических и иррационалистических установок. Современная наука пугает многих – и ее втянутостью в милитаристские проекты, и ее недоступностью для тех, кому не хватает знаний и таланта, и доходящими до публики через прессу сенсационными слухами об ужасных открытиях и изобретениях, которые грозят человечеству чудовищными бедами. Антисаейтисты содействуют формированию и распространению такого «зловещего» образа науки, призывая вернуться к идеалам предков, к «доброму старому времени», когда люди «знали меньше, но жили счастливей».

Антисайентизм стимулирует падение престижа науки, что, в свою очередь, сказывается на ухудшении ее финансирования. Вместе с падением престижа науки снижается и престижность профессии ученого. Это особенно заметно в нашей стране.

Российская наука сейчас буквально задыхается от недостатка средств. И повинна в этом не только бедность государства, но и антисайентистское пренебрежение к науке. Дело доходит до того, что на содержание целой армии магов, колдунов и экстрасенсов доброхоты расходуют едва ли не больше, чем государство на Академию Наук, а вера в их паранауку заставляет многих отвергать авторитет научного знания.

У нас, по данным социологических опросов, профессия ученого стала одной из самых малопочетных. Творческий труд в науке оплачивается крайне низко, грузчик получает больше доктора наук. Уменьшился приток в науку талантливой молодежи. Россия теряет кадры ученых из-за оттока их в другие области деятельности, а также за рубеж.

Впрочем, кризисное положение, которое переживает ныне российская наука, имеет одну положительную сторону: профессия ученого перестает быть «кормушкой» для тех, кто ищет легкой жизни, и в этих условиях наука становится привлекательным делом больше всего для тех, кого влечет к ней призвание, а не погоня за мирскими благами.

В то же время наука в глазах общества продолжает оставаться важнейшей силой, с помощью которой решаются разнообразные социальные задачи, с которой нельзя не считаться и о развитие которой все-таки приходится заботиться. Наука продолжает развиваться, и несмотря на антисайентистскую критику, роль ее в обществе растет. Однако взаимоотношения между обществом и наукой далеко не идилличны, и наличие противоположных оценок науки – это не случайный факт, а выражение противоречивости современной культуры. Действие вызывает противодействие: реальная сила, движущая развитие современной цивилизации, - рационализм, техницизм, сайентизм. Иррационализм и мистика, антисайентизм и технофобия – реакция на эту силу, то усиливающаяся, то ослабевающая.

Можно полагать, что дальнейшее развитие науки будет требовать от общества все больших средств, а это неизбежно будет вызывать всплески критики и противодействия. Вместе с тем недостаток ресурсов, которыми располагает общество, является фактором, сдерживающим рост науки. Вероятно, действие этого фактора будет усиливаться. Некоторые ученые высказывают предположение, что это приведет в XXI в. к существенному изменению характера развития науки.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 1271; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.