Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Часть III




Любовь

Дружба

Во все времена и во всех культурах дружба почиталась как величайшая ценность. Однако сценарии дружеских отношений исторически менялись. В первобытных общинах существовала ритуальная дружба, символически приравниваемая к родству. В Древней Греции дружба противопоставляется родственным отношениям и строится на свободном выборе друзей в ходе совместной деятельности. В Средние века дружеские связи устанавливаются, за редким исключением, между людьми, занимающими одну и ту же ступень социальной иерархии. Гуманисты эпохи Возрождения воспевают духовную дружбу, основанную на интеллектуальном общении.

В век Просвещения на первый план выдвигается нравственная сторона дружеских отношений. В общественное сознание проникает мысль, что дружба может связывать людей из разных слоев общества, что дружеские чувства важнее происхождения и социального ранга. В литературе воспевается идеал романтической дружбы, в которой друзья готовы друг ради друга выдержать любые испытания, вплоть до смерти.

В современную эпоху дружба остается социальной и нравственной ценностью, но отношения, которые именуют «дружескими», имеют множество градаций и оттенков. В юношеском возрасте требования, которым должна удовлетворять истинная дружба, очень высоки. У людей более старших дружба, как правило, утрачивает романтической ореол; жизненные заботы, работа, семейные дела оставляют меньше времени для дружеского общения. Но если горячая юношеская дружба, кажущаяся друзьям вечной, нередко впоследствии полностью остывает, то в зрелом возрасте проверенная временем, многолетняя дружба оказывается гораздо прочнее.

Роль друга в сценариях дружеских отношений понимается по-разному в зависимости от национальных традиций. Вместе с тем опросы мужчин и женщин в возрасте от 18 до 60 лет, которые провели психологи М.Аргайли М.Хендерсонв Англии, Италии, Японии, Гонконге, показали, что некоторые неписаные правила дружбы одинаково признаются в разных странах. Предполагается, что в друге всегда можно быть уверенным и доверять ему, что друзья должны делиться новостями о своих успехах, оказывать эмоциональную поддержку друг другу, добровольно помогать в случае нужды, стараться, чтобы другу было приятно в их обществе, защищать друга в его отсутствии.

Любовь (имеется в виду половая любовь[107]) при всей своей исключительности и неповторимости подчиняется, так же как и дружба, существующим в культуре сценариям.

Даже сексуальное влечение – биологическая почва, на которой растет цветок любви, - принимает культурно обусловленные формы. На заре человеческой истории допускался промискуитет – беспорядочные половые сношения. Появление половых табу было первым наложением культурного начала на сексуальный инстинкт. Оно означало ограничение сексуальных отношений зарождающимися социальными отношениями, нравственными нормами. Возникновение парной семьи еще более ограничило удовлетворение сексуальных потребностей социально-культурными рамками. Современная цивилизация проникает даже в саму биологическую природу секса и деторождения, вводя в норму применение противозачаточных средств.

В разных культурах складываются различные формы эротики и сексуальных действий. Культура оформляет и нормирует физиологию любовных отношений, точно так же, как она это делает по отношению к другим физиологическим отправлениям человека (например, процессу еды). Что же касается духовно-психологического содержания любви, то оно полностью формируется в ходе культурно-исторического развития человечества.

Половые табу в первобытном обществе стали предпосылкой возникновения избирательности – первой нормы индивидуальной любви как формы человеческих (а не чисто животных) отношений. В античной литературе любовь описывается еще как чисто телесное влечение к определенному лицу. О духовном общении речь почти не идет. Платон считал духовную любовь между мужчиной и женщиной невозможной. Соединение телесного и духового общения могло случаться только в гомосексуальной любви, которая была обычным явлением в Греции и Риме.

Христианство провозгласило духовную любовь божественным даром, основой и сущностью взаимоотношений между Богом и человеком, между людьми и народами, между человеком и миром. Духовная любовь стала рассматриваться в христианском учении как высшая ценность для всех людей. В любви между мужчиной и женщиной стала видеть лишь частное проявление любви как высшего блага, дара Божьего (и притом отнюдь не самое лучшее проявление, ибо в ней присутствует плотское начало, оскверняющее любовь как духовное отношение к Богу, миру и человеку).

Споры о том, что такое настоящая любовь и существует ли она вообще, начинает заново каждое поколение. В то же время реальная жизнь демонстрирует нам разнообразные образцы любовных отношений. Получая отражение в художественных и философских произведениях, такие образцы становятся примерами, в соответствии с которыми строятся сценарии поведения любящих. Культура облекает различные варианты любви в одежды ритуалов и ролевых норм, которые программируют как поведение участников любовного действа, так и реакцию общества на это поведение.

Сценарий рыцарской любви в Средневековье предполагал ее публичную демонстрацию: исполнение серенад под окном дамы сердца, посвящение ей побед на турнирах, - но более тесное духовное и физическое общение при этом было совсем не обязательным. А вставая на путь любовных приключений, описанных Боккаччов «Декамероне», можно было идти на любые хитрости ради физического обладания предметом страсти, но сам факт этого обладания надлежало держать в секрете. В протестантских общинах любовь, наоборот, не мыслилась иначе как в рамках брачных уз; в любовном общении ценились порядочность, верность супружескому долгу, забота о благополучии семьи.

Идеалы сентиментальной любви предполагают, что любящий будет восторгаться прелестью возлюбленной, а она будет вести себя робко и стыдливо, и вместе они будут вздыхать и лить слезы; в случае же безответной любви выходом может быть смерть. А сценарий романтической любви предписывает любящему обязанность боготворить возлюбленную и доказывать свое чувство подвигами; в случае же любовной неудачи – уход в гордое одиночество и тоже гибель, но где-нибудь в бою или в борьбе с дикой природой.

В литературе XVII-XVIII вв обрисовывались два основных вида любви, характерных для того времени: «Первый – это разумная, рассудочная любовь, в которой порядочный человек видел свой долг. Он вступал в брак, был защитником и кормильцем семьи, воспитателем собственных детей, опорой супруги и порядочным гражданином. Второй предполагал любовь как утеху, забаву, наслаждение с любовницей, легкомысленной, веселой, шаловливой и кокетливой. В первом случае любовь – будни, во втором – праздник; в первом – подвиг, во втором – грех... В реальной же действительности крайности сходились: конкретный человек мог иметь и пуританскую семью, и шаловливую кокетку-любовницу».[108]

Это, очевидно, взгляд с мужской точки зрения. Для женщины же, соответственно, сценарий первого вида любви предлагает роль добродетельной супруги верного и надежного спутника жизни, хозяйки, матери, а сценарий второго вида – наполненную удовольствиями жизнь любовницы, окруженной заботами внимательного, щедрого и галантного кавалера, который охотно выполняет любые ее прихоти (правда, здесь ролевые ожидания мужчины и женщины могут оказаться противоречащими друг другу).

Разнообразие существующих в действительности видов любви трудно подчинить какому-то единому идеалу. Во всяком случае, история свидетельствует, что за две тысячи лет после возникновения христианства практика любовных отношений явно не приблизилась к реализации христианского идеала любви.

С конца XIX в. «проблема пола» стала одной из модных тем, где развернулась критика «буржуазного лицемерия». З.Фрейдвыдвинул идею о том, что вся человеческая культура возникает как результат сублимации либидо, т.е. переноса сексуальной энергии в сферу творческой деятельности.

Стремление освободить любовь от культурных ограничений проявилось в так называемой «сексуальной революции» ХХ века. «Сексуальная революция» выразилась в «раскрепощении секса», поиске новых форм семьи и пр. Однако к концу века оказалось, что, хотя нормы гендерного поведения заметно изменились (половая мораль стала более либеральной, внебрачные связи – более распространенными, вопросы секса – более открытыми), опасения, что это приведет к разрушению идеалов любви и сведению ее к «голому сексу», были напрасными. Любовь не исчезла, но секс перестал быть чем-то оскверняющим ее. Социологические исследования показывают, что «сексуальная революция» не ослабила веру в существование «большой», «настоящей» любви.

Но что же представляет собою «настоящая», «большая», «идеальная» любовь? Всякий идеал есть нечто принципиально отличное от того, что существует в действительности. «Идеальная любовь» - это такая же воображаемая вещь, как «идеальная справедливость» или «идеальная красота». Во-первых, идеальную любовь можно представлять по-разному, поскольку идеал – продукт воображения; во-вторых, нельзя проверить, какое из представлений ней является истинным; в-третьих, каждый может следовать тому идеалу любви, который ему нравится.

Это, однако, не означает, что представления людей об идеальной любви строятся совершенно произвольно. Выбор идеала любви, в конечном счете, обусловлен тем полем выбора, который предоставлен личности культурой. В каждом типе культуры действуют свои представления о том, какие идеалы и сценарии являются предпочтительными, а какие - недостойными культурного человека. Вместе с тем есть и некоторые общечеловеческие, универсальные ценности и идеалы, ориентирующие людей всегда и всюду искать в любви высшей человеческой близости, преданности, взаимной поддержки.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 649; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.