Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Типология культуры




В качестве главных критериев для различения типов культуры Сорокин принимает представления о природе реальности, а также о природе человеческих потребностей и способе их удовлетворения. На вопрос, какова природа реальности, возможны два принципиально различных ответа: 1) реальность имеет сверхчувственную природу, т.е. в основе окружающего нас чувственно воспринимаемого мира лежит сверхъестественное, божественное начало; 2) реальность обладает чувственной природой, т.е. никакой сверхъестественной реальности не существует. Соответственно можно различать и два основных типа культуры.

Первый ответ характеризует идеационную культуру. В ней подлинной реальностью считается сверхъестественное, недоступное органам чувств бытие. Среди человеческих потребностей и желаний на первом плане находятся духовные. Способ их удовлетворения - не столько изменение внешней среды, сколько трансформация личности, добровольная минимизация физических нужд, аскетизм.

Второй ответ лежит в основе сенсетивной культуры. В ней то, что представлено в наших органах чувств, и принимается за подлинную реальность. Потребности и стремления людей носят главным образом материальный, физический характер. Способ их удовлетворения - приспособление и эксплуатация внешней среды.

Сорокин подчеркивает, что в «чистом виде» идеационная и сенсетивная культура, вероятно, никогда полностью не реализуются в каком-либо конкретном обществе. Но в одни периоды истории конкретных обществ господствует идеационная культура, в другие - сенсетивная, а в третьи - оба эти типа культуры «смешиваются в различных пропорциях». Таких культур смешанного типа может существовать множество. Но цельная, интегрированная форма смешанной культуры получается только тогда, когда удается более или менее непротиворечивым образом логически согласовать противоположные понимания реальности и привести их в единство. Возникающую на такой основе культуру Сорокин называет идеалистической. [146]В ней допускается, что реальность частично является чувственной, материальной, и частично - сверхчувственной, духовной. Считается, что нормальному человеку свойственно стремление удовлетворить как духовные, так и материальные потребности, но духовные ценности рассматриваются как высшие по сравнению с материальными. Способ удовлетворения потребностей заключается, с одной стороны, в целесообразной трансформации внешней среды, а с другой - в совершенствовании внутреннего духовного мира личности.

Итак, Сорокин выделяет три основных типа интегрированных культур: два противоположных - идеационный и сенсетивный, и третий, смешанный, промежуточный между ними - идеалистический.

Рассмотрим особенности, которыми, согласно Сорокину, в каждом из основных типов культурных суперсистем обладают (а) мировоззрение, (б) система истины, (в) формы искусства и эстетические ценности, (г) этические ценности и принципы, (д) правовая система.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 522; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.