Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Опорный конспект курса культурологии




 


 

Часть I. МОРФОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ

 

Глава 1. ЧТО ТАКОЕ КУЛЬТУРА?

Подходы к понятию «культура»

Просветительское понимание культуры: культура – мир разума.

Сфера человеческого начала в человеке в противоположность стихийному, животному. Два аспекта:

1) средство возвышения человека; 2) реально существующий образ жизни людей.

Аксиологический подход (из первого аспекта): культура – мир ценностей.

Культура есть совокупность лучших творений человеческого духа. Но – в разных культурах разные, зачастую противоположные ценности.

Антропологический подход (из второго аспекта): культура – мир человека.

Культура охватывает все, что отличает жизнь человеческого общества от жизни природы, включает все, что создано людьми и характеризует их жизнь в определенных исторических условиях (описательный уклон).

Недостаток обоих подходов: называют проявления и стороны культуры, но не объясняют сущности

Информационно-семиотическая концепция культуры

Культура выступает как:

1) мир артефактов, или мир человеческой деятельности.

Артефакты – продукты и результаты человеческой деятельности, искусственно созданные людьми предметы и явления (вещи, мысли, способы действий).

Человеческая деятельность отличается от действий животных:

- свободным целеполаганием, заранее представляется результат труда;

- созданием специальных средств деятельности и их совершенствованием.

Закон «оборачивания средств в цели»: средства становятся самостоятельными целями

2) мир смыслов.

Человек вносит в свои творения нечто специфически человеческое – наделяет смыслом предметы и явления. Нельзя понять предмет отдельно от культуры.

Виды смыслов:

Знания – информация о свойствах объекта

Ценности – фиксированные в человеческом сознании характеристики отношения к объекту

Регулятивы – правила или требования, в соответствии с которыми люди строят свою жизнь

3) мир знаков.

Знак – предмет, выступающий в качестве носителя информации о других предметах и используемый для ее приобретения, хранения, переработки и передачи.

Явления культуры – знаки и совокупности знаков («тексты»), в которых зашифрована социальная информация, т.е. вложенное в них людьми значение, смысл.

Культура – особый тип информационного процесса.

Культура в человеческом обществе – то же, что и информационное обеспечение в компьютере. У животных носителем информации является тело, опыт отдельной особи не передается потомству; у человека есть надбиологическая форма хранения информации, включающая язык, память, программы.

Культура – социальная информация, сохраняемая и накапливаемая в обществе с помощью создаваемых людьми знаковых средств.

Функции культуры

1. Информационная – культура как информационное обеспечение общества, отвечающее за сохранение общественного опыта

2. Адаптивная – культура обеспечивает приспособление человека к окружающей среде. Человек является «биологически недостаточным» животным, которое вынуждено, чтобы выжить, создавать вокруг себя искусственную среду. чем меньше зависимость человека от природы, тем больше его зависимость от культуры.

3. Коммуникативная – культура формирует средства человеческого общения; культура – условие и результат общения людей.

4. Интегративная – культура объединяет народы, социальные группы, государства. Любая социальная общность скрепляется своей культурой.

5. Социализации – культура является важнейшим фактором социализации, определяющим ее содержание, средства и способы. Социализация – процесс усвоения индивидом социального опыта, знаний, ценностей, норм поведения, соответствующих данному обществу, социальной группе, социальной роли, и результат этого процесса.

Значения термина «культура»

Под понятием «культура» могут подразумеваться:

· общечеловеческая культура

· локальные культуры

· этнические и национальные культуры

· субкультуры – культуры отдельных демографических или социальных слоев и групп, воплощающие отличия их образа жизни, мышления и поведения от общенациональных норм (язык, оформление внешности, нормы, идеология, легенды, иерархия)

· отдельные компоненты национальной культуры (культура труда, быта, художественная, правовая и т.п.)

· исторические типы культуры, охватывающие целые исторические эпохи и включающие в себя культуры различных стран и народов

· надэтнические культурные общности (христианская, исламская, европейская и т.п.)

 

Глава 2. СЕМИОТИКА КУЛЬТУРЫ

Типы знаков

1. Естественные знаки – вещи и явления природы (предмет становится знаком, если указывает на другие предметы и явления – «знак-признак»).

2. Функциональные знаки: предмет становится знаком, если связь между ним и тем, на что оно указывает, возникает в процессе человеческой деятельности и основана на способе его употребления.

3. Иконические знаки – знаки-образы, имеющие сходство с тем, что они обозначают; искусственно создаются такими, чтобы их внешний вид отражал облик обозначаемых ими вещей

4. Конвенциональные знаки – для них знаковая функция является главной

· Сигналы – знаки предупреждения или оповещения, значение несут в результате соглашения, договора (школьный звонок, цвета светофора)

· Индексы – условные обозначения предметов или ситуаций, имеющие компактный, легко обозримый вид (показания приборов, школьные оценки)

· Символы – знаки, которые не только обозначают некоторый объект, но и несут в себе добавочный смысл: выражают общие идеи и понятия, связанные с толкованием этого объекта.

5. Вербальные знаковые системы – естественные языки

6. Знаковые системы записи возникают на базе других знаковых систем и вторичны по отношению к ним (письмо, нотная грамота, системы записи танца, языки программирования и т.п.)

Возникновение письменности:

§ предметное письмо

§ рисуночное письмо (пиктография)

§ иероглифическое письмо

§ алфавитное письмо

Значение письменности:

· увеличение словарного состава языка

· возникновение языковых норм и правил

· возрастание объема циркулирующей в обществе информации

· расширение возможностей передачи информации

· возможность сохранения оригинальных мыслей – расширение возможностей для творчества

· начало книгопечатания – демократизация знаний

Функции языка в культуре

Когнитивные функции – язык как средство мышления

Коммуникативные функции – язык как средство общения




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 514; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.