Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

И законодательство РФ о таможенном деле. 2 страница




Таможенное регулирование в Таможенном союзе осуществляется в соответствии с Таможенным законодательством Таможенного союза, а в части, не урегулированной таким законодательством, до установления соответствующих правоотношений на уровне таможенного законодательства Таможенного союза, - в соответствии с законодательством государств — членов Таможенного союза.

Иначе определяется таможенное регулирование в Российской Федерации. Федеральный закон «О таможенном регулировании в РФ» в статье 2 закрепляет: «Таможенное регулирование в РФ в соответствии с законодательством Таможенного союза и законодательством РФ заключается в установлении порядка и правил регулирования таможенного дела в РФ.

Таможенное дело в РФ представляет собой совокупность средств и методов обеспечения соблюдения мер таможенно-тарифного регулирования, а также запретов и ограничений при ввозе товаров в РФ и вывозе товаров из РФ».

Понятие таможенно-тарифного регулирования дает Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности».

Таможенно-тарифное регулирование — метод государственного регулирования внешней торговли товарами, осуществляемый путем применения ввозных и вывозных таможенных пошлин (пункт 24 статьи 2).

Таможенная пошлина — обязательный платеж, взимаемый таможенными органами в связи с перемещением товаров через таможенную границу (подпункт 25 пункта 1 статьи 4 Таможенного кодекса Таможенного союза).

Свод ставок таможенных пошлин называется таможенным тарифом.

В зависимости от того, какие цели ставит государство применяется либо протекционистская таможенная политика, либо политика свободной торговли.

Протекционистская таможенная политика (протекционизм) направлена на создание наиболее благоприятных условий для развития отечественного производства и внутреннего рынка. Ее основные цели достигаются путем установления высокого уровня таможенного обложения на импортируемые (ввозимые) товары.

Политика свободной торговли (фритредерство), наоборот, предполагает минимальный уровень таможенных пошлин и направлена на всемерное поощрение ввоза иностранных товаров на внутренний рынок страны.

В Российской Федерации применяются меры таможенно-тарифного регулирования, запреты и ограничения, затрагивающие внешнюю торговлю товарами, предусмотренные международными договорами, составляющими договорно-правовую базу Таможенного союза, и принимаемыми в соответствии с указанными договорами актами органов Таможенного союза.

С 1 января 2010 г. вступили в силу: единая Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Таможенного союза (ТН ВЭД ТС) и Единый таможенный тариф Таможенного союза, утвержденные Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС (Высшего органа Таможенного союза) от 27 ноября 2009 г. № 18 «О едином таможенно-тарифном регулировании Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации». Полномочия по ведению Единого таможенного тарифа Таможенного союза предоставлены Комиссии Таможенного союза. Решением Комиссии Таможенного союза от 15 июля 2011 г. № 712 в связи с подготовкой новой редакции единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза (ТН ВЭД ТС) и Единого таможенного тарифа Таможенного союза (ЕТТ ТС), вступающей в силу с 1 января 2012 г., установлен мораторий на внесение изменений в ТН ВЭД ТС с 25 июля 2011 г. и изменение ставок ввозных таможенных пошлин с 25 августа 2011 г. до 1 января 2012 г.

Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности определяется исходя из принятых в международной практике систем классификации товаров. Международным классификатором товаров является Гармонизированная система описания и кодирования товаров (ГС), которая действует на основании Международной конвенции о ГС от 14 июня 1983 г. В ТН ВЭД действует цифровой код, две первые цифры определяют родовые признаки товара. Например: группа 01 — живые животные, 02 — мясо и пищевые мясные субпродукты, 87 — средства наземного транспорта, 93 — оружие и боеприпасы, их части и принадлежности, 97 — произведения искусства, предметы коллекционирования и антиквариат.

Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС от 27 ноября 2009 г. № 18 установлено, что с 1 января 2010 г. вступили в силу: Соглашение о едином таможенно-тарифном регулировании от 25 января 2008 г.; Протокол об условиях и порядке применения в исключительных случаях ставок ввозных таможенных пошлин, отличных от ставок Единого таможенного тарифа от 12 декабря 2008 г. и другие документы.

Таможенный кодекс Таможенного союза дает определение запретов и ограничений (подпункт 8 пункта 1 статьи 4). Это комплекс мер, применяемых в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу, включающий 1) меры нетарифного регулирования, 2) меры затрагивающие внешнюю торговлю товарами и вводимые исходя из национальных интересов, 3) особые виды запретов и ограничений внешней торговли товарами, 4) меры экспортного контроля, в том числе в отношении продукции военного назначения, 5) меры технического регулирования, а также 6) санитарно-эпидемиологические, ветеринарные, карантинные, фитосанитарные и радиационные требования, которые установлены международными договорами государств — членов Таможенного союза, решениями Комиссии Таможенного союза и нормативными правовыми актами государств — членов Таможенного союза, изданными в соответствии с международными договорами государств — членов Таможенного союза.

В соответствии с Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС (Высшего органа Таможенного союза) от 27 ноября 2009 г. № 19 «О едином нетарифном регулировании Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации» считаются вступившими в силу с 1 января 2010 г.: Соглашение о единых мерах нетарифного регулирования в отношении третьих стран от 25 января 2008 г.; Соглашение о правилах лицензирования в сфере внешней торговли товарами от 9 июня 2009 г.; Соглашение о порядке введения и применения мер, затрагивающих внешнюю торговлю товарами, на единой таможенной территории в отношении третьих стран от 9 июня 2009 г.

Соглашение о порядке введения и применения мер, затрагивающих внешнюю торговлю товарами, на единой таможенной территории в отношении третьих стран (далее - Соглашение) определяет: 1) меры нетарифного регулирования, 2) меры, затрагивающие внешнюю торговлю товарами и вводимые исходя из национальных интересов государств Сторон, 3) особые виды запретов и ограничений внешней торговли товарами.

1)Понятие мер нетарифного регулирования содержится в подпункте 17 пункта 1 статьи 4 Таможенного кодекса Таможенного союза.

Меры нетарифного регулирования — комплекс мер регулирования внешней торговли товарами, осуществляемых путем введения количественных и иных запретов и ограничений экономического характера, которые установлены международными договорами государств — членов Таможенного союза, решениями Комиссии Таможенного союза и нормативными правовыми актами государств — членов Таможенного союза, изданными в соответствии с международными договорами государств — членов Таможенного союза.

Соглашением к мерам нетарифного регулирования отнесены: запрет экспорта, количественное ограничение экспорта и (или) импорта, предоставление исключительного права на экспорт и (или) импорт, лицензирование в сфере внешней торговли, наблюдение за экспортом и (или) импортом.

Запрет экспорта, количественные ограничения вводятся с целью предотвращения либо уменьшения критического недостатка товара на внутреннем рынке Таможенного союза.

При введении Комиссией Таможенного союза количественных ограничений применяются экспортные и (или) импортные квоты.

Товары, в отношении которых могут вводиться количественные ограничения экспорта, должны содержаться в перечне товаров, являющихся существенно важными для внутреннего рынка Таможенного союза.

Решением Комиссии Таможенного союза от 27 января 2010 г. в Перечень товаров, являющихся существенно важными для внутреннего рынка Таможенного союза, в отношении которых в исключительных случаях могут быть установлены временные ограничения или запреты экспорта включены: мясо крупного рогатого скота, свинина, баранина, молоко и сливки, горох, пшеница, рожь, ячмень, овес, кукуруза, рис, гречиха, мука и т. д.

Решение Комиссии Таможенного союза о введении ограничения на осуществление внешнеторговой деятельности путем предоставления исключительного права на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров принимается по предложению Сторон. Исключительное право на экспорт и (или) импорт товаров осуществляется на основании лицензий, которые выдаются уполномоченными государственными органами исполнительной власти государств Сторон участникам внешнеторговой деятельности.

2)Исходя из национальных интересов государств Сторон могут вводиться меры, затрагивающие внешнюю торговлю товарами и не носящие экономического характера. К ним могут относиться: запрет ввоза и (или) вывоза, разрешительный порядок ввоза и (или) вывоза. Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС (Высшего органа Таможенного союза) от 27 ноября 2009 г. № 19 «О едином нетарифном регулировании Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации» утвержден Единый перечень товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз государствами — членами Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС в торговле с третьими странами. В Единый перечень товаров включены: озоноразрушающие вещества и продукция, их содержащая; химические средства защиты растений; опасные отходы; коллекционные материалы по минералогии, палеонтологии, кости ископаемых животных; дикие животные живые; драгоценные металлы и драгоценные камни; наркотические средства и психотропные вещества, их прекурсоры, сильнодействующие вещества; ядовитые вещества; лекарственные средства; радиоэлектронные средства и (или) высокочастотные устройства гражданского назначения, в том числе встроенные либо входящие в состав других товаров; специальные технические средства, предназначенные для негласного получения информации; этиловый спирт и алкогольная продукция; шифровальные средства; культурные ценности, документы национальных архивных фондов, оригиналы архивных документов Республики Беларусь, Республики Казахстан, Российской Федерации; органы и (или) ткани человека, кровь и ее компоненты; служебное и гражданское оружие и патроны к нему; и др.

В соответствии с Положениями о применении ограничений, утвержденными Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС от 27 ноября 2009 г. № 19 при прибытии указанных товаров на таможенную территорию Таможенного союза или убытии с данной территории перевозчик предоставляет таможенным органам лицензии либо иные разрешительные документы. Например, для вывоза культурных ценностей необходимо свидетельство Росохранкультуры России на право вывоза культурных ценностей с территории РФ; для ввоза (вывоза) служебного и гражданского оружия и патронов к нему нужно получить разрешение МВД России. Но если оружие и патроны к нему не соответствуют требованиям безопасности, установленным техническими регламентами в сфере оборота гражданского и и служебного оружия и патронов к нему, или оружие изготовлено из материалов, не позволяющих его обнаружения металлодетекторами, то ввоз на таможенную территорию, вывоз с таможенной территории и транзит по таможенной территории Таможенного союза такого оружия запрещен.

3)К особым видам запретов и ограничений внешней торговли товарами Соглашение от 9 июня 2009 г. относит ограничение импорта товаров, если это необходимо для защиты внешнего финансового положения и поддержания платежного баланса, а также меры, принятие которых необходимо для участия государств — членов Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС в международных санкциях в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций. Комиссия Таможенного союза вводит такие меры на основании решения Высшего органа Таможенного союза. Кроме того, Федеральный закон «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» особыми видами запретов и ограничений называет также ограничение, связанное с мерами валютного регулирования (ст.39) и ответные меры, которые вводятся, если иностранное государство не выполняет принятые им по международным договорам обязательства в отношении РФ, предпринимает меры, которые нарушают экономические интересы РФ и т. д. (ст.40).

В соответствии с Соглашением Стороны могут в одностороннем порядке вводить меры, не носящие экономического характера, если они направлены на: соблюдение общественной морали и правопорядка; обеспечение обороны и безопасности; охрану жизни или здоровья граждан, окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений; защиту культурных ценностей и культурного наследия; защиту интеллектуальной собственности; предотвращение либо уменьшение критического недостатка на внутреннем рынке продовольственных или иных товаров, которые являются существенно важными для внутреннего рынка; и т. п. Например, Постановлениями Правительства РФ от 5 августа 2010 г. № 599 и от 20 октября 2010 г. № 853 был введен временный запрет на вывоз некоторых видов сельскохозяйственных товаров (пшеницы, ржи, кукурузы и др.) с территории РФ с 15 августа 2010 г. по 31 декабря 2010 г. и со 2 января по 30 июня 2011 г.

В отношении иных видов запретов и ограничений, предусмотренных подпунктом 8 пункта 1 статьи 4 Таможенного кодекса Таможенного союза, применяются: Соглашение о едином порядке экспортного контроля государств - членов Евразийского экономического сообщества от 28 октября 2003 г.; Соглашение Таможенного союза по санитарным мерам от 11 декабря 2009 г., Соглашение Таможенного союза по ветеринарно-санитарным мерам от 11 декабря 2009 г., Соглашение Таможенного союза о карантине растений от 11 декабря 2009 г., Соглашение о единых принципах и правилах технического регулирования в Республике Беларусь, Республике Казахстан и Российской Федерации от 18 ноября 2010 г. и др.

Субъекты таможенных правоотношений. В соответствии с новым таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством РФ о таможенном деле субъектами таможенных правоотношений, являются, прежде всего, таможенные органы и их должностные лица.

Таможенный кодекс Таможенного союза (далее — ТК ТС) определяет таможенные органы в качестве таможенных органов государств - членов Таможенного союза (подпункт 30 пункта 1 статьи 4).

В соответствии с пунктом 2 статьи 6 ТК ТС система таможенных органов, их права, обязанности и ответственность, а также условия прохождения службы в таможенных органах определяются законодательством государств — членов Таможенного союза.

В Российской Федерации данные вопросы регламентируются Федеральным законом от 27 ноября 2010 г. № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации»[6] (далее — ФЗ № 311) и Федеральным законом от 21 июля 1997 г. № 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации»[7].

ФЗ № 311 закрепляет, что «таможенные органы составляют единую федеральную централизованную систему» (ч.1 ст.9) и в соответствии со ст.10 к ним относятся: 1) федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела; 2) региональные таможенные управления; 3) таможни; 4) таможенные посты.

С 2004 г. федеральным органам исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела, является Федеральная таможенная служба, которая в настоящее время подчиняется Правительству РФ.[8]

Сегодня российская таможенная служба — одна из крупнейших в мире, она насчитывает около 70 тыс. человек, состоит из 12 региональных управлений (из них 4 специализированных, остальные созданы по федеральным округам), 107 таможен и 591 таможенный пост.[9] Действует Российская таможенная академия, признанная Всемирной таможенной организацией одним из своих региональных учебных центров.

Ежегодно, начиная с 1995 г. 25 октября российские таможенники отмечают свой профессиональный праздник. По мнению ФТС России корни этой традиции следует искать в 17 веке: 25 октября 1653 г. царь Алексей Михайлович подписал Указ «О взимании таможенной пошлины с товаров в Москве и в городах с показанием, поскольку взято и с каких товаров».[10]

В последние годы была проведена серьезная реорганизация системы таможенных органов РФ, связанная с реализацией Концепции таможенного оформления и таможенного контроля в местах, приближенных к Государственной границе Российской Федерации, одобренной Государственной пограничной комиссией, заседание которой прошло под председательством Председателя Правительства РФ В.В. Путина 9 июля 2009 г. в г. Петрозаводске.[11]

Система таможенного оформления товаров в РФ была ориентирована на осуществление большинства таможенных операций таможенными органами, расположенными, как правило, в городах, являющихся транспортными узлами.

Рост внешнеторгового оборота РФ с каждым годом усиливал неравномерность инфраструктурного развития между внутренними и приграничными субъектами страны, заострял проблему чрезмерной транспортной нагрузки на крупные российские города. Зачастую товарные потоки ввезенных и выпущенных в свободное обращение товаров направлены навстречу друг другу.

Как подчеркивает Концепция, проблема решается развитием транспортно — логистической инфраструктуры в крупных транспортных узлах, за пределами городов с одновременным перераспределением таможенных операций между таможенными органами внутри страны и в приграничных субъектах РФ, развитием таможенно — логистической инфраструктуры преимущественно в местах, приближенных к Государственной границе.

Места приближенные к Государственной границе РФ — зоны пограничного и таможенного контроля вдоль Государственной границы РФ; зоны таможенного контроля в морских, речных (озерных) портах и аэропортах, на территориях которых открыты пункты пропуска через Государственную границу РФ; зоны таможенного контроля, прилегающие к таким портам.

С целью оптимизации структуры и мест нахождения таможенных органов, подчиненных Центральному таможенному управлению (ЦТУ) в течение 2008 и 2009 г.г. была ликвидирована Московская северная таможня, а также осуществлена реорганизация Московской восточной, Московской южной, Московской западной таможен. Приказом ФТС России от 7 ноября 2008 г. № 1394 в Москве создана Московская таможня,[12] которой сейчас подчинены 7 таможенных постов; приказом ФТС России от 22 сентября 2010 г. № 1758 создана Московская областная таможня,[13] объединившая все действовавшие ранее подмосковные таможни. В ее подчинении находятся 20 таможенных постов.[14]

Надо отметить, что в Московском регионе таможенное оформление проходило больше половины всей ввозимой в страну бытовой техники и электроники, мелкой цифровой техники — 95 процентов, по остальным импортируемым товарам — до 40 процентов.[15] Эксперты утверждают, что сегодня через таможенные органы Московской области проходит до 80 процентов всего лекарственного импорта.[16]

ЦТУ также планирует в 2011 г. провести реорганизацию таможенных органов, в районе деятельности которых отсутствуют морские и сухопутные пункты пропуска через Государственную границу РФ. В частности, предполагается реорганизация Тамбовской, Орловской и Рязанской таможен в форме их присоединения к Воронежской, Курской и Тульской таможням соответственно, а также реорганизация Ивановской и Костромской таможен в форме их присоединения к Владимирской и Ярославской таможням. Вопрос о реорганизации в среднесрочной перспективе Калужской, Липецкой и Тверской таможен не рассматривается, поскольку в регионе деятельности Калужской таможни наиболее активно реализуются инвестиционные проекты с привлечением российского и иностранного капитала, в регионе деятельности Липецкой таможни создана особая экономическая зона промышленно — производственного типа «Липецк», которая динамично развивается, а Тверская таможня находится на двух основных направлениях перемещения товарных потоков в Центральном федеральном округе.[17]

Концепция таможенного оформления и таможенного контроля товаров в местах, приближенных к Государственной границе РФ вызвала и продолжает вызывать серьезную критику со стороны участников внешнеэкономической деятельности. Прогнозировалось увеличение пробок на границе, увеличение времени обработки грузов, сроков доставки и затрат конечного потребителя.[18] По мнению многих из участников ВЭД, ФТС поспешила начать закрывать таможни и склады временного хранения (СВХ) в ЦФО. Результат — грузы стали оформляться в таможнях, которые находятся на удалении почти в тысячу километров от Москвы, что привело к значительному увеличению расстояния и времени доставки, а соответственно — к удорожанию стоимости доставки.

Крупная реорганизация таможенных органов проводится также в связи с отменой с 1 июля 2011 г. таможенного контроля на внутренних границах Таможенного союза. Должны быть ликвидированы 36 таможенных постов, сокращено почти 3,5 тысячи служащих таможенных органов.[19] По словам руководителя ФТС А. Бельянинова все таможенники уйдут с российско — казахстанского и российско — белорусского участков границы. На российско — казахстанском участке таможенные органы прекратят таможенный контроль в отношении товаров и транспортных средств. На российско — белорусской границе в пунктах принятия уведомлений также будут прекращены остававшиеся до последнего времени операции по контролю за транзитом. А сами пункты ликвидированы.

Полностью сохраняется таможенный контроль по внешнему периметру Таможенного союза. В зоне своей ответственности его будут осуществлять российские, белорусские и казахстанские таможенники. Российские специалисты в качестве наблюдателей останутся на белорусском и казахстанском участках внешней границы Таможенного союза.[20]

Отмена таможенного контроля на внутренних границах Таможенного союза предусмотрена Планом действий по формированию Таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества, утвержденным решением Межгосударственного совета ЕврАзЭС (Высшего органа таможенного союза) от 06.10.2007 г. №1, а также этапами и сроками формирования единой таможенной территории Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации, одобренными решением Межгосударственного совета ЕврАзЭС от 09.06.2009 г. №9, и планами по переносу согласованных видов государственного контроля на внешнюю границу Таможенного союза в части российско — белорусской и российско — казахстанской границ, утвержденными соответственно решениями Комиссии Таможенного союза от 25.09.2009 г. № 94 и от 21.10.2009 г. № 106.

Эти документы, а также Решение Межгосударственного Совета ЕврАзЭС от 15.03.2011 г. № 76 с учетом истечения сроков изъятия из режима функционирования единой таможенной территории Таможенного союза, установленных Протоколом об отдельных временных изъятиях из режима функционирования единой таможенной территории Таможенного союза от 05.07.2010 г. легли в основу Указа Президента РФ от 01.07.2011 г. № 880 «Об отмене согласованных видов контроля на государственной границе Российской Федерации с Республикой Белоруссия и Республикой Казахстан»,[21] которым Правительству РФ поручено обеспечить до 1 июля 2011 г. выполнение мероприятий по переносу таможенного, транспортного, санитарно-карантинного, ветеринарного, карантинного фитосанитарного контроля с российско-белорусской и российско-казахстанской государственной границы на внешнюю границу Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС; отменить с 1 июля 2011 г. таможенный, транспортный, санитарно-карантинный, ветеринарный, карантинный фитосанитарный контроль на государственной границе Российской Федерации с Республикой Белоруссия и Республикой Казахстан.

Постановлением Правительства РФ от 01.07.2011 г. № 529 «О мерах по реализации Указа Президента РФ от 1 июля 2011 г. № 880 «Об отмене согласованных видов контроля на государственной границе Российской Федерации с Республикой Белоруссия и Республикой Казахстан»[22] Федеральной таможенной службе, Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному контролю и Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека предписано не осуществлять с 1 июля 2011 г. таможенный, транспортный, ветеринарный, карантинный фитосанитарный, санитарно-карантинный контроль на государственной границе Российской Федерации с Республикой Белоруссия и Республикой Казахстан.

Изданы обязательные в данном случае приказы ФТС России и завершаются мероприятия, необходимые для ликвидации таможенных органов и выведению их должностных лиц из пунктов пропуска на российско — казахстанской границе и из пунктов принятия уведомлений, расположенных вблизи российско — белорусской границы.[23]

В соответствии с частью 3 статьи 9 Федерального закона от 27 ноября 2010 г. № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в РФ» должностными лицами таможенных органов являются граждане РФ, замещающие в порядке, установленном законодательством РФ, должности сотрудников и федеральных государственных гражданских служащих таможенных органов РФ.

В то же время Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 114-ФЗ «О службе в таможенных органах РФ» должностными лицами называет граждан, занимающих должности в таможенных органах, которым в установленном порядке присвоены специальные звания (сотрудники таможенных органов) или классные чины (ст.3).

Если объединить эти сведения, то можно дать следующее определение: «Должностными лицами таможенных органов являются граждане РФ, замещающие в порядке, установленном законодательством РФ, должности сотрудников, которым присвоены специальные звания, и должности федеральных государственных гражданских служащих таможенных органов РФ, которым присвоены классные чины.»

Субъектами таможенных правоотношений, помимо таможенных органов и их должностных лиц, являются различные лица.

Таможенный кодекс РФ от 21 мая 2003 г., действовавший с 1 января 2004 г. и окончательно утративший силу с 1 октября 2011 г. подразделял лиц на юридических и физических, а также на российских и иностранных (подпункты 12, 13, 14 пункта 1 статьи 11).

К российским лицам относились юридические лица с местонахождением в РФ, созданные в соответствии с законодательством РФ, а также физические лица, постоянно проживающие в РФ, в том числе зарегистрированные на территории РФ в качестве индивидуальных предпринимателей. Все остальные лица — иностранные.

Федеральный закон от 27 ноября 2010 г. № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в РФ» в статье 5 «Основные термины, используемые в настоящем Федеральном законе» оставил только определение российского лица, причем под ним понимается юридическое лицо с местом нахождения в РФ, созданное в соответствии с законодательством РФ и (или) физическое лицо, зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя и постоянно проживающее в РФ, если иное не вытекает из данного Федерального закона.

Таким образом, действующий закон к российским относит более узкий круг лиц.

В то же время часть 2 статьи 5 ФЗ № 311 отмечает, что термины в области таможенного регулирования и таможенного дела используются в настоящем Федеральном законе в значениях, определенных таможенным законодательством Таможенного союза и международными договорами, составляющими договорно-правовую базу Таможенного союза.

Таможенный кодекс Таможенного союза существенно расширяет субъектный состав таможенных правоотношений.

К лицам он относит не только физических и (или) юридических лиц, но и также организации, не являющиеся юридическим лицом (подпункт 13 пункта 1 статьи 4).

Появляется новый термин — лицо государства — члена Таможенного союза.

Лицо государства — члена Таможенного союза — юридическое лицо, организация, не являющаяся юридическим лицом, созданные в соответствии с законодательством государства — члена Таможенного союза, а также физическое лицо, имеющее постоянное место жительства в государстве — участнике Таможенного союза, в том числе индивидуальный предприниматель, зарегистрированный в соответствии с законодательством государства — члена Таможенного союза (подпункт 14 пункта 1 статьи 4 ТК ТС).

Иностранное лицо — лицо, не являющееся лицом государства — члена Таможенного союза (подпункт 9 пункта 1 статьи 4 ТК ТС).

Из текста ТК ТС вытекает, что физические лица в таможенных правоотношениях могут выступать в двух качествах:

как лицо, перемещающее товары для личного пользования, т.е. предназначенные для личных, семейных, домашних и иных не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд;

в качестве индивидуального предпринимателя, который является участником внешнеэкономической деятельности.

Но основной круг участников внешнеэкономической деятельности (участники ВЭД) — юридические лица.

В 2005 г. в зоне деятельности Воронежской таможни внешнеэкономическую деятельность осуществляли 690 участников, из них юридических лиц — 530, физических — 160. В 2009 г. - 660 участников, из них юридических лиц — 582, физических — 78.

По данным Воронежской таможни на 31 июля 2011 г. с января этого года внешнеэкономическую деятельность осуществляли 636 участников, из них юридических лиц — 516, физических — 120.

Взаимоотношения таможенных органов с участниками внешнеэкономической деятельности и лицами, осуществляющими деятельность в сфере таможенного дела регламентированы главой 3 Таможенного кодекса Таможенного союза. К сожалению, она не содержит никаких общих разъяснительных положений о том, кто такие участники ВЭД, и какие именно лица осуществляют деятельность в сфере таможенного дела.

В Таможенном кодексе РФ 2003 г. была отдельная глава 3: «Деятельность в сфере таможенного дела» и главы 11, 12, 15, параграф 5 главы 18, которыми соответственно регламентировалось функционирование таможенных перевозчиков, владельцев складов временного хранения, таможенных брокеров (представителей) и владельцев таможенных складов.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 475; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.046 сек.