Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Иные преступления в сфере функционирования транспорта




Неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах (ст. 2631 УК). Непосредственным объектом данного преступления является транспортная безопасность. Дополнительный объект – жизнь, здоровье и имущественные отношения.

Объективная сторона преступление выражается в бездействии, а именно неисполнении требований по обеспечению транспортной безопасности на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах. При совершении указанного деяния необходимо установить, какие действия лицо должно было в соответствии с правилами выполнить для обеспечения безопасного движения, но не выполнило их.

Законодатель дифференцирует ответственность в зависимости от тяжести наступивших последствий: тяжкого вреда здоровью человека и крупного ущерба (ч. 1 ст. 2631 УК); причинение смерти одному (ч. 2 ст. 2631 УК) или нескольким лицам (ч. 3 ст. 2631 УК).

В соответствии с примечанием к ст. 2631 УК «крупным ущербом в настоящей статье признается ущерб, сумма которого превышает один миллион рублей».

Обязательным признаком объективной стороны рассматриваемого состава преступления является причинно-следственная связь между неисполнением требований по обеспечению транспортной безопасности и наступившими общественно опасными последствиями.

В качестве конструктивного признака состава выступает место совершения преступления - объекты транспортной инфраструктуры и транспортные средства.

Объектами транспортной инфраструктуры являются: например, дорога, железнодорожные и трамвайные пути, контактные линии, остановочные пункты, стоянки транспортных средств, устройства электроснабжения, сети связи, системы сигнализации, информационные комплексы, система управления движением и иные здания, строения, сооружения, устройства и оборудование, используемые для обеспечения дорожного движения и выполнения перевозок. Транспортные средства – это средства, предназначенные для перевозки пассажиров и грузов.

За указанное преступление наказываются дорожники за несоответствие состояния дорог, мостов, железнодорожных переездов и т.п. строительным правилам, нормам, стандартам и другим нормативным документам, «невидимые» знаки и разметку, за грязные светофоры и отсутствие ограждений, необозначенные надлежащим образом или несоответствующие ГОСТу «лежачие полицейские» и т.п. нарушения, если это повлекло за собой последствия, предусмотренные в уголовном законе.

Субъективная сторона преступления характеризуется неосторожной виной в виде легкомыслия или небрежности.

Субъект преступления специальный: им может быть только лицо, ответственное за обеспечение транспортной безопасности.

Квалифицирующими признаками, предусмотренными ст. 2631 УК, являются неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах, повлекшее по неосторожности смерть человека (ч. 2) либо смерть двух или более лиц (ч. 3).

Недоброкачественный ремонт транспортных средств и выпуск их в эксплуатацию с техническими неисправностями (ст. 266 УК). Объектом рассматриваемого преступления является безопасность функционирования транспорта. Дополнительным объектом в зависимости от наступивших последствий выступают жизнь или здоровье граждан.

Предметом могут быть не только транспортные средства (железнодорожные, воздушные, морские, речные, автомобильные и иные механические транспортные средства), но и пути сообщения, средства сигнализации, средства связи и иное транспортное оборудование, обеспечивающие безопасность функционирования транспорта.

Объективная сторона преступления, предусмотренного ст. 266 УК, заключается в альтернативно совершаемых деяниях: недоброкачественном ремонте транспортных средств, путей сообщения, средств сигнализации или связи либо иного транспортного оборудования, а равно в выпуске в эксплуатацию технически неисправных транспортных средств.

Под недоброкачественным ремонтом транспортного средства следует понимать неустранение всех неисправностей в соответствии с технологическими правилами и нормативами либо установку недоброкачественных или нестандартных запасных частей (например, узлов и деталей, обеспечивающих безопасную эксплуатацию транспортного средства).

Под выпуском в эксплуатацию технически неисправных транспортных средств следует понимать невыполнение служебных обязанностей лицом, ответственным за техническое состояние транспортного средства, выпущенного в эксплуатацию с техническими неисправностями.

Недоброкачественный ремонт и выпуск в эксплуатацию технически неисправного транспортного средства возможны путем действия и бездействия.

Рассматриваемый состав преступления сконструирован по типу материального. Последствиями, которые являются обязательным признаком преступления, предусмотренного ст. 266 УК, являются: причинение тяжкого вреда здоровью человека (ч. 1), смерть человека (ч. 2), смерть двух или более лиц (ч. 3).

Обязательным признаком рассматриваемого состава преступления является причинная связь между недоброкачественным ремонтом, а равно выпуском в эксплуатацию технически неисправных транспортных средств и наступившими последствиями. В соответствии с п. 17 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 9 декабря 2008 г. № 25 при рассмотрении дел о недоброкачественном ремонте транспортных средств и выпуске их в эксплуатацию с техническими неисправностями надлежит устанавливать причинную связь между недоброкачественным ремонтом отдельных систем, узлов транспортного средства, а также нарушением технологического процесса при их установке или замене и выпуском его в эксплуатацию и наступившими последствиями, указанными в ст. 266 УК.

Преступление, предусмотренное ст. 266 УК, является оконченным с момента наступления последствий в виде причинения по неосторожности тяжкого вреда здоровью человека или его смерти.

Субъективная сторона преступления характеризуется неосторожной виной, выражаемой в виде как легкомыслия, так и небрежности.

Субъект преступления, предусмотренного ст. 266 УК, специальный: лицо, достигшее 16 лет, которое осуществляет ремонт транспортного средства, путей сообщения, средств сигнализации и связи либо иного оборудования; лицо, ответственное за техническое состояние транспортных средств. К таким лицам могут быть отнесены работники государственных, общественных или коммерческих организаций, на которых инструкциями, правилами или соответствующим распоряжением либо в силу занимаемого ими служебного или должностного положения возложена ответственность за техническое состояние транспортных средств.

Согласно п. 18 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 9 декабря 2008 г. № 25 субъектами преступления могут быть как работники автотранспортных организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов автомобильным и городским электрическим транспортом, так и работники других организаций, на которых действующими инструкциями или правилами, соответствующим распоряжением либо в силу занимаемого ими служебного положения возложена ответственность за техническое состояние или эксплуатацию транспортных средств, а также владельцы-предприниматели либо работники авторемонтных мастерских, имеющие лицензию на осуществление предпринимательской деятельности, которые произвели недоброкачественный ремонт, повлекший по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека или его смерть.

Приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения (ст. 267 УК). Объектом преступления является безопасность функционирования любого вида транспорта. Дополнительный объект – жизнь, здоровье и право собственности.

Предметом преступления могут быть транспортные средства, пути сообщения, средства сигнализации или связи, другое транспортное оборудование, а также транспортные коммуникации.

С объективной стороны преступление выражается:

1) в разрушении предмета преступления, под которым понимается приведение в состояние полной негодности технического средства или транспортного оборудования с потерей способности функционировать по своему назначению и не подлежащей восстановлению;

2) повреждении предмета преступления, т.е. в частичном изменении технической системы с потерей своих функций, но с возможностью восстановления;

3) приведении в негодное для эксплуатации состояние транспортного средства, путей сообщения и пр., когда невозможно их использование по назначению без разрушения и повреждения предмета преступления (например, перенос в другое место сигнальных знаков);

4) блокировании транспортных коммуникаций, т.е. в создании препятствий для свободного передвижения любого конкретного вида транспорта

Преступление, предусмотренное ст. 267 УК, сконструировано законодателем по типу материальных составов, т.к. в законе указаны следующие последствия: крупный ущерб, тяжкий вред здоровью (ч. 1), смерть человека (ч. 2) или смерть двух или более лиц (ч. 3). Крупным ущербом в настоящей статье признается ущерб, сумма которого превышает один миллион рублей.

С субъективной стороны преступление, предусмотренное ст. 267 УК, предполагает неосторожную вину в виде легкомыслия или небрежности.

Мотивы приведения в негодность транспортных средств или путей сообщения не являются конструктивными признаками данного состава преступления. Они могут быть различными и должны учитываться при индивидуализации наказания. Однако наличие цели подрыва экономической безопасности и обороноспособности Российской Федерации свидетельствует о совершении преступления, предусмотренного ст. 281 УК, - диверсии.

Субъектом преступления является лицо, достигшее 14-летнего возраста.

Нарушение правил, обеспечивающих безопасную работу транспорта (ст. 268 УК). Объектом преступления является безопасность функционирования различных видов транспорта, дополнительным объектом - жизнь и здоровье.

Предметом могут быть велосипеды, мопеды, гужевой транспорт и др., не являющийся предметом преступлений, предусмотренных ст. ст. 263, 264 УК.

С объективной стороны указанное преступление заключается в нарушении участником движения правил, обеспечивающих безопасную работу транспорта, наступлении последствий в виде тяжкого вреда здоровью человека и причинной связи между деянием и причиненным вредом. Для привлечения к уголовной ответственности необходимо в обязательном порядке установить, какие именно правила нарушены и в чем конкретно эти нарушения выразились. Примерами нарушения указанных правил могут быть следующие случаи: переход пешеходом улицы на запрещающий сигнал светофора или в неустановленном месте, самовольная остановка поезда, самовольный выход на взлетно-посадочную полосу аэродрома, проникновение в кабину пилота, эксплуатация технически неисправных яхт, катеров и т.п.

С субъективной стороны данное преступление предусматривает неосторожную вину по отношению к последствиям.

Субъектами преступления могут быть, как указывает законодатель, пешеходы, пассажиры и другие участники движения, достигшие 16-летнего возраста. Другими участниками движения являются велосипедисты, погонщики скота, водители гужевых повозок и пр., за исключением лиц, указанных в качестве субъектов в ст.ст. 263 и 264 УК, в том числе и лица, управляющие механическими транспортными средствами.

Согласно п. 2 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 9 декабря 2008 г. № 25 лица, управлявшие мопедами и другими транспортными средствами, приводимыми в движение двигателем с рабочим объемом не более 50 кубических сантиметров и имеющие максимальную конструктивную скорость не более 50 километров в час, а также велосипедами с подвесным двигателем, мокиками и другие транспортные средства с аналогичными характеристиками и допустившие нарушение правил безопасности движения или эксплуатации транспортных средств, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью или смерть человека, при наличии к тому оснований несут ответственность соответственно по частям 1, 2 или 3 ст. 268 УК.

Обязательным признаком квалифицированного состава преступления является наступление определенных последствий: смерть одного (ч. 2) или двух и более лиц (ч. 3). При отсутствии последствий, предусмотренных ст. 268 УК, нарушения правил, обеспечивающих безопасную работу транспорта могут влечь лишь дисциплинарную, административную либо гражданско-правовую ответственность.

Нарушение правил безопасности при строительстве, эксплуатации и ремонте магистральных трубопроводов (ст. 269 УК). Основным непосредственным объектом преступления является безопасность функционирования трубопроводного транспорта, а дополнительным – жизнь и здоровье человека.

Предметом преступления является только магистральные трубопроводы. Магистральный трубопровод – это совокупность технологически взаимосвязанных объектов, обеспечивающих транспортировку жидких, газообразных или твердых продуктов, соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации, от мест приема до мест сдачи или перевалки на другие виды транспорта. Трубопроводный транспорт предназначен для транспортировки газа (газопровод), нефти (нефтепровод), твердых материалов (гидравлический транспорт) и пр.

С объективной стороны рассматриваемое преступление заключается в нарушении правил безопасности при строительстве, эксплуатации или ремонте магистрального трубопровода. Диспозиция ст. 269 УК бланкетная и для уяснения признаков состава необходимо обратиться к специальным правилам, ведомственного характера, регламентирующим строительство, эксплуатацию и ремонт магистрального трубопровода.

Строительство предполагает проведение работ по сооружению основных и дополнительных частей системы трубопровода, а так же его проектирование, проверку на прочность и герметичность и т.п. действия.

Эксплуатация магистрального трубопровода предполагает правильное, безопасное использование его в соответствии с предназначением.

Ремонт магистрального трубопровода - это исправление повреждений, замена элементов и частей, устранение неисправностей. Он может быть текущим, аварийно-восстановительным и капитальным.

Совершение указанных деяний может быть признано преступным лишь при условии, если они повлекли причинение тяжкого вреда здоровью. Последствие в виде тяжкого вреда здоровью должно находиться в причинно-следственной связи с допущенными нарушениями.

С субъективной стороны преступление предполагает неосторожную вину в виде как легкомыслия, так и небрежности.

Субъектом преступления может быть любое, достигшее 16-летнего возраста лицо, на которое было возложена обязанность соблюдения правил при выполнении работ по строительству, эксплуатации, ремонту магистральных трубопроводов.

По ч. 2 ст. 269 УК квалифицируется то же деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека, а по ч. 3 - смерть двух или более лиц.

Неоказание капитаном судна помощи терпящим бедствие (ст. 270 УК). Непосредственный объект преступления – общественные отношения, обеспечивающие безопасность на водных путях.

Потерпевшие – люди, терпящие бедствие на море и ином водном пути, жизни и здоровью которых угрожает серьезная опасность.

С объективной стороны преступление выражается в бездействии - невыполнении возложенной на капитана судна правовой обязанности оказания помощи людям, терпящим бедствие.

Уголовная ответственность по ст. 270 УК возможна, если установлено, что: 1) на море или ином водном пути (реке, озере) люди терпят бедствие; 2) данное обстоятельство известно капитану судна (терпящие бедствие обнаружены визуально; получены сигналы бедствия либо иные сведения, с достоверностью свидетельствующие об этом); 3) капитан судна имеет реальную возможность (с учетом ситуации, местонахождения, метеоусловий, технических характеристик судна и т.д.) оказать помощь; 4) оказание помощи не подвергает серьезной опасности судно, его экипаж и пассажиров; 5) несмотря на наличие указанных обстоятельств, помощь людям, терпящим бедствие не оказывается[339].

Преступление, предусмотренное ст. 270 УК, имеет формальный состав и признается оконченным с момента установления факта неоказания помощи при наличии такой возможности и отсутствии серьезного риска, независимо от того, наступила смерть кого-либо из числа терпящих бедствие или нет.

С субъективной стороны преступление предполагает умышленную вину. Капитан судна осознает, что не оказывает помощь терпящим бедствие на воде, и желает этого, хотя имеет реальную возможность оказать необходимую помощь.

Субъект преступления специальный: им является капитан судна или лицо, в установленном порядке исполняющее его обязанности.

 

Глава 14. Преступления в сфере компьютерной информации




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 929; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.