КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Иные источники (формы) конституционного праваПорядок пересмотра Конституции Российской Федерации и принятия конституционных поправок Существуют постоянные и временные конституции. Подавляющее большинство из них постоянные. Некоторые конституции прямо устанавливают их постоянство, неотменяемость (Греция, Мексика и др.)- Временные конституции принимаются на определенный, как правило, переходный период. Конституция РФ — акт постоянного, долговременного действия. Ее важнейшим свойством является стабильность, обеспечиваемая особым порядком внесения в нее поправок и дополнений. По порядку, процедуре изменения и дополнения конституции делят на гибкие и жесткие. В обществах переходного периода новейшего времени чаще всего принимаются жесткие конституции. Это связано со стремлением, с одной стороны, закрепить радикальные изменения в обществе, а с другой — гарантировать невозвращение к авторитарному или тоталитарному режимам. Таковы конституции стран Южной Европы (Греция, Испания, Португалия), а также постсоциалистических стран Восточной Европы. Жесткость конституций обеспечивается: установлением круга субъектов, имеющих право инициативы на изменение кон- 70Глава 2. Конституция как основной источник права ституции (Бельгия, Россия, Франция); требованием голосования за конституционные поправки квалифицированным большинством голосов в парламенте (Италия, Япония); принятием правок на референдуме (Франция); утверждением поправок субъектами федерации (Германия, Россия, США); повторным принятием поправок парламентом следующего созыва (Греция) и т. д. Есть конституции, отдельные положения которых по порядку изменения имеют неодинаковую степень жесткости (Индия, Россия) либо вообще не могут быть пересмотрены (например, положения о республиканской форме правления, о целостности территории государства и др.). Действующая Конституция РФ была принята всенародным голосованием, и этот фактор обусловливает особый порядок ее пересмотра. Предложения о поправках и пересмотре положений Конституции РФ может вносить ограниченный круг субъектов права. Согласно ст. 134 к их числу относятся Президент РФ. Совет Федерации и Государственная Дума Федерального Собрания РФ, Правительство РФ, законодательные (представительные) органы субъектов РФ, а также группа численностью не менее одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы. Положения гл. 1, 2 и 9, регулирующих основы конституционного строя, права и свободы человека и гражданина, порядок изменения самой Конституции не могут быть пересмотрены Федеральным Собранием {ч. I ст. 130). Если предложение о пересмотре положений гл. 1, 2 и 9 будет поддерживаться тремя пятыми голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, то в соответствии с федеральным конституционным законом должно созываться Конституционное Собрание (ч. 2 ст. 135). До настоящего времени федеральный конституционный закон «О Конституционном Собрании Российской Федерации» не принят. Конституционное Собрание либо подтверждает неизменность Конституции РФ, либо разрабатывает проект новой Конституции РФ, который принимается Конституционным Собранием двумя третями голосов от общего числа его членов или выносится на всенародное голосование. При проведении всенародного голосования Конституция РФ считается принятой, если за нее проголосовало более половины избирателей, при- 5. Порядок пересмотра Конституции РФ и принятия поправок 71 нявших участие в голосовании, при условии, что в нем приняло участие более половины избирателей (ч. 3 ст. 135). Поправки к гл. 3—8, положения которых регулируют федеративное устройство, систему государственных органов и местного самоуправления, принимаются в порядке, предусмотренном для принятия федерального конституционного закона, т. е. с участием Государственной Думы, Совета Федерации и Президента РФ, и вступают в силу после их одобрения органами законодательной власти субъектов РФ не менее двух третей. Приведенные формулировки ст. 136 породили неопределенность в понимании того, каким должен быть нормативный правовой акт, содержащий поправку к Конституции РФ. Это послужило основанием для ходатайства о толковании соответствующих конституционных правил, с которым Государственная Дума обратилась в Конституционный Суд РФ. В постановлении от 31 октября 1995 г. № 12-П Конституционный Суд РФ пришел к выводу, что предусмотренная ст. 136 процедура принятия поправок существенно отличается от процедуры принятия как федерального конституционного закона, так и федерального закона. В частности, важно учитывать, что в отличие от акта о поправках федеральный конституционный закон по своей юридической природе принимается во исполнение Конституции РФ, не может изменять ее положений, а также не может стать ее составной частью. Что касается федерального закона, то он не может быть формой принятия конституционной поправки, так как в силу прямого указания Конституции РФ для внесения поправок требуется процедура более сложная по сравнению с установленной для принятия федеральных законов. Кроме того, в отношении федерального закона Президент РФ наделен правом его отклонения, чего не предусматривает порядок принятия федерального конституционного закона, распространенный на процедуру принятия поправок. Положения ст. 136 о том, что поправки к гл. 3—8 принимаются в порядке, предусмотренном для принятия федерального конституционного закона, означают распространение на процедуру их принятия требований ч. 2 ст. 108 об одобрении данного акта большинством голосов: не менее трех четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы, При этом вводится особое условие для вступления попра- 72 Глава 2. Конституция как основной, источник права вок в силу, а именно необходимость их одобрения органами законодательной власти не менее чем двух третей субъектов РФ. На основании этих и ряда других аргументов Конституционный С>д РФ решил, что правила, содержащиеся в ст. 136, могут быть реализованы только в форме сериального нормативного правового акта о конституционной поправке, т. е. в форме закона РФ о поправке к Конституции РФ. После одобрения необходимым числом законодательных органов субъектов РФ закон РФ о поправке к Конституции РФ не позднее чем через 14 дней подлежит подписанию Президентом РФ и официальному опубликованию. Более детальное регулирование этой процедуры осуществлено Федеральным законом от 4 марта 1998 г. № 33-ФЗ «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации», установившим особенности законодательного процесса в отношении данного вида законов. Нужно отметить, что в Конституции РФ есть положения, которые могут подвергаться оперативным изменениям. Так, ч. 1 ст. 65 устанавливает перечень субъектов РФ. Изменения в нее вносятся согласно ч. 1 ст. 137 на основании федерального конституционного закона о принятии в Российскую Федерацию и образовании в ее составе нового субъекта РФ, об изменении конституционно-правового статуса субъекта РФ. До настоящего времени изменения в ч. 1 ст. 65 Конституции РФ внесены на основании федеральных конституционных законов, зафиксировавших объединение ряда субъектов РФ и тем самым создание новых субъектов РФ. Процесс объединения субъектов РФ, начавшийся в 2004 г., сократил их количество с 1 марта 2008 г. до 83 (вместо 89) за счет объединения краев, областей и автономных округов. В результате объединения Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа образован Пермский край (с 1 февраля 2005 г.); в результате объединения Красноярского края, Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа и Эвенкийского автономного округа — Красноярский край (с 1 января 2007 г.); в результате объединения Камчатской области и Корякского автономного округа — Камчатский край (с 1 июня 2007 г.); в результате объединения Иркутской области и Усть-Ордынского.-автономного округа—- Иркутская область (с I января 2008 г.).; в результате объединения Читинской области и Агинского Бу- §5. Порядок пересмотра Конституции РФ и принятия поправок 73 рятского автономного округа — Забайкальский край (с 1. марта 2008 г.). Объединение субъектов РФ и: образование новых субъектов РФ оформлялось принятием соответствующих Федеральных конституционных законов. Самостоятельным способом внесения изменений в ч. 3 ст. 65 является принятие в состав Российской Федерации нового субъекта РФ. Порядок такого принятия определен Федеральным конституционным законом от 17 декабря 2001 г. № 6-ФКЗ «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации». Принятие иностранного государства либо его части в состав Российской Федерации происходит на добровольной основе и оформляется международным договором. Внесение изменения в ч. 1 ст. 65 возможно в том случае, если изменяется наименование субъекта РФ. В случае изменения наименования республики, края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа — гласит ч. 2 ст. 137 — новое наименование субъекта РФ подлежит включению в ст. 65. На практике возник вопрос, каким нормативным правовым актом должно быть включено в текст Конституции РФ новое название субъекта РФ.* В постановлении от 28 ноября 1995 г. № 15-П по делу о толковании ч. 2 ст. 137 Конституционный Суд РФ определил, что изменения наименования субъекта РФ включаются в текст ст. 65 указом Президента РФ на основании решения субъекта РФ, принятого в установленном им порядке. Не может быть произведено в указанном порядке такое переименование, которое затрагивает основы конституционного строя, права и свободы человека и гражданина, интересы других субъектов РФ, Российской Федерации в целом либо интересы других государств, а также предполагает изменение состава Российской Федерации или конституционно-правового статуса ее субъекта. Из сказанного.следует, что Конституция РФ достаточно сильно защищена от ее изменения и дополнения. Весьма усложненный для одних установлений и практически запретительный для других порядок изменения положений Конституции РФ направлен на утверждение ее стабильности, неизменяемости, на формирование принципа верности, уважения Конституции РФ как фундаментальной правовой основы общественной и государственной жизни в стране. 74Глава 2. Конституция как основной источник права Итак, Конституция РФ 1993 г. является по содержанию конституцией демократического федеративного правового государства с республиканской формой правления, по форме выражения __ писаной, по времени действия — постоянной и по порядку изменения в целом — жесткой. Конституция РФ является основным (основополагающим), но не единственным источником конституционного права. Как показывает практика, круг источников конституционного права более широк1. Существование иных, кроме конституции, источников конституционного права вызвано тем, что некоторые виды общественных отношений регулируются конституционным правом в полном объеме и не относятся к предмету других отраслей права. Причем эти отношения закрепляются не только конституцией, но и другими источниками (формами) права. Источники конституционного права находятся в иерархической соподчиненное™. Место конкретного источника в иерархии источников конституционного права, как правило, устанавливается самой конституцией либо является следствием сложившейся правоприменительной практики и правовых традиций. Разнообразие системы источников конституционного права и место в ней того или иного источника зависит от характера правовой системы (англосаксонской, романо-германской и др.), исторических, культурных традиций и иных факторов. Так, в англосаксонской правовой системе источниками (формами права) служат конституционные по характеру обычаи, судебный прецедент, судебная практика. В мусульманских системах обязательным источником права являются религиозные догматы, положения Корана и их толкование признанными специалистами. Система источников зависит также от формы государственного устройства страны. В федеративных государствах, где имеются конституция и система законодательства не только на уровне федерации, но и в каждом ее субъекте, в систему источ- о системе источников конституционного права с позиций традиционного понимания предмета конституционного права см,: Кутафий О. Е. Источники конституционного права п Российской Федерации. М., 2002. §6. Иные источники (формы) конституционного права75 ников конституционного права входят и соответствующие учредительные акты федерации и ее субъектов. Таким образом, система источников конституционного права каждой страны имеет свою специфику и свои особенности-Источники конституционного права по их юридической силе следует классифицировать на несколько уровней (ступеней) по нисходящей линии. Высшей юридической силой в Российской Федерации обладает Конституция РФ, а в субъектах РФ — конституции и уставы субъектов РФ. которые не должны противоречить Конституции РФ. В системе источников конституционного права в Российской Федерации особое место занимают те из них, которые по юридической силе приравниваются к юридической силе самой Конституции РФ, а в субъектах РФ — к юридической силе конституций (уставов) субъектов РФ. Такими источниками конституционного права последовательно являются, во-первых, решения и правовые позиции Конституционного Суда РФ, конституционных и уставных судов Российской Федерации, во-вторых, общепризнанные принципы и нормы международного права, признанные Российской Федерацией и субъектами РФ. Решения и правовые позиции Конституционного Суда РФ, решения и правовые позиции конституционных и уставных судов субъектов РФ, Конституционный Суд РФ решает исключительно вопросы права (ч. 3 ст. 3 Закона о Конституционном Суде РФ) с позиций Конституции РФ» обеспечивая ее верховенство и прямое действие на всей территории Российской Федерации. Окончательный результат осуществляемого Конституционным Судом РФ конституционного контроля находит выражение в итоговых решениях по делам о толковании Конституции РФ. о проверке конституционности законов и иных нормативных актов, внутригосударственных или не вступивших в действие международных договоров; по спорам о компетенции (постановления); о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления или инициативы проведения референдума Российской Федерации по предложенному вопросу (вопросам) (заключения) согласно ст. 125 Конституции РФ, ст. 3 Закона, о Конституционном Суде РФ и 76Глава 2. Конституция как основной источник права ст. 23 Федерального конституционного закона от 28 июня 2004 г. № 5-ФКЗ «О референдуме Российской Федерации». Решения о распространении правовых, позиций на аналогичные (тождественные, сходные) дела выносятся Конституционным Судом РФ в виде определений. Итоговые решения Конституционного Суда РФ являются окончательными и обжалованию не подлежат, действуют непосредственно и обязательны на всей территории Российской Федерации для всех органов государственной власти, органон местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений (ст. б Закона о Конституционном Суде РФ). Решения Конституционного Суда РФ могут содержать два вида специальных правовых норм, признающих неконституционность либо конституционность законов, других нормативных актов или отдельных их положений. Указанные итоговые выводы Конституционного Суда РФ как специальные правовые нормы имеют общий характер, так как обращены ко всем субъектам общественных отношений, а не только к заявителям. Установленный Конституционным Судом РФ факт соответствия нормы закона или другого нормативного акта Конституции РФ больше никем не может устанавливаться и должен признаваться всеми. Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу; признанные не соответствующими Конституции. РФ не вступившие в силу международные договоры Российской Федерации не подлежат введению в действие и применению (ч. 6 ст. 125 Конституции; ч. 2 ст. 79 Закона о Конституционном Суде РФ). Решение Конституционного Суда РФ о признании акта либо отдельных его положений неконституционными не может быть преодолено повторным принятием этого акта либо воспроизведением его отдельных положений, признанных неконституционными, в других нормативных актах. Решение Конституционного Суда РФ нельзя преодолеть решением любого другого государственного органа, какое бы высокое место он ни занимал в государственной структуре. Итоговые решения Конституционного Суда РФ излагаются с обязательным указанием мотивов их принятия. В мотивировочной части итоговых решений содержатся правовые позиции Конституционного Суда РФ - новое правовое явление, кото- §6. Иные источники (формы) конституционного права рое проявляет себя самостоятельно, наряду с итоговыми выводами Конституционного (.'уда РФ. Правовые позиции и Конституционного Суда есть нормативно-интеграционные установления, т. е. правовые положения общего характера как результат официального толкования Конституции РФ и выявления конституционного смысла законов и иных нормативных актов в пределах компетенции Конституционного Суда РФ, которые снимают конституционно-правовую неопределенность и служат правовым основанием итоговых решений Конституционного Суда РФ. По юридической силе решения и содержащиеся в них правовые позиции Конституционного Суда РФ приравниваются к юридической силе самой Конституции РФ. Поэтому изменить решение и правовую позицию Конституционного Суча РФ можно лишь дополнением и изменением содержания самой Конституции РФ либо принятием новой федеральной Конституции. Конституционный Суд РФ может скорректировать иди изменить свою правовую позицию лишь при рассмотрении последующих дел с учетом нового правового регулирования, иных фактов и обстоятельств. Правовые позиции Конституционного Суда РФ носят общий и обязательный характер, т. е. они распространяются не только на тот конкретный случаи, который стал предметом рассмотрения в Конституционном Суде РФ, но и на все аналогичные (тождественные, сходные) случаи, имеющие или могущие иметь место в правовой практике. Решения и правовые позиции Конституционного Суда РФ занимают самостоятельное место в правовой системе и служат источником конституционного права и иных отраслей российского права, имеют общий.характер и обязательны для всех субъектов права* Их юридическая сила приравнивается к юридической силе Конституции РФ. Источниками конституционного права являются также решения и правовые позиции конституционных и уставныхсудов субъектов РФ, приравниваемые по юридической силе к конституциям и уставам субъектов РФ. Общепризнанные принципы н нормы международною права, признанные Российской Федерацией и ее субъектами. В настоящее время нет альтернатив глобализации современного мира, Сотрудничеству государств в самых различных областях жизни, Сблйжению национальных правовых систем, развитию между- 78Глава 2. Конституция как основной источник права народного права. Ценность национальных конституций может быть существенно повышена, если они будут, во-первых, наиболее полно отражать общепризнанные принципы и нормы международного права, во-вторых, четко решать вопрос о соотношении международного права и национального права, в частности конституции. В конституциях многих стран провозглашается положение о приоритете международного права.перед внутригосударственным правом, в том числе конституцией. В ряде стран за конституцией и международным правом признается равная юридическая сила. В ч. 4 ст. 15 Конституции РФ устанавливается, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Включенная в Конституцию РФ категория общепризнанных принципов и норм международного права всякий раз ставит вопрос определения этих принципов и норм. Таковыми являются принципы Устава Организации Объединенных Наций и др. Универсальное признание каких-либо принципов или норм большинством государств не порождает обязанности каждого государства соблюдать их, если эти принципы или нормы не нашли своего закрепления во внутригосударственном праве, в акте их ратификации или международном договоре. Конституция РФ закрепляет, что согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина (ч. 1 ст. 17). В ней также специально оговорено, что перечисление в Конституции основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина (ч. 1 ст. 55). Другие статьи Конституции РФ предписывают руководствоваться общепризнанными принципами и нормами международного нрава при предоставлении политического убежища (ч. 1 ст. 63), при гарантировании прав коренных малочисленных народов (ст. 69). Из этих положений следует, что общепризнанные принципы и нормы международного права в.случае признания их Российской Федерацией стоят на уровне конституционных норм, т. е. приравниваются по юридической силе к самой Конституции. Конституционный Суд РФ, ссылаясь в своих решениях на § 6. Иные источники (формы) конституционного права79 те или иные общепризнанные принципы и нормы международного права, тем самым фиксирует факт их признания Российской Федерацией. Международные договоры Российской Федерации как источник конституционного права. По аналогии с рядом зарубежных конституций Конституция РФ устанавливает, что если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора (ч. 4 ст. 15). Отсюда можно сделать вывод о том, что в иерархии источников конституционного права ратифицированный международный договор Российской Федерации стоит выше, чем федеральные законы, поскольку нормы последних не могут отменить положения международного договора Российской Федерации или противоречить им. Заключение Россией договоров с другими государствами регулируется Федеральным законом от 15 июля 1995 г. № 101 -ФЗ «О международных договорах Российской Федерации». Данный Закон устанавливает, что положения официально опубликованных международных договоров Российской Федерации, не требующие издания внутригосударственных актов для применения, действуют в Российской Федерации непосредственно. Для осуществления иных положений международных договоров Российской Федерации принимаются соответствующие правовые акты. Законом устанавливаются порядок ратификации международных договоров, порядок присоединения Российской Федерации к международным договорам, вступление в силу, выполнение, прекращение и приостановление действия международных договоров. Названный Закон закрепляет «особый порядок выражения согласия на обязательность для Российской Федерации международных договоров»: если международный договор содержит правила, требующие изменения отдельных положений Конституции РФ, решение о согласии на его обязательность для Российской Федерации возможно в форме федерального закона только после внесения соответствующих поправок в Конституцию РФ или пересмотра ее положений в установленном порядке (ст. 22). Международный договор, следовательно, сам по себе не может изменить Конституцию РФ или действовать в противоречии с ней. Признание приоритета за международными договорами Российской Федерации не придает им, однако, силы-конституции 80Глава 2. Конституция как основной источник.права онных установлений. Нормы международного договора Российской Федерации не входят в содержание Конституции РФ и не приравниваются по юридической силе к силе самой Конституции РФ- Международные договоры Российской Федерации обладают приоритетом перед всеми видами законов в Российской Федерации, но уступают по юридической силе самой Конституции РФ- В силу этого допускается проверка Конституционным Судом РФ на соответствие Конституции' РФ не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации (п. «г» ч. 2 ст. 125 Конституции РФ). Если Конституционный Суд РФ признает их не соответствующими Конституции РФ, то такие договоры не подлежат введению в действие. Федеральные конституционные законы. На следующем по юридической силе уровне (ступени) в ряду источников конституционного права находятся законы, принятие которых прямо предусмотрено Конституцией РФ- Федеральные конституционные законы, как это вытекает из текста Конституции РФ? должны приниматься по важнейшим вопросам, затрагивающим права и свободы граждан, правомочия государства (ограничение прав и свобод в условиях чрезвычайного положения — ч. I ст. 56, определение режима военного положения -- ч. 3 ст. 87 и др.). В настоящее время приняты не все из них. Конституция РФ определяет более жесткий порядок принятия федерального конституционного закона (ч. 2 ст. 108). В ней также предусмотрено, что федеральные законы не могут противоречить федеральным конституционным законам (ч. 3 ст. 76). Однако федеральные конституционные законы не являются частью Конституции РФ и не могут ее изменять. В иерархии источников конституционного права федеральные конституционные законы следуют за международными договорами. Федеральные законы. В ряду источников конституционного права они следуют за федеральными конституционными законами и регламентируют конституционные отношения, не являющиеся предметом регулирования других отраслей права. Согласно Конституции РФ это отношения приобретения и прекращения гражданства (ч. 1 ст. 6), ограничения прав и свобод человека и гражданина в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны и безопасности государства (ч. 3 ст. 55) и др. § 6. Иные источники (формы) конституционного права81 Законы бывших СССР и РСФСР. Некоторые из них могут быть источниками конституционного права России в силу принципа правопреемственности на период, пока не будет принято заменяющее их законодательство. Так, в постановлении Верховного Совета РСФСР от 12 декабря 199) г. №2014-1 «О ратификации Соглашения о создании Содружества Независимых Государств» предусмотрено, что на территории Российской Федерации до принятия соответствующих законодательных актов Российской Федерации нормы бывшего Союза СССР применяются и части, не противоречащей Конституции РФ, ее законодательству и указанному соглашению. Раздел второй Конституции РФ устанавливает, что законы и другие правовые акты, лен откопавшие на территории Российской Федерации до вступления и силу Конституции РФ, применяются в части, не противоречащей ей. Нормативные правовые акты главы государства — Президента РФ. Они являются подзаконными актами, не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам, могут быть обжалованы в судебном порядке и заменены законом. Источником конституционного права являются только те акты Президента РФ, которые регулируют конституционные отношения, в соответствии с постановлением Конституционного Суда РФ от 28 ноября 1995 г. № 15-П. Примером такого источника конституционного права являются указы Президента РФ о включении в текст ч. 1 ст. 65 Конституции РФ изменения наименования субъекта РФ на основании решения субъекта РФ, принятого в установленном им порядке. Указы Президента РФ могут издаваться на основании его конституционных полномочий. Однако в переходный период, когда еще не приняты необходимые законы, Президент РФ издает указы в сфере отношений, которые законодательно не урегулированы. Они сохраняют свое действие до тех пор, пока не будут изданы соответствующие законы. Эта форма нормотворчества не может расширяться (на основе, например, так называемых скрытых полномочий главы государства), она должна иметь временный характер. Нормативные правовые акты, в которых могут содержаться нормы конституционно-уставного характера, издают президенты республик и главы администраций (губернаторы) субъектов РФ. 82Глава 2. Конституция как основной источник права Нормативные правовые акты Правительства РФ. Постановления Правительства РФ, регулирующие конституционные отношения, должны соответствовать Конституции РФ, федеральным законам, указам Президента РФ. Они, в свою очередь, обязательны для других органов исполнительной власти, включая органы исполнительной власти субъектов РФ, по вопросам, относящимся к ведению Российской Федерации (ст. 71 Конституции РФ) и совместному ведению Федерации и ее субъектов (ст. 72), Нормативные правовые акты, в которых могут содержаться нормы конституционно-уставного характера, в частности издают правительства и главы исполнительной власти в субъектах РФ. Нормативные правовые акты муниципальных образований, органов местного самоуправления. Они могут быть источниками конституционно -уставного права на уровне субъектов РФ, если они содержат положения конституционно-уставного характера, в частности расширяющие нрава и свободы личности или усиливающие их гарантии. Например, уставы муниципальных образований, договоры между муниципальными образованиями и органами государстве иной власти. Конституционные обычаи (обыкновения). Являются нетрадиционным источником конституционного права в Российской Федерации, Это неоднократно применяемые на практике правила, не зафиксированные в официальных правовых источниках, но неуклонно соблюдаемые, в сущности, санкционированные компетентными органами. Обычаи играют меньшую или большую роль в конституционной практике государств в зависимости от исторических или национальных особенностей этих государств. Конституционные обычаи (обыкновения) применяются и в государственной практике Российской Федерации в деятельности законодательных и исполнительных органов государственной власти, высших судебных инстанций. Они могут отражаться в регламентах палат Федерального Собрания РФ. в регламенте Конституционного Суда РФ. Вполне возможно и желательно формирование конституционного обычая, связанного с принесением Президентом" РФ присяги народу. В ч. 2 ст. 82 Конституции РФ закреплено, что присяга приносится в торжественной обстановке в присутствии членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы и судей Конституционного Суда РФ. К сожалению, условия и процедура принятия присяги Президента РФ народу не отработана и всякий раз наполняется новыми элементами, а подчас § 6. Иные источники (формы) конституционного права83 определяется размерами помещения, в котором проводится это конституционно значимое действие.- Дискуссия я отечественном правоведении относительно судебных прецедентов, правовых позиций высших судебных инстанций дает основание для выдвижения идеи источников конституционного права вторичного порядка, опосредованных источников права в сфере отношений конституционно-правового характера. Несмотря на длительную дискуссию, до сих пор нет единства мнений относительно правовой природы и юридической силы пленумов Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ по вопросам обобщения судебной практики. Примером источника конституционного права называется постановление Пленума Верховного Суда РФ о некоторых вопросах применения судами Конституции РФ при осуществлении правосудия, в котором судам разъясняется возможность и называются конкретные случаи применения Конституции при рассмотрении конкретных судебных дел. Вряд ли с такой позицией можно согласиться. Такой источник права не предусмотрен Конституцией. В постановлениях пленумов Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ содержатся обобщения судебной практики, рекомендации и сформулированные правила, которые основываются на авторитете высших судебных инстанций и могут быть не восприняты нижестоящими судами, иными правоприменителями и законодателем. К тому же не всегда положения пленумов высших судебных инстанций оказываются безупречными, о чем свидетельствует, в частности, дискуссия вокруг положения вышеупомянутого постановления Пленума Верховного Суда РФ о том, что правом или обязанностью суда является его обращение в Конституционный Суд РФ в случае, если суд пришел к убеждению о неконституционности подлежащего применению закона. Поэтому не случайно в литературе настойчиво выдвигается предложение о возможности проверки конституционности постановлений пленумов Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ Конституционным Судом РФ. В тех случаях, когда суды при вынесении решений ссылаются на положения постановлений пленумов высших судебных инстанций, можно условно их правовые позиции рассматривать как опосредованный источник права. Система источников конституционного права — это не застывшее явление, раз и навсегда установленное. Конституционное право во многих странах, особенно в развивающихся, а 84Глава 2. Конституция как основной источник нрава также в государствах молодой демократии, более мобильно, чем в государствах традиционной демократии. Объясняется это динамичностью общественно-политических и государственно-правовых процессов, происходящих в них. Так, в постсоветских независимых государствах появился такой новый источник национального, в том числе конституционного, права, как решения и правовые позиции конституционных судов и иных органов судебного конституционного контроля. Учредительные акты (декларации) и внутригосударственные договоры, В исторической ретроспективе принятию конституций они могут предшествовать, а затем и входить в их содержание либо сохранять свое действие наряду с конституцией. Декларации от имени народа и по его решению учреждают образование государства, провозглашают права человека и; гражданина и т. д. Они являются первичными актами и обладают особым авторитетом. Примером такого рода деклараций могут служить Декларация о государственном суверенитете РСФСР от 12 июня 1990 г и Декларация прав и свобод человека и гражданина. Внутригосударственные договоры учреждают федерацию, разграничивают предметы ведения и полномочий, правовые формы объединения частей государства. Федеративный договор, подписанный 31 марта 1992 г., нельзя считать правовой основой учреждения Российской Федерации, поэтому Российская Федерация не является договорной федерацией по своему генезису, происхождению. По своей правовой природе Российская Федерация является конституционной, т. е. учрежденной на основании Конституции РФ. Согласно ч. 3 ст. 11 Конституции РФ разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов РФ осуществляется Конституцией РФ. Федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий. В ней предусмотрена и возможность заключения договоров между субъектами РФ, в частности между органами государственной власти автономного округа и органами государственной власти края или области, в состав которых входит этот округ (ч. 4 ст. 66). В разделе втором Конституции РФ специально указывается о необходимости соответствия всех внутригосударственных договоров Конституции РФ (абз. 4 п. 1). В последние годы в отечественной науке предприняты попьгтпредставить доктрину как источник конституционного права Вопросы для повторения и самостоятельной работы 85 (О. В. Бошно, В. В. Лазарев и др.). Так, Т. М- Пряхина предлагает рассматривать конституционную доктрину как нетрадиционный, вторичный, дополнительный источник конституционного права. В таком качестве конституционная доктрина, по мнению Пряхиной, компенсирует лаконичность конституционных положений, обеспечивает их теоретическую полноту и правовую определенность, раскрывает их нормативное содержание1. В Российской Федерации конституционная доктрина сама по себе не является источником конституционного права. В таком качестве она может выступать опосредованно, к примеру через правовые позиции Конституционного Суда РФ или конституционных и уставных судов субъектов РФ. В этом случае конституционная доктрина становится официально признаваемой и составляет содержание правовой позиции самого Конституционного Суда РФ при толковании Конституции РФ при конституционном нормоконтролем. вопросы для повторения и самостоятельной работы 1. В чем состоит социально-правовая сущность Конституции РФ? 2. Назовите основные этапы разработки Конституции РФ. 3. Какую роль сыграло Конституционное совещание в разработке проекта новой Конституции РФ? 4. Проходила ли Конституция РФ международно-правовую экспертизу? 5. Раскройте содержание легальности, реальности и стабильности Конституции РФ. 6. Из чего складывается содержание Конституции РФ? 7.Раскройте содержание правовых свойств Конституции РФ. 8. Приведите примеры прямого действия Конституции РФ- 9. Охарактеризуйте структуру Конституции РФ. 10. Охарактеризуйте содержание функций Конституции РФ в правовой сфере. 11. В чем состоит различие порядка пересмотра Конституции РФ и принятия конституционных поправок? 12. Чем обусловлена множественность источников конституционного права Российской Федерации? 1 См.: Пряхина Т. М. Конституционная доктрина Российской Федерации. М., 2006. С. 4. 86Глава 3. Действие и реализация конституции 13. Какие источники конституционного права приравниваются по юридической силе к самой Конституции РФ? 14. Всякий ли указ Президента РФ или постановление Правительства РФ является источником конституционного права? 15. Имеют ли место среди источников конституционного права правовой обычай (обыкновение), судебный прецедент. конституционная доктрина, религиозные догматы? 16. Какие специфические источники конституционного права существуют в России, имея в виду ее федеративный характер? Глава 3. Действие и реализация конституции
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 1615; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |