Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Иные источники (формы) конституционного права




Порядок пересмотра Конституции Российской Федерации и принятия конституционных поправок

Существуют постоянные и временные конституции. Подав­ляющее большинство из них постоянные. Некоторые конститу­ции прямо устанавливают их постоянство, неотменяемость (Греция, Мексика и др.)- Временные конституции принимаются на определенный, как правило, переходный период.

Конституция РФ — акт постоянного, долговременного дей­ствия. Ее важнейшим свойством является стабильность, обес­печиваемая особым порядком внесения в нее поправок и до­полнений.

По порядку, процедуре изменения и дополнения конститу­ции делят на гибкие и жесткие. В обществах переходного пе­риода новейшего времени чаще всего принимаются жесткие конституции. Это связано со стремлением, с одной стороны, закрепить радикальные изменения в обществе, а с другой — га­рантировать невозвращение к авторитарному или тоталитарно­му режимам. Таковы конституции стран Южной Европы (Гре­ция, Испания, Португалия), а также постсоциалистических стран Восточной Европы.

Жесткость конституций обеспечивается: установлением кру­га субъектов, имеющих право инициативы на изменение кон-

70Глава 2. Конституция как основной источник права

ституции (Бельгия, Россия, Франция); требованием голосова­ния за конституционные поправки квалифицированным боль­шинством голосов в парламенте (Италия, Япония); принятием правок на референдуме (Франция); утверждением поправок субъектами федерации (Германия, Россия, США); повторным принятием поправок парламентом следующего созыва (Греция) и т. д.

Есть конституции, отдельные положения которых по поряд­ку изменения имеют неодинаковую степень жесткости (Индия, Россия) либо вообще не могут быть пересмотрены (например, положения о республиканской форме правления, о целостно­сти территории государства и др.).

Действующая Конституция РФ была принята всенародным голосованием, и этот фактор обусловливает особый порядок ее пересмотра.

Предложения о поправках и пересмотре положений Конститу­ции РФ может вносить ограниченный круг субъектов права. Со­гласно ст. 134 к их числу относятся Президент РФ. Совет Фе­дерации и Государственная Дума Федерального Собрания РФ, Правительство РФ, законодательные (представительные) орга­ны субъектов РФ, а также группа численностью не менее одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государствен­ной Думы.

Положения гл. 1, 2 и 9, регулирующих основы конституци­онного строя, права и свободы человека и гражданина, порядок изменения самой Конституции не могут быть пересмотрены Федеральным Собранием {ч. I ст. 130). Если предложение о пе­ресмотре положений гл. 1, 2 и 9 будет поддерживаться тремя пятыми голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, то в соответствии с феде­ральным конституционным законом должно созываться Кон­ституционное Собрание (ч. 2 ст. 135). До настоящего времени федеральный конституционный закон «О Конституционном Собрании Российской Федерации» не принят.

Конституционное Собрание либо подтверждает неизмен­ность Конституции РФ, либо разрабатывает проект новой Кон­ституции РФ, который принимается Конституционным Собра­нием двумя третями голосов от общего числа его членов или выносится на всенародное голосование. При проведении все­народного голосования Конституция РФ считается принятой, если за нее проголосовало более половины избирателей, при-

5. Порядок пересмотра Конституции РФ и принятия поправок 71

нявших участие в голосовании, при условии, что в нем приняло участие более половины избирателей (ч. 3 ст. 135).

Поправки к гл. 3—8, положения которых регулируют феде­ративное устройство, систему государственных органов и мест­ного самоуправления, принимаются в порядке, предусмотрен­ном для принятия федерального конституционного закона, т. е. с участием Государственной Думы, Совета Федерации и Президента РФ, и вступают в силу после их одобрения органа­ми законодательной власти субъектов РФ не менее двух третей.

Приведенные формулировки ст. 136 породили неопределен­ность в понимании того, каким должен быть нормативный пра­вовой акт, содержащий поправку к Конституции РФ. Это по­служило основанием для ходатайства о толковании соответст­вующих конституционных правил, с которым Государственная Дума обратилась в Конституционный Суд РФ. В постановле­нии от 31 октября 1995 г. № 12-П Конституционный Суд РФ пришел к выводу, что предусмотренная ст. 136 процедура при­нятия поправок существенно отличается от процедуры приня­тия как федерального конституционного закона, так и феде­рального закона. В частности, важно учитывать, что в отличие от акта о поправках федеральный конституционный закон по своей юридической природе принимается во исполнение Кон­ституции РФ, не может изменять ее положений, а также не мо­жет стать ее составной частью.

Что касается федерального закона, то он не может быть формой принятия конституционной поправки, так как в силу прямого указания Конституции РФ для внесения поправок тре­буется процедура более сложная по сравнению с установленной для принятия федеральных законов. Кроме того, в отношении федерального закона Президент РФ наделен правом его откло­нения, чего не предусматривает порядок принятия федерально­го конституционного закона, распространенный на процедуру принятия поправок.

Положения ст. 136 о том, что поправки к гл. 3—8 принима­ются в порядке, предусмотренном для принятия федерального конституционного закона, означают распространение на про­цедуру их принятия требований ч. 2 ст. 108 об одобрении дан­ного акта большинством голосов: не менее трех четвертей голо­сов от общего числа членов Совета Федерации и не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Ду­мы, При этом вводится особое условие для вступления попра-

72 Глава 2. Конституция как основной, источник права

вок в силу, а именно необходимость их одобрения органами за­конодательной власти не менее чем двух третей субъектов РФ.

На основании этих и ряда других аргументов Конституцион­ный С>д РФ решил, что правила, содержащиеся в ст. 136, могут быть реализованы только в форме сериального нормативного правового акта о конституционной поправке, т. е. в форме за­кона РФ о поправке к Конституции РФ.

После одобрения необходимым числом законодательных ор­ганов субъектов РФ закон РФ о поправке к Конституции РФ не позднее чем через 14 дней подлежит подписанию Президен­том РФ и официальному опубликованию.

Более детальное регулирование этой процедуры осуществле­но Федеральным законом от 4 марта 1998 г. № 33-ФЗ «О поряд­ке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Рос­сийской Федерации», установившим особенности законода­тельного процесса в отношении данного вида законов.

Нужно отметить, что в Конституции РФ есть положения, которые могут подвергаться оперативным изменениям. Так, ч. 1 ст. 65 устанавливает перечень субъектов РФ. Изменения в нее вносятся согласно ч. 1 ст. 137 на основании федерального конституционного закона о принятии в Российскую Федера­цию и образовании в ее составе нового субъекта РФ, об изме­нении конституционно-правового статуса субъекта РФ. До на­стоящего времени изменения в ч. 1 ст. 65 Конституции РФ внесены на основании федеральных конституционных законов, зафиксировавших объединение ряда субъектов РФ и тем самым создание новых субъектов РФ.

Процесс объединения субъектов РФ, начавшийся в 2004 г., сократил их количество с 1 марта 2008 г. до 83 (вместо 89) за счет объединения краев, областей и автономных округов.

В результате объединения Пермской области и Коми-Пер­мяцкого автономного округа образован Пермский край (с 1 фев­раля 2005 г.); в результате объединения Красноярского края, Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа и Эвен­кийского автономного округа — Красноярский край (с 1 января 2007 г.); в результате объединения Камчатской области и Коряк­ского автономного округа — Камчатский край (с 1 июня 2007 г.); в результате объединения Иркутской области и Усть-Ордынско­го.-автономного округа—- Иркутская область (с I января 2008 г.).; в результате объединения Читинской области и Агинского Бу-

§5. Порядок пересмотра Конституции РФ и принятия поправок 73

рятского автономного округа — Забайкальский край (с 1. марта

2008 г.).

Объединение субъектов РФ и: образование новых субъек­тов РФ оформлялось принятием соответствующих Федераль­ных конституционных законов.

Самостоятельным способом внесения изменений в ч. 3 ст. 65 является принятие в состав Российской Федерации ново­го субъекта РФ. Порядок такого принятия определен Федераль­ным конституционным законом от 17 декабря 2001 г. № 6-ФКЗ «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации». Приня­тие иностранного государства либо его части в состав Россий­ской Федерации происходит на добровольной основе и оформ­ляется международным договором.

Внесение изменения в ч. 1 ст. 65 возможно в том случае, если изменяется наименование субъекта РФ. В случае изменения на­именования республики, края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа — гласит ч. 2 ст. 137 — новое наименование субъекта РФ подлежит вклю­чению в ст. 65. На практике возник вопрос, каким нормативным правовым актом должно быть включено в текст Конститу­ции РФ новое название субъекта РФ.* В постановлении от 28 но­ября 1995 г. № 15-П по делу о толковании ч. 2 ст. 137 Конститу­ционный Суд РФ определил, что изменения наименования субъекта РФ включаются в текст ст. 65 указом Президента РФ на основании решения субъекта РФ, принятого в установленном им порядке. Не может быть произведено в указанном порядке такое переименование, которое затрагивает основы конституци­онного строя, права и свободы человека и гражданина, интересы других субъектов РФ, Российской Федерации в целом либо ин­тересы других государств, а также предполагает изменение состава Российской Федерации или конституционно-правового статуса ее субъекта.

Из сказанного.следует, что Конституция РФ достаточно сильно защищена от ее изменения и дополнения. Весьма ус­ложненный для одних установлений и практически запрети­тельный для других порядок изменения положений Конститу­ции РФ направлен на утверждение ее стабильности, неизме­няемости, на формирование принципа верности, уважения Конституции РФ как фундаментальной правовой основы обще­ственной и государственной жизни в стране.

74Глава 2. Конституция как основной источник права

Итак, Конституция РФ 1993 г. является по содержанию кон­ституцией демократического федеративного правового государ­ства с республиканской формой правления, по форме выраже­ния __ писаной, по времени действия — постоянной и по по­рядку изменения в целом — жесткой.

Конституция РФ является основным (основополагающим), но не единственным источником конституционного права. Как

показывает практика, круг источников конституционного права более широк1.

Существование иных, кроме конституции, источников кон­ституционного права вызвано тем, что некоторые виды общест­венных отношений регулируются конституционным правом в полном объеме и не относятся к предмету других отраслей пра­ва. Причем эти отношения закрепляются не только конститу­цией, но и другими источниками (формами) права.

Источники конституционного права находятся в иерархиче­ской соподчиненное™. Место конкретного источника в иерар­хии источников конституционного права, как правило, уста­навливается самой конституцией либо является следствием сложившейся правоприменительной практики и правовых тра­диций.

Разнообразие системы источников конституционного права и место в ней того или иного источника зависит от характера правовой системы (англосаксонской, романо-германской и др.), исторических, культурных традиций и иных факторов. Так, в англосаксонской правовой системе источниками (формами пра­ва) служат конституционные по характеру обычаи, судебный прецедент, судебная практика. В мусульманских системах обяза­тельным источником права являются религиозные догматы, по­ложения Корана и их толкование признанными специалистами.

Система источников зависит также от формы государствен­ного устройства страны. В федеративных государствах, где име­ются конституция и система законодательства не только на уровне федерации, но и в каждом ее субъекте, в систему источ-

о системе источников конституционного права с позиций традиционного понимания предмета конституционного права см,: Кутафий О. Е. Источники конституционного права п Российской Федерации. М., 2002.

§6. Иные источники (формы) конституционного права75

ников конституционного права входят и соответствующие уч­редительные акты федерации и ее субъектов.

Таким образом, система источников конституционного пра­ва каждой страны имеет свою специфику и свои особенности-Источники конституционного права по их юридической си­ле следует классифицировать на несколько уровней (ступеней) по нисходящей линии.

Высшей юридической силой в Российской Федерации обла­дает Конституция РФ, а в субъектах РФ — конституции и уста­вы субъектов РФ. которые не должны противоречить Консти­туции РФ.

В системе источников конституционного права в Россий­ской Федерации особое место занимают те из них, которые по юридической силе приравниваются к юридической силе самой Конституции РФ, а в субъектах РФ — к юридической силе кон­ституций (уставов) субъектов РФ.

Такими источниками конституционного права последова­тельно являются, во-первых, решения и правовые позиции Конституционного Суда РФ, конституционных и уставных су­дов Российской Федерации, во-вторых, общепризнанные прин­ципы и нормы международного права, признанные Российской Федерацией и субъектами РФ.

Решения и правовые позиции Конституционного Суда РФ, ре­шения и правовые позиции конституционных и уставных судов субъектов РФ, Конституционный Суд РФ решает исключитель­но вопросы права (ч. 3 ст. 3 Закона о Конституционном Су­де РФ) с позиций Конституции РФ» обеспечивая ее верховенст­во и прямое действие на всей территории Российской Федера­ции.

Окончательный результат осуществляемого Конституцион­ным Судом РФ конституционного контроля находит выраже­ние в итоговых решениях по делам о толковании Конститу­ции РФ. о проверке конституционности законов и иных нор­мативных актов, внутригосударственных или не вступивших в действие международных договоров; по спорам о компетенции (постановления); о соблюдении установленного порядка вы­движения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления или инициативы проведения референдума Российской Федерации по предло­женному вопросу (вопросам) (заключения) согласно ст. 125 Конституции РФ, ст. 3 Закона, о Конституционном Суде РФ и

76Глава 2. Конституция как основной источник права

ст. 23 Федерального конституционного закона от 28 июня 2004 г. № 5-ФКЗ «О референдуме Российской Федерации». Решения о распространении правовых, позиций на аналогичные (тождественные, сходные) дела выносятся Конституционным Судом РФ в виде определений.

Итоговые решения Конституционного Суда РФ являются окончательными и обжалованию не подлежат, действуют непо­средственно и обязательны на всей территории Российской Фе­дерации для всех органов государственной власти, органон местного самоуправления, предприятий, учреждений, органи­заций, должностных лиц, граждан и их объединений (ст. б За­кона о Конституционном Суде РФ).

Решения Конституционного Суда РФ могут содержать два вида специальных правовых норм, признающих неконституци­онность либо конституционность законов, других нормативных актов или отдельных их положений. Указанные итоговые выво­ды Конституционного Суда РФ как специальные правовые нормы имеют общий характер, так как обращены ко всем субъ­ектам общественных отношений, а не только к заявителям. Ус­тановленный Конституционным Судом РФ факт соответствия нормы закона или другого нормативного акта Конституции РФ больше никем не может устанавливаться и должен признаваться всеми.

Акты или их отдельные положения, признанные неконсти­туционными, утрачивают силу; признанные не соответствую­щими Конституции. РФ не вступившие в силу международные договоры Российской Федерации не подлежат введению в дей­ствие и применению (ч. 6 ст. 125 Конституции; ч. 2 ст. 79 Зако­на о Конституционном Суде РФ).

Решение Конституционного Суда РФ о признании акта ли­бо отдельных его положений неконституционными не может быть преодолено повторным принятием этого акта либо вос­произведением его отдельных положений, признанных некон­ституционными, в других нормативных актах. Решение Кон­ституционного Суда РФ нельзя преодолеть решением любого другого государственного органа, какое бы высокое место он ни занимал в государственной структуре.

Итоговые решения Конституционного Суда РФ излагаются с обязательным указанием мотивов их принятия. В мотивиро­вочной части итоговых решений содержатся правовые позиции Конституционного Суда РФ - новое правовое явление, кото-

§6. Иные источники (формы) конституционного права

рое проявляет себя самостоятельно, наряду с итоговыми выво­дами Конституционного (.'уда РФ.

Правовые позиции и Конституционного Суда есть нормативно-интеграционные установления, т. е. правовые положе­ния общего характера как результат официального толкования Конституции РФ и выявления конституционного смысла законов и иных нормативных актов в пределах компетенции Кон­ституционного Суда РФ, которые снимают конституционно-правовую неопределенность и служат правовым основанием итоговых решений Конституционного Суда РФ.

По юридической силе решения и содержащиеся в них пра­вовые позиции Конституционного Суда РФ приравниваются к юридической силе самой Конституции РФ. Поэтому изменить решение и правовую позицию Конституционного Суча РФ можно лишь дополнением и изменением содержания самой Конституции РФ либо принятием новой федеральной Консти­туции. Конституционный Суд РФ может скорректировать иди изменить свою правовую позицию лишь при рассмотрении по­следующих дел с учетом нового правового регулирования, иных фактов и обстоятельств.

Правовые позиции Конституционного Суда РФ носят об­щий и обязательный характер, т. е. они распространяются не только на тот конкретный случаи, который стал предметом рас­смотрения в Конституционном Суде РФ, но и на все аналогич­ные (тождественные, сходные) случаи, имеющие или могущие иметь место в правовой практике.

Решения и правовые позиции Конституционного Суда РФ занимают самостоятельное место в правовой системе и служат источником конституционного права и иных отраслей россий­ского права, имеют общий.характер и обязательны для всех субъектов права* Их юридическая сила приравнивается к юри­дической силе Конституции РФ.

Источниками конституционного права являются также ре­шения и правовые позиции конституционных и уставныхсудов субъектов РФ, приравниваемые по юридической силе к конституциям и уставам субъектов РФ.

Общепризнанные принципы н нормы международною права, признанные Российской Федерацией и ее субъектами. В настоя­щее время нет альтернатив глобализации современного мира,

Сотрудничеству государств в самых различных областях жизни, Сблйжению национальных правовых систем, развитию между-

78Глава 2. Конституция как основной источник права

народного права. Ценность национальных конституций может быть существенно повышена, если они будут, во-первых, наи­более полно отражать общепризнанные принципы и нормы международного права, во-вторых, четко решать вопрос о соот­ношении международного права и национального права, в частности конституции.

В конституциях многих стран провозглашается положение о приоритете международного права.перед внутригосударствен­ным правом, в том числе конституцией. В ряде стран за кон­ституцией и международным правом признается равная юриди­ческая сила.

В ч. 4 ст. 15 Конституции РФ устанавливается, что общепри­знанные принципы и нормы международного права и междуна­родные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы.

Включенная в Конституцию РФ категория общепризнанных принципов и норм международного права всякий раз ставит вопрос определения этих принципов и норм. Таковыми явля­ются принципы Устава Организации Объединенных Наций и др. Универсальное признание каких-либо принципов или норм большинством государств не порождает обязанности каж­дого государства соблюдать их, если эти принципы или нормы не нашли своего закрепления во внутригосударственном праве, в акте их ратификации или международном договоре.

Конституция РФ закрепляет, что согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина (ч. 1 ст. 17). В ней также специально оговорено, что перечисление в Конституции основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина (ч. 1 ст. 55). Другие статьи Кон­ституции РФ предписывают руководствоваться общепризнан­ными принципами и нормами международного нрава при предоставлении политического убежища (ч. 1 ст. 63), при га­рантировании прав коренных малочисленных народов (ст. 69). Из этих положений следует, что общепризнанные принципы и нормы международного права в.случае признания их Россий­ской Федерацией стоят на уровне конституционных норм, т. е. приравниваются по юридической силе к самой Конститу­ции. Конституционный Суд РФ, ссылаясь в своих решениях на

§ 6. Иные источники (формы) конституционного права79

те или иные общепризнанные принципы и нормы международ­ного права, тем самым фиксирует факт их признания Россий­ской Федерацией.

Международные договоры Российской Федерации как источ­ник конституционного права. По аналогии с рядом зарубежных конституций Конституция РФ устанавливает, что если между­народным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются пра­вила международного договора (ч. 4 ст. 15). Отсюда можно сде­лать вывод о том, что в иерархии источников конституционного права ратифицированный международный договор Российской Федерации стоит выше, чем федеральные законы, поскольку нормы последних не могут отменить положения международно­го договора Российской Федерации или противоречить им.

Заключение Россией договоров с другими государствами ре­гулируется Федеральным законом от 15 июля 1995 г. № 101 -ФЗ «О международных договорах Российской Федерации». Данный Закон устанавливает, что положения официально опубликован­ных международных договоров Российской Федерации, не тре­бующие издания внутригосударственных актов для примене­ния, действуют в Российской Федерации непосредственно. Для осуществления иных положений международных договоров Российской Федерации принимаются соответствующие право­вые акты. Законом устанавливаются порядок ратификации международных договоров, порядок присоединения Россий­ской Федерации к международным договорам, вступление в си­лу, выполнение, прекращение и приостановление действия международных договоров.

Названный Закон закрепляет «особый порядок выражения согласия на обязательность для Российской Федерации между­народных договоров»: если международный договор содержит правила, требующие изменения отдельных положений Консти­туции РФ, решение о согласии на его обязательность для Рос­сийской Федерации возможно в форме федерального закона только после внесения соответствующих поправок в Конститу­цию РФ или пересмотра ее положений в установленном поряд­ке (ст. 22). Международный договор, следовательно, сам по се­бе не может изменить Конституцию РФ или действовать в про­тиворечии с ней.

Признание приоритета за международными договорами Рос­сийской Федерации не придает им, однако, силы-конституции

80Глава 2. Конституция как основной источник.права

онных установлений. Нормы международного договора Рос­сийской Федерации не входят в содержание Конституции РФ и не приравниваются по юридической силе к силе самой Консти­туции РФ- Международные договоры Российской Федерации обладают приоритетом перед всеми видами законов в Россий­ской Федерации, но уступают по юридической силе самой Конституции РФ- В силу этого допускается проверка Консти­туционным Судом РФ на соответствие Конституции' РФ не вступивших в силу международных договоров Российской Фе­дерации (п. «г» ч. 2 ст. 125 Конституции РФ). Если Конститу­ционный Суд РФ признает их не соответствующими Конститу­ции РФ, то такие договоры не подлежат введению в действие.

Федеральные конституционные законы. На следующем по юридической силе уровне (ступени) в ряду источников консти­туционного права находятся законы, принятие которых прямо предусмотрено Конституцией РФ- Федеральные конституцион­ные законы, как это вытекает из текста Конституции РФ? должны приниматься по важнейшим вопросам, затрагивающим права и свободы граждан, правомочия государства (ограниче­ние прав и свобод в условиях чрезвычайного положения — ч. I ст. 56, определение режима военного положения -- ч. 3 ст. 87 и др.). В настоящее время приняты не все из них.

Конституция РФ определяет более жесткий порядок приня­тия федерального конституционного закона (ч. 2 ст. 108). В ней также предусмотрено, что федеральные законы не могут проти­воречить федеральным конституционным законам (ч. 3 ст. 76). Однако федеральные конституционные законы не являются ча­стью Конституции РФ и не могут ее изменять. В иерархии ис­точников конституционного права федеральные конституцион­ные законы следуют за международными договорами.

Федеральные законы. В ряду источников конституционного права они следуют за федеральными конституционными зако­нами и регламентируют конституционные отношения, не яв­ляющиеся предметом регулирования других отраслей права. Согласно Конституции РФ это отношения приобретения и прекращения гражданства (ч. 1 ст. 6), ограничения прав и сво­бод человека и гражданина в целях защиты основ конституци­онного строя, нравственности, здоровья, прав и законных ин­тересов других лиц, обеспечения обороны и безопасности госу­дарства (ч. 3 ст. 55) и др.

§ 6. Иные источники (формы) конституционного права81

Законы бывших СССР и РСФСР. Некоторые из них могут быть источниками конституционного права России в силу принципа правопреемственности на период, пока не будет при­нято заменяющее их законодательство. Так, в постановлении Верховного Совета РСФСР от 12 декабря 199) г. №2014-1 «О ратификации Соглашения о создании Содружества Незави­симых Государств» предусмотрено, что на территории Россий­ской Федерации до принятия соответствующих законодатель­ных актов Российской Федерации нормы бывшего Союза СССР применяются и части, не противоречащей Конститу­ции РФ, ее законодательству и указанному соглашению.

Раздел второй Конституции РФ устанавливает, что законы и другие правовые акты, лен откопавшие на территории Россий­ской Федерации до вступления и силу Конституции РФ, при­меняются в части, не противоречащей ей.

Нормативные правовые акты главы государства — Президен­та РФ. Они являются подзаконными актами, не должны проти­воречить Конституции РФ и федеральным законам, могут быть обжалованы в судебном порядке и заменены законом. Источ­ником конституционного права являются только те акты Пре­зидента РФ, которые регулируют конституционные отношения, в соответствии с постановлением Конституционного Суда РФ от 28 ноября 1995 г. № 15-П. Примером такого источника кон­ституционного права являются указы Президента РФ о включе­нии в текст ч. 1 ст. 65 Конституции РФ изменения наименова­ния субъекта РФ на основании решения субъекта РФ, принято­го в установленном им порядке.

Указы Президента РФ могут издаваться на основании его конституционных полномочий. Однако в переходный период, когда еще не приняты необходимые законы, Президент РФ из­дает указы в сфере отношений, которые законодательно не уре­гулированы. Они сохраняют свое действие до тех пор, пока не будут изданы соответствующие законы. Эта форма нормотвор­чества не может расширяться (на основе, например, так назы­ваемых скрытых полномочий главы государства), она должна иметь временный характер.

Нормативные правовые акты, в которых могут содержаться нормы конституционно-уставного характера, издают президен­ты республик и главы администраций (губернаторы) субъек­тов РФ.

82Глава 2. Конституция как основной источник права

Нормативные правовые акты Правительства РФ. Постановле­ния Правительства РФ, регулирующие конституционные отно­шения, должны соответствовать Конституции РФ, федеральным законам, указам Президента РФ. Они, в свою очередь, обязатель­ны для других органов исполнительной власти, включая органы исполнительной власти субъектов РФ, по вопросам, относящим­ся к ведению Российской Федерации (ст. 71 Конституции РФ) и совместному ведению Федерации и ее субъектов (ст. 72),

Нормативные правовые акты, в которых могут содержаться нормы конституционно-уставного характера, в частности издают прави­тельства и главы исполнительной власти в субъектах РФ.

Нормативные правовые акты муниципальных образований, ор­ганов местного самоуправления. Они могут быть источниками конституционно -уставного права на уровне субъектов РФ, если они содержат положения конституционно-уставного характера, в частности расширяющие нрава и свободы личности или уси­ливающие их гарантии. Например, уставы муниципальных об­разований, договоры между муниципальными образованиями и органами государстве иной власти.

Конституционные обычаи (обыкновения). Являются нетради­ционным источником конституционного права в Российской Федерации, Это неоднократно применяемые на практике пра­вила, не зафиксированные в официальных правовых источни­ках, но неуклонно соблюдаемые, в сущности, санкционирован­ные компетентными органами. Обычаи играют меньшую или большую роль в конституционной практике государств в зави­симости от исторических или национальных особенностей этих государств.

Конституционные обычаи (обыкновения) применяются и в государственной практике Российской Федерации в деятельно­сти законодательных и исполнительных органов государствен­ной власти, высших судебных инстанций. Они могут отражать­ся в регламентах палат Федерального Собрания РФ. в регла­менте Конституционного Суда РФ.

Вполне возможно и желательно формирование конституци­онного обычая, связанного с принесением Президентом" РФ присяги народу. В ч. 2 ст. 82 Конституции РФ закреплено, что присяга приносится в торжественной обстановке в присутствии членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы и судей Конституционного Суда РФ. К сожалению, условия и процедура принятия присяги Президента РФ народу не отрабо­тана и всякий раз наполняется новыми элементами, а подчас

§ 6. Иные источники (формы) конституционного права83

определяется размерами помещения, в котором проводится это

конституционно значимое действие.-

Дискуссия я отечественном правоведении относительно су­дебных прецедентов, правовых позиций высших судебных ин­станций дает основание для выдвижения идеи источников кон­ституционного права вторичного порядка, опосредованных ис­точников права в сфере отношений конституционно-правового характера.

Несмотря на длительную дискуссию, до сих пор нет единства мнений относительно правовой природы и юридической силы пленумов Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Су­да РФ по вопросам обобщения судебной практики. Примером источника конституционного права называется постановление Пленума Верховного Суда РФ о некоторых вопросах примене­ния судами Конституции РФ при осуществлении правосудия, в котором судам разъясняется возможность и называются кон­кретные случаи применения Конституции при рассмотрении конкретных судебных дел. Вряд ли с такой позицией можно со­гласиться. Такой источник права не предусмотрен Конституци­ей. В постановлениях пленумов Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ содержатся обобщения судебной прак­тики, рекомендации и сформулированные правила, которые ос­новываются на авторитете высших судебных инстанций и могут быть не восприняты нижестоящими судами, иными правопри­менителями и законодателем. К тому же не всегда положения пленумов высших судебных инстанций оказываются безупреч­ными, о чем свидетельствует, в частности, дискуссия вокруг по­ложения вышеупомянутого постановления Пленума Верховного Суда РФ о том, что правом или обязанностью суда является его обращение в Конституционный Суд РФ в случае, если суд при­шел к убеждению о неконституционности подлежащего приме­нению закона. Поэтому не случайно в литературе настойчиво выдвигается предложение о возможности проверки конституци­онности постановлений пленумов Верховного Суда РФ и Выс­шего Арбитражного Суда РФ Конституционным Судом РФ.

В тех случаях, когда суды при вынесении решений ссылают­ся на положения постановлений пленумов высших судебных инстанций, можно условно их правовые позиции рассматри­вать как опосредованный источник права.

Система источников конституционного права — это не за­стывшее явление, раз и навсегда установленное. Конституци­онное право во многих странах, особенно в развивающихся, а

84Глава 2. Конституция как основной источник нрава

также в государствах молодой демократии, более мобильно, чем в государствах традиционной демократии. Объясняется это ди­намичностью общественно-политических и государственно-правовых процессов, происходящих в них. Так, в постсоветских независимых государствах появился такой новый источник на­ционального, в том числе конституционного, права, как реше­ния и правовые позиции конституционных судов и иных орга­нов судебного конституционного контроля.

Учредительные акты (декларации) и внутригосударственные договоры, В исторической ретроспективе принятию конститу­ций они могут предшествовать, а затем и входить в их содержа­ние либо сохранять свое действие наряду с конституцией. Дек­ларации от имени народа и по его решению учреждают образо­вание государства, провозглашают права человека и; гражданина и т. д. Они являются первичными актами и обладают особым авторитетом. Примером такого рода деклараций могут служить Декларация о государственном суверенитете РСФСР от 12 июня 1990 г и Декларация прав и свобод человека и гражданина.

Внутригосударственные договоры учреждают федерацию, разграничивают предметы ведения и полномочий, правовые формы объединения частей государства.

Федеративный договор, подписанный 31 марта 1992 г., нель­зя считать правовой основой учреждения Российской Федера­ции, поэтому Российская Федерация не является договорной федерацией по своему генезису, происхождению. По своей правовой природе Российская Федерация является конституци­онной, т. е. учрежденной на основании Конституции РФ.

Согласно ч. 3 ст. 11 Конституции РФ разграничение предме­тов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной вла­сти субъектов РФ осуществляется Конституцией РФ. Федера­тивным и иными договорами о разграничении предметов веде­ния и полномочий. В ней предусмотрена и возможность заклю­чения договоров между субъектами РФ, в частности между органами государственной власти автономного округа и органа­ми государственной власти края или области, в состав которых входит этот округ (ч. 4 ст. 66). В разделе втором Конституции РФ специально указывается о необходимости соответствия всех внутригосударственных договоров Конституции РФ (абз. 4 п. 1).

В последние годы в отечественной науке предприняты попьгтпредставить доктрину как источник конституционного права

Вопросы для повторения и самостоятельной работы 85

(О. В. Бошно, В. В. Лазарев и др.). Так, Т. М- Пряхина предлагает рассматривать конституционную доктрину как нетрадицион­ный, вторичный, дополнительный источник конституционного права. В таком качестве конституционная доктрина, по мнению Пряхиной, компенсирует лаконичность конституционных поло­жений, обеспечивает их теоретическую полноту и правовую оп­ределенность, раскрывает их нормативное содержание1.

В Российской Федерации конституционная доктрина сама по себе не является источником конституционного права. В та­ком качестве она может выступать опосредованно, к примеру че­рез правовые позиции Конституционного Суда РФ или консти­туционных и уставных судов субъектов РФ. В этом случае кон­ституционная доктрина становится официально признаваемой и составляет содержание правовой позиции самого Конститу­ционного Суда РФ при толковании Конституции РФ при кон­ституционном нормоконтролем.

вопросы для повторения и самостоятельной работы

1. В чем состоит социально-правовая сущность Конститу­ции РФ?

2. Назовите основные этапы разработки Конституции РФ.

3. Какую роль сыграло Конституционное совещание в разра­ботке проекта новой Конституции РФ?

4. Проходила ли Конституция РФ международно-правовую

экспертизу?

5. Раскройте содержание легальности, реальности и стабиль­ности Конституции РФ.

6. Из чего складывается содержание Конституции РФ?

7.Раскройте содержание правовых свойств Конститу­ции РФ.

8. Приведите примеры прямого действия Конституции РФ-

9. Охарактеризуйте структуру Конституции РФ.

10. Охарактеризуйте содержание функций Конституции РФ в правовой сфере.

11. В чем состоит различие порядка пересмотра Конститу­ции РФ и принятия конституционных поправок?

12. Чем обусловлена множественность источников конститу­ционного права Российской Федерации?

1 См.: Пряхина Т. М. Конституционная доктрина Российской Федерации. М., 2006. С. 4.

86Глава 3. Действие и реализация конституции

13. Какие источники конституционного права приравнива­ются по юридической силе к самой Конституции РФ?

14. Всякий ли указ Президента РФ или постановление Пра­вительства РФ является источником конституционного права?

15. Имеют ли место среди источников конституционного права правовой обычай (обыкновение), судебный прецедент. конституционная доктрина, религиозные догматы?

16. Какие специфические источники конституционного пра­ва существуют в России, имея в виду ее федеративный характер?

Глава 3. Действие и реализация конституции




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 1615; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.