КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Вопросы для повторения и самостоятельной работы. 1.Охарактеризуйте этапы становления российского федерализма
1.Охарактеризуйте этапы становления российского федерализма. 2. Назовите правовые позиции Конституционного Суда РФ по вопросам федеративного устройства. 3. Дайте характеристику федеративного устройства Российской Федерации. 4. Раскройте конституционные принципы федеративного устройства Российской Федерации. 5. Что означает принцип государственной и территориальной целостности? 6. Что означает единство системы государственной власти? 7. Как осуществляется разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъёк- тов РФ 8. Раскройте принцип равноправия субъектов РФ. 9. Раскройте принцип равноправия и самоопределения народов. 10.Как и на основе чего происходит разграничение предме-тов ведения в Российской Федерации? 11. На основе чего происходит передача полномочий органам государственной власти субъекта РФ по предметам ведения Российской Федерации? 12. Дайте общую характеристику процедуры подготовки договора о передаче полномочий органам государственной власти субъекта РФ по предметам ведения Российской Федераций. 13. Дайте общего характеристику процедуры подготовки соглашения о передаче полномочий органам государственной власти субъекта ТФ по предметам ведения Российской Федерации. 14.В каких случаях принимается решение о введении в субъектах РФ финансовой администрации? 15.Как разрешаются ситуации в случае возникновения спо-ров, связанных с разграничением предметов ведения и полно-мочий между субъектами РФ? 362Глава 16. Конституционный статус Российской Федерации IГлава 16. Конституционный статус Российский Федерации
§ 1. Конституционная характеристика Российской Федерации как федеративного государства Согласно ст. 1 Конституции РФ «наименования Российская Федерация и Россия равнозначны». Современной России как федеративному государству присущи определенные конституционно-правовые признаки, обуславливающие ее конституционно-правовой статус. Среди них следует выделить: государственный суверенитет Российской Федерации; единство территории; единое гражданство РФ; единую правовую систему; двухуровневую систему органов государственной власти; единые Вооруженные Силы РФ; бюджетный федерализм; единое экономическое пространство; федеральную собственность; государственные символы: конституционно-правовое разграничение полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами. Государственный суверенитет Российской Федерации означает, что вся исходящая от многонационального народа власть государства распространяется на всю его территорию, исключает всякую другую власть, подчинение государства властям иных государств в сфере международного общения, кроме случаев явно выраженного и добровольного согласия со стороны государства на ограничение своего суверенитета. В ст. 79 Конституции РФ закреплено право Российской Федерации на участие в межгосударственных объединениях и передачу им части своих полномочий в соответствии с международными договорами, если это не Влечет ограничения прав и свобод человека и гражданина и не противоречит основам конституционного строя России. Сущность государственного суверенитета состоит в само-стоятельном осуществлении органами государства властных функций в рамках национального и международного права. Отставными элементами суверенитета являются верховенство, са-мостоятельность и независимость. В ст. 4 Конституции РФ сказано, что государственный суверенитет Российской Федерации един и неделим и распростра-няется на всю ее территорию. В Российской; Федерации ее субъекты суверенитетом не обладают.
1.Конституционная характеристика Российской Федераций 363 Конституционный Суд РФ по данное вопросу отметил, что носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. Суверенитет Российской Федерации, в силу Конституции РФ, исключает существование двух уровней суверенных властей, находящихся в единой системе государственной власти, которые; обладали бы верховенством и независимостью, т. е, не допускает суверенитета ни республик, ни иных субъектов РФ. Республики не вправе наделять себя свойствами суверенного государства, даже при условии, что их суверенитет признавался бы ограниченным1. При этом субъекты РФ обладают всей полнотой государственной власти вне пределов ведения Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения. Соот- ветствующие же полномочия и предметы ведения субъектов РФ проистекают не из их волеизъявления, а из Конституции РФ2. Неотъемлемым конституционно-правовым признаком Российской Федерации является единство территории Российской Федерации, Российская Федерация состоит из субъектов РФ, территории которых в совокупности образуют единую территорию Российской Федерации. В соответствии с ч. 1 ст. 67 Конституции РФ территория страны включает в себя территории ее субъектов. Единая территория Российской Федерации включает исторически сложившуюся сухопутную, водную территорию и воздушное пространство в пределах Государственной границы РФ. Сухопутной территорией Российской Федерации являются вся суша и недра, находящиеся в пределах ее границ. Водная территория включает внутренние воды и территориальное море. К внутренним водам относятся прибрежные морские воды, расположенные в сторону берега от исходных линий, -принятых для отсчета ширины территориальных вод Российской Федерации; воды портов, заливов, бухт, губ, лиманов, берега которых полностью принадлежат России, если ширина проходов не превышает 24 морских миль. К этой же категории относятся
1См. постановление Конституционного Суда РФ от 7 июня 2000 г. № 10-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений Конституции Республики Алтай и Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации». 2См. постановление Конституционного Суда РФ от 18 января 1996 г- № 2-П и® делу о проверке конституционности ряда положений Устава (Основного Закона.) Алтайского края:. 364 Глава 16. Конституционный статус РФ воды заливов, бухт, лиманов, морских проливов, а также воды рек, озер, иных водоемов, берега которых принадлежат России. Под территориальным морем понимается морской пояс, принадлежащий к сухопутной территории государства или его внутренним морским водам шириной до 12 морских миль. Воздушное пространство государства ограничено вертика-лью проведенной от его сухопутных и водных границ, причем высотный предел воздушного пространства практически не устанавливается. Верхним пределом суверенного воздушного пространства предлагается считать границу между воздушным и космическим пространством на высоте 100—110 км от уровня Мирового океана. За наделами национальной территории Российской Федерации, равно как и других государств, находятся открытое море, воздушное пространство над ним, космос. Эти пространства составляют достояние народов мира и находятся в общем пользовании всех государств. Согласно ч. 2 ст. 67 Конституции РФ Российская Федерация обладает суверенными правами и осуществляет свою юрислик-цию на континентальном шельфе и в исключительной эконо-мической зоне Российской Федерации в порядке, определяемом федеральным законом и нормами международного права. Федеральный закон от 30 ноября 1995 к № 187-ФЗ «О кон-тинентальном шельфе Российской Федерации» устанавливает, что континентальный шельф включает в себя морское дно и недра подводных районов, находящиеся за пределами территориальных вод России на всем протяжении естественного продолжения его сухопутной территории до внешней границы подводной окраины материка. Подводной окраиной материка является продолжение континентального массива Российской Федерации, включающего в себя поверхность и недра континентального шельфа, склона и подъема. Определение континентального шельфа применяется также ко всем островам РФ. Внешняя граница континентального Шельфа Российской Федерации находится на расстоянии 200 морских миль отисходных линий, от которых отмеряется ширина континентального моря. Если подводная окраина простирается на расстояние более 200 морских миль, внешняя граница континентального шельфа России совпадает с внешней границей подводной окраины метрика, определяемой в соответствии с нормами международного права.
§ 1. Конституционная характеристика Российской Федерации365 цей континентального шельфа является внешняя граница территориального моря. В Федеральном законе от 17 декабря 1998 г. № 191 -ФЗ «Об ис-ключительной экономической зоне Российской Федерации» исключительная экономическая зона определяется как морской район, находящийся за пределами территориального моря России и прилегающий к нему, с особым правовым режимом. Определение исключительной экономической зоны применяется также ко всем островам Российской Федерации, за исключением скал, которые непригодны для поддержания жизни человека или для осуществления самостоятельной хозяйственной деятельности. Внутренней границей исключительной экономической зоны является внешняя граница территориального моря, а внешняя находится на расстоянии 200 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря. Государственная власть распространяется на всю сухопутную и водную территорию и воздушное пространство, находящиеся под юрисдикцией Российской Федерации, а также на обьекты с государственной символикой России (корабли, авиалайнеры, дипломатические учреждения и космические объекты и т. п.). Единство территории предопределяет суверенные и юрис-дикционные права Российской Федерации в отношении ее составных частей. Обеспечивая целостность и неприкосновенность всей своей территории. Российская Федерация защищает тем самым территориальную неприкосновенность своих субъектов. Неприкосновенностью своей территории Россия обеспечивает через незыблемость своих границ. Единство территории связано прежде всего с единой государственной границей. Границы субъектов РФ с другими государствами являются частями Государственной границы РФ. Единое гражданство согласно ст. 6 Конституции РФ означает, что граждане, имеющие устойчивую правовую связь с Российским государством, обладают правами, свободами, несут определенные обязанности на всей территории Российской Федерации независимо от оснований приобретения российского гражданства. Российская Федерация определяет круг лиц, признаваемых российскими гражданами, основания приобретения российского гражданства. Единая правовая система - иерархически выстроенная система нормативных правовых актов. Нормативные правовые акты обладают как общими признаками, характеризующими все 366 Глава 16. Конституционный статус Российской Федерации правовые акты, так и специфическими, отличающими их от иных видов правовых актов. К общим признакам относятся следующие: нормативные правовые акты имеют государственно-властную природу, исходят от компетентных органов государства, существуют в форме официальных документов со всеми необходимыми атрибутами, обязательны для исполнения и поддерживаются силой государственного принуждения. Специфическим признаком является то, что нормативные правовые акты направлены на возникновение, изменение или отмену норм права. Основным критерием классификации нормативных правовых актов является их юридическая сила. В зависимости от юридической силы все нормативные правовые акты делятся на две группы: законы и подзаконные акты. Законы делятся на виды в зависимости от юридической силы. Согласно ч. 1 ст. 15 Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применение на всей территории Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции РФ. В правовую систему Российской Федерации в соответствии с ч. 4 ст. 15 включаются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры. При этом обязательным условием их вступления в юридическую силу является их ратификация. Федеральные конституционные законы принимаются только по вопросам, прямо предусмотренным Конституцией РФ. Например, федеральными конституционными законами регулируется деятельность Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, Президента РФ, Правительства РФ и ряд других вопросов. Федеральные законы, составляя основную массу законодательства, подразделяются на две группы: кодифицированные законы и текущее законодательство. 1 Законы субъектов РФ распространяют свое действие только на территорию того региона, законодательными органами которого они приняты. Подзаконные нормативные акты призваны конкретизировать и детализировать предписание законов. К ним относятся: указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, акты министерств и ведомств (приказы, инструкции, положения, уставы, решения коллегий и др.); акты исполнительных органов субъектов РФ, указы президентов § 1 Конституционная характеристику Российской Федерации 367 (в республиках), постановления глав администраций (в иных субъектах), приказы, инструкции руководителей подразделений соответствующих администраций; акты органов местного самоуправления, локальные нормативные правовые акты (акты руководителей предприятий, учреждений и организаций). Нормативные правовые акты, принимаемые на федеральном и региональном уровне, не должны противоречить Конститу - ции РФ и обязаны применяться с учетом иерархической подчиненности и юридической силы. Двухуровневая система органов государственной власти представляет собой упорядоченную организацию органов государственной власти федерального и регионального уровня. Полно-мочия федеральных органов государственной власти распространяются на вею территорию Российской Федерации. Система органов государственной власти субъектов РФ устанавливается субъектами РФ самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и общими принципами организации законодательной и исполнительной власти в субъектах РФ. Федеральные государственные органы являются общими для всей Российской Федерации, в организации их деятельности и используемых ими процедурах отражена федеративная природа Российской Федерации. По горизонтали реализация данного признака выражается в том, что ст. 10 Конституции РФ устанавливает три ветви власти: законодательную, исполнительную и судебную, функционирующие в рамках системы сдержек и противовесов, координируемых главой государства — Президентом РФ. Федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов РФ, функционируя как самостоятельные органы, одновременно выступают в качестве органов единой государственной власти. Согласно ст. 11 Конституции РФ в Российской Федерации государственная власть реализуется системой, в которую входят федеральные государственные органы — Президент РФ, Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ, суды и органы законодательной, исполнительной и судебной власти субъектов РФ. " Федеральная государственная власть распространяется на всю территорию Российской Федерации, региональная - на территорию субъекта РФ. Федеральные органы государственной власти в рамках Конституции РФ и законов РФ обеспечивают единство, системы государственной власти в Российской Федерации. 368Глава 16. Конституционный статус Российской Федерации Конституционный принцип единства государственной власти по вертикали проявляется в основном исходя из федеральной схемы взаимоотношений исполнительной и законодательной власти. Конституционный Суд РФ, выражая свою позицию по данному вопросу, отметил, что государственная власть в субъектах РФ должна опираться на принципы демократического федеративного правового государства с республиканской формой правления, единства государственной власти на основе разделения законодательной, исполнительной и судебной власти, самостоятельности их органов. Разделение властей предполагает установление такой системы правовых гарантий, сдержек и противовесов, которая исключает возможность концентрации власти у одной из них, обеспечивает самостоятельное функционирование всех ветвей власти и одновременно их взаимодействие. Поскольку федеративное устройство Российской Федерации основано на единстве системы государственной власти, органы государственной власти в субъектах Российской Федерации формируются на тех же принципах, что и федеральные. Разделение властей закрепляется Конституцией РФ в качестве одной из основ конституционного строя Российской Федерации в целом, т. е. не только для федерального уровня, но и для организации государственной власти в ее субъектах. Разделение единой государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную предполагает установление такой системы правовых гарантий, сдержек и противовесов, которая исключает возможность концентрации власти у одной из них, обеспечивает самостоятельное функционирование всех ветвей власти и одновременно их взаимодействие. Органы законодательной и исполнительной власти в пределах своей компетенции действуют независимо друг от друга, каждая власть формируется как самостоятельная, а полномочия одной власти по прекращению деятельности другой допустимы только при условии сбалансированности таких полномочий, обеспечиваемой на основе законодательных решений. Для организации системы государственной власти в Российской Федерации существенное значение имеет конституцион- ное положение, согласно которому в пределах ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федераций по предметам совместного ведения Российской Федераций и субъ-, ектов РФ федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ образуют единую сис- § 1.Конституционная характеристика Российской Федерации 369 тешу исполнительной власти в Российской Федерации, 5й# должно обеспечиваться при конституировании органов государственной власти субъектов РФ1. Единые Вооруженные Силы РФ призваны осуществлять защиту суверенитета и территориальной целостности Российской Федерации, обеспечивать нерушимость существующих государственных границ. Российская Федерация отказывается от применения силы и угрозы силой, экономических и любых других методов давления. Она осуществляет деятельность, ориентированную на принципы мирного урегулирования споров, уважение прав и свобод человека, добросовестное выполнение взятых на себя обязательств и соблюдение общепризнанных принципов и норм международного права. Бюджетный федерализм представляет собой организацию бюджетных отношений, позволяющую обеспечивать определенную самостоятельность федерального и регионального бюджетов, в сочетании с интересами Российской Федерации. Бюджетный федерализм означает: относительную самостоятельность федерального бюджета и определенную степень автономии региональных бюджетов; взаимосвязь федерального и регионального бюджетов; прозрачность межбюджетных отношений, основанную на приемлемых для всех субъектов РФ подходах определения размеров финансовой помощи, выделяемой нуждающимся в ней регионам. Установленные федеральным законом общие принципы (основы), налогообложения и сборов ставят все субъекты РФ в равные условия перед Российской Федерацией и создают прочную законодательную основу для развития единообразного подхода к регулированию налоговых отношений, что является предпосылкой для установления справедливых и равных условий конкуренции на территориальных рынках и предотвращения произвола чиновников. Принцип установления налогов законами закреплен в ст. 57 Конституции РФ. Применительно к налогам субъектов РФ с учетом изложенных конституционных положений «законно установленными» могут считаться только такие налоги, которые вводится законодательными органами субъектов РФ в соответ- 1 См. постановление Конституционного Суда РФ от 18 января 1996 г. Ке 2-П. 370Глава 16. Конституционный статус Российской Федерации ствии с общими принципами налогообложения и сборов, определенными федеральным законом'. Единое экономическое пространство закрепляется ст. 8 Конституции РФ и является конституционно-правовым признаком России как федеративного государства. В Российской Федерации согласно ст. 74 Конституции РФ не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств. Единство экономического пространства определяет единство финансовой политики, включающей в себя и единую налоговую политику, единство налоговой системы, равное налоговое бремя и установление налоговых изъятий только на основании закона. Обеспечение единства экономического пространства возможно только при функционировании единой денежно-кредитной системы и банковской системы. Неотъемлемым элементом данных систем является Банк России (Центральный банк Российской Федерации), который образует единую централизованную систему с вертикальной структурой управления. Согласно ст. 75 Конституции РФ официальной денежной единицей на территории Российской Федерации является рубль, введение каких-либо других денежных единиц или денежных знаков запрещено. Эмиссия денежных знаков, введение их в обращение и изъятие из обращения возлагаются исключительно на Банк России, который организует денежное обращение (планирование производства, перевозки банкнот и монет, ведение кассовых операций и т. д.), устанавливает единые правила кредитования и кредитных расчетов. Наличные деньги выпускаются в обращение в виде банковских билетов (банкнот) и металлической монеты. Подделка и незаконное изготовление банкнот и монет преследуются по закону. Российская Федерация как субъект права имеет свою федеральную собственность. К федеральной собственности относятся: — объекты, составляющие основу национального богатства страны. Таковыми, в частности, являются ресурсы континентального шельфа, территориальных вод и морской экономиче- 1 См. постановление Конституционного Суда РФ от 21 марта 1997 г. 5-П по делу о проверке конституционности положений абз. 2 п. 2 ст. 18 и ст. 20 Закона РФ от 27 декабря 1991 г. «Об основах налоговой системы в Российской Федерации». § I.Конституционная характеристика Российской Федерации 371 ской зоны Российской Федерации; охраняемые или особым образом используемые природные объекты (заповедники, в том числе биосферные, национальные природные парки, курорты, а также заказники имеющие общереспубликанское значение); объекты историко-культурной и природного наследия и художественные ценности, учреждения культуры общероссийского значения, расположенные на территории Российской Федерации. Существует Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов России1; — объекты, необходимые для обеспечения функционировавния федеральных органов власти и управления и решения общероссийских задач — государственная казна, имущество Во>-оруженных Сил РФ, а также имущество учреждений, финансируемых из государственного бюджета, включающее высшие образовательные учреждения, объекты РАН и др. — объекты оборонного производства - все предприятия, производящие элементы и системы вооружения, взрывчатые, отравляющие, радиоактивные, расщепляющиеся материалы, научно-исследовательские и опытно-конструкторские объекты этого рода, независимо от доли военных заказов, космические аппараты и т. д.; — объекты Отраслей, обеспечивающих жизнедеятельность народного хозяйства России в целом и развитие других отраслей наружного хозяйства — предприятия добывающей промышлен-ности, кроме добычи местного сырья, топливно-энергетическо-го комплекса, железнодорожного, трубопроводного, воздушно- го транспорта, связи, телевизионные и радиоцентры, сортоис-пытательные станции, предприятия по производству ценных пород рыбы, фармацевтической промышленности и т. д.)2. Законодательством Российской Федерации предусматривается что определенные объекты федеральной собственности могут передаваться в собственность субъектов Федерации. 1- Сюда входят, например: Государственный академический Мариинский театр г. Санкт-Петербург); Государственный историко-культурный и этнографический музей-заповедник Кижи (Спаво-Кижский погост в Республике Карелия); Госфильмофонд РФ (Московская область); Российский государственный архив древних актов (г. Москва). 2- См. постановление Верховною Совета РФ от 27 декабря 1991 г. № 3020- i «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность., государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных окру- гов городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность». 372Глада 16. Конституционный статус Российской Федерации Некоторые объекты могут находится в совместном владении, пользовании и распоряжении Российской Федераций и ее субъектов. Государственные символы являются конституционно-правовым признаком государства. К государственным символам Российской Федерации относятся: Государственный флаг, Государственный герб и Государственный гимн (их описание и порядок -официального использования устанавливаются федеральными конституционными законами1), а также столица2. Столица Российской Федерации — место нахождения федеральных органов государственной власти Российской Федерации, представительств субъектов, входящих в состав Российской Федерации, а также дипломатических представительств иностранных государств в Российской Федерации. Российская Федерация состоит из государственно-территориальных и национально-государственных образований, созданных для достижения общих целей с помощью федеральной власти. Структурная характеристика Российской Федерации как федеративного государства, созданного по воле ее многонационального народа, закреплена в ст. 5 и расширенным перечнем дана в ст. 65 Конституции РФ. В ее состав входят 83 юридически равноправных субъекта, образованных по территориальному, территориально-национальному и национальному принципу. Отличием России от иных федераций является то, что де-юре она является симметричной, так как установлено равноправие субъектов, де-факто — асимметричной федерацией. Формально различаясь, субъекты РФ в конституционном отношении, по сути, одинаковы. Это отражает объединяющее их понятие «субъект РФ». В Российской Федерации субъекты равноправны между собой и во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти (ч. 4 ст. 5 Конституции РФ). Данное равноправие проявляется в следующих особенностях: — равенство прав и обязанностей субъектов РФ; - конституционно установленные равные пределы компе-тенции субъектов всех видов (ст. 72, 73 Конституции РФ); 1-См. федеральные конституционные законы от 25 декабря 2000 г. № 1 -ФКЗ «О Государственном флаге Российской Федерации*, от 23 декабря 2000 г. № 2-фКЗ «О Государственном гербе Российской Федерации», от 25 декабря 2000 г. № 3-ФКЗ <<Ь Государственном; гимне Российской Федерации». 2- См. Закон РФ от 15 апреля 19Щ г. № 4802-1 «О статусе столицы Российской Федерации».. 2. Предметы ведения и полномочий Российской Федерации 373 - равное представительство всех субъектов в Совете Федерации (ст. 66 Конституции РФ). Однако в действительности каждый их них имеет ряд отличительных характеристик и преимуществ перед другими субъектами. Поскольку федеративное государство состоит из частей, для него чрезвычайно важно достичь гармонии в их отношениях.
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 480; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |