Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

I. Предмет философии




Вводные замечания к разделу

Вопрос о том, что такое философия и, соответственно, каков её предмет является самым сложным по сравнению со всеми далее рассматриваемыми темами. Пожалуй, такого нет ни в одной другой области человеческого познания. Обычно вопрос о предмете той или иной науки кажется самым простым в силу его очевидной самопонятности. Если бы мы занимались физикой, которая, конечно, очень сложная наука и которая включает в себя большое количество нетривиальных абстракций и моделей, для понимания которых необходимо затратить значительные умственные усилия, обладать развитой способностью к воображению (для многих допущений и абстракций современной физики в видимом нам мире нет ничего, что можно было бы использовать в качестве хотя бы отдаленного аналога, простого и доступного примера, на основе которого можно попытаться объяснить общий смысл того или иного физического явления), знать математику (математику в данном случае надо знать именно потому, что смысл многих физических явлений адекватно может быть передан только на языке математических уравнений, а любые чувственно-воспринимаемые «модели» тел не отражают, не моделируют физическую реальность, а искажают её, иногда до степени полной потери истинного смысла), но даже в этом случае вопрос о предмете не стоял бы так остро. Действительно, определяя в общих чертах предмет физики, достаточно сказать следующее: эта наука изучает природу и ее закономерности. Хотя это и очень широкое определение, но ведь в целом вполне понятно, о чем дальше будет идти речь. Подобным же образом можно определить и любую другую науку. Например, если бы речь шла о биологии, то можно было бы сказать, что ее предмет – это живое и законы его функционирования.

В литературе существуют определения того, что такое философия. Например, в «Философской энциклопедии» (1970 г.) дается следующее определение: «Философия (греч. φιλοσοφία – «любовь к мудрости», «любомудрие», от φιλέω – люблю и σοφία – мудрость) – форма общественного сознания, направленная на выработку целостного взгляда на мир и на место в нем человека и исследующая вытекающие отсюда познавательное, ценностное, этическое и эстетическое отношение человека к миру». «Новая философская энциклопедия» (2000 г.) дает похожее определение: «Философия – особая форма общественного сознания и познания мира, вырабатывающая систему знаний об основаниях и фундаментальных принципах человеческого бытия, о наиболее общих сущностных характеристиках человеческого отношения к природе, обществу и духовной жизни».

К сожалению, эти определения не устраняют некоторые неясные моменты. Например, в первом из них говорится, что философия – это «форма общественного сознания, направленная на выработку целостного взгляда на мир». Однако то же самое можно сказать и о религии, и о науке. Более того, как в случае с религией, так и в случае с наукой можно достаточно точно определить, в чем суть этих форм общественного сознания. Религия исходит из презумпции трансцендентного (того, что находится за границами любого опыта и что называется словом «бог», который творит все остальное). Наука (речь идет в первую очередь о естественных науках) основывается на презумпции материи, т.е. она исходит из допущения, что существует только то, что можно может быть зафиксировано и чувственно воспринято. С точки зрения науки, весь мир – это разные формы существования материи (физическая, химическая, биологическая и даже социальная формы – во избежание непонимания приведем пример социальной формы материи: это, допустим, отношения в стае животных; сама стая как особая система упорядоченных, специализированных и иерархизированных отношений, очевидно, не есть случайная сумма никак не связанных между собой отдельных особей некоторого вида) и наука изучает естественные законы этих форм.

Собственно говоря, если определить предмет религии (или теологии как рационализированной формы последней) – трансцендентное – как идеальное (правда, в таком случае трансцендентное уже не совсем трансцендентно, ибо идеальное доступно в опыте, хотя и не эмпирическом, а посредством т.н. привилегированного доступа к содержанию собственно сознания – специально об этом в разделе «Учение о бытии»), а предмет науки как материальное, как изучение ее форм и законов движения, то в силу корректности и полноты деления понятия «бытие» (т.е. всего, что существует) для философии вообще и притом в принципе не останется никакого места.

Следует также упомянуть о ранее существовавшем представлении о философии как «науке всех наук». Такой взгляд на философию характерен, например, для Рене Декарта и Огюста Конта. Декарт в работе «Начала философии» определяет место философии в системе наук следующим образом: «философия подобна как бы дереву, корни которого – метафизика (т.е. учение о бытии и о познании – В.Л.), ствол – физика, а ветви, исходящие от этого ствола, – все прочие науки», а Конт, исходя из того, что «основной характер позитивной философии выражается в признании всех явлений подчиненных неизменным естественным законам, открытие и сведение числа которых до минимума и составляет цель всех наших усилий», – далее писал в своем «Курсе позитивной философии» следующее: «Пусть новый класс ученых, получивших надлежащую подготовку, не отдаваясь специальному изучению какой-нибудь отдельной отрасли естественной философии, но рассматривая различные позитивные науки в их совместном состоянии, посвятит себя исключительно точному определению духа каждой из этих наук, исследованию их взаимных отношений и связи друг с другом, приведению, если это возможно, всех присущих им принципов к наименьшему числу общих основоположений, постоянно следуя при этом основным правилам позитивного метода. Пусть в то же время другие ученые, прежде чем взяться за специальные исследования, знакомятся с совокупностью позитивных знаний, что позволит им непосредственно пользоваться светом, проливаемым учеными, посвятившим себя изучению общих научных положений, и в свою очередь исправлять полученные этими последними результаты». То, что предложил Конт, говоря о специфике профессиональной деятельности «нового класс ученых», в настоящее время реализовано в т.н. «Философии и методологии науки» и в нашей работе есть специальный раздел посвященный этому. Однако стоит заметить, что в рамках такого понимания философии она оказывается целиком и полностью подчиненной науке и выступает лишь в качестве саморефлексии последней о своих собственных основаниях и методах.

Что касается проблем человека, этики и эстетики – которые упоминаются в ранее процитированном определении философии, то здесь философия также встречается с рядом форм позитивного знания. Например, человека изучает целый комплекс наук от генетики до психологии и, естественно, возникает вопрос о том, каково место в их ряду у философии? (Специально это проблема рассматривается нами в разделе «Проблема человека в философии») Что касается этики как, казалось бы, традиционно философской науки, то и здесь не все просто. Существует, например, т.н. «корпоративная этика», которая, как и любая другая этика, изучает причины человеческого поведения и те ценности, которым следуют люди строя отношения друг с другом. При этом корпоративная этика, рассматривая свой предмет, исходит, прежде всего, из задачи повышения эффективности производственной деятельности (правда, она стремиться скрыть это) и поэтому является своеобразной философией в себе и вряд ли нуждается в какой-то иной, более общей доктрине (особенно, если последняя не может быть поставлена на службу отделам кадров, маркетинга и Public Relations). (Специально философские проблемы этики и эстетики рассматриваются нами в разделе «Учение о ценностях»)

Казалось бы здесь, в области этики и эстетики у философии появляется свой особый, еще никем не занятый предмет. Действительно, можно сказать следующее: существуют частные этики и эстетики (пример последней, например, эстетика художественного творчества, «рукотворная красота» или промышленный дизайн), а есть общая теория для того же самого. Пусть последняя и называется «философией»! Однако, очевидно, что такой подход достаточно слабый. Ведь в таком случае получается, что «философия» – это некий агрегат, множество различных конкретных концепций, и задача философии описать их, классифицировать и, видимо, попытаться свести к наименьшему числу оснований. Для этого, наверное, потребуется, говоря словами Конта, еще один «новый класс ученых», который в отличие от предыдущего «нового класса ученых» занимается обобщение данных в сфере всего того, что не есть естественные науки, но который также, как и их коллеги, занят «точным определением духа каждой из этих (т.е. всех неестественных) наук». Вероятно, такой взгляд имеет право на существование и, более того, в нем действительно есть нечто позитивное. Ведь прежде чем заняться исследованием в любой сфере знания первоначально целесообразно ознакомиться с уже достигнутыми результатами. Однако вряд ли это можно назвать «философией».

Итак: либо мы укажем предмет философии и ее специфику, либо нам останется довольствоваться контовским или подобным ему определением, сведя философию к задачам общей классификации и задачам определения общей методологии познания (это на самом деле хоть что-то и такой подход особенно распространен в англоязычной философии, например, в различных направлениях т.н. «аналитической философии», пример которой представлен в этом разделе работой Л. Витгенштейна).

По сути единственное, что остается на долю философии – это исследование диалектики или взаимоотношений между сознанием и самосознанием. При этом под «сознанием» в данном случае следует понимать все то, что дано человеку в его опыте (например, числа, их отношения, этико-эстетические ценности, факты, отражающие внешний мир и вообще представление об этом мире как целом), а под «самосознанием» самого человека, т.е. его «Я», способность осознать себя («Я» = «Я»), отличать от всего того, что не есть «Я» (содержание собственного сознания). Задача философии состоит в том, чтобы попытаться понять причины того или иного отношения «Я» (человека) к содержанию собственного сознания, т.е. к «не-Я» (это весь мир в целом, в том числе природа и общество), которое, например, проявляется в актах заинтересованности или безразличия к миру, стремлении понять мир и его различные стороны в их истинной и целостной взаимосвязи или признать после долгих размышлений, что это невозможно сделать. Из всех современных направлений философской мысли более всего этим занимается феноменология. Основной идеей этого направления как раз и является попытка понять как «Я»-самосознание связано с миром «не-Я». Хотя феноменология всегда существовала в философии (например, Сократ с его майевтикой – типичный феноменолог – о майевтике подробно в задании 2.4.), однако в XX века возрождение феноменологии по праву связывают с именем немецкого философа Эдмунда Гуссерля. В силу большой сложности его произведений для неподготовленного читателя мы не решились поместить в это издание отрывки из его работ, однако здесь представлено достаточное количество последователей Гуссерля, философов, работавших в рамках феноменологической парадигмы либо близких к ней. В частности, здесь есть отрывки из работ К. Ясперса, Г. Фреге, М. Шелера, Н. Гартмана, Д. фон Гильдебранда, А. Шютца, Ю. Хабермаса, А. Райнаха и М. Хайдеггера. Начальное, самое общее представление о специфике феноменологического (по сути, истинно философского) метода можно получить, познакомившись с представленными здесь фрагментами работы Р. Декарта «Начала философии».

Специальные методические пояснения к заданиям раздела

Текст задания 1.3. «Л. Витгенштейн: Философия – это логическое прояснение мыслей» находятся в отношении противоположности ко всем остальным заданиям данного раздела, ибо это единственный случай, где философия отождествляется с методологией рационального познания. Во всех остальных случаях философия понимается как особый, специфически человеческий способ отношения к миру и как способ человеком понять самого себя. Поэтому эти задания могут быть рассмотрены с точки зрения отношения их взаимной дополнительности.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 1051; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.03 сек.