Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

II. Учение о бытии




Вопросы

1. По словам Ж. Делёза и Ф. Гваттари, «философия – это искусство формировать, изобретать, изготавливатьконцепты». В связи с этим раскройте содержание понятия «концепт» и приведите примеры философских концептов.

2. Почему, по словам французских мыслителей, философия – это не рефлексия и не созерцание?

3. Как философские концепты соотносятся между собой? Если один философ критикует другого, то в чем действительный смысл этой критики?

4. Каково соотношение между философией, с одной стороны, и гуманитарными науками, маркетингом и теорией рекламы, с другой?

5. В чем принципиальная разница между философией и естественными науками?

6. Каково, по словам французских мыслителей, отношение между логикой и философией? Какие претензии к философии предъявляет логика и чем ей отвечает философия? Замечание. В качестве примера логической аргументации в отношении философии целесообразно использовать текст Л. Витгенштейна из задания 1.3.

7. По словам Ж. Делёза и Ф. Гваттари, «у философа очень мало вкуса к дискуссиям. Услышав фразу «давайте подискутируем», любой философ убегает со всех ног». Прокомментируйте эти высказывания.

8. Как, по словам Делёза и Гваттари, соотносятся между собой философия и религия, а также философия и искусство?

9. Почему, по словам французских мыслителей, «во всем капиталистическом мире только три страны оказались способны к … выработке философии?»

10. Что такое doxa и episteme? Приведите примеры того и другого.

 

 


Вводные замечания к разделу

Под бытием в самом широком смысле понимается предельно общее представление о существовании. Понятие «бытие» – это самое общее понятие, которое может помыслить человеческий разум, ибо объему этого понятия соответствует вообще все, что существует; содержанию понятия «бытие» соответствует один единственный признак – существование, поэтому помыслить еще более общее понятие нельзя в принципе.

В понятии «бытие» можно выделить два самых общих вида – материальное и идеальное. Материальное – это то, что описывается через пространственные и временные характеристики и существует как масса либо энергия. Идеальное – это то, что не имеет пространственных и временных характеристик (в физическом смысле этих понятий) и что нельзя определить через категории масса и энергия. Положительный признак идеального может быть определен через понятие «смысл». Например, высказывание 5+7=13 является ложным, но не бессмысленным, т.е. речь идет о чем-то, а не ни о чём.

После определения самых общих видов бытия – материального и идеального – далее в философской онтологии определяют специфические свойства, присущие названым видам бытия. Материальное рассматривается в связи с такими его фундаментальными свойствами, как пространство и время (существуют ли пространство и время сами по себе, без массы и энергии, либо нет; если не существую, то как именно зависят первые от последних). Далее ставятся следующие вопросы: 1. Существую ли какие либо общие законы, которым подчиняются все материальные объекты либо нет? 2. Возможны ли случайные события в природе либо все детерминировано?

Что касается идеального, то здесь одним из главных является вопрос о том, существует ли вообще идеальное как что-то онтологически самостоятельное (в этом случае может быть сформулирован т.н. «основной вопрос» философии об отношении духа и материи), либо оно является определенным свойством, своеобразным видом материи?

Относительно идеального также может быть поставлен вопрос о том, как оно существует: только ли в сознании человека, как смысл либо же и до и независимо от всякого сознания и осознавания. Например, следующее математическое высказывание существует в сознании и осознаётся как смысл (как математическая операция сложения, результат которой истинен): 7 + 5 = 12. Однако другое, более сложное высказывание, например, такое: 123450,6789 + 543210,9876 =? хотя и осознается как операция сложения, но вряд ли большинство людей способно представить (помыслить) такие числа, не говоря уже о выполнении осмысленной операции с ними. Очевидно, что с такой операцией сможет легко справиться калькулятор. Но вот здесь-то и возникает вопрос: в каком смысле числа и операции существуют (или не существуют) в машине? Понятно, что можно говорить о калькуляторе как электронном устройстве, в котором есть конденсаторы, которые могут быть электрически заряженными либо нет (что на физическом уровне соответствует «1» либо «0»). Однако как связаны с этим электронным устройством не физические процессы (о которых только что было сказано), а логико-математические: «and», «or», «+», «–» и т.п.? Итак, можно сформулировать следующий философский вопрос: существует ли идеальное только в связи с сознанием или также независимо от него?

Следует понимать, что проблема идеального не может быть сведена к проблеме физико-биологических процессов, которые связаны с нервной системой человека. Для того чтобы мыслить нужен мозг (биофизический объект) и мышление сопровождается определенными процессами в нем, в частности, фиксируемыми электрическими импульсами. Однако физические импульсы и логико математические операции (как пример идеального) – это не одно и то же.

Также следует заметить, что в отношении идеального недопустимо в смысле буквального, физического толкования, ставить вопрос, где оно существует? (мы ставили вопрос о том как, а не где существует идеальное) Ошибка вопроса «где» состоит в том, что идеальное не имеет пространственных характеристик в физическом смысле понятия «пространство», поэтому вопрос «о где», т.е. вопрос о месте в пространстве является в отношении идеального недопустимым. Поэтому, в частности, любые рассуждения о перемещении душ и мыслей, о рае как месте, где находятся души и т.п. с точки зрения философии являются просто некорректными (это рассуждения, в которых допущена отмеченная нами ошибка).

Во избежание неправильного понимания также необходимо отметить, что существует класс представляемых пространственных идеальных объектов (плоскости, прямые и кривые линии, геометрические фигуры), однако идеально-представляемое протяжение не тождественно длине как пространственной характеристике материальных объектов. Например, можно представить арбуз большой или маленький, но представление размера здесь идеально, ибо если бы это был размер (пространственная характеристика) в таком же смысле, как размер реального арбуза, последний, очевидно, занял бы место представляющей его головы.

Специальные методические пояснения к некоторым заданиям раздела

Тексты заданий 2.2. и 2.3., а также 2.4. и 2.5. отражают развитие представлений на то, что такое материальное («материал» – «субстанция» – «система законов») и идеальное («объективная идея» – «вневременной смысл»). На материале этих заданий целесообразно рассмотреть вопрос о том, чем отличаются и, самое главное, чем были обоснованы соответствующие представления о материальном и идеальном в разные периоды развития философского знания, а также почему произошли изменения в этих представлениях.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 626; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.