Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Наглядные средства правового обучения. Техника и технология применения наглядных средств обучения на уроке права




Наглядным мы называем такое обучение, при котором представления и понятия формируются на основе восприятия изучаемых явлений или с помощью их изображений. Применяя наглядность, учитель вносит в обучение чрезвычайно важный момент – живое созерцание, которое, как известно, является исходной ступенью всякого познания.

К.Д. Ушинский наглядным обучением называл «такое ученье, которое строится не на отвлеченных представлениях и словах, а на конкретных образах, непосредственно воспринятых ребенком: будут ли эти образы восприняты при самом учении, под руководством наставника, или прежде, самостоятельным наблюдением ребенка. так что наставник находит в душе дитяти уже готовый образ и на нем строит учение».[17]

На основе непосредственного восприятия предметов или с помощью изображений (наглядности) в процессе обучения у учащихся формируются образные представления и понятия. Принцип наглядности сформулировал и обосновал в XVII веке Я.А. Коменский. Этот принцип актуален и в наше время. Он находит отражение в многообразии видов наглядности и их классификации. В классификацию по внешним признакам ученые и методисты включают печатные, экранные, звуковые средства обучения. Чаще всего они обращаются к классификации по содержанию и характеру, выделяя предметную, изобразительную, условно-графическую наглядность.

Процесс формирования понятий, казалось бы, связан только с отвлеченным мышлением школьников. Но на самом деле без опоры на живые конкретные образы не могут быть сформированы правовые понятия.

Наглядные средства обучения обеспечивают создание целостного восприятия правовых явлений. Они помогают учащимся выделять существенные признаки, давать определения понятиям.

Предметная наглядность – это такой метод наглядного обучения, при котором представления и понятия учащихся формируются на основе непосредственного восприятия самого предмета изучения. Посредством предметной наглядности на уроках права учащийся знакомится с нормативно-правовыми актами:

с документами (Конституцией РФ, кодексами по отраслям права, бланками трудового договора, личным листком по учету кадров, бюллетень избирателя и т.д.);

с предметами, характеризующими орудия преступлений (возможно использование муляжей холодного, огнестрельного оружия, браконьерства и т.д.);

с изображениями документального характера (документальные фотоснимки, изображения вещных правоотношений и т.д.).

Наглядность позволяет не только конкретизировать знания учащихся, но и абстрагироваться, выстраивая логическую цепочку размышлений о предмете, выражать свое отношение, что составляет процесс социализации личности учащегося, формирования его правосознания.

Условно-графическая наглядность довольно часто присутствует на уроке в качестве схем, таблиц, диаграмм.

Работа с условно-графической наглядностью, содержащей насыщенный символическими изображениями материал, содействует углублению, уточнению понятий, развивает у учащихся способности свободно оперировать ими.

Как показывает практика, на уроках обобщения у школьников часто проявляется неумение выстроить логику доказательств, обобщать явления, факты, вскрывать их внутреннюю сущность. Стараясь выявить сущность определенного круга явлений, учащиеся утопают в частностях. Работа с изображениями (структурно-логическая схема, таблица, диаграмма) в известной системе, помогает преодолеть эти трудности при усвоении понятий, развивает у учащихся способности овладевать теоретическими знаниями.

Проводя беседы на повторительно-обобщающем уроке, учитель использует вопросы, данные, в системе презентации, меняя или устраняя поясняющие подписи и субтитры, может поставить и дополнительные вопросы к изображению.

Опираясь на самостоятельный анализ учащимися изображений условно-графической наглядности, учитель добивается усвоения ими фактов, формирования у школьников обобщенных знаний, правильного применения их в новой ситуации.

Использование на уроке права аудиовизуальных средств обучения привносит в эти процессы некоторое своеобразие. С помощью зрительных образов можно соприсутствовать на заседании Сената при Петре I или стать свидетелем «Часа суда» и т.д.

Разносторонность изобразительного ряда создает чувственную опору для изучения даже самых сложных теоретических вопросов. Видеоряд, нацеленный на раскрытие сложного понятия, может быть своеобразной программой работы на уроках, обеспечивающей возможность концентрировать внимание на узловых вопросах, создать базу для раскрытия понятий, для усвоения учащимися их определений и признаков.

Наглядные пособия помогают уточнять и конкретизировать представления об истории государства и права, переводят процесс познания из чувственного созерцания к формированию конкретных представлений. В качестве наглядных визуальных материалов могут выступать кинофрагменты, видеофрагменты, компакт-диски.

Среди различных источников знаний среди аудиовизуальных средств обучения современности, которые сообщают учащимся значительный объем информации по праву, особое место занимает компьютер.

Интернет (сеть) – это глобальное информационное пространство, являющееся одновременно совокупностью компьютерных систем, объединенных между собой и предоставляющих сервис пользователям, и - сообществом людей, обменивающихся информацией.

Интернет – источник наиболее актуальной, свежей информации, которая зачастую не попадает в библиотеки, либо обрабатывается месяцами.

Интернет представляет информацию максимально оперативно.

Интернет интерактивен – он дает возможность осуществить обратную связь и получить на него квалифицированный ответ, как учителю, так и учащимся.

Однако аудиовизуальный метод передачи знаний требует специфических умственных действий школьников. Выработка умений сравнивать, оценивать, обобщать, давать характеристики правовым явлениям, событиям на материале кино-фото-фоно-документов основывается на усвоении определенных способов учебно-познавательной деятельности.

Приемы закрепления в целом опираются на сложившуюся методику. В частности, после работы с наглядностью можно поставить перед классом несколько вопросов по важнейшим понятиям: на установление причинно-следственных связей, синхронности изучаемых правовых событий, выявлению общих черт однородных явлений и фактов.

Необходимо добиваться, чтобы учащиеся понимали сложный язык кино и телевидения, мультимедиа, отрабатывать у них умение анализировать простейшие изобразительные средства, а также тренировать их на различного рода графических работах..

Рассмотренные приемы и формы использования наглядных средств не исчерпывают всего многообразия практики работы учителей. Технический прогресс не стоит на месте, новые разработки в области информационных технологий требуют от учителя внимательного отношения к наглядному методу изучения предмета, чтобы быть на одном уровне с подрастающим поколением.

 

ГЛАВА IV. ОСНОВЫ КОНСТРУИРОВАНИЯ УРОКА

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 2304; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.