Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Динамика расходов консолидированного бюджета РФ в 2007-2009гг




Экономическое содержание и структура расходов бюджетов различных уровней

Формирование расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации осуществляется в соответствии с расходными обязательствами, обусловленными установленным законодательством Российской Федерации разграничением полномочий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, исполнение которых согласно законодательству Российской Федерации, международным и иным договорам и соглашениям должно происходить в очередном финансовом году за счет средств соответствующих бюджетов.

Закрепление бюджетных расходов по уровням бюджетной системы зафиксировано в ст. 84 «Расходные обязательства Российской Федерации»; ст. 85 «Расходные обязательства субъекта Российской Федерации»; ст. 86 «Расходные обязательства муниципального образования». БК РФ регламентирует виды расходов, которые могут финансироваться из соответствующих бюджетов, однако не устанавливает принципы распределения расходов по уровням бюджетной системы, не дает четкого разграничения полномочий и ответственности органов власти разных уровней по осуществлению этих полномочий.

Экономическая сущность расходов бюджета проявляется во многих видах. Каждый вид расходов обладает качественной и количественной характеристикой. При этом качественная характеристика, отражая экономическую природу явления, позволяет установить назначение бюджетных расходов, количественная - их величину.

Многообразие конкретных видов бюджетных расходов обусловлено целым рядом факторов: природой и функциями государства, уровнем социально-экономического развития страны, разветвленностью связей бюджета с народным хозяйством, административно-территориальным устройством государства, формами предоставления бюджетных средств и т.п. Сочетание этих факторов порождает ту или иную систему расходов бюджета любого государства на определенном этапе социально-экономического развития.

Преобладающими расходами РФ являются расходы на социальную политику, объем которых ежегодно увеличивается (Таблица 1). К данной группе расходов относятся расходы на пенсионное и социальное обеспечение населения, охрана семьи и детства. Большая часть средств по данному подразделу расходов традиционно направляется на пенсионное обеспечение. Наступление экономического кризиса привело к увеличению расходования бюджетных ресурсов на национальную экономику. Причем, в 2009г. больше всего средств направлено на дорожное хозяйство (более 601,88 млрд. руб.), 372,68 млрд. руб. на транспорт и 2799,06 млрд. руб. на сельское хозяйство.

Таблица 1.

Наименование расходов 2007г. 2008г. 2009г.
млрд. руб. уд. вес, % млрд. руб. уд. вес, % темп прир., % млрд. руб. уд. вес, % темп прироста, %
Расходы бюджета, всего: 11378,58 100,00 14157,03 100,00 24,42 16048,34 100,00 13,4
1. Общегосударственные вопросы 1171,27 10,29 1290,97 9,12 10,22 1313,8 8,19 1,7
2. Национальная оборона 833,97 7,33 1043,61 7,37 25,14 1191,19 7,42 14,14
3. Национальная безопасность и правоохранительная деятельность 864,30 7,60 1092,09 7,71 26,36 1245,92 7,76 14,08
4. Национальная экономика 1557,96 13,69 2258,57 15,95 44,97 2782,08 17,34 23,18
5. ЖКХ 1102,30 9,69 1153,23 8,15 4,62 1006,14 6,27 -12,75
6. Охрана окружающей среды 26,49 0,23 31,23 0,22 17,89 29,57 0,18 -5,3
7. Образование 1342,98 11,80 1664,20 11,76 23,92 1783,51 11,11 7,1
8. Культура, кинематография и СМИ 246,22 2,16 310,60 2,19 26,15 324,38 2,02 4,4
9. Здравоохранение и спорт 1381,53 12,14 1546,25 10,92 11,92   10,3 6,91
10. Социальная политика 2851,57 25,06 3766,27 26,60 32,08 4718,78 29,4 25,3
11. Межбюджетные трансферты 0,000219 0,0000019 0,00088 0,0000062 0,00 0,007 0,00005  

Источник: www.roskazna.ru

Анализ структуры расходов консолидированного бюджета РФ показывает, что национальная оборона, международная деятельность и судебная власть, обслуживание государственного долга, финансируемые только из федерального бюджета, составляют более пятой части расходов консолидированного бюджета. Часть расходов развитие рыночной инфраструктуры, жилищно-коммунального хозяйства, содержание и строительство дорог регионального значения финансируется из региональных и местных бюджетов. Их доля составляет менее 15%. Большая часть расходов финансируется совместно из бюджетов всех трех уровней. Причем это крупные и важные разделы расходов, такие как образование, здравоохранение и физическая культура, социальная политика. На их долю приходится около 70% расходов консолидированного бюджета.

Из совместно финансируемых расходов на долю федерального бюджета приходится значительная доля расходов по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий -80%; фундаментальные исследования и содействие НТП - также около 80%; правоохранительную деятельность и безопасность государства — более 70%. Эти расходы, безусловно, общегосударственные, поэтому их доля в расходах консолидированного бюджета весьма значительна. Что касается социальных расходов, то их большая часть приходится на бюджеты субъектов РФ (таблица 2).

Таблица 2.

Структура расходов федерального и территориальных бюджетов в 2007-2009гг., %

Наименование расходов 2007г. 2008г. 2009г.
Федеральный бюджет Консолидированные бюджеты субъектов РФ Федеральный бюджет Консолидированные бюджеты субъектов РФ Федеральный бюджет Консолидированные бюджеты субъектов РФ
Расходы бюджета, всего: 100,00 100,00 100,00 100,00 100,00 100,00
1. Общегосударственные вопросы 13,63 7,26 11,09 7,10 9,79 7,28
2. Национальная оборона 13,90 0,04 13,75 0,04 12,11 0,05
3. Национальная безопасность и правоохранительная деятельность 11,14 4,12 11,04 4,10 10,14 3,86
4. Национальная экономика 11,57 18,06 13,54 19,73 17,76 18,08
5. ЖКХ 4,93 16,85 1,71 16,37 1,54 13,66
6. Охрана окружающей среды 0,14 0,38 0,13 0,34 0,13 0,27
7. Образование 4,92 21,55 4,69 20,66 4,18 21,52
8. Культура, кинематография и СМИ 1,19 3,66 1,17 3,55 1,15 3,40
9. Здравоохранение и спорт 3,28 15,76 3,67 12,55 3,57 12,13
10. Социальная политика 3,58 11,86 3,88 12,19 3,33 15,32
11. Межбюджетные трансферты 31,74 0,44 35,33 3,37 36,29 4,44

Источник: www.roskazna.ru

На территориальные бюджеты в большей мере возложены расходы на финансирование жилищно-коммунального хозяйства. Территориальные бюджеты в 2009г. финансируют почти 85% соответствующих расходов, в то время как на федеральный бюджет возлагается всего 15%. Также за субъектами РФ закреплены расходы на образование, удельный вес которых в 2009г. составил 76,41%. Наибольший объем средств направляется на среднее образование (790,6 млрд. руб. в 2009г.) и на дошкольное образование (283,12 млрд. руб.). Также в большей мере на территориальные бюджеты возлагаются расходы на социальную политику, здравоохранение, культуру (более 70% расходов).

Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предоставляет органам местного самоуправления значительную самостоятельность в определении направлений расходов местных бюджетов в пределах имеющихся у них финансовых средств и с учетом закрепленных за каждым типом муниципального образования вопросов местного значения. Таких вопросов достаточно много, и при разработке бюджета необходимо определить, каким направлениям отдать предпочтение при финансировании.

Главным направлением использования средств местных бюджетов являются расходы, связанные с социальными задачами. Это расходы на социально-культурные мероприятия, составляющие более половины всех расходов, и на жилищно-коммунальное хозяйство – примерно треть всех расходов в бюджетах муниципального уровня.

 

Таблица 2.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 698; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.