Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Необходимость переходного периода в осуществлении экономических реформ




Проблемы структурной перестройки экономики РБ

Тема 5. Экономические реформы в регионе.

План:

5.1. Необходимость переходного периода в осуществлении экономических реформ.

5.1.1. Использование целевых программ для решения территориальных задач структурной перестройки экономики.

5.2. Структура экономики республики и направления ее совершенствования.

5.3. Топливно-энергетический комплекс Башкортостана и проблемы его развития.

5.3.1. Состояние и перспективы развития нефтепереработки нефтехимии республики.

5.4. Строительный комплекс РБ и его задачи.

5.5. Аграрные преобразования в АПК РБ.

5.6. Роль ресурсосбережения в перестройке структуры экономики РБ.

 

Для становления рыночной системы как в стране, так и в ее регионах, требуется особый переходный период. Понятие переходной экономики является весьма относительным. Оно применимо к переходным социально-экономическим и политическим процессам, которые происходят в разные исторические периоды (эволюция первобытнообщинных отношений в рабовладельческие, последних - в феодальные, а феодальных - в капиталистические; рыночных отношений с «невидимой рукой» - в экономику смешанного типа и т.д.) в разных странах. Переходные отношения появляются в условиях кардинальных реформ. Так, даже страны с развитой рыночной экономикой ныне также находятся в переходном положении, движутся в направлении «постиндустриального» (информационного) общества (экономики).

«Переходная экономика» является синонимом «развивающейся экономики», каковой она должна быть постоянно. Эволюция постоянно присуща обществу. Она есть практически синоним его развития, отсюда сознательное управление развитием общества предполагает ставку на реформы (соответствующие программы), на их непрерывность и своевременность. Необходимо особо подчеркнуть, что реформа экономики – реформа бессрочная, она не кончается никогда.

Непрерывность процесса реформ – это нормальная ситуация в обществе любого типа. Если нужные реформы в нужное время в необходимом объеме не проводятся, то общество неизбежно начинает сдавать ранее достигнутые позиции. Здесь очень важно, сохраняя опыт своего исторического прошлого, так корректировать его международным опытом, чтобы не изобретать очередной велосипед. При таком мудром руководителе, как Маргарет Тетчер, Великобритания провела реформирование своей системы управления сугубо административными, силовыми методами. И реформа забуксовала. Ибо результатом тетчеревской реформы было отторжение общества от власти. При этом следует выделить и объективные методологические требования к реформаторским мероприятиям: во-первых, последние должны соответствовать уровню, который достигнут обществом в социально-экономическом развитии; во-вторых, совпадать с направлением этого развития и его темпами; в-третьих, иметь быструю социально-экономическую отдачу. «Отец» китайских реформ Дэн Сяопин сформулировал три критерия целесообразности экономических реформ. Реформы, по его мнению, имеют смысл лишь в том случае, если, во-первых, ведут к росту производства; во-вторых, повышают жизненный уровень народа; в-третьих, умножают совокупную мощь государства.

Рыночная экономика со всеми ее чертами существовала не всегда. Как и всякая другая система, она прошла известный путь развития. Процесс формирования и функционирования экономической системы включает: во-первых, постепенное возникновение (становление) системы, приводящее к ее утверждению в обществе как господствующей; во-вторых, период зрелости, полного проявления в процессе функционирования всех ее возможностей; в-третьих, постепенное «умирание» в условиях зарождения и развития элементов будущей системы.

Исторический характер всякой системы (становление, зрелость, умирание) и обусловливает то, что в развитии общества возникают особые – переходные – состояния. Отличительными чертами таких состояний являются: во-первых, существование элементов старой и новой систем; во-вторых, особый характер противоречий – борьба элементов отмирающей и нарождающейся экономики; в-третьих, неустойчивость, обусловленная самой трансформацией общества и проявляющаяся в альтернативности (неопределенности) вариантов его будущего.

Модель развития рыночного хозяйства должна учитывать современные характеристики рынка и особые исторические условия страны и специфику переходного процесса в российской экономике. Кроме того, любая экономическая реформа должна быть научно обоснованной для ее организаторов и понятной для основной массы людей. Рыночную экономику можно создать, только если она будет лежать в сфере интересов значительной части общества.

Переход к рыночным отношениям не может быть равномерным во всех сферах. Больше времени он займет в промышленности, меньше в таких отраслях, как сельское хозяйство, строительство, торговля. Для успешного перехода к рыночному типу хозяйствования необходима эффективная деятельность, так как ни один регион не может существовать без правовой основы. Но одними законами нельзя сломать старый административный механизм, требуются серьезные преобразования в самих хозяйственных структурах.

Переход от плановой системы к рыночной экономике не может быть осуществлен мгновенно. Это длительный, измеряемый десятилетиями переходный период, включающий в себя ряд последовательных этапов. При этом следует различать: период создания и период функционирования рыночной экономики.

Очень сложна и проблема очередности шагов экономической реформы. Разгосударствление, приватизация, демонополизация, структурная перестройка, формирование конкурентной среды и инфраструктуры рынка, интеграция в мировую экономику – длительные процессы.

Целью структурной политики являются приведение структуры производства в соответствие со структурой спроса, привлечение инвестиций в перспективные сферы, ускоренное развитие инфраструктуры и потребительского сектора. Центр тяжести при ее осуществлении переносится на техническую реконструкцию, регулирование сокращения производства в одних отраслях и роста в других.

Заслуживает внимания для России и проблема соотношения экономики и политики при переходе к рынку. Мировой опыт показывает, этот переход к рынку более успешен, если политические и экономические преобразования разведены во времени. В тех же случаях, когда глубокое переустройство государственности в процессе утверждения во власти группировок новой идеологической ориентации совмещаются во времени с радикальным изменением экономической системы, ход последнего начинает подчиняться логике политической борьбы и тем самым резко затрудняется. Это, к сожалению, и произошло в России (и в большинстве ее регионов). Реформы начала 90-х годов ХХ века решали прежде всего политические задачи, с их помощью удалось изменить форму общественного бытия в стране. Политические критерии оказались решающими и при выборе российской властью радикальной либерально-монетаристской модели рыночного реформирования.

Государство через политику, влияя на экономику, в условиях незащищенности последней, может отрицательно воздействовать на экономику, парализуя и разрушая ее. К сожалению, этот аспект отсутствует в анализе экономической практики. Тем самым затушевывается роль политики, следовательно, и ответственность ее творцов. Российская экономика была и остается в плену и политики, и идеологии. Отсюда и беды, которые переживает страна и ее регионы.

Проводимая экономическая политика в преобладающей мере служит средством перераспределения власти и собственности, орудием политической борьбы. Но ныне всякий размен экономических целей и критериев на политические выводы должен быть исключен. Развитие политических процессов необходимо подчинить интересам экономики – задачам ее выведения из кризиса. Освобождение стратегии и тактики экономического реформирования от гнета приоритета политики обусловлено следующим: во-первых, другого выхода, коль мы собираемся преодолеть системный кризис и начать двигаться к постиндустриальной стадии развития, просто нет; во-вторых, на лицо определенные предпосылки утверждения превосходства экономики над политикой в ходе реформационного процесса. История показывает, что ни одно экономическое чудо, будь это японское или немецкое, не обошлось без одной, но очень важной составляющей. Речь идет об объединении политической воли и вере народа в своих руководителей. Но любому руководителю должны быть присущи качества: во-первых, он должен знать, что нужно делать для России (или региона); во-вторых, знать, как делать; в-третьих, иметь волю для того, чтобы это сделать. Без этого ни о каких реформах говорить не приходится. Реформирование требует большой работы. «А работать в России, - как говорил Ф.М. Достоевский, - кому же охота». Так что губернаторы, кроме своей любимой задачи на завтра – как им снова стать губернаторами, должны все-таки думать о завтрашнем дне своих регионов и страны в целом.

С точки зрения интересов экономики самой актуальной была бы политика восстановления и упрочения доверия граждан к государству. К сожалению, почти 70% опрашиваемых по-прежнему испытывают отчуждение к власти.

Есть два пути участия государства (проведение ее экономической политики) в рыночных отношениях. Первый – оно разумно и эффективно влияет на экономические процессы, регулирует их. Другой путь – это бюрократический произвол на рынке, полная бесконтрольность чиновников, которые душат его взятками, лицензированием. К сожалению, мы все еще в плену именно этой формулы государственного присутствия на рынке. Самая большая беда России (а следовательно, и ее регионов) в том, что реформы в ней всегда опаздывали. Мы никогда не умели идти в ногу с прогрессом, потому что, чтобы идти в ногу с прогрессом, надо быть хотя бы на полшага впереди его. В России же все – компания. В России пока нет или почти нет политиков, которые ставят перед собой задачу и реализуют ее несмотря ни на что. Наши политики постоянно наступают на те же грабли. Или говоря словами Талейрана: «Они (речь идет о Бурбонах) ничего не поняли и ничему не научились». Но история для политика – вещь обязательная, ибо нет сильных идей без исторического глазомера. Наполеон называл историю единственной философией политика.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 671; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.