Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Внешнеэкономическая политика в РБ




Тенденции и перспективы участия Республики Башкортостан в международных экономических отношениях

Тема 10. Роль торгово-хозяйственных связей и внешнеэкономических отношений в экономике РБ

 

План:

10.1. Тенденции и перспективы участия РБ в международных экономических отношениях.

10.2. Внешнеэкономическая политика в РБ.

10.3. Правовое обеспечение экономической деятельности.

10.4. Внешнеторговая деятельность РБ.

10.5. Иностранные инвестиции в экономике Башкортостана.

 

Экономическое сближение и взаимодействие стран требует создания на региональном уровне более надежных производственно-сбытовых связей и устранения всевозможных барьеров на пути движения товаров и ресурсов. В связи с этим анализ тенденций и перспектив участия Республики Башкортостан во внешнеэкономических отношениях не только актуален, но и важен с практической точки зрения.

Радикальная экономическая реформа, изменение экономического и политического положения Башкортостана после распада СССР существенно повысили роль внешнеэкономического фактора в развитии республики. Внешнеэкономическими для Республики Башкортостан стали хозяйственные и торговые связи не только с дальним, но и с ближним зарубежьем. Для экономики республики также немаловажен курс на укрепление сотрудничества с регионами РФ. В результате можно констатировать, что за последние десять лет зависимость Башкортостана от внешних рынков более чем удвоилась. И дело не только в количественных показателях. Усиление внешнеэкономического фактора объективно диктуется проводимыми рыночными преобразованиями, формирующими качественно новые основы для взаимодействия внутреннего рынка республики с внешними.

Как известно, Республика Башкортостан является одним из наиболее активных участников внешнеэкономической деятельности среди регионов Российской Федерации, имеет в этой области достаточно полномочий и со времени самостоятельного выхода на международный рынок накопила достаточный опыт работы. Это положение признается как в Российской Федерации, так и представителями зарубежных стран.

Экономическое развитие региона обусловлено во многом внутренним потенциалом и эффективностью его использования. В то же время социально-экономическое развитие любого региона во многом зависит от внешних факторов: общемировых тенденций, внешнеполитической обстановки, макроэкономической ситуации, региональной политики государства, уровня социально-экономического развития смежных регионов и др. Все это должно быть учтено при разработке стратегии и тактики развития.

В такой большой республике, как Башкортостан, характер внешнеэкономических связей определяется преимущественно внутренними факторами. Поэтому рассмотрению внешнеэкономических связей должен предшествовать анализ основных элементов ее экономики.

В настоящее время экономика республики характеризуется многоотраслевой структурой с высоким показателем комплексности развития (около двухсот отраслей материальной сферы производства).

Башкортостан занимает ведущее место в экономике России. В республике ежегодно производится около 3% общероссийского объема валового регионального продукта (ВРП). По общему объему ВРП Башкортостан входит в первую десятку среди регионов России.

По объему промышленного производства республика также устойчиво находится в первой десятке среди регионов РФ и занимает третье место в Уральском экономическом регионе в Приволжском федеральном округе.

По отдельным видам промышленной продукции Башкортостан является крупнейшим производителем в России. В республике производится четверть общероссийского объема нефтеаппаратуры, 61% синтетических жирных спиртов, 80% химических средств защиты растений, 46% стальной проволоки, 55% кальцинированной соды, 25% синтетических каучуков, 21% каустической соды, 17% полиэтилена, 27% осветительных ламп, 17% металлорежущих станков, 18% синтетических смол и пластмасс, 10% автомобильного бензина, 15% дизельного топлива, 12% топочного мазута и других видов продукции.

В отраслевой структуре промышленного производства преобладает топливно-энергетический комплекс, продукция которого составляет около половины общего объема товарной продукции. Сегодня производственные мощности республики позволяют осуществить переработку порядка 45 млн тонн нефти в год, и по этому показателю Башкортостан занимает первое место среди субъектов РФ. В последние годы на предприятиях нефтеперерабатывающей отрасли наметились положительные тенденции: при активном обновлении производства повышается глубина переработки нефти, улучшаются качественные характеристики выпускаемой продукции, растет ее конкурентоспособность.

Ныне отмечается динамичное развитие экспортоориентированных и импортозамещающих производств, в том числе в таких отраслях, как нефтехимия, черная и цветная металлургия, машиностроение и металлообработка. Оживление отмечается и в отраслях, ориентированных на внутренний рынок: производство строительных материалов, легкая, лесная, деревообрабатывающая, целлюлозно-бумажная, стекольная, пищевая и медицинская промышленность.

Республика занимает третье место в России по производству продукции сельского хозяйства. Занимая 3,4% общей площади сельхозугодий и 3,8% пашни, сельскохозяйственные товаропроизводители выпускают около 4% от общего производства по стране.

На ближайшее время (до 2005 года) намечено поэтапное обновление экономики республики на основе структурной перестройки регионального хозяйства и повышения эффективности использования накопленного потенциала. В этой связи нельзя не отметить определенную практическую новизну подхода к структурным преобразованиям в Башкортостане, где реформирование системы хозяйствования отличается последовательностью и сохранением государственного регулирования. Используемый при этом системный подход охватывает все отрасли экономики и социальной сферы, что позволяет решать многоаспектные задачи, в том числе территориального и регионального значений. Социально-экономическая политика республики предполагает мягкое и постепенное вхождение в рыночную систему хозяйствования, осмысленное разгосударствление, комплексную структурную перестройку регионального хозяйства.

В то же время следует признать, что не все стратегические приоритеты экономического развития республики определены окончательно и абсолютно обозначены. Проблема заключается в сложности возникших за многие десятилетия структурных диспропорций, с одной стороны, и в ограниченности инвестиционных ресурсов с другой.

При этом со всей остротой встает вопрос о стратегии развития региональной экономики. Правительством республики взят курс на всемерное повышение конкурентоспособности экономики путем эффективной реализации мощного промышленного потенциала на основе инновационной деятельности во всех сферах народного хозяйства.

На современном этапе экономического развития экономики республики обозначились следующие проблемы в системе промышленности:

- слабая рыночная ориентация предприятий и низкий уровень использования рыночных механизмов;

- невысокая конкурентоспособность продукции;

- 2/3 менеджеров – выходцы планово- административной системы, они не способны наладить эффективный механизм управления производством и сбытом в рыночных условиях;

- недостаток информации о конъюнктуре внешних рынков;

- неразвитая производственная инфрастуктура;

- неэффективность и неотрегулированность взаимодействия производства с торговлей;

- слабое развитие малого и среднего производственного бизнеса;

- отсутствие инновационности, невостребованность новых научно-технических решений;

- неэффективность структур управления;

- незначительный внутренний платежеспособный спрос на многие виды продукции, в том числе товары народного потребления.

При решении обозначенных проблем следует учитывать:

- наличие и перспективы спроса на продукцию (товары, работы, услуги);

- наличие конкурентных преимуществ того или иного производства (цена, качество, сервис, экологические аспекты);

- возможное мультипликативное воздействие производства (возникновение цепной реакции «вытягивания» сопряженных отраслей и производств).

Как показывает мировой опыт, такой эффект может дать:

1) развитие легкой промышленности, ТЭК, АПК, жилищное строительство, сфера услуг и др.;

2) бюджетозначимость предприятия и производства;

3) перспективы создания новых рабочих мест (причем экономически оправданных);

4) способность к саморазвитию (возможности самофинансирования на расширенной основе);

5) инновационность (передовые технологии, новые материалы, оригинальные конструкции и пр.);

6) нацеленность на выпуск конечного продукта.

Сегодня пришло четкое осознание, что наряду с сохранением и упрочнением уже занятых позиций (прежде всего это касается реализации потенциала топливно-энергетического комплекса), необходимо ускоренное развитие обрабатывающей промышленности республики (в первую очередь машиностроения, химической, деревообрабатывающей, легкой и пищевой). Республике нужна сильная обрабатывающая промышленность, способная удовлетворить потребности внутреннего рынка и отвечать требованиям мирового рынка. Это означает, что обрабатывающая промышленность должна осваивать и внедрять высокотехнологические процессы и ориентироваться на мировые стандарты. Такой подход показывает, что по мере технологического обновления обрабатывающие отрасли будут приобретать конкурентоспособность и, как следствие, экспортную ориентацию.

В процессе формирования стратегии регионального развития полезно использовать принципы и практику создания локальных рынков (в рамках смежных территорий), взаимовыгодных для всех участников. Речь идет о тесном экономическом сотрудничестве между регионами России. Для республики большие возможности открывает налаживание двухсторонних связей с соседними регионами (Татарстан, Оренбургская и Челябинская области, Чувашская Республика). Специализация внутри макрорегиона и межрегиональный обмен способны вызвать цепь взаимосвязанных структурных сдвигов, направленных на повышение эффективности региональных хозяйств.

В последнее время внешнеэкономическая деятельность приобретает все большую роль в развитии и функционировании экономики Республики Башкортостан.

Существует объективная основа усиления воздействия этого фактора на экономику республики. Со стороны производительных сил она заключается в углублении международного разделения труда и развитии производственной кооперации; в укреплении экономической целостности мира; в интернационализации национальных хозяйств; в развитии региональных интеграционных экономических группировок.

Конкретное наполнение внешнеэкономических отношений, т. е. их абсолютные и относительные масштабы, географию, эффективность, динамику предопределяет место страны (территории) в международном разделении труда, общее состояние экономики страны, ее участие или неучастие в международных экономических организациях, договорах, в региональных интеграционных группировках, внешнеэкономическая политика других государств и другие, объективные и субъективные обстоятельства.

 

Республика Башкортостан как субъект Российской Федерации на современном этапе активно осуществляет выход на международную арену. С принятием в октябре 1990 г. Декларации о государственном суверенитете Башкортостан заявил о себе как о надежном, стабильном регионе, способном сотрудничать на равных не только с другими субъектами РФ, но и со странами ближнего и дальнего зарубежья, а также с международными организациями.

Динамичному развитию международных и внешнеэкономических связей способствовала проводимая на протяжении десяти лет активная внешнеэкономическая политика. Важным этапом на этом пути стало заключение в 1994 году Соглашения между Правительством РФ и Правительством РБ в области международных и внешнеэкономических связей, а также подписание Договора между Российской Федерацией и Республикой Башкортостан «О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти РБ». Это придало новый дополнительный импульс развитию международных и внешнеэкономических отношений.

За годы суверенитета в республике для регулирования внешнеэкономической деятельности создана обширная правовая база, совершенствуется и развивается ее инфраструктура, создаются совместные предприятия, открыты представительства за рубежом и в регионах России, расширяются торгово-экономические связи.

Сегодня на территории республики действуют законы «О координации внешнеторговой деятельности в Республики Башкортостан», «Об иностранной инвестиционной деятельности в РБ», «О международных договорах», программы «Развития внешнеторговой деятельности РБ на 2001-2002 годы» (проект находится на согласовании), «Повышения инвестиционной привлекательности РБ» и другие нормативные документы.

Самостоятельность позволила республике самой определять внешнеэкономическую политику, разумно распоряжаться природными ресурсами, мощным производственным потенциалом, и тем самым позволила сохранить ей экономическую и инвестиционную активность.

В настоящий момент, являющийся переходным периодом к новым экономическим отношениям, РБ становится активным участником внешней экономической деятельности (ВЭД), продолжая наращивать свои усилия в расширении внешнего экономического сотрудничества (ВЭС) и закреплении как внутрироссийском, так и на международном рынке. Именно в этом видится выход в разрешении назревшего круга проблем в экономике республики, оставшейся от прежней социалистической системы хозяйствования.

Вплоть до 90-х годов РБ не имела собственной системы ВЭД, вся ВЭД республики направлялась из центра. Предприятия РБ, являющиеся крупнейшими в стране производителями целого ряда товаров, не имели прямого выхода на мировой рынок. Тем не менее, к началу 90-х гг. экономика РБ отличалась довольно сильным развитием ряда промышленных отраслей и отраслевых комплексов. Среди последних федеральное значение получили топливно-энергетический,нефтехимический, машиностроительный и агропромышленный комплексы. Как в целом народное хозяйство бывшего СССР, экономика Башкортостана страдала характерными для административно-командной системы управления изъянами – высокой степенью концентрации и монополизации производства и в значительной степени узкой специализацией, отсутствием конкуренции, отставанием отраслей производственной инфраструктуры.

Для экономики РБ к перечисленным факторам добавились и собственные специфические региональные черты, которые оказывают существенное влияние на характер реформ в хозяйственной сфере. К ним, прежде всего, относится преимущественно сырьевой характер продукции отраслевых комплексов, низкий удельный вес наукоемких изделий и продуктов конечного народнохозяйственного потребления и товаров для населения. Для экономики РБ характерна также отсталая, ресурсоемкая технология с громадными нарушениями экологического равновесия. Высокая монополизация производства в большинстве промышленных отраслей, на транспорте, в связи, строительстве, узкая специализация, тесная взаимосвязь ведущих отраслей промышленности с регионами бывшего СССР, странами СЭВ наряду с вышеназванными факторами обусловила для республики особую сложность решаемых проблем на этапе перехода к рыночным отношениям.

В историческом аспекте развитие межрегиональных связей республики в период суверенитета можно условно разделить на три этапа:

Первым этапом, являющимся точкой отсчета следует считать день принятия Декларации о государственном суверенитете РБ в октябре 1990 года. Принятие Декларации закрепило за республикой новый политический статус, открыло перед ней большие возможности для самостоятельного решения жизненно важных вопросов: активизации ВЭС РБ, активного включения республики в МРТ.

Второй этап – это этап межрегионального сотрудничества (1992-1996гг.). Именно в этот период межрегиональное сотрудничество облекается в форму межгосударственных договоров и соглашений. Партнерами республики становятся соседние области и республики. Были заключены договора и соглашения с Чувашской республикой, Республикой Татарстан, Оренбургской и Челябинской областями, открыто Представительство РБ в Москве.

Третий этап – это современный этап межрегионального сотрудничества, который начался в 1996 году и длится по сей день. Все усилия республики направлены как на установление новых межхозяйственных, межрегиональных связей, так и на укрепление и расширение ранее установленных связей.

Либерализация международных и внешнеэкономических связей субъектов федерации дала возможность республике динамично развивать внешнеэкономическую деятельность. Республика успешно осваивала мировой рынок, увеличивая число стран – торговых партнеров. Так, в 1995-96 гг. торговля на государственном уровне велась более чем с 70 странами мира; в 1997-98 гг. – ВЭС РБ охватывали уже около 80 стран, а в 1999-2000 году более 90 стран. Были подписаны соглашения с крупными финансово-промышленными группами, концернами, фирмами о торгово-экономическом сотрудничестве. Расширение географии внешних связей обеспечивалось растущей самостоятельностью республики, либерализацией ВЭД, становлением законодательной базы.

За годы реформы республика выдвинулась на одно из ведущих мест во внешнеэкономической сфере среди регионов РФ, продолжая наращивать свои усилия в расширении ВЭС и закреплении на международном рынке. Успешному развитию ВЭС РБ прежде всего способствуют следующие факторы:

- наличие развитой промышленной и сельхозиндустрии, значительных природных ресурсов (доля сырьевых продуктов в экспорте республики оставляет порядка 70%);

- прохождение по территории республики различных, в т.ч. и стратегических коммуникаций, прежде всего железнодорожных, автомобильных, трубопроводных и др.;

- обеспеченность квалифицированными научно-исследовательскими и научно-производственными кадрами;

- стабильная социально-политическая обстановка, собственная концепция «мягкого вхождения» в рынок;

- нормальное развитие межэтнических отношений и др.

В то же время экономическое развитие РБ в период суверенитета выявило стоящие перед республикой проблемы:

- недостаточный опыт в области ВЭД как у органов власти, так и у предприятий Башкортостана;

- недостаток специалистов в области международных экономических отношений;

- перегруженность народного хозяйства производством средств производства;

- преобладание крупных и сверхкрупных предприятий (эта и предыдущая проблемы остались республике в наследство от прежней социалистической системы хозяйствования);

- неконкурентоспособность продукции большинства отраслей народного хозяйства РБ (кроме сырьевых) на внешних рынках, вследствие высокой себестоимости (большая энерго- и материалоемкость производств и пр.);

- отсутствие общих границ с иностранными государствами, а также непосредственного выхода к морским пространствам (что также увеличивает себестоимость продукции предприятий республики при выходе на зарубежные рынки).

Таким образом, для достижения успеха во ВЭС республике предстоит большая работа по преодолению всех негативных моментов. Выход видится в структурной перестройке экономики (изменение приоритетов развития), в разработке и применении безотходных технологий, наиболее рациональном размещении производства по территории, изменении сырьевой ориентации экспорта.

Основой развития приоритетных отраслей экономики РБ является мобилизация внутренних ресурсов, а также создание благоприятных условий для привлечения иностранных инвестиций, кредитов. Мировая практика показывает, что иностранные инвестиции помогают стране, региону, ставшим на путь реформирования и модернизации своей экономики вырваться из «замкнутого круга» технической и организационной отсталости.

Итак, для усиления интеграции в мировую экономику республике необходимо:

- развивать экспортный потенциал и конкурентоспособность продукции;

- делать упор на местные сырьевые ресурсы;

- ориентироваться на экспорт конечных товаров;

- развивать отдельные импортозамещающие отрасли и производства;

- привлекать иностранный капитал;

- использовать уникальные природные условия;

- учитывать экологические аспекты.

Анализ вышеизложенной информации позволяет определить цели РБ в сфере ВЭД. Это: развитие всестороннего сотрудничества с ближним и дальним зарубежьем, регионами РФ, иностранными компаниями, фирмами, банками и другими международными организациями для достижения экономического роста республики посредством внедрения передовых технологий и научных разработок, постепенного включения в систему международного разделения труда и интеграции республики в мировое хозяйство.

В связи с тем, что участие Башкортостана в международных экономических отношениях (МЭО) началось сравнительно недавно, многие направления еще просто не развиты или находятся в начальной стадии развития. Показатели внешнеторгового оборота РБ по годам значительно варьируются. При этом возрастает объем внешнеторгового оборота по экспорту, а по импорту он снижается.

МЭО включают:

- международную торговлю товарами и услугами;

- международное движение капиталов и инвестиций;

- миграцию рабочей силы;

- международные валютно-финансовые и кредитные отношения.

Для России и РБ характерно явное преобладание внешней торговли товарами (По данным 2000 года, ВТО – 2,9 млрд долл., экспорт – 2,6 млрд долл., экспорт нефти и нефтепродуктов – 78,4%). Все большее значение в последние годы приобретает движение зарубежных капиталов и инвестиций. Трудовая миграция, торговля услугами и торговля результатами творческой деятельности явно уступают масштабам внешней торговли товарами, и в данной работе они не рассматриваются, тем не менее, выработка оптимальной международной специализации и дальнейший курс на интеграцию в мировое хозяйство уже в ближайшей перспективе будут способствовать большому вовлечению этих сфер в международный обмен.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 799; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.039 сек.