Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Бюджетные полномочия




ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЮДЖЕТНОГО ПРОЦЕССА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Тема 1.3

Европейская хартия местного самоуправления, раскрывая в статье 9 финансовые ресурсы органов местного самоуправления, указывает, что органы местного самоуправления имеют право в рамках национальной экономической политики на обладание достаточными собственными финансовыми ресурсами, которыми они могут свободно распоряжаться при осуществлении своих полномочий.

Подобный подход получил свое отражение в российском законодательстве при регулировании бюджетных и налоговых отношений в сфере местного самоуправления. Финансово-правовые отношения в муниципальной сфере регулируются не только Конституцией РФ и Федеральным законом № 131-ФЗ, но и Бюджетным и Налоговым кодексами, законами субъектов Российской Федерации и муниципальными нормативно-правовыми актами, к которым в первую очередь относятся уставы муниципальных образований и нормативные акты, посвященные регулированию бюджетного процесса на муниципальном уровне и регулированию местных налогов.

Таким образом, совокупность норм, содержащихся в статьях 38, 52-65, 75 и некоторых других Федерального закона № 131-ФЗ, позволяет говорить о существовании самостоятельного правового института «финансовая основа местного самоуправления», в состав которого входят нормы вышеуказанных нормативных актов. В Бюджетном кодексе к институту «финансовая основа местного самоуправления» непосредственно относятся прежде всего статьи 14, 27, 61-65, 67, 96, 100-121, 104, 107, 111, 115, 117, 119-121, 129-131, 139-142, 157, а также нормы, обеспечивающие единство бюджетной системы Российской Федерации, бюджетный процесс, ответственность за нарушение норм бюджетного законодательства. В Налоговом кодексе нормы статей 12, 15, 59, 67 прямо регулируют отношения, возникающие в рамках финансовой основы местного самоуправления.

Для бюджетных средств, являющихся базой финансовой основы местного самоуправления, характерно следующее:

· бюджетные средства находятся в ведении публичного субъекта (муниципального образования), который осуществляет их учет и управление через уполномоченные органы;

· распоряжение бюджетными средствами осуществляется исключительно органами местного самоуправления путем утверждения бюджета (иные способы недопустимы);

· бюджетные средства имеют исключительно целевой характер (статья 38 Бюджетного кодекса);

· бюджет облекается в специальную правовую форму – нормативного правового акта (решения) представительного органа муниципального образования о бюджете (статья 11 Бюджетного кодекса);

· бюджетные средства (операции с бюджетными средствами) подлежат специальному учету, основанному на принципе «единства кассы» (статья 216 Бюджетного кодекса);

· целевой характер бюджетных средств предполагает непрерывный муниципальный финансовый контроль за получателями бюджетных средств и их расходованием;

· нарушение целевого характера бюджетных средств влечет их изъятие у правонарушителя;

· нарушение целевого характера бюджетных средств влечет ответственность;

· бюджетные средства защищены от неосновательного изъятия институтом «иммунитетов бюджетов» (статья 239 Бюджетного кодекса).

Бюджеты муниципальных образований (местные бюджеты) являются составной частью бюджетной системы Российской Федерации и представляют собой форму образования и расходования денежных средств в расчете на финансовый год, предназначенных для исполнения расходных обязательств соответствующего муниципального образования (статья 14 Бюджетного кодекса). Можно сказать, что местные бюджеты разделяются на два вида, образующих различные уровни бюджетной системы Российской Федерации: бюджеты муниципальных районо, городских округов, внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и бюджеты поселений.

Каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет. Использование органами местного самоуправления иных форм образования и расходования денежных средств для исполнения расходных обязательств муниципальных образований не допускается. В качестве составной части бюджетов поселений могут быть предусмотрены сметы доходов и расходов отдельных населенных пунктов, не являющихся поселениями. Порядок разработки, утверждения и исполнения указанных смет определяется органами местного самоуправления соответствующих поселений самостоятельно.

Органы местного самоуправления обеспечивают сбалансированность местных бюджетов и соблюдение установленных федеральными законами требований к регулированию бюджетных правоотношений, осуществлению бюджетного процесса, размерам дефицита местных бюджетов, уровню и составу муниципального долга, исполнению бюджетных и долговых обязательств муниципальных образований. Формирование, утверждение, исполнение местного бюджета и контроль за его исполнением осуществляются органами местного самоуправления самостоятельно с соблюдением требований, установленных Бюджетным кодексом и Федеральным законом № 131-ФЗ, а также принимаемыми в соответствии с ними региональными законами.

Органы местного самоуправления в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, представляют в федеральные и (или) региональные органы государственной власти отчеты об исполнении местных бюджетов. Проект местного бюджета, решение об утверждении местного бюджета, годовой отчет о его исполнении, ежеквартальные сведения о ходе исполнения местного бюджета и о численности муниципальных служащих органов местного самоуправления, работников муниципальных учреждений с указанием фактических затрат на их денежное содержание подлежат официальному опубликованию. Органы местного самоуправления поселения должны обеспечить жителям поселения возможность ознакомиться с указанными документами и сведениями в случае невозможности их опубликования.

В местных бюджетах в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации раздельно предусматриваются средства, направляемые на исполнение расходных обязательств муниципальных образований в связи с осуществлением органами местного самоуправления полномочий по вопросам местного значения и расходных обязательств муниципальных образований, исполняемых за счет субвенций из бюджетов других уровней для осуществления отдельных государственных полномочий.

Бюджет муниципального района (районный бюджет) и свод бюджетов городских и сельских поселений, входящих в состав муниципального района (без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами), образуют консолидированный бюджет муниципального района.

Бюджетная система Российской Федерации основывается на определенных принципах, которые распространяются и на местные бюджеты, а именно:

· единства бюджетной системы Российской Федерации;

· разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы Российской Федерации;

· самостоятельности бюджетов;

· равенства бюджетных прав субъектов Российской Федерации, муниципальных образований;

· полноты отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов;

· сбалансированности бюджета;

· эффективности и экономности использования бюджетных средств;

· общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов;

· гласности;

· достоверности бюджета;

· адресности и целевого характера бюджетных средств.

Следует особо отметить принцип равенства бюджетных прав муниципальных образований (статья 31.1 Бюджетного кодекса), который означает определение бюджетных полномочий органов местного самоуправления, установление и исполнение расходных обязательств, формирование местных бюджетов, определение объема, форм и порядка предоставления межбюджетных трансфертов в соответствии с едиными принципами и требованиями, установленными Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Договоры и соглашения между федеральными и региональными органами государственной власти, органами государственной власти и органами местного самоуправления, не соответствующие Бюджетному кодексу, являются недействительными.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-23; Просмотров: 392; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.