Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 3. Культура Древнего Востока




Часть 1. Индо-буддийский тип культуры.

 

Одной из оригинальных и величественных культур, существующих на нашей планете, является индо-буддийская, сформировавшаяся главным образом на территории Индии. Тысячелетняя культурная традиция Индии сложилась в тесной связи с развитием религиозных представлений её народа. Духовная культура этой страны на протяжении всего исторического развития не имела кардинальных изменений, она всегда считалась самой духовной культурой Востока.

Археологические и литературные источники свидетельствуют, что культура Индии насчитывает около 5 тысячелетий и может быть рассмотрена с точки зрения двух больших периодов: времени хараппской цивилизации, сложившейся в долине реки Инд (2500-1800 гг. до н.э.), и арийского – охватывает всю последующую индийскую историю и связан с приходом и расселением арийских племён в долинах рек Инд и Ганг.

В данной лекции будут рассмотрены следующие вопросы:

1. Хараппская цивилизация.

2. Индоарийский период.

Самобытность индийской культуры во многом обусловлена особенностями индийского этноса. В его формировании участвовали многочисленные разноязыкие племена и народности – от местных дравидов до пришлых ариев. По сути индийский народ является суперэтносом, включающим в себя несколько самостоятельных народов.

Ещё в III тыс. до н.э. на территории Индии сложилась развитая индская цивилизация, закат которой наступил при не выясненных до сих пор обстоятельствах в середине II тыс. до н.э. Её центрами были Хараппа и Мохенджо-Даро. Они отличались целенаправленным планированием городских построек по сравнению с беспорядочными постройками поселений Месопотамии. Строения состояли из трёх этажей. Кроме того, индское население пользовалось для строительства обожженным специальным способом кирпичом. Жители городов сооружали сложнейшие канализации, строили, кроме жилых, общественные здания, зернохранилища. При раскопках была обнаружена общественная купальня – необычное гидротехническое сооружение, возможно, для ритуальных омовений, зал собраний, училище. На основании этого можно сказать, что архитектура индов достигала высокого уровня развития. Найденные при раскопках вещи свидетельствуют о развитых до совершенства ткачестве, прядении, оружейном искусстве, скульптуре, ювелирном и декоративно-прикладном искусстве. Нитки пряли из шерсти и волокон хлопкового дерева. Из них ткали тонкие разноцветные ткани. Орудия труда и оружие делали из меди и бронзы. Статуи создавали из камня и песчаника, и они отражали высокое мастерство передачи движений человеческого тела.

Сделанные из золота, серебра, всевозможных драгоценных камней ювелирные украшения носили и мужчины, и женщины.

Декоративно-прикладное искусство нашло своё отражение в совершенстве уникальной посуды. Глиняные предметы расписывались узорами и орнаментом различных цветов.

Однако мировоззрение и идеи людей этой эпохи остаются для нас тайной из-за неразгаданности их письменности.

Основой индской экономики было высокоурожайное поливное земледелие. Известно о культивировании пшеницы, ячменя, гороха, дыни, в долине Инда возделывался рис. Выращивался хлопок; изделия из него вывозились в другие страны. О развитии животноводства можно судить по костным останкам коз, буйволов, свиней и ослов. В экономике индских городов важную роль играла торговля. На это указывает развитое ремесло, продукция которого производилась на продажу, находки рыночных помещений и множество гирь.

Важным свидетельством культурного уровня древнейших жителей Индии является наличие письменности. Надписи сохранились на керамике, на металлических вещах и главным образом на печатях, где изображены нередко сложные мифологические сцены.

Данных о религиозных верованиях сравнительно немного. На основании находок большого числа женских терракотовых статуэток предполагается существование культа богини-матери. И это вполне вероятно, так как такой культ держится прочно и в современной Индии. Изображение на некоторых печатях трехликого божества, окружённого животными, явно напоминает позднейшего Шиву в образе “Владыки скота”.

Высокий уровень производительных сил, наличие крупных городов, ремесленных и торговых центров, а также письменности свидетельствуют о том, что общество индов далеко ушло от состояния первобытности. Различия в уровне благоустройства жилья, а также между богатыми и бедными захоронениями предполагают значительное имущественное расслоение.

Хорошо налаженная городская жизнь индов, которой могла руководить только сильная администрация, мощные цитадели говорят в пользу существования вполне сформировавшегося государства с правительственным аппаратом.

Индская цивилизация – третья по древности на земном шаре после Египта и Шумера. Её важнейшими достижениями было создание собственной системы письма, выработанные каноны благоустроенных городов, сложные устройства для удаления дождевых вод и нечистот, в достаточной мере самобытная и интересная скульптура, изготовленная из камня и бронзы.

Хараппская культура оказала заметное воздействие на своих соседей. Через её посредство на территории Индостана распространилась металлургия и гончарное ремесло; под её влиянием складывалась культура осёдлых земледельцев и скотоводов.

В первой половине II тыс. до н.э. города индской цивилизации запустевают, на их оплывших руинах возводят свои невзрачные лачуги племена, пришедшие из Белуджистана. Исчезает письменность и характерное искусство. Цивилизация индов приходит в упадок.

Наличие прямой преемственности между индской цивилизацией и последующей историей Индии пока установить трудно. Отчасти это объясняется изменением характера источников: если для периода хараппской цивилизации единственным источником наших знаний о Древней Индии являются данные археологии, то для периода индоарийской и буддийской культуры решающее значение приобретают данные литературных памятников, пока лишь частично соотносимые с данными раскопок.

Эти памятники разнообразны: сборники религиозных гимнов, жертвенных и магических формул, описаний ритуала, толкований и комментариев к священным текстам. Они объединяются в понятие “веды”, т.е. знания. Древнейшая из вед – “Ригведа” (“Веда гимнов”), передавалась устно из поколения в поколение. Гимны Ригведы воспевают множество богов. Древнейшей основой ведической религии был культ природы и её явлений. Самаведа – сборник песнопений. Яджурведа – сборник молитв, под которые совершались жертвоприношения при музыкальном сопровождении. Атхарваведа содержала собрание заклинаний и магических формул. Веды послужили основой для создания двух грандиозных литературных эпосов: “Махабхараты” и “Рамаяны”.

На базе вед возникло и тайное философско-религиозное учение “Упанишад”, которое расширило и конкретизировало ведическое учение с точки зрения формирования мировоззрения древних индийцев. Центральным понятием Упанишад является Тримурти – троица главных богов: Брахмы (Атмана), Вишну и Шивы.

Брахма – создатель вселенной и мира. Вишну – охранитель космического порядка и мира. Шива, имеющий 1008 имен, носитель космической энергии, созидательной и разрушительной одновременно. Он воплощает доброе и злое начало, он всемогущ, может существовать в видимом и невидимом состояниях.

Согласно Ведам, первоначально Атман, создав самого себя посредством своей собственной воли, принял облик гигантского первочеловека Пуруши. Он послужил материалом для социального устройства общества, деления на варны: из уст Пуруши произошли брахманы – жрецы (высшая каста Индии), из рук – кшатрии – воины, из бёдер – вайшьи – земледельцы и ремесленники, из ног ‑ шудры – рабы и военнопленные. Переход из варны в варну был невозможен, принадлежность к варне передавалась из поколения в поколение.

Авторами Вед и Упанишад учёные полагают выходцев из индоевропейских народов, прародиной которым, по всей вероятности, служила когда-то территория степных пространств к северу от Черного моря. Начало распада индоевропейской общности приходится на III тыс. до н.э. С этого времени индоевропейские племена распространяются на Балканы, в Малую Азию, а затем через Среднюю Азию и Иран проникают в Индию. Среди индоиранцев был широко распространён термин “арий”, т.е. благородный. Так называли себя лица, принадлежавшие, скорее всего, к знатным родам. Поэтому индоиранские племена в науке часто называют арийскими. Собственно та часть ариев, которая проникла с течением исторического времени в Индию и стала индоариями – создателями Вед.

На основе изучения языка и мифологии древнейших гимнов “Ригведы” можно в общих чертах представить занятия и характер общества индоариев. В тексте гимнов упоминаются металлические изделия – медные и бронзовые топоры, мечи и т.д., возможно, было известно и железо. Встречаются названия злаков и орудий земледелия. Некоторые божества выступают в качестве покровителей земледельческого труда. Но основным видом богатства считалась не земля и не зерно, а скот, в особенности коровы. В ведийской мифологии войны между богами и героями велись обычно ради добычи коров. Даже само слово “война” в ведийском языке буквально значит: “поиски коров” (гавишти).

Еще до распада арийской общности возникло социальное неравенство, произошло выделение жречества и военной знати, тогда же появились и рабы. Термин для обозначения раба в Ведах (“даса”) нередко смешивается с термином для обозначения врага, чужака (“дасью”). Вероятно, рабы были по преимуществу из иноплеменников.

Просачивание индоарийских племен в Индию было медленным и постепенным. Отношения пришельцев с местными народами далеко не всегда были мирными, но в конце концов происходило взаимопроникновение культур.

Самым важным достижением в истории Индии конца II – первой трети I тыс. до н.э. было хозяйственное освоение долины Ганга, прежде покрытой джунглями, с редкими поселениями охотников и земледельцев. Широкое распространение земледелия в этом районе было связано с освоением металлургии железа. Ведущим пахотным орудием был плуг, в который запрягались волы. Применялось искусственное орошение посредством каналов; известно было водочерпательное колесо. Выращивался ячмень и пшеница, но все большее распространение получал рис. К тому же Индия, по-видимому, является первой страной в истории земледелия, где стали выращивать сахарный тростник. Сохраняло важное значение скотоводство.

Поздние части Вед содержат упоминание о ремеслах:кузнецах, ювелирах, гончарах, тележниках, колёсниках и т.д. Укреплённые посёлки долины Ганга постепенно превращаются в города. Веды позволяют судить и о развитии частной собственности. Нередко упоминаются споры о земельных участках, сообщается о дарении земли частным лицам. Поздние части Вед делят людей на “лучших” и “скверных”, причём под “лучшими” имеются в виду пользующиеся богатством и почётом, а слово “скверный” означает прежде всего бедняка, занимающего низкое социальное положение.

Постепенно племенная аристократия превращается в верхушку раннеклассовых государств. Источники содержат массу терминов для обозначения военной знати; некоторые из них восходят к индоевропейской древности (“раджа”, сравни лат. “рекс” ‑ царь) или индоиранской (“кшатрия”, ‑ сравни древнеперс. “хшаятхия” ‑ царь). Границы древнейших государств были весьма неопределённы. Правители называли себя царями не страны, а племени или народа. Государства складывались на племенной основе. Как во всех древних обществах, царская власть имела сакральный характер, была связана с культами плодородия.

Еще в период индоиранской общности у ариев существовали жреческие роды. Храмов в Индии не было до конца I тыс. до н.э. Жертвы богам приносились под открытым небом на специально построенных алтарях. Жрецы совершали возлияние сомы (бог солнца) – особым образом приготовленный напиток. Боги, называвшиеся “дэва”, обычно были антропоморфны, но обладали бессмертием и могуществом в сравнении с человеком.

Некоторые обряды, совершаемые жрецами, отличались сложностью и дороговизной, для их совершения и произнесения соответствующих текстов и формул требовались специально подготовленные люди – наследственные жрецы-брахманы. Значение брахманов основывалось главным образом на их роли в культе и на их знаниях и образовании – брахманы владели как религиозной, так и интеллектуальной информацией. Брахманы вообще считали своё происхождение более высоким, чем происхождение кшатриев, так как они полагали себя посредниками между людьми и богами. Постепенно жречество и военные оформились в замкнутые элитарные сословия – варны. Низшими варнами при этом считались вашьи и шудры.

Варновый строй освящался религией, где утверждалось, что тело человека смертно, а душа вечна и после смерти переселяется в другое тело и возрождается вновь. Всё зависит от поведения любого человека при жизни (закон кармы): если оно добродетельно, то душа человека возрождается среди более высоких существ, а если греховно – среди низших, вплоть до последнего животного или червя. Учение о карме является основой морально-этического учения во всех индийских религиях вплоть до настоящего времени.

Вторая половина I тыс. до н.э. в истории Индии интересна во многих отношениях. Наиболее заметным событием в политической области было образование государств общеиндийского масштаба, а в области идеологии – возникновение и оформление первой мировой религии – буддизма, которая окрасила собой один из самых ярких взлётов человеческой культуры – буддийской культуры.

Середина I тыс. до н.э. ознаменовалась в Индии духовным брожением. Древние религии, основанные на племенной ограниченности и исключительности, уже не соответствовали потребностям развитого гражданского общества с его отходом от традиций родового строя, классовым антагонизмом и вполне сложившимися формами государственности. По стране скитались многочисленные вероучители, проповедовавшие новые религиозные воззрения. Эти странствующие учители защищали разные, а подчас и противоположные точки зрения: некоторые были фаталистами (адживики), другие – материалистами (чарваки), третьи проповедовали спасение посредством аскетизма (джайны) и т.д. Но все эти учения объединяла оппозиционность старым брахманским концепциям. Некоторые из новых учителей создавали свои религиозные организации – общины верующих или монахов. Постепенно ведущей из них становится буддийская община.

Что касается политической жизни, то Индия во второй половине VI в. до н. э. ведет борьбу против завоевателей Александра Македонского. По преданию возглавил эту борьбу Чандрагупта, около 317 г. до н.э. свергнувший династию Нандов и основавший свою династию Маурьев.

Наивысшего расцвета империя Маурьев достигла при внуке Чандрагупты Ашоке. В это время она охватывала почти всю Индию. Главной задачей, стоящей перед новым царём, стало сплочение в единое целое большого числа народов, различающихся по языку, культуре, уровню социального и экономического развития.

Насущно необходимым было создание идеологической основы империи. Постепенно Ашока останавливает свой выбор на буддизме, всячески поддерживает буддистскую общину строительством культовых сооружений и способствует распространению этого учения. Ашока сам принял буддизм и вмешивался в дела буддистской общины, назначая специальных чиновников, которые заботились о поддержании её единства.

Образование и почти полуторавековое существование первого всеиндийского государства имели огромное значение. Оно способствовало развитию населявших его народов, их сближению и обмену культурными достижениями. Индия долгое время была свободна от внешних завоеваний и нашествий. Установились торговые и политические отношения со странами Средиземноморья.

Что касается самого буддистского учения, то предание связывает его появление с именем Сиддхартхи Гаутамы, кшатрия из племени шакьев. В возрасте 29 лет он ушел “от мира”, через 7лет около города Варанаси начал свои самостоятельные проповеди и затем 40 лет бродил по долине Ганга, излагая своё учение. Ученики и последователи называли его Буддой (“Просветлённый истиной”), поэтому за его учением утвердилось название “буддизм”. В это учение многое перешло из ведийской религии. Но некоторые положения делают буддизм особой религиозной и философской системой: непостоянство мира и отсутствие вечной души, определение жизни как страдания. Мир вследствие незнания нами его истинной сущности только кажется нам постоянным; на самом деле он всё время изменяется.

Суть буддизма содержится в проповеди Будды о четырёх “Благородных истинах”. Согласно первой – всякая жизнь есть зло и страдание; вторая утверждает, что причиной жизни и новых перерождений является сама жажда жизни, т.е. желания человека; третья провозглашает возможность спасения от зла жизни; четвёртая объявляет путь спасения через состояние абсолютной уравновешенности, подавление всяких эмоций, страстей и т. д. Высшей целью, к которой должен стремиться верующий, является достижение нирваны – состояния духа человека, освободившегося от всех земных страстей и привязанностей. Буддистское спасение означает не достижение счастливой вечной жизни, а вечное избавление от неё.

В ведийской религии считалось, что высокое сословно-кастовое положение не только даёт человеку право на общественные привилегии, но и служит показателем его морального совершенства. В буддизме же родовитость, сословно-кастовая и этническая принадлежность считались не способными серьёзно облегчить достижения нирваны. В этом смысле все люди равны, но только в этом. Тем не менее уравнение людей в духовной области соответствовало потребностям гражданского общества и способствовало дальнейшему превращению буддизма в мировую религию.

В буддистский период культура получает своё всестороннее развитие. Широко распространяется грамотность, особенно среди горожан. Эдикты Ашоки записаны алфавитом брахми, который возник, возможно, на основе какого-то вида семитского письма, но отличался от последнего обозначением гласных звуков и фонетически правильным расположением алфавитных знаков.

В это же время возникает письменная литература, повествовательная и научная, на разных языках, главным образом на санскрите. Значительная часть её является лишь письменной редакцией произведений, имевших устное происхождение и вековую традицию. В частности, в это время будут записаны знаменитые эпические произведения: “Махабхарата” и “Рамаяна”. Записываются буддистские наставления об искусстве управления государством (сборник “Артхашастра”), популярными становятся сборники нравоучительных рассказов, широко использующие фольклорный материал (“Панчатантра”, джатаки, т.е. рассказы о перерождениях Будды). Сборник “Панчатантра” получил широчайшее распространение за пределами Индии; еще в средние века он был переведён на многие языки (арабская версия – “Калила и Димна”, древнерусский “Стефанит и Ихнилат”) и оказал влияние на многие произведения мировой литературы (“Тысяча и одна ночь”, “Декамерон”).

Индийские литературные произведения чаще всего приписывались каким – либо богам или мудрецам. Первое художественное произведение, имеющее авторство, это жизнеописание Будды, принадлежащее поэту Ашвагхоше. Самым прославленным из древних буддистских поэтов является драматург Калидаса.

Индийский театр имеет, по-видимому, самостоятельное происхождение. По крайней мере, в источниках с середины I тыс. до н.э. упоминаются профессиональные рассказчики, певцы, плясуны, труппы бродячих актёров. Сюжетами драм были чаще всего героические или любовные истории, заимствованные из эпоса. Прозаический текст перемежался со стихотворным. Частыми были песенные и танцевальные номера. Не полагалось изображать на сцене убийства, сражения, мятежи. Пьеса должна была иметь счастливый конец. Действующие лица говорили на разных наречиях в соответствии с их общественным положением. Занавес на сцене отсутствовал, реквизит был минимальный.

Что касается архитектуры и изобразительного искусства, то в ведийский период крупных культовых сооружений не возводилось. Величественные дворцы Чандрагупты и Ашоки, о которых сообщают греки, были построены из дерева и не сохранились. Известны главным образом буддистские памятники каменного зодчества – пещерные храмы и монастыри, иногда огромных размеров, со сложной архитектурой, а также – ступы – сооружения курганного характера, предназначенные для хранения главным образом святынь. В маурийскую эпоху появляются и первые наземные храмы. Храм издревле проектировался архитекторами, исходя из сакральных знаний о законах гармонии мира. Его геометрия включает соотношения в режиме “золотого сечения”. Образ завершения мира символизируется прямоугольной формой храма, в противопоставление круглой форме мира, управляемого космическими движениями. В то время как сферичность неба неопределённа и недоступна никакому измерению, прямоугольная или кубическая форма священного здания выражает определённый и неизменный закон. Вот почему всю сакральную архитектуру можно рассматривать как развитие одной основной темы превращения круга в квадрат. В возникновении индийского храма развитие этой темы со всем богатством её метафизического и духовного содержания прослеживается особенно ясно.

Первые памятники скульптуры также связаны с буддизмом. Это знаменитая резная ограда вокруг Большой ступы в городе Санчи, рельефы Бхархута, памятные колонны со сложными капителями (одна из них – Сарнатхская колонна с изображением четырёх львов – стала гербом Индийской Республики). В скульптуре первых веков новой эры были матхурская и гандхарская школы. Первая, названная так по имени города Матхуре, возникла на чисто индийской основе и явилась развитием традиций маурийского периода. Вторая называлась по имени Гандхары, области на крайнем северо-западе страны, и представляла собой сплав индийских и среднеазиатских традиций при сильнейшем влиянии эллинистического искусства. В традициях двух этих школ впервые стал изображаться Будда и сложился его иконографический облик.

Живопись Древней Индии известна в основном по настенным росписям буддийских пещерных храмов и монастырей.

Естественные науки также получили определённое развитие в культуре Древней Индии. Лучше всего известны достижения индийцев в области математики и астрономии. Исключительным по важности вкладом в мировую культуру и науку было создание индийскими математиками десятичной позиционной системы счисления с применением нуля, общепринятой в настоящее время. Получившие всеобщее распространение “арабские” числа в действительности заимствованы у индийцев. Сами арабы называли их “индийскими”. Древние индийские математики знали такие действия, как извлечение квадратных и кубических корней, решение квадратных уравнений и уравнений первой степени с двумя неизвестными, пользовались таблицами синусов. Астроном Арьябхата знал, что Земля ‑ шар и вращается вокруг своей оси, что видимые планеты находятся на разных и притом огромных расстояниях от Земли, утверждал, что наша планета движется в космосе, а небо неподвижно.

Относительно познаний индийцев в других науках (механике, гидростатике, химии) можно судить в основном по их практическим достижениям в строительстве храмов, каналов, плотин, кораблей, по их успехам в металлургии, в приготовлении красок, лекарств, ядов и противоядий. Индийская медицина славилась далеко за пределами Индии. Многие достижения индийцев в естествознании были восприняты сирийцами и арабами, а затем стали известны и в средневековой Европе.

Трудно переоценить культуру Древней Индии: она занимает исключительное место в мировой культуре. Без неё мир казался бы гораздо беднее. Эта культура оказала огромное влияние как на Востоке, так и на Западе, продолжает оказывать это влияние до сих пор, и именно поэтому можно с полной уверенностью сказать, что культура Древней Индии, благодаря своему величию, давно причислена к лику бессмертных культур человечества.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 528; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.03 сек.