Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Средневековья




Лекция 5. Культура Западной Европы в эпоху

Средние века – это период зарождения, господства и разложения феодализма в Европе, продлившийся с V по конец XIV – начало XV века. Средневековье было временем выхода на историческую арену молодых народов, которые миновали в своем социокультурном развитии стадию рабовладения и перешли от родоплеменных отношений к государственному бытию.

В данной лекции будут рассмотрены следующие вопросы:

1. Феодальные отношения как основа экономической жизни средневекового общества.

2. Католическая церковь и ее приоритетное значение в политико-идеологической и духовной сферах культуры. Формирование религиозного сознания и символического мышления.

3. Возникновение светской аристократии, ее социальные функции. Тенденции сепаратизма и централизации в политике зрелого Средневековья. Правовые документы эпохи.

4. Города и городская культура.

5. Сословия средневекового общества и формирование сословной морали.

6. Эстетические представления и художественная культура европейского Средневековья.

Культура европейского Средневековья возникла на руинах античной римской культуры. Ослабление и распад центральной власти Римской империи сопровождался смутами, войнами, хозяйственной разрухой и упадком нравов. Дряхлевшая греко-римская античность пала под ударами варваров. Едва ли не единственной ценностью уходящего в прошлое античного мира для молодых народов стало христианство. Именно религиозная идея, возникшая на периферии Римского мира, стала консолидирующим и объединяющим началом молодой европейской варварской культуры.

Приоритетное значение христианской идеи для формирующейся средневековой культуры определилось уже в эпоху генезиса нового общества. Оно было связано с наличием чуть ли не единственной хорошо организованной и централизованной силы в распадающемся мире церковной организации. Христианство сумело решить важнейшую историческую задачу своего времени ‑ вывести народы Европы из варварского состояния, опираясь при этом не столько на предшествующий социокультурный опыт, сколько противостоя ему. На протяжении всего Средневековья шла ожесточенная борьба с греко-римским языческим наследием. Новый мир уничтожал не только памятники материальной культуры прошлого, но и подверг радикальному пересмотру мир греческих и римских идей. Античные идеалы мудрости и красоты официальная христианская идеология заменила идеей беспомощности человеческого разума и греховности его плоти. В теоцентрической картине мира были абсолютно противопоставлены безупречный небесный мир и порочный земной, всемогущество Бога и ничтожность человека. Несмотря на утверждение официальной церковью идей смирения, кротости, любви и милосердия, общественное сознание и общественное бытие эпохи Средневековья были весьма противоречивы. В них соединялось несоединимое: жестокость в преследовании инакомыслящих (еретиков и язычников) и христианское милосердие; изощренные богословско-схоластические споры интеллектуально-духовной элиты и невежество основной массы населения; варварское пренебрежение к человеческой личности и христианская забота о спасении души; необходимость во всем руководствоваться религиозными догматами и необыкновенная устойчивость архаических обычаев, никак не согласовывавшихся с канонами христианской веры.

Христианское учение как мощный духовно-преобразующий и консолидирующий общество фактор стало основой средневекового мировоззрения. Наука, философия, образование, искусство находились под строгим религиозным контролем и обслуживали церковные нужды. Церковь регламентировала не только важнейшие события человеческой жизни (рождение, свадьбу, смерть), но и повседневность. Церковные правила определяли распорядок дня, церковный календарь устанавливал дни праздников, церковный колокол отсчитывал время. На христианских понятиях добродетели и греха строилась нравственность. Правовые кодексы предусматривали наказание за преступления против веры.

Однако было бы неверно видеть своеобразие средневековой культуры только в ее религиозно-христианской окрашенности. На протяжении Средних веков в Западной Европе произошли сдвиги, которые имели лишь косвенное отношение к духу религиозности или даже совершались вопреки ему. В эпоху Средневековья начали зарождаться современные европейские нации, языки и государства, возник новый (по сравнению с античным) тип города, начала формироваться бюргерская культура, ставшая оплотом свободомыслия и антиклерикализма в последующую эпоху.

 

Термин “средние века”.

Сам термин появился в произведениях итальянских гуманистов (лингвистов и литераторов) для обозначения времени, отделявшего их эпоху (эпоху Возрождения) от периода классической древности (греческой и римской античности). В XVII веке в историческую науку уже прочно вошло деление всемирной истории на античность, средние века и новое время. Понятие “средние века” в историографии не приобрело строго научного смысла и хронологической определенности: начало и конец эпохи трактовались произвольно, как и значение этого времени в истории человечества. До XIX века средние века оценивались как время культурного регресса, невежества и мракобесия. В настоящее время историко-культурная значимость средних веков не оспаривается никем. Они рассматриваются как закономерный этап развития, обеспечивший преемственность в развитии человеческого социума.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 456; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.