Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 6. Культура эпохи Возрождения. 2 страница




Опираясь на христианские традиции средневековья, гуманисты Возрождения развивали античное натуралистическое и рационалистическое понимание человека, культивировали наслаждение жизнью в противовес тому же средневековому аскетизму и потустороннему христианскому духу.

Обращаясь к идеалам античности, гуманисты провозглашали идеи равенства в своих правах и возможностях, свободах и достоинствах, утверждали безграничные возможности индивида в самосовершенствовании и самореализации. Целью и предназначением каждой личности гуманисты считали позитивное созидание себя и окружающего мира.

В связи с тем, что исторический период Возрождения совпал с формированием централизованной монархии как предпосылки создания буржуазных государств, в идеях гуманистов, на волне патриотизма и высокой гражданственности, выделились два направления, которые различались по выбору путей и средств достижения упомянутых идеалов.

Гуманисты первого направления культивировали морально-правовое равенство посредством функционирования института частной собственности как гарант человеческой свободы и благополучия. Государство и общественные институты должны были служить средством обеспечения интересов каждого индивида, в связи с чем контроль за указанными институтами возлагался на суверенную личность, обладающую безграничными правами. Гуманисты данного направления отвергали сословное неравенство, порождающее личную независимость человека.

У истоков второго направления стоял Т.Мор и Т.Кампанелла, полагающие, что достижение гуманистических идеалов возможно благодаря социальному и имущественному уравниванию. Указанное направление отвергало частную собственность как источник неравенства и послужило основой формирования классового гуманизма.

Гуманисты эпохи Возрождения открыли новый этап и в осмыслении культуры, выдвинув на первый план идеал многогранной и свободной личность художника. Человек-творец в процессе творческого созидания должен превзойти природу и обнаружить в себе собственный талант. Ярким примером божественного возвеличивания индивида являются слова Пико делла Мирандоллы: “Сотворив человека и поставив его в центр мира, Бог обратился к нему с такими словами: “Не даем мы тебе, Адам, ни определенного места, ни собственного образа, ни особой обязанности, чтобы и место, и лицо, и обязанность ты имел по собственному желанию, согласно твоей воле и твоему решению. Образ прочих творений определен в пределах установленных нами законов. Ты же, не стесненный никакими пределами, определишь свой образ по твоему решению, во власть которого я тебя представляю” [6, 507].

Такой силы и власти над окружающим миром и самим собой человек не чувствовал ни в античности, ни в средние века. Только в эпоху Возрождения индивид начал осознавать себя творцом, не ограниченным ни природой, ни религией. В своей деятельности человек-творец не просто удовлетворяет свои интересы и нужды, но, вслед за Богом, творит мир, красоту, самого себя.

Таким образом, возрожденческая культура приобретает гуманистическое начало, провозгласив не только преобразование человеком окружающего мира, но и процесс глубочайшего самопознания и самосовершенствования.

Итальянское Возрождение в динамике становления его гуманистических идей определяется следующими хронологическими рамками: Проторенессанс (XII – XIII века), Раннее Возрождение (XIV – XV века) и Высокое Возрождение (XV-XVI века).

У истоков возрожденческого гуманизма стоял Данте Алигьери, изложивший свои идеи в “Божественной комедии”, а также в трактатах “Пир”, “Монархия” и в поэзии. “Божественная комедия” по своему художественному замыслу подытоживает развитие средневековой культуры и представляет своеобразный синтез философии, теологии, поэзии. С необычайной яркостью в ней нарисована громадная человеческая драма, неповторимость людских индивидуальностей и страстей. Данте считает христианскую догматику вечной истиной, но по-новому трактует отношения божественного и человеческого: человек выступает в тесном единстве с Богом. К земному блаженству его ведут два пути – человеческий разум и духовное поучение, исходящее от Духа Святого.

Предназначение человека Данте видит в стремлении соединиться с Богом, стать богоравным на земле. Идеал Данте не средневековый человек, отрешенный от мира во имя небесного блаженства, а человек, достигший своими деяниями земного совершенства. Важнейшей задачей всего человечества Данте считает максимальную реализацию возможностей индивидуального разума в практической деятельности.

Начало и утверждение гуманистических идей связаны с именем Франческо Петрарки – блестящего знатока античной литературы, истории, философии. Будучи верующим христианином, Петрарка в своем творчестве пытается соединить идеалы античности с ценностями христианской нравственности, провозглашая добропорядочную жизнь без нужды и излишеств. В духовном совершенствовании индивида Петрарка уделяет большое значение природе, как божественному источнику земной радости человека.

Среди родоначальников итальянского гуманизма был Джованни Боккаччо, получивший всемирную известность благодаря роману “Декамерон”. Роман начинается с описания страшного бедствия – чумы, которую автор наблюдал во Флоренции в 1348 году. Но чума не просто исторический факт, а художественный образ реального кризисного состояния общества, символ распада и разложения старого мира. Общество рассказчиков новелл “Декамерона” рождается из стремления преодолеть его хаос, анархию, противопоставить ему гармонию и свободу нового человека, открывшего иной мир – земной рай. Жизнь в данном мире не тяжкое бремя, не испытание аскетизмом, а эстетическое наслаждение свободой через внутреннее духовное развитие, утверждающее ум, доблесть, любовь, великодушие, нравственную чистоту.

С периода Раннего Возрождения изменяется отношение к искусству, которое начинает приобретать высокую социальную ценность. Эпоха поражает огромным числом гениальных художников. Живописцы и скульпторы воспевают духовную и физическую красоту человека, подчеркивая его индивидуальные черты. Внимание художников Возрождения привлекает реальный земной мир.

Основоположником нового направления в изобразительном искусстве явился Джотто, впервые начавший применять трехмерное объемное пространство, используя новые схематизмы и новации в области светотени. В церковных росписях художника прослеживается глубина человеческих переживаний.

Высокое Возрождение – это время наивысшего расцвета гуманистической культуры Италии, связанное с Титанами Ренессанса: Леонардо да Винчи, Рафаэлем Санти и Микеланджело Буонаротти.

Леонардо да Винчи – художник, обладающий разносторонними способностями и дарованиями: художник, теоретик искусства, скульптор, архитектор, математик, физик, механик, астроном, физиолог, ботаник, анатом, - это не полный перечень направлений его деятельности.

В творчестве Леонардо наиболее полно отразился универсализм творческой личности Возрождения, где отсутствуют ярко выраженные грани между художественной фантазией, средствами выразительности и научными открытиями. Одной из ярчайших работ Леонардо да Винчи является знаменитая фреска в миланском монастыре Санта-Мариа делла Грацие “Тайная вечеря”, изображающая момент встречи Христа с учениками и его слова “Один из вас предаст меня”. Символом эпохи является и знаменитый портрет Моны Лизы (“Джоконда”), поражающий своей необычайной глубиной и силой духовного воздействия. Среди шедевров Рафаэля Санти – величайшее произведение возрожденческой живописи – “Сикстинская мадонна”, несущая в облаках младенца Христа. В творчестве Микеланджело еще сильнее проявляется трагическое настроение, вызванное осознанием невозможности человека превзойти природу. Ярким примером тому является фреска Сикстинской капеллы Ватиканского дворца – “Страшный суд”. С периодом Высокого Возрождения связано творчество таких художников как Джорджоне, Тициана, Боттичелли.

Гуманистическое движение в культуре Возрождения достигло наивысшего расцвета в Италии. Но с XV века гуманизм начинает распространяться по всем западноевропейским странам, приобретая собственные национальные особенности.

Возрождение в Нидерландах

Крупнейшим представителем культуры Возрождения в Нидердандах был Эразм Роттердамский, пытавшийся изменить сам способ философствования, сделать его свободным и легким, как сама человеческая жизнь в ее духовной и физической непосредственности. Подлинную мудрость жизни Эразм видел в следовании христианской любви и милосердии. Полагая, что человеческое спасение исходит от Бога, он не исключал и большой роли человеческого участия, его свободного выбора в рамках заданных свыше возможностей. Естественное следование нормам нравственности означает придерживаться заповедей Христа. По мнению Эразма, царем в человеке является разум, который способен обуздать страсти и пороки. Так как в каждом человеке присутствуют два начала (богоподобная душа и тело), то наивысшей добродетелью является умение одолевать неискоренимые пороки. Одним из фундаментальных принципов этики Эразма Роттердамского являлась идея “ничего сверх меры”. Так как все в человеке раздвоено на противоположности, то только чувство меры, направляемое разумной волей, может вывести индивида на правильный жизненный путь. Таким образом, человеческая мораль базируется на свободе воли, предполагающей разумность. В этом смысле неоценимым по степени воспитания свободомыслия является произведение мыслителя “Похвала глупости”, получившее известность во многих странах. Эразму Роттердамскому также принадлежит заслуга в осуществлении первопечатного издания Нового Завета на греческом языке и его переводе на латынь, а также создание собственного произведения “Философия Христа”, культивирующего идеи личной связи человека с Богом.

Ярким представителем возрожденческой живописи в Нидерландах были братья ван Эйк, известные своим усовершенствованием техники масляной живописи. Одним из распространенных сюжетов художников стала бытовая живопись – тонкая и скрупулезная передача уюта, религиозно-созерцательная привязанность к миру вещей, облику и характеру обычного человека.

Художников итальянского и Северного Возрождения сближал интерес к человеку, но проявляется он по-разному. У нидерладских художников, в отличие от итальянцев, отсутстовало ощущение могущества и титанизма личности. Ценность индивида воплощалась в бюргерской добропорядочности, смирении, благочестии перед лицом создателя. В основе нидерландской живописи лежало уважение к своим будням, к миру вещей, мирской бюргерской жизни, полной религиозного миросозерцания и одухотворенности.

Не менее знаменитым художником в Нидерландах XV века был Иеронимус Босх, в творчестве которого сочеталась наблюдательность и пристальность с необычайной фантазией и гротеском. Картины художника полны изощренных религиозных сюжетов и передают смятение человеческой психики перед лицом духовной опустошенности.

Своеобразными сгустками нидерландской культуры были так называемые риторические общества, члены которых проявляли разнообразные творческие способности. Такие общества способствовали развитию образования и повышению культурного уровня нидерландцев.

Англия

Центром гуманистических идей Англии был Оксфордский университет, в котором работали передовые ученые и философы. Широкое развитие гуманистические идеи получили в социальной философии Томаса Мора, который занимал крайнюю антииндивидуалистическую позицию, отвергая сословность и частную собственность. В своей “Утопии” философ предлагает модель бесклассового устройства общества, основанного на общей собственности, ее равном распределении. Такое общественное устройство, по мнению Т. Мора, призвано исправить людей, испорченных классовой несправедливостью и паразитической властью.

Величайшая фигура английского возрождения Уильям Шекспир – драматург, создатель всемирно известных трагедий – “Гамлет”, “Король Лир”, “Макбет”, “Отелло”, комедий и исторических драм. Имя Шекспира также связано с подъемом театрального искусства Англии, его общедоступным демократическим характером, что способствовало широкому распространению гуманистических идей во всех сословиях.

Франция

Крупнейшим представителем французского возрождения был Мишель Монтень, славу которому принесли “Опыты” – небольшие изысканные эссе, написанные в вольной форме. В “Опытах” наиболее полно воплотилось французское свободомыслие эпохи Возрождения. В центре рассуждений Монтеня о природе и обществе – человек. Изучив множество философских и религиозных доктрин, Монтень приходит к выводу, что ни одна из них не может претендовать на абсолютную истину, поэтому единственной истиной бытия он считает саму жизнь. Жизнь человека – это неровное, неправильное, разнообразное движение, поэтому человеческой природе свойственны такие качества, как: изменчивость, непостоянство, противоречивость, составляющие мировой процесс бесконечного движения. Как истинный гуманист Монтень пытается доказать, что человек есть суверенное, самодостаточное и самоценное существо, находящееся в бесконечном процессе становления. Но этот процесс протекает относительно устойчивой сущности человека, которая является этическим стержнем и определяет основные жизненные позиции индивида. Натурализируя этику последнего, Монтень считает позитивизм и оптимизм высшим даром природы человеку, составляющим основу его мудрости. Нравственное учение Монтеня базируется, таким образом, на естественных основаниях, провозглашая свободу человеческого выбора на пути к его универсальности через нравственность.

Французская живопись и скульптура эпохи Возрождения в целом характеризуются как изящно-спокойные. Лучшие достижения живописи связаны с миниатюрой. Самым известным французским живописцем является Жан Фуке, создавший иллюстрации к знаменитым произведениям Возрождения, в том числе к “Декамерону” Боккаччо. Известны также и его портреты короля Карла VII и придворных.

К XVI веку во Франции начинает расцветать светская архитектура: возводятся нарядные дворцы и замки в окружении парков и башенных стен – так появляются архитектурные ансамбли.

В целом искусство французского Возрождения заложило светские черты в искусстве, которые достигли своего расцвета в художественной культуре Нового Времени.

Испания

Культура испанского Возрождения тесно связана с историей средневековой Испании.

В эту эпоху Пиренейский полуостров был завоеван арабами, с которыми в VIII-XV веках непокорившийся народ вел освободительную войну. Таким образом, вся средневековая история Испании связана с национально-освободительным движением против завоевателей. Это наложило определенный отпечаток на традиции испанской культуры, связанные в первую очередь с такими качествами, как: рыцарство, непреклонное чувство чести, горделивость, пламенность. Упомянутые идеалы имели к тому же устойчивую опору, которую представляла католическая власть.

Еще в период освободительной войны христианская церковь играла весомую воинственную роль, что, безусловно, способствовало укоренению религиозного фанатизма и у испанского народа. Поэтому церковь имела значительное влияние на культуру Возрождения Испании, которая изобиловала монахами, церковными традициями, монастырями и инквизицией.

В конце XV века Испания полностью освободилась от арабского завоевания и объединилась под властью “католических королей”, которые дали толчок расцвету испанской монархии в XVI веке. Однако, несмотря на власть монархии, художественная культура испанского Возрождения имела глубокие народные корни, питаясь героическим наследием государства. Культуру испанского народа поддерживала и интеллигенция в лице гуманистов, поэтов, философов, противостоявших власти и подвергавшихся гонению.

В таких условиях складывалось искусство испанского Возрождения. Если живопись была полностью подчинена церковной власти, то литература была более смелой и решительной. В этой связи широкое распространение получили рыцарские и шутовские романы. Родоначальником упомянутого жанра был Фернандо де Рохас, известный своей трагикомедией “Селестина”. Его продолжателем явился великий испанский писатель Мигель де Сервантес, создавший знаменитую рыцарскую пародию-роман “Дон Кихот”, в котором ярко отразились героические тенденции испанского общества. Основоположником испанской драмы был Лопес де Вега – автор знаменитых произведений: “Собака на сене”, “Учитель танцев” и др.

Как уже было сказано в отличие от литературы, испанская живопись была более подвержена влиянию католической церкви и поэтому проникнута религиозными настроениями, выраженными в набожности.

Первым подлинно великим испанским художником был Эль Греко, названный так по своему греческому происхождению. В историю художественной культуры Эль Греко вошел как неповторимый художник. Один из его современников сказал: “Это великий живописец, произведения которого достойны вечной славы, но этот особенный мастер шел всегда одиноко по своему пути”. Даже религиозность художника проявлялась по-особенному: в его картинах “Благовещение”, “Крещение”, “Воскресение” и др. наблюдается некое иллюзорно-волшебное, мистическое видение, что сближает его с барочной и одновременно экспрессионистской живописью. Еще одним характерным признаком живописи Эль Греко является деформация фигур, их вытянутость в длину.

Ярчайшим художником испанского Возрождения был также Диего Веласкес, которого называли художником-психологом благодаря психологической правдивости, “живописи” его изобразительных персонажей.

Таким образом, Возрождение в Испании носило более противоречивый характер, чем в других европейских странах. Причиной тому была тесная связь гуманистических идей с католицизмом.

Реформация

В культурном и историческом развитии Западной Европы важное значение принадлежало идеям Реформации. Это широкое социально-политическое и религиозное движение, возникшее в начале XVI века в Германии и Швейцарии, было направлено на преобразование христианской религии. Идеи Реформации, как и гуманистические идеалы, дали мощный толчок развитию новых капиталистических отношений. Важным объединяющим фактором обоих направлений был протест против всеобъемлющей власти католической церкви, которая была международным центром всей Западной Европы, как духовным так и политическим. Церковь являлась крупнейшим феодалом, владея третьей частью всех земель и угодий. Ревностно защищая феодальный строй Римско-католическая церковь стала главным противником идей гуманистов и реформаторов.

Однако, на этом противостоянии действующей католической власти общность двух направлений заканчивается. Можно сказать, что идеи гуманизма и реформации являются разнополюсными по отношению к католицизму: отвергая церковные уставы, они выдвигают во многом противоположные мировоззрения. Если гуманисты видели в человеке наиболее совершенное творение Бога, распространяя на него все божественные качества, такие как: созидание, способность творить, познавать и преобразовывать мир, то реформаторы провозглашали идею полного ничтожества человека перед лицом Господа.

Таким образом, гуманистическому титанизму Реформация противопоставила уединенность, жизненному оптимизму – суровый дух добровольного аскетизма, эстетическим идеалам – принципы этической морали, воспеванию разума – презрение к “умствованию” и т.д. Результатом Реформации стало отделение от католического вероисповедания третьей разновидности христианства – протестанцизма. Крупнейшими протестантскими движениями стали: лютеранство, кальвинизм, англиканство, а также ряд сект: баптисты, методисты, адвентисты, квакеры и др.

Нравственный протест реформаторов против “безбожия” католической власти вызвал живой отклик у верующих людей всех сословий. Начало Реформации связывают с выступлением немецкого теолога Мартина Лютера против индульгенции – грамоты церкви об отпущении грехов. В 1517 году Лютер потребовал от церковной власти возврата к первоначальным нравственным принципам христианства, с его простотой, искренностью, духовным самоотречением.

Отрицая посредничество между Богом и человеком, Мартин Лютер отвергает как католическую власть, в частности, так и церковную иерархию в целом. По его мнению, человек не должен искать промежуточные инстанции для спасения, которые “крадут” у человека непосредственное общение с Богом. Все идеи ложного спасения человека лежат, по мнению Мартина Лютера, в актах пожертвований, умилостивлениях Бога через обрядовые служения и монашество – все это является противным самой сущности христианства. Спасение в истинном значении возможно лишь в отказе от внешних проявлений веры, в поисках внутриличного состояния веры через духовный аскетизм. Единственным наставником человека в вопросах веры должно быть Священное Писание, как критерий христианской религии. Лютер настаивал на праве каждого верующего иметь собственное толкование нравственных устоев библейского текста, которые должны подкрепиться свободой совести. С этой целью он взял на себя право перевода Библии на немецкий язык, сделав Священное Писание доступным народу Германии.

Стержнем протестантского мировоззрения стала идея “все от Бога”, то есть спасение человека зависит только от божественной воли, а потому человеку остается лишь уповать на Бога и верить в свое спасение. Истинно верующий в свое спасение по “божьей воле” должен принимать и стойко переносить все жизненные испытания, стремясь к внутренней чистоте и духовной стойкости. Мартин Лютер заложил основы нового подхода к человеческому труду. Бескорыстное христианское служение, по его мнению, должно воплощаться в упорном и усердном труде, выполнении обыденной работы не ради достижения успеха, а во имя сохранения божественного миропорядка – эта лютеранская идея способствовала формированию принципиально новой культуры человеческой жизнедеятельности и труда, что явилось ценным вкладом в становление раннебуржуазной идеологии.

Зародившись в Германии, Реформация выходит за ее пределы. Следующим центром этой идеологии становится Швейцария, где обосновывается одно из мощных течений протестанства во главе с Жаном Кальвином. Каливинизм, следуя идеям лютеранства, еще более упростил богослужебные культы, отделив церковь от государственной власти. Учение Жана Кальвина провозглашает идею фатального божественного предопределения, в котором еще до рождения “человек либо включен в число “спасенных”, либо его ждет погибель. Степень прижизненной веры не влияет на человеческую судьбу. Кальвин призывал человечество к ограничению потребностей, предельному аскетизму, упорному труду, совершенствованию мастерства. Критика роскоши и праздности приводила к полному отрицанию художественного творчества, внешних эстетических форм самовыражения.

В этом отношении близок к идеям Кальвина был англичанин Джон Нокс, который явился основателем английского протестантизма – так называемого “пуританизма” (от анг. – “чистый”, “истинный”). Пуритане в идеях и жизнедеятельности провозглашали строгое соблюдение обязанностей, простоту в отношениях, аскетического самоограничения, отрицали эстетику, праздность и роскошь. Пуритане выдвигали религиозную “самость”, выступая в качестве носителей божественной миссии, избранных божественной волей.

Таким образом, идеи Реформации сыграли немаловажную роль в становлении человеческого сознания, открыв перед человеком новые формы религиозного мировоззрения, опирающиеся на собственную разумность, сознательность, совесть, самостоятельность в нравственном выборе, суждениях и поступках.

Если говорить об эпохе Возрождения в целом, то идеи гуманистов и реформаторов способствовали формированию нового человека буржуазного общества – независимого индивида.

Два разнохарактерных мировоззрения выразили новый подход к миру, человеку, культуре. Неслучайно оба направления стали духовной основой и объектами поддержки со стороны новой идеологии индустриальной буржуазной цивилизации.

 

Библиографический список:

 

1. Баткин Л.М. Итальянское Возрождение. Проблемы и люди. М.: РГПУ, 1995.

2. Бицилли П. М. Место Ренессанса в истории культуры. – СПб., 1996.

3. Буркхардт Я. Культура Возрождения в Италии. – М., 1996.

4. Введение в культурологию. Учебное пособие для вузов/Отв. ред. Е. В. Попов. – М: Владос, 1996.

5. Дмитриева Н.А. Искусство Северного Возрождения/ краткая история искусств. Вып. 2. М.: Искусство. 1991. С. 5-84.

6. История эстетики: памятники мировой эстетической мысли. Т.1. – М., 1962.

7. Культурология. Курс лекций / Сост. И отв. ред. А.А. Радугин. – М.: Центр, 2003.

8. Культурология в вопросах и ответах. Учебное пособие/ под ред. Проф. Г.В. Драча. М.: Гардарики, 1999. С. 137-146.

9. Культурология: учебное пособие для вузов/ под ред. Проф. А.Н. Марковой. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. С. 137-149.

10. Рутенбург В. И. Титаны Возрождения. – Л., 1976.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 680; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.16 сек.